В этом году издательство GaGa Games анонсировало русскую версию Watergate. Это игра про Уотергейтский скандал в США. когда противостояние Ричарда Никсона со средствами массовой информации закончилось его отставкой с поста президента. Казалось бы, чего тут интересного и кому у нас может понравиться настолка на подобную тематику. А её, между прочим, хвалят и за интересный игровой процесс. Детали — в переводе обзора с Board Game Geek.
Игра о расследовании дела против Президента США, препятствующего правосудию? Да кому это может быть интересно?
У «Уотергейта», настольной игры Матиаса Крамера, неожиданно хорошая родословная. Самый близкий её родственник – это военная игра на карточном движке «Сумеречная борьба» и её многочисленные последователи, то есть игры с картами, на которых есть исторические события, а также некие абстрактные очки действий. И каждая карта – это небольшое отдельное решение. Сыграть ли её как мощное событие и удалить из игры? Или же задействовать просто очки действий, в надежде, что позднее она ещё вернётся в колоду? Если вы знакомы с такими играми, считайте, вы уже знаете как работает основной движок Watergate.
И тут же возникает вопрос. Если это типичная игра на карточном движке, из числа тех, что выпускались ещё 10 лет назад, что в ней особенного? Чем она может зацепить игроков?
Фишка «Уотергейта» в том, что игра построена на постоянном ощущении, что вы не можете побеждать всё время. Каждый раунд начинается с трека, заполненного разнообразными маркерами и жетонами улик, игроки будут за них бороться, но редко когда получится захватить все. Главная задача – охватить достаточно много, чтобы противник вынужден был напряженно бороться за все остальные, но при этом важно не переусердствовать, потому что свои усилия надо будет прилагать по другим направлениям.
Другими словами игра достаточно хорошо воспроизводит реальное противостояние между самым могущественным человеком в мире и самыми влиятельными средствами массовой информации в мире. Документы могут выпускаться и редактироваться, общественное мнение колеблется то в одну, то в другую сторону, и что в результате получится не знает никто. И в качестве бонуса – игровое поле, выполненное в виде пробковой доски кнопками и натянутыми между ними нитками – типичное изображение какого-то заговора.
И всё это прекрасно работает во многом потому, что обе стороны занимаются совершенно разными вещами. Для газеты Washington Post главное – сбор доказательств и их связь с Никсоном. Это трёхэтапный процесс, сперва нужно добыть доказательства, затем разместить их на поле и, наконец, найти информаторов, которые смогут протянуть нить от этих доказательств до Никсона. Президент же больше озабочен общественным мнением и работе с текущей повесткой, чтобы дотянуть до конца своего срока. Эта задача кажется проще, но тут есть нюанс, нужно ещё тоже работать с доказательствами и потенциальными осведомителями, подтасовывая факты, чтобы помешать прессе установить необходимые связи.
Все эти механики провоцируют прессу и президента на постоянные столкновения. В игре всегда есть три линии конфликта. Первое, это доказательства, которые обе стороны надеются представить в выгодном для себя свете. Помимо доказательств в игре есть жетоны влияния. Никсон побеждает, если соберёт их 5. Но и журналистам они нужны. Если просто мешать президенту наращивать влияние – это само по себе полезно. Если же жетон влияния перехватывают СМИ, они получают разовый бонус. В основном же в ходе партии Washington Post занимается сбором доказательств, а Никсон борется за влияние, но обеим сторонам время от времени рекомендуется залезать на территорию друг друга.
Последний элемент, вызывающий противостояние сторон, это белый жетон инициативы. В отличие от собираемых газетой доказательств и укрепления власти президента, это более абстрактная вещь. Инициатива даёт возможность «раскручивать историю» в свою сторону. Каждый ход игрок с инициативой получает дополнительную пятую карту. Это огромное преимущество. Игрок с инициативой не только ходит первым, но потом ещё делает последний, завершающий ход в текущем ходу. Так что за жетон инициативы стоит всерьёз сражаться (но и тем самым он несколько отвлекает игроков от их прямых забот).
И эта борьба за доказательства, власть и инициативу, она не бесконечная. В игре всего по 20 карт за каждую сторону и, скорее всего, вы не увидите их все за одну партию. Более того, и это скорее к счастью, чем к сожалению, потому что вы будете осваивать события постепенно. С помощью карт любого информатора можно склонить на любую сторону. У обеих сторон есть карты, практически обнуляющие усилия соперника. В первой партии вы такие вещи будут вас удивлять, во второй они уже будут выглядеть к знакомыми, а к четвёртой вы уже выучите все возможные грязные трюки соперника.
Наконец, «всего 20 карт» — это совсем не жалоба. Ведь партия в «Уотергейт» занимает всего полчаса. Это не масштабная военная игра с карточным движком, требующая знания множества правил с многочисленными исключениями. Примерно половину книги правил занимает историческая справка об уотергейтском скандале, о том, что, как и почему привело к отставке Никсона с поста президента. Что касается самих правил – они понятные. Хотя и не сказать, что очень просты. Это ещё одна причина того, что достаточно компактная игра оказывается весьма насыщенной. Порядок выхода карт из колоды, розыгрыша событий и действий соперника открывают широкий простор для решений. Тут можно делать многое, вплоть до того, что можно блефовать, продвигая ненужные доказательства, чтобы противник сыграл лишние карты против них. Разумеется, это сработает только если оппонент уделяет внимание тому, что вы делаете.
Ну и, конечно же, есть ещё множество всяких подробностей. Некоторые доказательства позволяют в последующем изменять влияние Никсона. Сами доказательства бывают трёх цветов, а каждая карта завязана на какой-то определённый цвет. А ещё каждый цвет полезен только в определённой области игрового поля. Некоторые события срабатывают только если Washington Post уже добыла определённые доказательства. В общем в игре ещё много всего, но при этом она не перегружена мелочами.
Обычно всем нравится, когда в игре хорошо сочетаются тематика игры и её механика. Иногда это может стать предметом для спора, если то, что устраивает одного человека, не устраивает другого. Но в случае с «Уотергейтом» всё ясно, Матиасу Крамеру удалось сделать отличную игру в кошки-мышки между идущими по следу журналистами и политиком с сомнительной репутацией. Одна и та же информация может дать кому-то возможность, а может её блокировать. Одна и та же публика может помочь вам или помешать. Будучи столь небольшой игрой, «Уотергейт» кажется куда более весомой настолкой, и заодно напоминает о важности свободы прессы.
У меня есть стереотип: урок истории, упакованный в 30 минут, обычно оставляет тематику за бортом. «Уотергейт» — приятное исключение.
Добавить комментарий