Обзор игры «Ужас Аркхэма»

Представляю вашему вниманию обзор игры Ужас Аркхэма, написанный читателем по имени Роман. Несмотря на то, что в обзоре отмечаются объективные слабые стороны игры, автору она очень нравится и выводы он делает соответствующие. Однако хочу предупредить, что, всё-таки, Arkham Horror — игра на любителя. Например, я свой экземпляр давным-давно продал — не понравилась она мне. Совсем. 

Мне страшно. Мне никогда еще не было так страшно. Даже сталкиваясь с иррациональными вещами, древними проклятьями, не вписывающимися ни в одну логическую цепочку сверхъестественными событиями – мне никогда не было так страшно, как сейчас. Ведь он пробудился… Древний очнулся ото сна, и теперь нет больше сил, чтобы противостоять ему. Я осталась совершенно одна – сломленная, с безумием, пляшущим во взгляде, не доверяющая никому и ничему… готовая ко многому, вооруженная дробовиком и мечом славы, собравшая так мало улик.

Мое имя – Мэнди Томпсон, и я студентка университета Мискатоник, что в Аркхэме, штат Массачусетс. На дворе 1926 год, и если я не смогу противостоять противоестественному ужасу, что порождает во мне пробудившийся Древний, то этот год станет последним годом для человечества.

Уважаемые любители настольных игр. Добро пожаловать в кооперативное приключение, подаренное вам фирмой Fantasy Flight Game и воспаленным воображением Говарда Филипса Лавкрафта. Перед вами игра «Ужас Аркхэма», и ее обзор вам и предлагается прочесть. Кроме того, надеюсь, этот обзор поможет сориентироваться тем, кто присматривается к покупке этой игры, и поможет определиться: а стоит ли ее покупать, или нет.

Ужас Аркхэма – это кооперативная настольная игра, рассчитанная от одного до восьми человек, в которой храбрые обыватели и гости города, именуемые сыщиками, пытаются сдержать появление древнего невыразимого ужаса. Игра погружает игроков в 1926 год и отправляет в городок Аркхэм, который и становится полем для развития дальнейших событий. Но обо всем по порядку.

Коробка с игрой довольна тяжелая. И первое, на что обращаешь, вскрыв ее – это то, что игра окупает вложенные в нее деньги. Внушительное поле, почти две сотни стандартных карт, еще столько же карт маленького размера, шестнадцать листов персонажей, восемь листов Древних, подставки под жетоны персонажей и огромное количество всевозможных картонных жетонов – денег, здоровья, разума, врат, улик, статусов и т.д. В общем и целом – раздолье для настольноигровых фетишистов, для которых выковыривание компонентов из картона столь же приятное занятие, как и для прочих – лопанье пузырьков на упаковочном полиэтилене.

Поле игры представляет собой тот самый Аркхэм и локации Иных миров. Аркхэм поделен на районы, так называемые улицы города, и находящиеся в этих районах локации – различные заведения или места, становящиеся источниками приключений сыщика. Иные миры – это чужеродные нашему миру древние проклятые города, чуждые измерения и пространства, избавляться от вторжения которых сыщику и предстоит по ходу действия. Кроме того, на поле находится индикатор трека Ужаса, а также несколько особых локаций.

Игра начинается с выбора персонажей для игроков и выбора Древнего. Древний – это тот самый ужас, который проснется, если сыщики не успеют его остановить; и тогда предстоит тяжелая битва с Древним, а выйти из нее победителем будет ой как непросто.

Выбор Древних хорош: здесь и Йог-Сотот и Ньярлотеп и, конечно же, Ктулху – в общем, фанаты Лавкрафта будут довольны. Каждый древний обладает свои определенным набором условий, которые влияют на игру на всем ее протяжении с самого начала. На листе Древнего имеется трек безысходности, и если он заполняется – Древний пробуждается и предстоит тяжелая битва с ним.

Сыщики то же разнообразны – это и гангстер, и археолог, и студентка, и профессор, и врач, и даже монашка. Сыщики различаются не только антуражем, но и показателями Разума и Тела (читай, физическое и психическое здоровье), стартовым имуществом, стартовой локацией и особым навыком. Кроме того, у каждого сыщика имеется базовых шесть навыков (Скрытность, Скорость, Воля, Бой, Знания и Удача), значения которых тоже различны и подогнаны под стиль персонажа (например, у гангстера выше Бой, а у профессора — Знания). Кроме того, все шесть навыков сгруппированы по парам, но об этом позже.

Правила игры довольно обширны, но, едва вы сыграете одну партию, то поймете, что они весьма просты, хоть и имеют множество нюансов. Итак, игра разбита на пять фаз.

I фаза: Передышка.

В этой фазе сыщика изменяют показатели своих навыков, двигая по ним ползунки. Вот здесь и играет свою роль то, что навыки сгруппированы по парам. Например, увеличивая Скрытность, мы уменьшим Скорость; или, увеличив значение Боя, мы уменьшим значение Воли. Затем игроки выполняют действия передышки, указанные на имеющихся у них картах. Это может быть получение денег (например, если имеется Задаток, или если вы Помощник Шерифа), применение особых заклинаний, действующих на дальнейшие фазы, лечение и т.п. Кроме того, в игру возвращаются карты, которые вы применяли в других фазах.

II фаза: Движение в Аркхэме и Других мирах.

Все сыщики по очереди двигаются по улицам и локациям Аркхэма. На то, насколько делений на поле сможет передвинуться сыщик влияет параметр Скорость, и прочие навыки (а также Мотоцикл или Полицейская машина). Иногда, на пути сыщика возникает монстр, и в этом случае вы можете попробовать прокрасться мимо него (учитывается параметр Скрытность) и продолжить движение, либо вступить в бой, но тогда движение прекратится.

Каждый Иной мир условно разбит на две части. Сыщик оказывается в Иных мирах, если входит во врата, или его туда затягивает по любой другой причине. Врата – это такая неприятная штука, появляющаяся в локациях Аркхэма, которая ведет в другой мир, а также порождает монстров. Так что закрывать их – одна из важнейших задач каждого уважающего себя сыщика. В Иных мирах вам предстоит пройти обе его части – по одной за ход, а после вернуться обратно в Аркхэм. И именно посещение Иного мира и даст вам шанс запечатать Врата.

III фаза: Контакты в Аркхэме.

Как уже писалось, Аркхэм разделен на улицы (районы) и локации в этих районах. Так вот в каждой локации имеется возможность натолкнуться на какое-то событие. Если ваше движение по Аркхэму закончилось в локации, то в третьей фазе вы тянете одну из карт, по цвету соответствующую цвету района, и читаете событие, относящееся к той локации, в которой вы находитесь. И там вас может поджидать все, что угодно: выгодная сделка, неприятность, монстр и врата, союзник, неожиданная прибыль и открытие – большое количество событий, чаще всего требующих от вас проверку одного из ваших параметров.

Кроме того, многие локации обладают особыми условиями, разыгрываемыми в этой фазе. Например, в полицейском участке уплатив определенную цену можно стать помощником шерифа, или в магазине приобрести вещь, ну и тому подобное – все это удобно расписано на самом поле. Так что в фазе Контактов в Аркхэме за вами остается решение – тянуть ли карту цвета вашей локации, или выполнить определенное условие локации, если то есть. Но вот отказываться от Контактов нельзя.

IV фаза: Контакты в Иных мирах.

Такая же фаза, как и предыдущая, только тянутся карты из другой колоды. Каждому Иному миру присвоен свой цвет. В этой фазе вы тянете карты из колоды, пока не найдете карту нужного цвета, и читаете текст, относящийся к вашему Иному миру. И с вами тут же что-то приключается: как нечто хорошее, так и прочие неприятности, периодически требующие пройти вас проверку того или иного навыка.

V фаза: Фаза Мифа.

Самая главная и самая мерзкая фаза во всей игре. В эту фазу вы вскрываете карту из колоды Мифов, и понеслось. В одной из локаций города открываются врата, из них вылезает монстр, а Древний получает жетон безысходности на свой трек (помним, что если трек безысходности заполнится, то Древний проснется). Если в этой локации врата уже есть, то новые врата не открываются, но начинается наплыв монстров – они вываливаются из каждых врат в Аркхэме. А вот если локация уже запечатана, то врата в ней никогда не откроются (уф, пронесло!).

Затем на поле появляются новые улики – весьма полезная вещь в арсенале сыщика. После ходят монстры (да-да, эти гады не стоят на одном месте, а вполне живо передвигаются по улицам города), а затем зачитывается особый текст карты Мифа, в котором чаще гадости, чем какие-то полезные события и условия.

После игра начинается вновь по кругу с фазы Передышки.

Все было бессмысленно. Все те улики, которые мы собирали, все те усилия, что были предприняты. Мы смело бросались во врата Иных миров, и поседевшие возвращались обратно, неся нужные знания, чтобы их запечатать… но даже этого было мало. Мы дрались с чудовищными порождениями, сражали псов Тиндалоса и Хтонических чудовищ, боролись с культистами и парящими в небе тварями, но мы оказались не готовы. Мы были просто неспособны противостоять Древнему, и его пробуждение было лишь вопросом времени…

Я никогда не молилась, но если кто-то есть там, на небесах, то молю: помоги мне в этом бою и убереги нас всех от грядущего Безумия…

Итак, как же выглядит сама игра. В Аркхэме открываются врата, трек безысходности у Древнего растет, и плодятся монстры. Если монстров становится слишком много – они отправляются на окраины. Если и на окраинах их становится много — растет трек ужаса, а с его ростом из игры выбывают карты союзников и закрываются магазины и лавки. Если трек ужаса достигает максимального значение – пробуждение Древнего неминуемо. Если открытых врат в Аркхэме слишком много – пробуждается Древний. Если его трек безысходности заполнится до конца – пробуждается Древний. В общем, так или иначе, все ведется к тому, что Древний должен пробудиться и расправиться с сыщиками.

Те же носятся по городу, убивая по дороге монстров, собирая улики, покупая предметы и постоянно вступая в контакты – тянут карты, чаще добавляющие проблем, чем радостей. То и дело сыщики прыгают в Иные миры, проходят их насквозь, возвращаются в Аркхэм из врат и пытаются их запечатать теми самыми собранными уликами или уникальным предметом – Старой печатью. Ведь если сыщики закроют все врата в городе, или запечатают определенное количество локаций, то они победят, а Древний не проснется.

Симпатично реализованы бой и проверка навыков. Ваши показатели навыков – это не их уровень, а то количество кубиков, которое вы кидаете при проверке навыка или в бою. Есть различные модификаторы, которые уменьшают или увеличивают количество бросаемых кубиков. И есть сложность – это количество успехов, которые вы должны получить на кубиках. А успехами считаются выпавшие «5» или «6». Таким образом, хоть и велика вероятность – кубики ведь все-таки! – но и велика возможность влиять на нужный вам исход, и проверки навыков и бой не превращаются в «повезло – не повезло».

Город закрылся и опустел. Все бежали, а мои союзники погибли. А я осталась одна – испуганная, жмущаяся к стене в мебелированных комнатах Ма и украдкой поглядывающая на заброшенную улицу внизу. Я знаю, что он там, а он знает, что я где-то рядом. Я сжимаю дробовик в обеих руках, но даже он мне не помощник. Я чувствую, как моя воля слабеет, как тело отказывается слушаться…

Мне хочется закричать и броситься бежать. Бежать, не останавливаясь, не смотря по сторонам, бросить все и поверить, что это лишь сон, всего лишь дурацкий сон. Все это лишь порождение моего больного разума и мне надо было отправиться в лечебницу, а не носиться по улицам, веря, что от меня зависит судьба этого мира.

Я замерла, когда до меня донеслась вербальная путаница, рожденная культистами. «Ктулху Фхтагн!» — кричали они, и я поняла, что он пришел.

Я выглянула в окно и лицом к лицу столкнулась с этим древним невыразимым ужасом. И лишь тогда я поняла, насколько бесполезны были все мои попытки противостоять ему…

И немного личных впечатлений, а также плюсов и минусов игры.

Игра невероятна атмосферная, все в ней работает на это. К тому же, постоянно весит чувство безысходности и где-то к середине игры мелькают мысли, что как бы ты ни старался – Древний все равно проснется, а ты плохо подготовлен и тебе его не победить. Из всех мною отыгранных партий пока не было выиграно ни одной, так что все в духе Лавкрафта – как не пыжились, а сыщики доводили игру до появления Древнего, и тот быстренько с ними расправлялся.

За игрой время пролетает незаметно. Ты все время что-то пытаешься сделать, постоянно, что-то решаешь, советуешься, а часы в это время идут, а за окном темнеет. Нет провисаний, когда кто-то долго и нудно думает, а кооператив в этой игре развит довольно хорошо.

Игра отлично играется на одного. Да, одному играть в настолку – это несколько не то, но Ужас Аркхэма оказался для одного игрока не просто дееспособным продуктом, а очень даже интересным

Игра на деле оказывается несложной, а распечатанная памятка по игре оказывает хорошую службу. В действительности, после нескольких партий рождается желание усложнить ее, прикупив дополнения. К тому же несомненный плюс – это то, что игра локализована.

Да, и еще одно – это по Лавкрафту. Понимаю, некое культивирование Ктулху в Интернете подпортило ему имидж, но на Лавкрафте и его произведениях это нисколько не сказалось. Так что для почитателей творчества этого автора игра станет отличным времяпрепровождением.

К минусам можно отнести большое количество места, которое требует игра. Так и хочется воскликнуть: любителю настольных игр нужна квартира побольше! Такую игру не разложишь на кухонном или журнальном столике, да и с собой на природу не возьмешь.

Минус этой игры и ее долгая продолжительность. У нас партия меньше трех часов еще ни разу не длилась. Впрочем, для нас это время пролетает незаметно, и в полночь вполне может раздаться возглас: «Давай еще разок!», но для тех, кто постоянно посматривает на часы – эту игру рекомендовать не получится.

И еще один неприятный минус – локализация. Дело не в компонентах и их качестве – тут все хорошо, а в переводе. Он пестрит орфографическими ошибками, слитно написанными словами, пропущенными буквами, и даже неправильно переведенной карточкой. Но это, во-первых, может заметить лишь наметанный глаз, а во-вторых – сущая безделица, если вы не знаете в совершенстве английский. Согласитесь, что вчитываться в текст карты и переводить его – это потерять львиную долю атмосферы, да и времени.

Итог мой будет таков: удивительно, но при покупке этой игры я не пожалел в последствии о потраченных деньгах. На мой взгляд, она полностью себя окупила.

Arkham Horror, Обзоры



Похожие записи
  • Победители «Meeples Choice Award — 2009»
  • Фестиваль настольных игр в Минске
  • Перевод правил игры «Intrigue»
  • Пополнение моей коллекции: «Elasund», «Викинги» и «Каменный век»
  • В Туле открывается клуб настольных игр
    1. X3enos
      08 Апр 2010 из 9:09 | #1

      я довольно посредственно знаю английский, но нам это мало мешает, после 3 игры я ориентировался в 70-80% карт. Также я довольно много читал Лавкрафта поэтому могу сказать, что русская локализация это бездушно переведённая фиготень. А насчёт того, что игра слишком долгая — это её плюс, вместе с мрачной атмосферой, надвигающемся пробуждением монстра и толпой шныряющих монстров по городу игра начинает затягивать и каждый раз проигрывая или выигрывая довольно жалко, что эта партия закончилась. Ибо каждая партия — это целая история.


    2. Sderty
      08 Апр 2010 из 9:39 | #2

      Я тоже читал Лавкрафта 🙂 Только «фигатени» не заметил в локализации 🙂


    3. Chan
      08 Апр 2010 из 10:47 | #3

      Есть, есть там «фигатень» периодически можно встретить повторяющиеся слова в одном предложении, корявый перевод, локализация безусловно для тех кто совсем не знает английский и хочет играть в семейном кругу, так бабушке надо переводить, что на карте написано, и она засыпает не дождавшись окончания игры, а с локализацией, что не предложение, то: «Ну разве так русские люди говорят?»)))


    4. Nekto I
      08 Апр 2010 из 10:49 | #4

      А если сравнить с Яростью Дракулы по играбельности и интересности, то что лучше?


    5. Phobosis
      08 Апр 2010 из 11:01 | #5

      Я тоже читал Лавкрафта, и считаю, что его книги — напрасно потраченное время по сравнению с замечательной игрой :]


    6. Машка
      08 Апр 2010 из 11:05 | #6

      На шесть человек играли около 7 часов… Основной минус… Очень много «кубиков»


    7. Kert
      08 Апр 2010 из 11:39 | #7

      Не читал Лавкрафта и не буду, хотя атмосфера игры очень понравилась. Одному играть — да, тоже крайне интересно. Место много нужно — я играю на полу))) На деле, бывают игры и с большим кол-вом компонентов)) Игра замечательная на самом деле, косяков в переводе мало, так что можно играть смело. Единственно, что меня смущает — карта Спутник, не пойму, зачем она?


    8. Altark
      08 Апр 2010 из 12:44 | #8


      Kert :Не читал Лавкрафта и не буду, хотя атмосфера игры очень понравилась. Единственно, что меня смущает – карта Спутник, не пойму, зачем она?


      Лавкрафта почитай обязательно, не такие уж большие его рассказы…

      А по поводу Спутника (Задатка) почитай здесь: http://hobbygames.ru/catalog/document644.phtml


    9. X3enos
      08 Апр 2010 из 12:55 | #9

      @Chan

      Видимо незаметили.В английской версии игры есть карта «The stars are right» — Смарт перевёл это как «звёзды правы» но в произведении call of cthulhu рассказывается про то, что звёзды выстраивались в особом порядке благодаря чему пробуждался древний…


      @Kert

      Ещё один баг локализации, не спутник, а гонорар или аванс… В фазу передышки вы кидаете кубик, если выпала единичка то сбрасываете карту, если не выпала то берёте 2 бакса и в следующей передышке опять кинете кубик…


    10. pr0FF
      08 Апр 2010 из 18:32 | #10

      Локализацию уже только ленивый не поругал,и по делом — нельзя такие игры так переводить. Чем больше опыта у игроков, тем быстрее игра. Бывалая партия вполне укладывается в заявленные 2-4 часа.

      Скрытых карт нет, достаточно одного «знатока английского» чтобы вполне комфортно играть


    11. ZoRDoK
      09 Апр 2010 из 7:35 | #11

      «Я тоже читал Лавкрафта, и считаю, что его книги – напрасно потраченное время по сравнению с замечательной игрой :]»


      Во!


    12. Kert
      09 Апр 2010 из 10:04 | #12

      Ага, и я так думаю. Ну, во-первых не очень люблю этот жанр — в игру играю просто как приключенческую РПГ. И у меня складывается вообще впечатление, что в нее играют, в основном, любители РПГ, настолок вообще, приключенческих игр, а не фанаты творчества Лавкрафта. Ну да ладно…


    13. Chan
      09 Апр 2010 из 10:32 | #13

      Лавкрафт — это классика, изначально только из-за него покупал, но мое мнение, что игра сама по себе, книги сами по себе, так как ощущения совершенно разные. Игра понравилась за другое, просто хорошая настолка))


    14. эль
      18 Апр 2010 из 22:16 | #14

      хм а у нас в локализации именно спутник

      в ночь с субботы на воскресенье курили правила и пытались играть. партию не закончили так как когда один товарищ уснул в процессе очередного обращения к правилам на часах было уже шесть утра и неожиданно захотелось по домам. тем не менее впечатления крайне позитивные

      единственное что отличает нашу компанию это то, что в любой игре каждый кому-нибудь за что нибудь «мстит» (то за италию, то за ящик не купленный, поэтому даже в командную игру мы умудрились протащить нотки состязания))

      места действительно надо много. мы едва вошли на половинку теннисного стола))

      вобщем сейчас дожмем правила и сыграем уже нормально, что думаю будет еще позитивнее)


      зы — с дракулой сравнимо, не могу сказать что лучше, но опять же исходя из особенностей компании там есть на кого «кулек шелестеть» и игра получается более командной 🙂


    15. Дмитрий
      29 Сен 2010 из 17:27 | #15

      Хочу купить эту игру!мега вопрос: нужен ли мастер к этой игре!?


      и как появляются?


    16. Legion
      29 Сен 2010 из 19:19 | #16

      Игра кооперативная, а следовательно мастер не нужен.

      второй вопрос не совсем понятен.


    1. Трекбеков пока нет.