На Форуме о настольных варгеймах появился перевод обзора игры Washington's War — ремейка игрушки We the People. WW — это такая стратегическая игра " на карточном движке", похожая в этом плане на Twilight Struggle и Ганнибал: Рим против Карфагена. Вероятно, если бы не тематика (я оооочень далёк от гражданской войны войны за независимость в США), я, возможно, ею бы заинтересовался.
Игра Washington's War это «римейк» игры We the People, игры, породившей моду на стратегические вареймы с карточным движком (CDG), которая продолжается и до сих пор. Хоть я и не большой любитель этой игры, я тем не менее отдаю ей должное, ведь благодаря ей появилось множество игр, ставших классикой жанра. Я был плейтестером игры Washington's War и был рад, что почти все проблемы, которые присутствовали в оригинальной игре, были решены.
Игровое поле (модуль Vassal):
Геймплей (26 из 28): Washington's War состоит из ряда ходов, в течение которых игроки по-очереди разыгрывают свои карты. Карты делятся на три основные категории: карты Действий, карты Событий и Боевые карты. Карты Действий (которых большинство в колоде), являются двигателем игры, они позволяют двигать генералов (причем Американцев активизировать заметно легче) и размещать на карте маркеры политического контроля. Боевые карты и карты событий делятся на две группы: Американские и Британские, причем любители варгеймов будут удивлены – на этих картах нет значений оперативных очков. Вы или играете эти карты как события или сбрасываете их, и тогда можете поместить свой политический маркер на поле или убрать вражеский. Однако оппонент может, заплатив за это карту Действия, взять сброшенную вами карту События себе в руку, чтобы потом сыграть её как событие (Британскому игроку это обойдется дешевле). Есть обязательные события, которые не могут быть сброшены, например, Декларация Независимости или отставка правительства лорда Норта.
Карты:
Битвы проводятся так: подсчитываются модификаторы, которые включают уровень генералов, размер армии, поддержку ополчения, наличие Британских регулярных частей и боевые карты. Каждый игрок бросает кубики и прибавляет свои модификаторы. У кого результат больше, тот и выиграл. Победитель может потерять 1 воинскую часть, а проигравший – до трёх. Самое интересное, что рейтинг полководца может меняться. Например, генерал Хоу имеет тактический рейтинг 6, но если игрок выбросит от 1 до 3, то его рейтинг в этом бою уменьшится в два раза. Это правило очень хорошо иллюстрирует одну особенность той войны: практически у всех генералов были и блистательные победы и оглушительные поражения. Кроме того, модификатор за тактический рейтинг генерала не может быть больше числа боевых частей в армии. Поэтому генералам с высоким рейтингом выгоднее поручать командование большими армиями, иначе им просто негде будет блеснуть своим талантом.
Вашингтон и Хоу – лицом к лицу, лица не увидать:
Битвы важны, если только они дают политический эффект, об этом часто забывают новички в таких играх, как Ганнибал: Рим против Карфагена или The Napoleonic Wars. Игра заканчивается отставкой правительства лорда Норта, это может произойти в период от 1779 до 1783 года, в зависимости от того, когда будет сыграна эта карта. Если к этому времени Британцы контролируют 6 или больше колоний, они побеждают. В общем случае, у кого больше маркеров контроля в колонии, тот её и контролирует, но и тут есть свои нюансы, например, для контроля над Джорджией британцам достаточно иметь там всего один маркер контроля. Для сторонников концепции роли личности в истории: поражение и пленение Вашингтона ведёт к потере Американцами своего лучшего генерала, части влияния на Францию и пяти маркеров контроля. Но сделать это весьма не просто, американцы – специалисты в уклонении от битв и перехвате небольших Британских армий.
Последний, но не менее важный элемент игры – дипломатия. Американцы могут играть определённые события, чтобы двигать маркер дипломатии в сторону альянса с Французами, но этого не достаточно, они должны еще и побеждать в битвах. Когда маркер достигнет ячейки альянса, на карте появятся регулярные части и славный флот Его Христианнейшего Величества. Так же, угроза европейской войны будет висеть дамокловым мечом над Британией. Хотя появление французов и не смертельно для Британцев, оно очень сильно осложнит их положение.
Стратегия (5 из 5): В этой игре замечательно сочетаются политические и военные проблемы. Разработчик Mark Herman замечательно соединил эти элементы, в результате чего основой игры стала борьба за политическое влияние, ведущаяся военными методами. Кроме того, жесткое разделение карт по видам заставляет игроков больше оперировать армиями, чем просто разыгрывать события. Иначе говоря, я никогда не чувствую, что игра играет мной, и что я просто выполняю некий установленный перечень событий. Я решаю, как развиваться событиям, и это то, что мне нравится в игре.
Освояемость 🙂 (4 из 5): Разработчики хотели создать быструю и легкую для освоения игру и они справились с этой задачей. Правила хорошо организованы, доступно изложены и легки для понимания. Однако игра не так проста, как некоторые говорят. Асимметричные стратегии для разных сторон могут привести к затруднениям со стороны новичков-варгеймеров.
Компоненты (4 из 5): Мне нравится, что изображения генералов на фишках очень индивидуальны, каждый в своей привычной форме и в позе, характерной для него. Качество карт и поля не вызывает нареканий, а вот само игровое поле могло бы быть сделано в стиле более близком той эпохе. Впрочем, оно всё равно достаточно красивое.
Генералы и флот:
Оригинальность (1 из 2): Игра является переработкой и вышла после целого ряда подобных игр. Однако, она отличается от We the People правилами битв и дипломатии. Можно определённо сказать, что это другая игра.
Историческое соответствие (4 из 5): Как я уже говорил, это наиболее достоверная стратегия по Американской Революции. Я упоминал политический характер игры, но я должен сказать, что лучшая часть правил – это правила на зимовку Американских войск. Скажем, если вы не Вашингтон, большинство ваших солдат попросту разойдутся по домам. Это не даёт Американцам создавать большие и стабильные воинские формирования, которых у них и не было в реальности. Асимметричный геймплей, создающийся в игре, полностью соответствует историческим реалиям. Рейтинги генералов тоже не вызывают протеста. Мне нравится, что Британцы чуть лучше сражаются, а Американцы более мобильны, легче активизируются и склонны к уклонению от битв. Смущает отсутствие влияния политических событий на карьеру генералов. Например, Хоу ушел в отставку в 1778 году, здесь же он остаётся на поле до конца игры. А Ли и Линкольн (не те, а другие 😉 )настолько бездарны, что нет никаких причин, чтобы использовать их в качестве командующих. Впрочем, гораздо явственней этот аспект проявился во времена Гражданской войны в Америке, а в играх про Американскую Революцию на его отсутствие можно вполне закрыть глаза.
Похоже, кто-то решил доверить армию Чарльзу Ли:
Итог (44 из 50): Washington's War – великолепная игра. Она быстрая, напряжённая и исторически достоверная. Если вы варгеймер, покупайте её, но я не советую использовать эту игру для обучения новичков. Асимметричный геймплей может их отпугнуть. Впрочем, в ваших силах это опровергнуть.
Кстати, это первый переработанный CDG-варгейм. Как знать, возможно, нас ждут и другие такие же успешные «перевоплощения»?
Это не про гражданскую, это про войну за независимость.
Так вроде бы война за независимость в США и была гражданской войной, т.к. южане представляли интересы империалистической Англии и получали от них активную поддержку войсками, продовольствием и деньгами, а северяне — за независимость от Англии и соответственно сражались с южанами. Так что это одно и то же.
@Денис II
??
разве не одно и то же =)
Так и подмывает спросить: а что, историю в школе уже отменили?
@Денис II
Тогда расскажи что-да-как. Будем только признательны за исправления заблуждения:)
@Денис II
фактически да.
хотя, Стас пошутил, я так думаю. 🙂
Ну вы даете!
Война за незавмсимость США (1775—1783) — http://ru.wikipedia.org/wiki/Война_за_независимость_США
Гражданская война (1861—1865) — http://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_война_в_США
война за независимость и гражданская в америке — одно и тоже?!? ну вы даете…
Спасибо за инфо!:)
Отрадно, что варгеймы выполняют ещё и образовательную функцию. Даже если в них не играешь 🙂
А ещё была англо-американская война 1812 г. 😉
О, да! Помню, как учась еще в школе, приобрёл диск с играми от SSI, в том числе и с «War of 1812», и надеялся, наивный, увидеть ещё одну игру по Отечественной войне.
@MakVlad
«о сколько нам открытий чудных, готовит просвященья дух…» :)))
«…просвЕщенья дух» 🙂 Ученье — свет, а не «свят, свят, свят» 🙂
С удовольствием бы поиграл, мне эта тема крайне интересна. И оформление вроде неплохое. Да и варгеймы нравятся, хотя более сложные.
З.Ы. Первые комментарии действительно разрушили мою веру в качество отечественной образовательной системы. Особенно обидно как «почти» профессионалу — студенту-историку. Да, ну это так, к слову)))
Игра, наверное, интересная, да уж больно тема мне не близка. Вот сделал бы кто-нибудь что-нибудь вроде про Латинскую Америку — какую-нибудь Bolivar’s War…
Денис, если про Боливара, то есть игра Guerra a Muerte — стратегия, вышедшая в журнале Against the Odds. Так же есть серия тактических сражений от испанской компании Ludopress. И есть ещё игра The Triple Alliance War, но это уже про войну Парагвая с Бразилией, Аргентиной и Уругваем в конце 1860-х годов.
Kert, а я бы пожалуй сыграл через кибердоску. Только правила надо прочесть. А какие более сложные варгеймы тебе нравятся? Заинтриговал 🙂
Guerra a Muerte — спасибо, посмотрю.
Тактика как-то не вставляет, я люблю гранд-стратегии.
The Triple Alliance War — прочитал правила, не понравилось. Тема интересная, а вот реализация — увы; на мой вкус, монстроидальность зашкаливает.
Ну, я имел в виду несколько иные варгеймы. Вархаммер и подобное. Настольно-коробочные варгеймы гораздо проще, чем варгеймы с миниатюрами.
Во-первых, сравнивать стратегию и тактику (а большинство варгеймов с миниатюрами — это тактика) достаточно тяжело. Во-вторых, простота их связана не с примитивностью, а с наличием готового поля, разделённого на гексы, квадраты, области и т.п. (что очень сильно упрощает правила на движение), а также с тем, что изкоробочная игра посвящена определенному сражению или нескольким, и имеет заранее расписанные автором сценарии, а значит не нужны спецправила на типы оружия и способы боя, которые в этих сражениях не использовались. Для меня лично готовое поле и готовые сценарии — решающие достоинства настольных варгеймов.
Посмотрел Guerra a Muerte. Идея, вроде, интересная, но, увы, попробовать не удастся — в свободном доступе есть не всё.
Вот ссылка на модуль для Cyberboard: http://loakes.game-host.org/limeyyankgames/games/gameboxes/Guerra_a_Muerte.zip