Представляю вашему вниманию обзор игры Ужас Аркхэма, написанный читателем по имени Роман. Несмотря на то, что в обзоре отмечаются объективные слабые стороны игры, автору она очень нравится и выводы он делает соответствующие. Однако хочу предупредить, что, всё-таки, Arkham Horror — игра на любителя. Например, я свой экземпляр давным-давно продал — не понравилась она мне. Совсем.
Мне страшно. Мне никогда еще не было так страшно. Даже сталкиваясь с иррациональными вещами, древними проклятьями, не вписывающимися ни в одну логическую цепочку сверхъестественными событиями – мне никогда не было так страшно, как сейчас. Ведь он пробудился… Древний очнулся ото сна, и теперь нет больше сил, чтобы противостоять ему. Я осталась совершенно одна – сломленная, с безумием, пляшущим во взгляде, не доверяющая никому и ничему… готовая ко многому, вооруженная дробовиком и мечом славы, собравшая так мало улик.
Мое имя – Мэнди Томпсон, и я студентка университета Мискатоник, что в Аркхэме, штат Массачусетс. На дворе 1926 год, и если я не смогу противостоять противоестественному ужасу, что порождает во мне пробудившийся Древний, то этот год станет последним годом для человечества.
Уважаемые любители настольных игр. Добро пожаловать в кооперативное приключение, подаренное вам фирмой Fantasy Flight Game и воспаленным воображением Говарда Филипса Лавкрафта. Перед вами игра «Ужас Аркхэма», и ее обзор вам и предлагается прочесть. Кроме того, надеюсь, этот обзор поможет сориентироваться тем, кто присматривается к покупке этой игры, и поможет определиться: а стоит ли ее покупать, или нет.
Ужас Аркхэма – это кооперативная настольная игра, рассчитанная от одного до восьми человек, в которой храбрые обыватели и гости города, именуемые сыщиками, пытаются сдержать появление древнего невыразимого ужаса. Игра погружает игроков в 1926 год и отправляет в городок Аркхэм, который и становится полем для развития дальнейших событий. Но обо всем по порядку.
Коробка с игрой довольна тяжелая. И первое, на что обращаешь, вскрыв ее – это то, что игра окупает вложенные в нее деньги. Внушительное поле, почти две сотни стандартных карт, еще столько же карт маленького размера, шестнадцать листов персонажей, восемь листов Древних, подставки под жетоны персонажей и огромное количество всевозможных картонных жетонов – денег, здоровья, разума, врат, улик, статусов и т.д. В общем и целом – раздолье для настольноигровых фетишистов, для которых выковыривание компонентов из картона столь же приятное занятие, как и для прочих – лопанье пузырьков на упаковочном полиэтилене.
Поле игры представляет собой тот самый Аркхэм и локации Иных миров. Аркхэм поделен на районы, так называемые улицы города, и находящиеся в этих районах локации – различные заведения или места, становящиеся источниками приключений сыщика. Иные миры – это чужеродные нашему миру древние проклятые города, чуждые измерения и пространства, избавляться от вторжения которых сыщику и предстоит по ходу действия. Кроме того, на поле находится индикатор трека Ужаса, а также несколько особых локаций.
Игра начинается с выбора персонажей для игроков и выбора Древнего. Древний – это тот самый ужас, который проснется, если сыщики не успеют его остановить; и тогда предстоит тяжелая битва с Древним, а выйти из нее победителем будет ой как непросто.
Выбор Древних хорош: здесь и Йог-Сотот и Ньярлотеп и, конечно же, Ктулху – в общем, фанаты Лавкрафта будут довольны. Каждый древний обладает свои определенным набором условий, которые влияют на игру на всем ее протяжении с самого начала. На листе Древнего имеется трек безысходности, и если он заполняется – Древний пробуждается и предстоит тяжелая битва с ним.
Сыщики то же разнообразны – это и гангстер, и археолог, и студентка, и профессор, и врач, и даже монашка. Сыщики различаются не только антуражем, но и показателями Разума и Тела (читай, физическое и психическое здоровье), стартовым имуществом, стартовой локацией и особым навыком. Кроме того, у каждого сыщика имеется базовых шесть навыков (Скрытность, Скорость, Воля, Бой, Знания и Удача), значения которых тоже различны и подогнаны под стиль персонажа (например, у гангстера выше Бой, а у профессора — Знания). Кроме того, все шесть навыков сгруппированы по парам, но об этом позже.
Правила игры довольно обширны, но, едва вы сыграете одну партию, то поймете, что они весьма просты, хоть и имеют множество нюансов. Итак, игра разбита на пять фаз.
I фаза: Передышка.
В этой фазе сыщика изменяют показатели своих навыков, двигая по ним ползунки. Вот здесь и играет свою роль то, что навыки сгруппированы по парам. Например, увеличивая Скрытность, мы уменьшим Скорость; или, увеличив значение Боя, мы уменьшим значение Воли. Затем игроки выполняют действия передышки, указанные на имеющихся у них картах. Это может быть получение денег (например, если имеется Задаток, или если вы Помощник Шерифа), применение особых заклинаний, действующих на дальнейшие фазы, лечение и т.п. Кроме того, в игру возвращаются карты, которые вы применяли в других фазах.
II фаза: Движение в Аркхэме и Других мирах.
Все сыщики по очереди двигаются по улицам и локациям Аркхэма. На то, насколько делений на поле сможет передвинуться сыщик влияет параметр Скорость, и прочие навыки (а также Мотоцикл или Полицейская машина). Иногда, на пути сыщика возникает монстр, и в этом случае вы можете попробовать прокрасться мимо него (учитывается параметр Скрытность) и продолжить движение, либо вступить в бой, но тогда движение прекратится.
Каждый Иной мир условно разбит на две части. Сыщик оказывается в Иных мирах, если входит во врата, или его туда затягивает по любой другой причине. Врата – это такая неприятная штука, появляющаяся в локациях Аркхэма, которая ведет в другой мир, а также порождает монстров. Так что закрывать их – одна из важнейших задач каждого уважающего себя сыщика. В Иных мирах вам предстоит пройти обе его части – по одной за ход, а после вернуться обратно в Аркхэм. И именно посещение Иного мира и даст вам шанс запечатать Врата.
III фаза: Контакты в Аркхэме.
Как уже писалось, Аркхэм разделен на улицы (районы) и локации в этих районах. Так вот в каждой локации имеется возможность натолкнуться на какое-то событие. Если ваше движение по Аркхэму закончилось в локации, то в третьей фазе вы тянете одну из карт, по цвету соответствующую цвету района, и читаете событие, относящееся к той локации, в которой вы находитесь. И там вас может поджидать все, что угодно: выгодная сделка, неприятность, монстр и врата, союзник, неожиданная прибыль и открытие – большое количество событий, чаще всего требующих от вас проверку одного из ваших параметров.
Кроме того, многие локации обладают особыми условиями, разыгрываемыми в этой фазе. Например, в полицейском участке уплатив определенную цену можно стать помощником шерифа, или в магазине приобрести вещь, ну и тому подобное – все это удобно расписано на самом поле. Так что в фазе Контактов в Аркхэме за вами остается решение – тянуть ли карту цвета вашей локации, или выполнить определенное условие локации, если то есть. Но вот отказываться от Контактов нельзя.
IV фаза: Контакты в Иных мирах.
Такая же фаза, как и предыдущая, только тянутся карты из другой колоды. Каждому Иному миру присвоен свой цвет. В этой фазе вы тянете карты из колоды, пока не найдете карту нужного цвета, и читаете текст, относящийся к вашему Иному миру. И с вами тут же что-то приключается: как нечто хорошее, так и прочие неприятности, периодически требующие пройти вас проверку того или иного навыка.
V фаза: Фаза Мифа.
Самая главная и самая мерзкая фаза во всей игре. В эту фазу вы вскрываете карту из колоды Мифов, и понеслось. В одной из локаций города открываются врата, из них вылезает монстр, а Древний получает жетон безысходности на свой трек (помним, что если трек безысходности заполнится, то Древний проснется). Если в этой локации врата уже есть, то новые врата не открываются, но начинается наплыв монстров – они вываливаются из каждых врат в Аркхэме. А вот если локация уже запечатана, то врата в ней никогда не откроются (уф, пронесло!).
Затем на поле появляются новые улики – весьма полезная вещь в арсенале сыщика. После ходят монстры (да-да, эти гады не стоят на одном месте, а вполне живо передвигаются по улицам города), а затем зачитывается особый текст карты Мифа, в котором чаще гадости, чем какие-то полезные события и условия.
После игра начинается вновь по кругу с фазы Передышки.
Все было бессмысленно. Все те улики, которые мы собирали, все те усилия, что были предприняты. Мы смело бросались во врата Иных миров, и поседевшие возвращались обратно, неся нужные знания, чтобы их запечатать… но даже этого было мало. Мы дрались с чудовищными порождениями, сражали псов Тиндалоса и Хтонических чудовищ, боролись с культистами и парящими в небе тварями, но мы оказались не готовы. Мы были просто неспособны противостоять Древнему, и его пробуждение было лишь вопросом времени…
Я никогда не молилась, но если кто-то есть там, на небесах, то молю: помоги мне в этом бою и убереги нас всех от грядущего Безумия…
Итак, как же выглядит сама игра. В Аркхэме открываются врата, трек безысходности у Древнего растет, и плодятся монстры. Если монстров становится слишком много – они отправляются на окраины. Если и на окраинах их становится много — растет трек ужаса, а с его ростом из игры выбывают карты союзников и закрываются магазины и лавки. Если трек ужаса достигает максимального значение – пробуждение Древнего неминуемо. Если открытых врат в Аркхэме слишком много – пробуждается Древний. Если его трек безысходности заполнится до конца – пробуждается Древний. В общем, так или иначе, все ведется к тому, что Древний должен пробудиться и расправиться с сыщиками.
Те же носятся по городу, убивая по дороге монстров, собирая улики, покупая предметы и постоянно вступая в контакты – тянут карты, чаще добавляющие проблем, чем радостей. То и дело сыщики прыгают в Иные миры, проходят их насквозь, возвращаются в Аркхэм из врат и пытаются их запечатать теми самыми собранными уликами или уникальным предметом – Старой печатью. Ведь если сыщики закроют все врата в городе, или запечатают определенное количество локаций, то они победят, а Древний не проснется.
Симпатично реализованы бой и проверка навыков. Ваши показатели навыков – это не их уровень, а то количество кубиков, которое вы кидаете при проверке навыка или в бою. Есть различные модификаторы, которые уменьшают или увеличивают количество бросаемых кубиков. И есть сложность – это количество успехов, которые вы должны получить на кубиках. А успехами считаются выпавшие «5» или «6». Таким образом, хоть и велика вероятность – кубики ведь все-таки! – но и велика возможность влиять на нужный вам исход, и проверки навыков и бой не превращаются в «повезло – не повезло».
Город закрылся и опустел. Все бежали, а мои союзники погибли. А я осталась одна – испуганная, жмущаяся к стене в мебелированных комнатах Ма и украдкой поглядывающая на заброшенную улицу внизу. Я знаю, что он там, а он знает, что я где-то рядом. Я сжимаю дробовик в обеих руках, но даже он мне не помощник. Я чувствую, как моя воля слабеет, как тело отказывается слушаться…
Мне хочется закричать и броситься бежать. Бежать, не останавливаясь, не смотря по сторонам, бросить все и поверить, что это лишь сон, всего лишь дурацкий сон. Все это лишь порождение моего больного разума и мне надо было отправиться в лечебницу, а не носиться по улицам, веря, что от меня зависит судьба этого мира.
Я замерла, когда до меня донеслась вербальная путаница, рожденная культистами. «Ктулху Фхтагн!» — кричали они, и я поняла, что он пришел.
Я выглянула в окно и лицом к лицу столкнулась с этим древним невыразимым ужасом. И лишь тогда я поняла, насколько бесполезны были все мои попытки противостоять ему…
И немного личных впечатлений, а также плюсов и минусов игры.
Игра невероятна атмосферная, все в ней работает на это. К тому же, постоянно весит чувство безысходности и где-то к середине игры мелькают мысли, что как бы ты ни старался – Древний все равно проснется, а ты плохо подготовлен и тебе его не победить. Из всех мною отыгранных партий пока не было выиграно ни одной, так что все в духе Лавкрафта – как не пыжились, а сыщики доводили игру до появления Древнего, и тот быстренько с ними расправлялся.
За игрой время пролетает незаметно. Ты все время что-то пытаешься сделать, постоянно, что-то решаешь, советуешься, а часы в это время идут, а за окном темнеет. Нет провисаний, когда кто-то долго и нудно думает, а кооператив в этой игре развит довольно хорошо.
Игра отлично играется на одного. Да, одному играть в настолку – это несколько не то, но Ужас Аркхэма оказался для одного игрока не просто дееспособным продуктом, а очень даже интересным
Игра на деле оказывается несложной, а распечатанная памятка по игре оказывает хорошую службу. В действительности, после нескольких партий рождается желание усложнить ее, прикупив дополнения. К тому же несомненный плюс – это то, что игра локализована.
Да, и еще одно – это по Лавкрафту. Понимаю, некое культивирование Ктулху в Интернете подпортило ему имидж, но на Лавкрафте и его произведениях это нисколько не сказалось. Так что для почитателей творчества этого автора игра станет отличным времяпрепровождением.
К минусам можно отнести большое количество места, которое требует игра. Так и хочется воскликнуть: любителю настольных игр нужна квартира побольше! Такую игру не разложишь на кухонном или журнальном столике, да и с собой на природу не возьмешь.
Минус этой игры и ее долгая продолжительность. У нас партия меньше трех часов еще ни разу не длилась. Впрочем, для нас это время пролетает незаметно, и в полночь вполне может раздаться возглас: «Давай еще разок!», но для тех, кто постоянно посматривает на часы – эту игру рекомендовать не получится.
И еще один неприятный минус – локализация. Дело не в компонентах и их качестве – тут все хорошо, а в переводе. Он пестрит орфографическими ошибками, слитно написанными словами, пропущенными буквами, и даже неправильно переведенной карточкой. Но это, во-первых, может заметить лишь наметанный глаз, а во-вторых – сущая безделица, если вы не знаете в совершенстве английский. Согласитесь, что вчитываться в текст карты и переводить его – это потерять львиную долю атмосферы, да и времени.
Итог мой будет таков: удивительно, но при покупке этой игры я не пожалел в последствии о потраченных деньгах. На мой взгляд, она полностью себя окупила.
я довольно посредственно знаю английский, но нам это мало мешает, после 3 игры я ориентировался в 70-80% карт. Также я довольно много читал Лавкрафта поэтому могу сказать, что русская локализация это бездушно переведённая фиготень. А насчёт того, что игра слишком долгая — это её плюс, вместе с мрачной атмосферой, надвигающемся пробуждением монстра и толпой шныряющих монстров по городу игра начинает затягивать и каждый раз проигрывая или выигрывая довольно жалко, что эта партия закончилась. Ибо каждая партия — это целая история.
Я тоже читал Лавкрафта 🙂 Только «фигатени» не заметил в локализации 🙂
Есть, есть там «фигатень» периодически можно встретить повторяющиеся слова в одном предложении, корявый перевод, локализация безусловно для тех кто совсем не знает английский и хочет играть в семейном кругу, так бабушке надо переводить, что на карте написано, и она засыпает не дождавшись окончания игры, а с локализацией, что не предложение, то: «Ну разве так русские люди говорят?»)))
А если сравнить с Яростью Дракулы по играбельности и интересности, то что лучше?
Я тоже читал Лавкрафта, и считаю, что его книги — напрасно потраченное время по сравнению с замечательной игрой :]
На шесть человек играли около 7 часов… Основной минус… Очень много «кубиков»
Не читал Лавкрафта и не буду, хотя атмосфера игры очень понравилась. Одному играть — да, тоже крайне интересно. Место много нужно — я играю на полу))) На деле, бывают игры и с большим кол-вом компонентов)) Игра замечательная на самом деле, косяков в переводе мало, так что можно играть смело. Единственно, что меня смущает — карта Спутник, не пойму, зачем она?
Лавкрафта почитай обязательно, не такие уж большие его рассказы…
А по поводу Спутника (Задатка) почитай здесь: http://hobbygames.ru/catalog/document644.phtml
@Chan
Видимо незаметили.В английской версии игры есть карта «The stars are right» — Смарт перевёл это как «звёзды правы» но в произведении call of cthulhu рассказывается про то, что звёзды выстраивались в особом порядке благодаря чему пробуждался древний…
@Kert
Ещё один баг локализации, не спутник, а гонорар или аванс… В фазу передышки вы кидаете кубик, если выпала единичка то сбрасываете карту, если не выпала то берёте 2 бакса и в следующей передышке опять кинете кубик…
Локализацию уже только ленивый не поругал,и по делом — нельзя такие игры так переводить. Чем больше опыта у игроков, тем быстрее игра. Бывалая партия вполне укладывается в заявленные 2-4 часа.
Скрытых карт нет, достаточно одного «знатока английского» чтобы вполне комфортно играть
«Я тоже читал Лавкрафта, и считаю, что его книги – напрасно потраченное время по сравнению с замечательной игрой :]»
Во!
Ага, и я так думаю. Ну, во-первых не очень люблю этот жанр — в игру играю просто как приключенческую РПГ. И у меня складывается вообще впечатление, что в нее играют, в основном, любители РПГ, настолок вообще, приключенческих игр, а не фанаты творчества Лавкрафта. Ну да ладно…
Лавкрафт — это классика, изначально только из-за него покупал, но мое мнение, что игра сама по себе, книги сами по себе, так как ощущения совершенно разные. Игра понравилась за другое, просто хорошая настолка))
хм а у нас в локализации именно спутник
в ночь с субботы на воскресенье курили правила и пытались играть. партию не закончили так как когда один товарищ уснул в процессе очередного обращения к правилам на часах было уже шесть утра и неожиданно захотелось по домам. тем не менее впечатления крайне позитивные
единственное что отличает нашу компанию это то, что в любой игре каждый кому-нибудь за что нибудь «мстит» (то за италию, то за ящик не купленный, поэтому даже в командную игру мы умудрились протащить нотки состязания))
места действительно надо много. мы едва вошли на половинку теннисного стола))
вобщем сейчас дожмем правила и сыграем уже нормально, что думаю будет еще позитивнее)
зы — с дракулой сравнимо, не могу сказать что лучше, но опять же исходя из особенностей компании там есть на кого «кулек шелестеть» и игра получается более командной 🙂
Хочу купить эту игру!мега вопрос: нужен ли мастер к этой игре!?
и как появляются?
Игра кооперативная, а следовательно мастер не нужен.
второй вопрос не совсем понятен.