Блог о настолках открывает новую серию обзоров, посвящённых новинкам, представленным на выставке в Эссене в 2009 году. В первом обзоре Alt рассказывает про Tobago — игрушку про поиски сокровищ.
Собственно, этим обзором я начинаю серию, посвященную новым играм, демонстрировавшимся на выставке в Эссене. Обзоры постараюсь писать, что называется, как только, так сразу. По-прежнему, все они будут основаны на реальном опыте игры.
Вообще, Тобаго — это остров небольшого архипелага, расположенного между Атлантическим океаном и Карибским морем. Ну, а если Карибы, то, конечно, пираты, которые зарыли на острове сокровища. Действие игры происходит тем не менее в наше время, когда двое-четверо смелых игроков на вездеходах-амфибиях, находят и выкапывают золотые сундуки. Игра состоит из серий определений точного места клада, поездки туда на вездеходе, выкапывания и дележа добычи.
Итак, из трех неправильных частей-ромбов и трех специальных картонных фиксаторов собирается игровое поле. Каждая часть двусторонняя и по-разному комбинируя стороны, можно добиться различных ландшафтов острова. Собранный остров состоит из гексов ландшафта, которые бывают следующими: луга, леса, горы, пляжи, реки, озера. Вокруг острова океан — единственное место, по которому не умеют ходить вездеходы игроков. На гексы острова свободно выставляются 3 пластиковые пальмы, 4 хижины и 3 каменных истукана а-ля остров Пасхи. Есть правило, касаемое взаимного расположения одинаковых элементов, но оно не сильно ограничивает возможности расстановки.
Каждый игрок выкладывает из стопки карт улик по одной карте на стол, основывая тем самым несколько столбцов, которые будут расти сверху вниз. Рядом с каждым столбцом выкладывается горсть кубиков-маркеров одного цвета. Всего в игре 4 таких столбца, но в начале партии их столько, сколько игроков. Здесь необходимо рассказать о картах улик.
На этих картах схематически изображено некое множество гексов, где находится или не находится клад. Например, карта может говорить о том, что клад находится не на пляже или о том, что клад закопан на гексах, расположенных рядом с пальмами. Таким образом, игроки, выкладывая в какой-нибудь столбец новые карты улик, должны уменьшать количество гексов-претендентов_на_место_клада до того момента, пока не будет точно известно, где находится клад. Выкладывая карту улики из руки в один из столбцов, игрок должен соблюдать правила. В частности, новая улика обязательно должна уменьшать количество возможных захоронений клада хотя бы на один гекс и она не должна противоречить предыдущим уликам в этом столбце. Также, естественно, не разрешается выкладывать такую улику, которая уменьшает количество подходящих гексов до нуля.
Итак, игроки в начале игры формируют начало нескольким столбцам и кладут по жетону своего цвета на выложенные ими из колоды карты улик. Вообще, игроки всегда кладут по жетону своего цвета на каждую выложенную ими карту улики — чем больше игрок участвовал в определении местоположения клада, тем больше он получит при дележе добычи. Потом каждый игрок получает руку из 4 карт улик и выставляет фигурку своего вездехода на любой гекс острова. Начинается игра. В свой ход игрок может совершить одно действие из двух возможных: выложить улику в один из столбцов или путешествовать по острову на своем вездеходе.
Если игрок выкладывает улику (и жетон своего цвета на нее), то он пополняет руку до 4 карт. Потом все игроки смотрят, насколько много гексов теперь подпадают под ограничения столбца улик. Если игроки видят, что количество гексов-претендентов уменьшилось уже достаточно, они могут, для собственного удобства, пометить каждый такой гекс с помощью кубиков-маркеров, лежащих в этом столбце карт улик. Кубиков каждого цвета в игре 17 штук. При дальнейшем сужении числа “подозреваемых” кубики будут сниматься с тех гексов, которые “оправдались”. Если на карте остался единственный кубик какого-либо цвета — значит клад обнаружен и осталось его выкопать. Чтобы это сделать, нужно приехать на место своим вездеходом.
Игрок может передвигать вездеход, тратя 3 очка действия в ход. За одно очко действия вездеход способен переместиться на любую дистанцию в пределах одного ландшафта или пересечь границу двух ландшафтов, проехав при этом всего один гекс. Более того, если игрок привел вездеход в гекс для раскопки, он теряет все оставшиеся очки действия в этот ход.
Итак, если на ходу игрока клад обнаружен (остался последний кубик какого-либо цвета) и вездеход игрока находится на гексе с этим кубиком, то игрок может выкопать клад. Это выглядит следующим образом: игрок кладет жетон своего цвета на стол ниже последней карты столбца карт улик, относящихся к выкопанному кладу. Теперь каждый игрок берет из колоды карт сокровищ столько карт, сколько жетонов своего цвета находится в этом столбце. Игроки смотрят вытянутые карты, не показывая другим, потом собирают их в одну стопку, добавляют в нее вслепую еще одну карту из колоды сокровищ и перемешивают. Получившаяся стопка — это и есть клад. Пора его делить.
Каждая карта сокровищ содержит некоторое количество монет — от 2 до 6 или череп с костями. Карт последнего вида всего две в колоде и если такая карта встречается в стопке клада, клад называется проклятым. Как видно, до поры до времени каждый из игроков знает лишь какую-то часть содержимого клада. Игрок может знать все содержимое клада лишь в том случае, если именно он проводил всю работу по вычислению местонахождения и выкапыванию (то есть, все жетоны на столбце карт улик одного цвета).
Итак, дележ. Вскрывается верхняя карта стопки клада. Начинает принимать решение игрок, чей жетон самый нижний в столбце (то есть, в начале дележа тот, кто выкопал клад). Игрок решает, возьмет ли он эту карту или спасует. Если игрок пасует, то право выбора передается игроку, чей жетон лежит выше предыдущего. Если же игрок берет карту, то он кладет ее перед собой рубашкой вверх и возвращает свой жетон из столбца в свой личный запас, после чего вскрывается следующая карта стопки клада и все начинается сначала, с самого нижнего из оставшихся в столбце жетонов.
Если вся дорожка из жетонов столбца пройдена снизу вверх и все игроки все время говорили “пас”, то карта сокровища уходит в сброс и вскрывается следующая. Дележ заканчивается, когда кончились карты клада или на столбце не осталось жетонов игроков (остатки клада — в сброс) или была вскрыта карта с черепом и костями (клад проклят). Если клад проклят, то остатки клада не делятся и уходят в сброс. Помимо этого, игроки, хотя бы один жетон которых остался в столбце, должны сбросить самую ценную из своих карт сокровищ. Однако, этого штрафа можно избежать, сбросив жетон амулета (подробнее об амулетах — ниже). После дележа, карты улик столбца уходят в сброс, а игрок, который взял последнюю карту сокровища из стопки клада, начинает этот столбец по новой, выкладывая карту улики из руки и добрав после этого руку до 4 карт.
Каждый раз после раскопки и дележа клада случается мистическое явление: океан выбрасывает на остров амулеты. Игроки мысленно проводят вектор от каждой статуи в направлении, куда смотрит каменное лицо и выкладывают жетон амулета на гекс на этом векторе, после которого сразу следует океан. Если на этом гексе уже есть амулет, второй не выкладывается. После этого все статуи поворачиваются на 60 градусов по часовой стрелке, то есть лицом по направлению к следующему из соседних гексов. Амулеты нужны не только как защита от проклятого клада, есть еще несколько бонусов, которые они дают игроку.
Подобрать амулет с гекса игрок может двумя путями. Если в начале хода вездеход игрока уже находится на гексе с амулетом, то игрок может забрать амулет и дальше ходить как обычно. Если игрок на своем ходу приехал вездеходом на гекс с амулетом, то его тоже можно взять, однако это завершит передвижение вездехода по текущему очку действия.
Сбросив амулет в банк игрок может:
— защититься от проклятого клада.
— снять один из кубиков-маркеров с острова и вернуть в банк, уменьшив таким образом количество вероятных местонахождений клада.
— сбросить всю руку и набрать из колоды улик другие карты.
— сыграть две карты улики в ход.
— проехать вездеходом на 6 очков действия в ход.
Помимо этого в варианте игры для продвинутых игроков присутствуют еще две возможности амулетов.Игра заканчивается после момента, когда при формировании стопки клада для дележа заканчивается колода карт сокровищ. Если карт для клада не хватает, сброс карт сокровищ перемешивается и необходимый остаток добирается из новой колоды. Однако, игра завершается сразу после дележа этого клада. Игроки считают количество монет на своих картах сокровищ и набравший большинство объявляется победителем.
Бруно Файдутти признается, что планировал создать подобную игру вместе с Сержем Лаже, но Брюс Аллен — автор “Tobago” — опередил их. Бруно очень нравится оригинальность механик и качество этой игры, однако я затрудняюсь назвать целевую аудиторию, для которой она разрабатывалась. Для детей эта игра может быть слишком сложна: процедура нахождения в уме пересечения нескольких множеств при планировании хода нетривиальна и требует собранности и внимательности. Для гиков “Tobago” слишком рандомен при дележе кладов. Наверное, эта игра все-таки для взрослых казуальных игроков. Тем не менее, процесс игры действительно интересен, свеж и оригинален. Игра особенно должна понравиться тем, кто играет не ради победы, но ради самого процесса. С моей точки зрения, игра заслуживает 6 баллов + 1 балл за оригинальность геймплея и компонентов.
P.S.: Кстати, издается игра силами Zoch и Gigamic. Зная, как любит один всем известный магазин привозить в Россию игры именно этих издательств, я думаю, что скоро “Tobago” появится в розничной продаже за рубли.
Уже появилась — 1,5 штуки стоит.
А как насчет языка? много ли там текста на английском?
@angelo
В игре вроде как вообще текста нет. Только в правилах 😉