В 2013 году издательство Stonemaier Games выпустило игру Viticulture, которая позволила каждому желающему на пару часов стать управляющим винодельней. Не прошло и двух лет, как на рынке появилось необычное дополнение Tuscany: Expand the World of Viticulture, реализованное как набор расширений, которые постепенно видоизменяют базовую игру и повышают её сложность. Цена дополнения оказалась достаточно высокой, и Меган Шмидт, один из авторов сайта iSlaytheDragon.com, написала обзор, в котором подробно объяснила, почему высокая стоимость в данном случае оправдана. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
Tuscany: Expand the World of Viticulture
- Создатели: Morten Monrad Pedersen, Jamey Stegmaier, Alan Stone
- Издательство: Stonemaier Games
- Количество игроков: 1-6 (лучше всего 2-4)
- Время одной партии: 60-90 минут (на коробке указано 60-120 минут)
- Сложность: Игроки (повышенная сложность, рекомендовано для тех, кто серьёзно увлекается настольными играми)
«Вино превращает каждый прием пищи в событие, делает любой стол более элегантным, а любой день – более цивилизованным» — Андре Симон (французский виноторговец, гурман и писатель).
Непросто управлять винодельней! Нужно нанимать рабочих и управлять ими, нужно, чтобы виноградники давали урожай, нужно делать вино и давать ему время на созревание, а также строить различные сооружения, помогающие преуспеть в этом нелёгком труде. Однако, это самая простая часть дела! Иногда в процесс могут вклиниваться случайные элементы, которые запросто похоронят все ваши хорошо продуманные планы.
В игре Viticulture у вас могла быть отличная, надёжная стратегия, но с дополнением Tuscany вам придётся переосмыслить всё, что (как вы наивно полагали) вы знали о виноделии и управлении винодельней.
Правила игры
Поскольку Tuscany – это дополнение к Viticulture, базовые правила игры остались прежними. У каждого расширения свой набор правил, но ядро не изменилось. Чтобы получить представление о правилах базовой игры, обратитесь к одноимённому разделу в обзоре Viticulture.
Идеальное скрещивание или кислый виноград?
Дополнение Tuscany – это три уровня расширений, которые открываются постепенно, по ходу игры. С такой системой мы уже встречались в играх с элементами развития. Однако здесь расширения не изменяют игру так, что вы больше не сможете вернуться к начальной точке. После того, как вы раскроете все уровни, можете добавлять в игру столько нововведений, сколько хотите, или даже вернуться к истокам и играть в базовую версию игры. Некоторые дополнения к другим играм просто делают базы более сложными и неудобными. К счастью, к Tuscany это не относится.
С этим расширением и я, и мой оппонент почувствовали, что игра стала более тематичной. Мы ощутили большее «погружение» в игру. Изначально мне было сложно засадить его играть в Viticulture, так как идея виноделия не очень ему нравилась, несмотря на то, что по механикам игра вполне подходила. Мне было приятно играть в Viticulture, но уговорить оппонента разложить хотя бы партию, было сложно. С Tuscany всё изменилось. Хотя он по-прежнему не является фанатом темы виноделия, новые нюансы и расширения третьего уровня позволили ему получать от игры удовольствие, так как игровой процесс от партии к партии стал восприниматься как цельная история, что для него имеет немаловажное значение. Мне тоже кажется, что это намного интереснее, чем просто управлять винодельней.
Победитель предыдущей партии выбирает, какое расширение будет «откупорено» следующим. Таким образом, расширения мягко вплетаются в игру и постепенно повышают её сложность. На добавление расширений существует ограничения. Прежде, чем добавить хотя бы одно расширение второго уровня, должны быть открыты все расширения первого уровня, а для добавления расширения третьего уровня нужно открыть все расширения второго уровня. Партию можно играть со всеми расширениями первого и второго уровня одновременно, но расширение третьего уровня в каждой игре может быть только одно.
В составе игры есть элемент, который никак не влияет на игровой процесс, но является приятным дополнением. Это блокнот с хроникой развития. В нём можно записывать имена победителей и открытые ими расширения. В этом нет необходимости, но иногда весьма любопытно посмотреть, кем и в каком порядке открывались расширения.
Поскольку Tuscany – это игра-исследование, я решил сосредоточиться на расширениях первого уровня и дать краткий обзор расширений второго и третьего уровней. Первый уровень позволит каждому понять, что именно добавили в Viticulture, и как эти изменения повлияли на игру.
Первым мы решили открыть расширение «Мамы и Папы», которое повлияло только на этап подготовки к партии. Карты Мам определяют, какие стартовые карты получит каждый игрок, а также, сколько у него будет рабочих в начале игры. Мне очень понравилось внесение в начальные условия элемента случайности. Это означает, что я заранее не знаю, какие карты будут у моего оппонента. В базовой игре каждый начинал с карты винограда сорта пино, но сейчас это может быть не так. Иногда вы вообще не получите карту винограда, что может повлиять на ваше решение о размещении на треке пробуждения. Обычно я начинаю с получения дополнительного рабочего, но когда в стартовых условиях мне не раздали карту винограда, я изменил стратегию и встал на позицию «взять карту винограда».
Дополнительные стартовые условия указаны на карте Папы. Она даёт либо дополнительную наличность, либо бесплатную постройку. Мне показалось, что это может сильно повлиять на формирование стратегии игры. Дополнительные деньги могут очень пригодиться на старте, но если предлагаемая постройка поможет игроку сразу посадить виноград более высокого качества, возможно, это будет лучше, чем просто деньги. Я не увидел в каких-либо картах Мам и Пап очевидных преимуществ для игроков, поэтому считаю это расширение хорошо сбалансированным.
Следующим в списке стало «Покровительство». Если игрок сбросит любой жетон вина уровня 5 и выше, он может перевернуть карту покровителя и узнать свою персональную цель в этой партии. Нам очень понравилось это нововведение. Оно добавляет в игру секретный элемент, и вы больше не можете быть уверены в своей победе до вскрытия карт покровителей. Если разрыв очков между игроками небольшой, карта покровителя может оказаться последним шансом выиграть партию. Немного похоже на Lords of Waterdeep. Там тоже до вскрытия персонажей с секретными целями и окончательного подсчёта очков нельзя с уверенностью сказать, кто выиграл партию. Также покровитель позволяет разнообразить игру, делая что-то ещё, кроме производства вина и выполнения заказов.
Расширение «Собственность» добавляет в игру новые способы получения выгоды от своих полей. Их можно продать за указанную сумму, и поля станут недоступны для посадки винограда до тех пор, пока вы не выплатите в банк эту же сумму. Я увидел в этом расширении дополнительный выбор в игре. Поразмыслите, хотите ли вы продать свои поля, и если хотите, то выплатите ли вы впоследствии их стоимость в банк или рискнёте и останетесь без поля до конца партии. Обычно в дуэльных партиях я использовал на полную мощность только два поля. Это расширение позволило мне получить быстрые деньги, продав прежде бесполезное поле, за счёт этого быстро возвести на винодельне нужные мне постройки, и тем самым ускорить темп игры в её начальной фазе. Мне показалось, что из всех расширений первого уровня именно это наиболее сильно видоизменяет игру, в то время как остальные больше влияют на её начало или окончание.
Последнее расширение первого уровня – «Дополнительные карты посетителей». Теперь весной и осенью на вашей винодельне будет больше разнообразных посетителей. В базовой игре с картами посетителей у меня всегда были трудности. Карты оказывались либо прекрасными и очень полезными, либо настолько бесполезными, что я не использовал их до конца игры. У меня были партии, в которых казалось, что ни одна карта не сочетается с моей стратегией (или они приходят настолько поздно, что никакой пользы уже не приносят). В то же время, у моего оппонента каждый раз получалась отличная комбинация из карт посетителей. Дополнительные карты дают ощущение, что их можно использовать сразу же при получении, поэтому не откладывайте это дело в долгий ящик. Мне показалось, что это дополнение выравнивает баланс карт посетителей, и я стал более охотно брать их, в то время, как раньше избегал этого всеми возможными способами.
Второй уровень расширений добавляет новых посетителей, особых рабочих, расширенное игровое поле (которое вводит новые игровые элементы) и новые постройки. После того, как все расширения первых двух уровней будут открыты, вы сможете добавить в игру одно из трёх расширений третьего уровня: «Мафию», «Лесоводство» или «Сыроварню». Если вы думаете, что на этом нововведения заканчиваются, вы сильно ошибаетесь. Также в игру добавлен сольный вариант и колода карт с рубашкой «Открывать на свой страх и риск». В Tuscany заложено очень много всего, и хотя коробка обойдётся вам недёшево, оно того стоит, так как уровень реиграбельности базовой версии сильно повысится. Ни одно дополнение не даст такой же эффект.
Качество компонентов дополнения такое же высокое, как и в базовой игре. Ключевое отличие – прекрасно спроектированная вставка. Она довольно прочная, и каждая секция промаркирована, чтобы знать, где какое расширение должно находиться. Я уделяю большое внимание органайзерам, и мне было очень приятно увидеть хорошо продуманную и реализованную вставку. Книга правил составлена великолепно. Каждому расширению дано детальное описание и советы по игре. Описания сопровождаются краткой подсказкой и написаны очень доступно.
С первого взгляда Tuscany может ошеломить обилием возможностей, но игра будет на каждом шагу направлять вас. Правила советуют отыграть каждое расширение пару раз, чтобы было комфортно двигаться дальше. Расширения легко вводятся в базу, и кажется, что они просто конкретизируют и без того цельную игру. Растёт напряжение, увеличивается количество возможных вариантов и добавляется элемент исследования, связанный с открытием расширений. В отличие от системы с элементами развития, а также благодаря возможности использовать расширения вместе или раздельно, вы можете самостоятельно выбрать, какие расширения вы хотите объединить для своей следующей партии, а не выбирать «одно из вин в вашем погребе».
Редакция сайта благодарит издательство Stonemaier Games за предоставленную копию игры.
Рейтинг: 9.0 (великолепно!)
Выводы
Достоинства:
- Множество расширений оправдывает вложение в покупку.
- Прекрасные компоненты и отличная книга правил.
- Увлекательная интеграция расширений повышает сложность игры.
- Добавляет больше тематических элементов в базовую игру.
Недостатки:
- Довольно высокая для дополнения цена.
- Не каждому понравится система с элементами развития.
Добавить комментарий