Настольные игры иногда пересекаются с темой спорта. Но вот какой момент, одна из самых популярных спортивных игр – это футбол. А настольных игр про футбол как-то не очень много. Про одну из них рассказывает тов. Pard. По его мнению, это лучший представитель жанра.
Я – не самый большой любитель футбола, но эта настольная игра, Time of Soccer, просто покорила меня. И дело вовсе не в футболе. Но – обо всём по порядку.
Каждый игрок владеет своим собственным футбольным клубом и стремится преуспеть в этом. По ходу партии каждому клубу предстоит сыграть 10 матчей регулярного чемпионата и от 1 до 3 матчей – в борьбе за кубок. Но для этого ещё необходимо создать хорошую команду, и более половины игрового времени игроки заняты именно этим. Этот на редкость увлекательный процесс организован следующим образом.
В штате клуба есть вербовщик, занимающийся тем, что постоянно разъезжает по кварталам условного городка и от имени клуба заключает выгодные контракты. Да, практически за всё и всем нужно платить, тщательно планируя бюджет клуба. Движение во всём городке одностороннее, да ещё и со множеством запрещённых поворотов, так что над выбором оптимального маршрута приходится думать, тем более, что вербовщики из конкурирующих клубов так и норовят успеть к лакомому клиенту раньше тебя. Более опытные вербовщики движутся по городку быстрее, но и зарплату требуют более высокую.
Наиболее желанные контракты, конечно, это – договоры с телевидением и на размещение рекламы на домашнем стадионе: они приносят стабильный доход от каждого домашнего матча, и к тому же дают премии за победы. А чтобы победить, конечно же, нужны хорошие футболисты и тренеры:
Каждый футболист способен играть только на определённых позициях – вратарём, защитником, полузащитником или нападающим, нередко ещё и именно на правом или левом краю поля. Поэтому в команду нужно брать футболистов на конкретные позиции, хотя их, конечно, можно пробовать переставлять, – с учётом, естественно, их способности играть на разных позициях, – с тем, чтобы усилить нападение или защиту команды. Помимо силы игры на конкретной позиции, некоторые футболисты обладают ещё дополнительными умениями, как за игру на конкретной позиции, так и в связке с другим футболистом, который обладает таким же умением. По какой схеме будет играть команда, больше в защите или в нападении, определяет главный тренер. В штат можно дополнительно взять ещё одного или двух тренеров, которые будут повышать конкретные способности, имеющиеся у футболистов, но им тоже нужно платить. Так что составление плана на игру – очень увлекательная головоломка. Просуммировав способности всех футболистов, играющих в нападении, игрок по таблице определяет уровень нападения команды, то же самое делается и для защиты. Чем больше разница в уровнях нападения одной команды и защите другой, тем больше голов она может забить.
Сколько конкретно забьёт команда, зависит… от броска кубиков 🙁 Да, это – самая плохая часть игры, которую критикуют абсолютно все. Для примера, по таблицам получается, что команда 10-го уровня (практически чемпионский уровень) может забить команде 1-го уровня (чуть выше начального, дворового) от 0 до 15 голов, а пропустить – от 0 до 4! То есть, результат изменяется в пределах от 16:0 до 0:4. Это какая-то фантастика, причём скорее хоккейная. Пользователи BGG предлагают разные варианты поправки такой нелепицы.
Мой вариант даёт более реалистичные результаты матчей и заключается в следующем. Предполагается, что команды играют в силу своего реального уровня, но, в зависимости от результата броска одного кубика, в данном матче выступят на 1 уровень сильнее или слабее, отдельно для защиты и для атаки. В указанном примере встреча команд 10-го и 1-го уровней скорее всего закончится со счётом 3:0, с возможными отклонениями от 2:0 до 4:0. Я выложил памятку для этого варианта на BGG, и, после ламинирования, на ней ещё и удобно рассчитывать уровни своей команды – в оригинальной игре это нужно делать в уме. Не очень представляю, как в таком случае партия укладывается в заявленные 2 часа, если мы свою играли почти 4, причём расчёты проводили быстро, сразу после покупки очередного футболиста и определения его места в составе, а не заново перед каждым матчем. Конечно, у нас много времени ушло на освоение правил и понимание того, как лучше всего действовать вербовщиком, но всё же…
Футболистов можно продавать, и за выгоду от его продажи отвечает секретарь клуба. Опытный секретарь может выторговать довольно приличную сумму даже за слабого футболиста. Есть в игре и интервью – публично наобещав побед, получишь за них (если сбудется обещанное) победные очки, или (если не сбудется) потеряешь часть фанатов. Фанатов добавляет клубу опытный журналист, лестно расписывающий успехи клуба после каждого матча, а их количество влияет на доходы клуба.
Чтобы прибавить игре настоящего футбольного настроения, в своём пнп-комплекте я сделал плитки футболистов, основываясь на статистике выступления настоящих игроков на чемпионате мира 2018:
Подвожу итоги. Игра – интересная даже для тех, кто равнодушен к футболу, поскольку больше заточена на построение эффективного экономического движка, и игрокам постоянно приходится лавировать между сиюминутными выгодами и вкладами в перспективу. Время за ней пролетает незаметно, так как ты постоянно занят размышлениями о своём клубе, и испытываешь сильные эмоции много раз за партию, а не всего один раз, в самом конце, как это нередко бывает в других долгих настолках. Игра радует глаз, – в ней много перемещающихся по красивым полям компонентов, а в моём редизайне она радует ещё больше:
А где можно взять этот редизайн?
Спасибо, Pard, захотелось распечатать себе )
А где файлы можно взять?
@Аноним
В статье — всего одна ссылка. Как её можно не заметить? Футболисты, поле и памятка — в моих редизайнах, планшет — авторский, всё остальное есть в TTS.
На bgg есть программа под android для расчета силы команды.