Командная игра Grizzled, повествующая о суровых буднях солдат в окопах Первой мировой, зашла в нашей компании очень даже хорошо. Пусть она появляется на столе и не регулярно, но зато когда мы её раскладываем, все всегда остаются довольны. Это простая игрушка, усадить за неё можно даже абсолютного новичка, партии пролетают быстро, и, хотя и победить тут сложно, никто не расстраивается, это же просто коллективный пасьянс.
Совсем другое мнение об этой игре сложилось у Зордока. Он пишет, что это всего лишь посредственный филлер, достойный 5 баллов из 10 возможных.
Первый анти-варгейм, как его окрестили на форумах с подачи Бруно Файдутти. Через несколько дней после сдачи рисунков издателю настольной игры, художники, Хуан Родригез и Фабьен Риффо, были застрелены во время печально известных событий в редакции сатирического нигилистского журнала Charlie Hebdo.
Антивоенная направленность выражена так же ярко, как и в книжке Ярослава Гашека, цитату из которой я вынес в заголовок. Впрочем, сам Гашек всю молодость воевал, менял стороны (Австрию на Советскую Россию), был даже комиссаром Красной Армии, сражался и с чехами, и с белыми. В общем, прочувствовал свой роман не только со стороны Швейка, но и со стороны его военного начальства.
Возвращаемся к игре. Перед нами кооперативный патигейм на 3-5 человек, оформленный в жанре карикатуры (что понятно по первому абзацу) на военную тему.
Игра исключительно карточная. Колода делится на две стопки: колода войны и колода мира. В процессе игры участники по-очереди играют в центр стола карты, на которых — давайте на секунду абстрагируемся от темы — есть фигура одного из трёх цветов. Фигур разных тоже три. Если на столе окажется три одинаковых цвета/контура, то игроки проиграли раунд.
В свой ход игрок либо кладёт карту, либо уходит в тыл. Чем больше осталось карт на руках у игроков, после того, как все уйдут в тыл, тем больше карт перекладывается из колоды войны в колоду мира, приближая проигрыш. А освобождать колоду мира игроки могут только разыгрывая карты с руки, преодолевая проблемы (избегая одинаковых цветов/контуров), ну и положившись на удачу. Ещё в колоде присутствуют особые карты: раны (играются на игрока, при 4 ранах на одном участнике игра так же завершается поражением) и персональные негативные трейты, которые приходится класть перед собой с руки.
В сухом остатке у нас 6 признаков у карт и механика получения штрафов по числу оставшихся на руках. К сожалению, это всё.
Игра вроде бы кооперативная, но общаться на деле не разрешено, т.к. обсуждать, и, тем более, показывать карты правила не дозволяют. Максимум можно похихикать на не игровую тему. Так что получается своеобразный развесёлый пасьянс, где игроки громогласно объявляют: «На столе две пули! Две пули уже!», либо повторяют как мантру, какие карты играть нельзя. На этом кооперативная часть подходит к концу, и остаётся лишь случай прихода карт в руку. Случай прихода карт по событию «ловушка», хаос по сочетанию карт на столе к моменту вашего хода, такой же хаос с жетонами поддержки после раунда и тому подобное.
Игра в целом получилась заурядная, простая, даже примитивная. Вытягивают её необычная тема для патигейма, замечательный арт и печальный повод вспомнить художника; повод, который сыграл не последнюю роль в популярности игрушки в рейтингах BGG.
К сожалению, никаким артом не заменишь отсутствие логических решений игрока, ощущения какого-то осознанного влияния на игровой результат — этого здесь совсем нет. Я уже достаточно давно не играл во что-то настолько глупое и примитивное, поэтому просто не нахожу слов, чтобы добавить их к сказанному. Интригующая пустышка. 5 баллов из десяти.
Последний абзац обзора ставит все на свои места. Ведь если играть так, как это делает автор, не включая логику, то ни на результат не повлияешь, ни от игры удовольствия не получишь.
По-моему, автор просто не умеет её готовить. Нам мой взгляд, это одна из лучших кооперативных игр. Очень атмосферная и захватывающая, при этом не сложная и лишённая проблемы лидера — бича 99% настольных кооперативок. Во всех наших компаниях заходила настолько хорошо, что на замену своему пнп решил в итоге взять оригинальную версию с дополнением.
@pilot63
а мы наконец-то победили на троих на метафесте! как приятно и тяжело выжить в первой мировой!
Зордоку не понравилось? «Значит хорошая игра, надо брать» (с)