Обзор настольной игры «Notre Dame»

Обзор игры "Notre Dame"

В Блоге о настолках опубликована заметка с описанием игры Notre Dame. Это игра для 2-5 человек, посвящённая обустройству Парижа XV века, точнее не всего Парижа, а его кварталов, расположенных вблизи Собора парижской Богоматери. 

Настолка “Notre Dame” была создана в 2007-ом году дизайнером Стефаном Фельдом, который отличился еще одной неплохой игрой “In the Year of the Dragon”. В год своего рождения, игра “Notre Dame” получила второе место на “Deutscher Spiele Preis“ и стала одной из рекомендуемых игр “Spiel des Jahres”.

Итак, место действия – Париж, XV-ый век. Каждый из игроков (а их может быть от двух до пяти) являет собою главу влиятельной семьи, фактически эдакого мэра района города. Игроки будут в процессе партии постоянно делать выбор между влиянием на области своего района (фишки-кубики), деньгами и очками престижа. Цель игры – получить максимальное количество этих самых очков.

Подготовка к игре.

В комплекте находится три вида центральной игровой зоны (Нотр-Дама) – треугольник, квадрат и пятиугольник. В центр стола кладется тот Нотр-Дам, число ребер которого равно числу игроков. Для игры вдвоем используется квадратный Нотр-Дам. Вокруг Нотр-Дама выкладываются игровые поля районов (для игры вдвоем, выкладываются 4 района, как при игре вчетвером). Районы абсолютно одинаковые и представляют собой неправильные многоугольники, каждый из которых поделен на 8 секторов-областей.

Черные кубики уровня загрязненности (крысомера) ставятся на ноль в каждом районе. Каждому игроку раздается по 3 золотые монеты, по 4 кубика влияния  (оставшиеся 10 кубиков откладываются в запас), по фигурке друга и фигурке кареты, по 4 восьмиугольных жетона сообщений и по 9 карт действия. Все, кроме монет, выдается игроку соответствующего цвета. В дальнейшем, игроки должны разложить жетоны сообщений на места рынков на своих районах. Жетоны выкладываются в открытую, но случайным образом. 9 карт действия перемешиваются каждым игроков.

Потом перемешиваются 6 карт общих персонажей (коричневые карты), а 9 серых карт персонажей разбиваются на тройки, исходя из буквы на карте. Группы A, B и C перемешиваются отдельно и собираются в закрытую стопку так, чтобы группа C оказалась внизу, а A, соответственно, вверху. На этом подготовка к игре завершена.

Нотр-Дам

Нотр-Дам

Игра идет девять раундов или, лучше сказать, три тура по три раунда каждый. Раунд состоит из пяти фаз.

Фаза 1. Вскрываются два коричневых персонажа и один серый. Все три карты выкладываются в открытую рядом с игровым полем.

Фаза 2. Каждый игрок тянет из своей колоды из 9 карт действий верхние три, выбирает из них одну, остальные две передает следующему по часовой стрелке игроку, в это же время принимая две карты от предыдущего игрока. Из этих двух нужно снова выбрать одну, а оставшуюся передать дальше по часовой. Таким образом, в конце этого круговорота, у каждого игрока будет по три карты, из которых он разыграет только две.

Фаза 3. Начиная от первого игрока по часовой стрелке, каждый игрок играет одну карту действия из тех, что были выбраны в фазе 2. Таким образом играется два полных круга. Неиспользованная игроком карта уходит в сброс так, чтобы ее не было видно (обычно, она подкладывается под вторую из сыгранных карт).

Фаза 4. Каждый игрок может (но не обязан) нанять за одну монету какого-нибудь из трех открытых персонажей и выполнить соответствующий персонажу действие. Несколько игроков вполне могут выбрать одного и того же персонажа.

Крысомер

Крысомер

Фаза 5. Подсчитывается сумма изображений крыс на всех трех картах персонажей. Теперь игроки должны передвинуть свои черные кубики на соответствующее количество баллов плюс\минус модификаторы. В случае, если показатель уровня загрязнения (крысомер) перевалил за 9, на игрока накладывается штраф. Во-первых, крысомер остается на девятке. Во-вторых, игрок теряет 2 очка престижа, а один его кубик влияния из самого густозаставленного сектора района уходит в запас.

В конце раунда все три карты персонажей сбрасываются, а метка первого игрока (картонный плоский Квазимодо) переходит по часовой стрелке.

Нотр-Дам, окруженный районами

Нотр-Дам, окруженный районами

В конце тура (или третьего, шестого и девятого раунда) рассчитываются очки престижа за кубики влияния на Нотр-Даме, перемешиваются все 6 карт коричневых персонажей, а карты действий заново отсортировываются по цветам, раздаются соответствующим игрокам и перемешиваются.

Игра заканчивается после 9-го раунда, а выигрывает партию игрок, набравший больше очков престижа. В случае, равного количества, побеждает тот, у кого осталось большее количество свободных монет и кубиков влияния.

В процессе игры, полученные игроками очки престижа не должны быть видны оппонентам. Количество монет и свободных кубиков, наоборот, не является секретом.

Теперь поговорим о картах действий (по фото, слева направо и сверху вниз).

Карты действий

Карты действий

Дом карет. При игре этой картой, игрок должен поставить свободный кубик влияния в сектор дома карет в своем районе и проехать своей каретой до нужного игроку жетона сообщения. Однако, количество кубиков на доме карет также играет роль. Чем больше кубиков, тем дальше может проехать карета. Смысл передвижений кареты заключается в собирании восьмигранных жетонов сообщений, которые несут различные бонусы. Всего имеется четыре типа этих бонусов: 1 престиж + монета, 2 престижа + кубик из запаса, 3 престижа + минус одна крыса на крысомере и 4 престижа. Существует следующее правило: если игрок собрал каретой жетон определенного типа, он должен и дальше собирать жетоны этого типа. И только когда в игре не останется таких жетонов, он может взять что-то другое.

Больница. Главная панацея от крыс. Поставив куб сюда, игрок сразу уменьшает показатель показатель крысомера на единицу. Более того, в фазе 5 игрок может уменьшить число грозящих ему крыс на количество кубиков на этом секторе.

Банк. При игре этой картой, игрок должен поставить свободный кубик влияния в сектор банка в своем районе и взять себе из запаса столько монет, сколько кубиков стоит у него в этом секторе.

Школа. При игре этой картой, игрок должен поставить свободный кубик влияния в сектор школы в своем районе и взять себе из запаса столько кубиков, сколько кубиков у него стоит в этом секторе. В том случае если в запасе не хватает кубиков, игрок берет сколько есть. Кубики – ограниченный ресурс.

Отель. Поставив куб сюда, игрок может выбрать себе бонус: кубик из запаса, монету или минус крысу. Более того, если случится так, что на этом секторе у игрока будет стоять  4 (или больше) кубиков, то игрок может выбрать себе бонус дважды.

Парк. Дает минус одну крысу. Более того, если на этом секторе стоят как минимум два кубика, игрок будет получать на одно очко престижа больше каждый раз, когда он вообще будет их получать.

Друг. Игрок может переместить фишку друга на любой свой район. Свойство района после этого срабатывает, при этом фишка друга считается за кубик.

Нотр-Дам. Чтобы поставить сюда кубик, нужно сделать подношение в виде одной, двух или трех монет. За это игрок получит одно, три или шесть очков престижа соответственно.

Особняк. За каждый кубик в этом секторе, игрок получит по очку престижа.

В конце каждого тура происходит распределение очков за Нотр-Дам. Между хозяевами кубиков на Нотр-Даме будет распределено 6, 8, 10 или 12 очков престижа в зависимости от количества игроков. Предположим, что на Нотр-Даме стоят два синих кубика и один красный, а играют четверо. В таком случае за каждый кубик его хозяин получит целое от частного 10/3, где 3 – общее число кубиков на Нотр-Даме. Т. е., синий игрок получит 6 очков престижа, а красный – 3.

Рассмотрим персонажей и их возможности. Начнем с коричневых (общих) персонажей, каждый из которых выходит по одному разу за тур.

Коричневые персонажи

Коричневые персонажи

Итак, смотрите на фото; слева направо, сверху вниз…

Монах. Дает два кубика из запаса и одно очко престижа.

Ростовщик. Дает две монеты и одно очко престижа.

Доктор. Для выбравшего доктора игрока число крыс на картах персонажей в начале пятой фазы становится равным нулю.

Хозяюшка. Дает три очка престижа и, на выбор, монету, кубик из запаса или минус крысу.

Шут. Позволяет передвинуть один кубик из одного сектора в другой (кроме Нотр-Дама), после чего в секторе назначения срабатывает соответствующее действие. Вообще говоря, именно так может делать игрок в фазе розыгрыша карт действия, если у него нет свободных кубиков.

Менестрель. Позволяет передвинуть до трех кубиков из одного сектора в другой (кроме Нотр-Дама). Свойство сектора назначения при этом не срабатывает.

Теперь так же коротенько о девяти серых персонажах. Каждый такой персонаж появляется в каждой партии один-единственный раз.

Серые персонажи

Серые персонажи

Группа A.

Охранник. Дает столько очков престижа, сколько кубиков стоит у игрока на районе (во всех секторах).

Епископ. Позволяет взять из запаса(!) кубик и поставить в любой пустой сектор (где еще нету ни одного кубика). Свойство сектора при этом срабатывает.

Ночной охранник. Дает по очку престижа за каждый пустой сектор района.

Группа B.

Нищий король. Дает по очку престижа за каждый квадрат крысомера после черного кубика. Иными словами, дает 9-[показатель крысомера] очков престижа.

Гильдмастер. Дает два очка престижа за каждый сектор, где больше одного кубика.

Адвокат. Дает по три очка престижа за каждую пару собранных жетонов сообщений.

Группа C.

Плотник. Дает по очку престижа за каждый непустой сектор района.

Мэр. Дает по 3 престижа за каждый сектор, где больше двух кубиков.

Дама. Дает столько очков престижа, сколько кубиков в самом густозаставленном секторе.

Что ж, описание запутанных правил закончилось, теперь общие слова.

Друзья и кареты

Друзья и кареты

Наверное, становится страшно при виде такого нагромождения правил. На самом деле все довольно просто, ибо то, о чем я пишу словами, на картах и частях игрового поля изображено в виде простейших знаков, так что при взгляде на картинку сразу становится понятно действие этой карты или сектора.

В целом игру можно назвать своего рода пасьянсом, в котором главное — баланс. Игрок балансирует между наличием монет, свободных кубиков и позицией крысомера, да при этом еще должен думать об очках престижа. Есть еще один фактор, который роднит эту игру с пасьянсом, а именно: здесь почти нет взаимодействия между игроками. На игровом поле кубики разных цветов могут встретиться лишь на Нотр-Даме. Ну, и чужая карета может заехать в твой район в поисках нужного жетона сообщения. Вот практически и все. Во всех остальных случаях каждый игрок поглощен своим окружением: свой район, свой показатель крысомера, свое количество свободных кубиков и монет.

Было время, когда мы с удовольствием играли в “Нотр-Дам“, но в последнее время его несколько оттеснили другие игры вроде тех же “Stone Age” и “Nexus Ops”. Однако, я не думаю, что игра эта будет заброшена. Мы к ней вернемся, но вряд ли будем играть несколько партий подряд.

На BGG у этой игры рейтинг в 7.6 балла, собранный тремя тысячами голосов. В общем зачете “Notre Dame” на 55-ой позиции. Так что игра известная и людям нравится. Тем не менее, в качестве семейной игры я бы ее не рекомендовал. По-моему, детям будет сложно, да и внешний вид деталей игры довольно строгий, может быть даже излишне.

Судя по описанию, это вполне симпатичная настолка. Я бы поиграл в неё при случае.

Notre Dame, Обзоры



Похожие записи
  • Впечатления от «Mag-Blast» и «Hollywood!»
  • Настольные игры в кино
  • Впечатления от «Blue Moon City», «Coloretto», «Notre Dame» и «Zombie Plague»
  • Впечатления от «Dungeon Twister», «Power Grid», «Elfenland» и «Coloretto»
  • Впечатления от «Zombie Plague» и «Fearsome Floors»
    1. glenn
      20 Янв 2015 из 22:38 | #1

      симпатичная лайтовая стратежка =)


    1. Трекбеков пока нет.