Тов. ZoRDoK опубликовал у нас на форуме обзор игры Три мушкетёра, в котором рассказывается об игровых компонентах, о правилах игры и впечатлениях от неё. Общий вывод автора таков: несмотря на недочёты в правилах, игра получилась очень хорошая.
О чём это всё
Перед нами французская разработка Звезды, кооперативная игра на 2-5 человек в стиле один-против-всех. Общий процесс напоминает американские игры, но с немецким балансом (впрочем, такая смесь отличает большинство французских игр). Мушкетёры пытаются пробраться сквозь дворец к королеве, сражаясь с гвардейцами и Рошфором. За ними тайком подсматривает Миледи, соблазняя то одного, то второго, и пытаясь выведать главный секрет — кто же из бравой четвёрки несёт настоящие сокровища.
Компоненты
На удивление, компоненты радуют. Мы уже привыкли к тому, что у Звезды хорошо получаются лишь миниатюрки (кстати, одни из лучших в мире), но сейчас, похоже, ситуация исправляется. Коробка от игры имеет рифлёную поверхность, наподобие коробок от FFG (напомню, что СМАРТ, когда выпускает игры сам, использует обычную тонкую бумажную наклейку). Форма у коробки, к сожалению, устаревшая, прямоугольная — и имеет внутри лишние полости. Никаких отсеков внутри тоже нет.
Поле раскладывается, лежит ровно и радует глаз. Как верно заметил Файдутти (Bruno Faidutti) в своём обзоре (напомню, что это известный французский разработчик настольных игр, на отечественном рынке он известен игрой "Цитадели" (Citadels)) — общий антураж скорее фентезийный, нежели "придворный", но, на мой взгляд, от этого игра только выиграла. В Европе выпущено множество игр, оформленных в стиле 17-19 веков, так что "Три Мушкетёра" выгодно отличаются от этой массы.
Миниатюрки вырезаны отлично — вплоть до мелких деталей. Будьте осторожны — шпаги у гвардейцев ломаются быстро. Картонные жетоны тоже сделаны на уровне, ничего плохого про них сказать нельзя. Карты в игре гладкие, но не такие тонкие, как у СМАРТа, тасовать их приятно и они состарятся не так быстро.
Карты, поле, миниатюры (войско гвардейцев, четыре мушкетёра, Миледи и Рошфор), жетоны — вот и всё, чем богата игра. Меня данный аспект радует, т.к. я не люблю засилье компонентов на столе. В наборе присутствует много дополнений, скорее балансирующих, чем дополняющих игровой процесс.
Правила
Сама книга правил написана плохо, я перечитал раза 3, пока всё понял, хоть она и не большая. В ней всё как у FFG — много картинок, много воды, много сопутствующей информации. Много лишнего. Кликните на кнопку "Пуск", чтобы появилось меню — примерно такого плана, правила "для блондинок", которые тяжело освоить даже гику. Но правила на самом деле очень простые.
Один игрок берёт себе фигурки гвардейцев, Рошфора и Миледи — это кардинал. Остальные игроки (1-4) разбирают себе мушкетёров — может оказаться, что кто-то взял 2-х или 3-х: в игре всегда принимает участие 4-е мушкетёра. "Мушкетёры" получают карточки своих персонажей, "кардинал" — карточку гвардейцев, карточку Миледи и, соответственно, Рошфора. Также, обе стороны получают похожие карточки, позволяющие внезапно прервать ход и сделать дополнительный шаг всеми своими фигурками.
Миниатюрки можно раскрасить — получится такая прелесть.
Мушкетёры начинают за пределами Лувра с одной стороны, Кардинал расставляет своих подопечных на красных клетках. С одной стороны мушкетёры, с другой стороны королева, между ними — приспешники кардинала. Мушкетёры получают по 1 "хорошему" предмету, затем распределяют карточки подвесок, среди которых одни настоящие, остальные поддельные. Если королева успеет пройти 15 клеток к королю, или если гвардейцы отнимут все жизни у мушкетёра с настоящими подвесками, то кардинал победил. Мушкетёры побеждают, если доставят подвески на клетку с королевой.
Раунд проходит так — вытягивается карточка инициативы, где есть имена всех мушкетёров и одно-два упоминания кардинала. Карточка читается сверху внизу: чьё имя называется, тот и ходит. Когда он сходит, наступает черёд следующего в списке. Мушкетёр может сделать 2 перемещения, в это время он имеет право смотреть все сундуки и брать оттуда предметы (максимум 3 в руке), а также неограниченно применять их. Бой заканчивает ход. На карточке кардинала всегда написано количество его действий — столько он может поставить новых солдат, либо передвинуть на 2 зала уже выставленных. Двигать одного и того же солдата нельзя за счёт разных очков. Поднимать предметы солдаты не могут. На карточке инициативы может быть число королевы: на столько клеток она продвигается в конце раунда по направлению к королю.
Бой проходит так — на карточке персонажа или гвардейца есть кубики — столько за него будут бросать. Есть там и цифра (например, 5+), означающая, сколько нужно выкинуть для того, чтобы было засчитано попадание (как в Arkham Horror). Сначала кардинал кидает за всех своих солдат в клетке боя кубики, распределяет повреждения поровну на всех мушкетёров (неделимый остаток по своему соображению), затем мушкетёры кидают каждый(!) свои кубики, снимают убитых солдат. Если на поле боя ещё есть обе стороны, кидаем заново.
Мушкетёры имеют всегда 2 кубика каждый, 4+ (то есть 50%) на попадание, 3 жизни и особое свойстве, которым и отличаются между собой. Атос может перебросить один из кубиков, Портос имеет одну дополнительную жизнь (т.е. 4-е вместо 3-х), Д'Артаньян всегда имеет количество боевых кубиков равное количеству врагов (но не менее 2-х), Арамис, если выкинет еденицу, защищён от всех повреждений. Гвардейцы значительно, значительно(!) хуже сражаются. Они имеют только 1 кубик, на 5+ (33%) и никаких особых свойств, зато их много (примерно как мух, с той же эффективностью). Есть ещё, правда, Рошфор — у него два кубика, но с эффективностью 5+. Правда, до боя он может выстрелить из пистолета (5+), нанеся 1 повреждение, но это слабое утещение. Если учесть, что мушкетёры сражаются вместе и могут нести с собой убийственные (в прямом смысле слова) предметы, то игра за кардинала представляется задачей не из лёгких. Миледи вообще не сражается, но может проверить (4+) подвески у мушкетёра на одной с ней клетке. Да, и жизней у всех солдат кардинала по одной.
Предметы следующие: бомба (при вскрытии тайника наносит повреждение мушкетёру), яд (следующий ход на 1 движение меньше), шпага (до боя скидывается, убивая гвардейца), плащ (можно отступить из боя по направлению от королевы 1 зал), шаги (+1 движение), стрелка (можно пройти через секретный проход), бутылочка (вылечить 1 рану).
Вот и все правила.
Однако, в книге совершенно не прописаны различные ситуации. Например — если у мушкетёра 2 предмета, а он открывает ящик (с 3-мя), что он делать с излишком? Мы играли так, что мушкетёры излишек могли оставить на месте или даже перераспределить предметы, положив ненужные в сундук. Может ли Миледи пройти зал, проверить подвески и пройти дальше? Могут ли игроки обмениваться подвесками тайком, или они обязаны показывать, кто кому передал? Эти вопросы остаются без ответа по сей день, т.к. представители Звезды на вопросы фанатов не реагируют.
Игровой процесс
Мы играли три раза — вдвоём, втроём и всей компанией — впятером. Игра идеально масштабируется, но вдвоём пропадает главный инструмент кардинала — нескоординированность команды мушкетёров. По общению команды не сложно угадать, у кого могут быть настоящие подвески, вдвоём же всё происходит по большей части молча.
Первый раз мушкетёры решили пробираться все вместе. Кардинал ошибочно полагал, что Миледи — принимая во внимание равноправие полов — тоже сражается, поэтому быстро терял её, а бравая команда, смяв всех жалких подручных злодея в рясе, прошла к королеве и вручила ей подвески. Второй раз правила были прочитаны более внимательно: оказалось, что Миледи является своеобразным балансирующим элементом, заставляющим мушкетёров разделиться и двигаться по одному. На этот раз ДАртаньян был повержен, и Рошфор изъял подвески у мушкетёра. Третий раз мушкетёрам пришлось несладко, т.к. мы задействовали дополнение и закрыли два ящика коврами.
На четвёртой игре (была и такая) кардинал проиграл по всем статьям, и эта партия обнажила минусы игры. Минусы следующие: кардинал предполагался, видимо, как "родитель" при игре с "детьми", которые бы себе взяли мушкетёров и действовали бы отчаяно, куражась и не слушая друг друга. Если же за мушкетёров играют взрослые, причём так, что они могут договориться — у кардинала нет шансов. Для игры со взрослыми нужно по максимуму задействовать дополнение, ослабляющее мушкетёров.
Итог
Хочу отметить, что игра получилась доволно динамичной, с понятными правилами(если их пересказать, а не читать) и интересным геймплейем. Реиграбельность у неё примерно такая: два раза за день разложить не тянет, но на полке не запылится. Большинству попробовавших игра нравится, и это большой плюс. Качество компонентов на высоком уровне, они яркие, с сочными цветами — игра обязательно понравиться детям и, скорее всего, взрослым.
Кому игра не подойдёт? Скрее всего она не подойдёт тем, кто представляет для себя нормальным потратить 3-6 часов на ролевую игру или адвенчуру, т.к. в подобных длительных играх на всю катушку раскрываются те многочисленные правила и компоненты, которыми насыщены большие братья "мушкетёров": Ужас Эркхама, Descent, Doom и другие. Игра занимает свой час, и не больше — для игровой ночи лучше взять что-то другое. Всем остальным я рекомендую обязательно попробовать её — одна из лучших изданных игр 2009-го года (в России) на мой вгляд.
Очень интересно. Спасибо за обзор
Да уж, это точно!Если вы играете со взрослыми то рекомендую сразу играть по домашним правилам, скажем, гвардейцы наносят урон на 4+ На карте столько проходов, что банально не успеваешь удерживать Д`Артаньяна & Ко Из 4 игр сыгранных мной за Кардинала ни одна не была выиграна. Игра идеально подойдёт тем кто играет с детьми, вот здесь они (дети) порезвятся на славу обыгрывая старшего!