Обзор «Воздушный бой» («Dogfight» 1962 года издания)

Читатель по имени Дмитрий прислал мне собственный обзор игры Dogfight, настольного воздушного боя, которому скоро стукнет полвека. Несмотря на столь солидный возраст, по словам Дмитрия игра очень даже ничего, не говоря уже о том, что она прекрасно сохранилась. 

Иногда приходится слышать мнение, что какой смысл писать обзоры не по новинкам. Сегодня я попытаюсь ответить на этот вопрос обзором игрушки, которой уже полстолетия.

Моя коллекция игр уверенно зависла возле отметки в 30 коробок. Я нахожу сложным делом хранить множество игрушек — тем более что нет ни времени на них всех, ни желания играть во все, ни даже сил запоминать правила для всех. Поэтому лишние я распродаю. Когда-то я думал что лучше всего играми меняться. На практике же оказалось, что это маловероятно — я до сих пор не обменял ни одной игры, а продал штук 30 наверное. 

И вот недавно случилось невероятное — я не просто получил предложение на обмен (такие случаи уже бывали), но и согласился на него. Причем обмен произошел через океан, что требует определенных затрат для совершения. 

Среди полученных мной игр, одна заслуживает отдельного разговора — это игра 1962 года издания под названием "Dogfight". Но дело тут не просто в сроках давности. Сегодня я смотрю на эту игру и задаю себе вопрос — какого хрена делали настольные игры (варгеймы в частности) последние пол века? Вообще-то я знаю ответ, но вернусь к нему позже.

Первое впечатление об игре можно составить уже по ее коробке… Наверное так выглядели советские монополии, хотя я давно уже не держал таковых в руках — большая продолговатая и неглубокая коробка из мягкого картона. Добавьте к этому 50 лет жизни… Мне самому куда меньше, и я видел во что превращаются некоторые игры всего за парочку лет. Сверху еще приплюсуйте последнее путешествие на 10 000 километров. А внутри еще встречает черно-белый рулбук, напоминающий качеством современную ксерокопию, вставки из белого (или даже серого) картона, да колода карт, качеством вряд ли лучше тех, что я печатал на днях на своем принтере.

И вот в этой коробке, в совершенно первозданном виде (!) лежит приличных размеров игровая доска, сложенная втрое, и раскрашенная ничуть не хуже самых современных новинок. А по ней должны совершать свои боевые вылеты пластиковые бипланы немецких и американсих эскадрилий, общим количеством 12 штук — каждый собирается из 3 частей.

Изучив еще немного правила — которые можно назвать легкими (на несколько страниц), я отметил у себя странное чувство. Внешний вид игры и частично игровой процесс напомнили мне о советской игре "Воздушный бой". Там также поле было расчерчено в клеточку, у каждого игрока также было два аэродрома прикрытые зенитками, и игроки в свой ход также передвигали ровно по 2 самолета — по одному с каждого своего аэродрома. Может ли такое сходство быть случайностью? У меня есть сомнения, хотя сходства на этом заканчиваются, а отличий намного больше.

Итак, цель игры — уничтожить все самолеты противника. У каждого игрока на старте по 2 аэродрома, и на каждом по 3 самолета. Но в воздухе может находится не более чем по 1 самолету с каждого аэродрома, тоесть получается максимум 4 одновременно. Игроки по очереди передвигают все свои самолеты в воздухе, бросив 2d6 и двигая один самолет на показания одного кубика, а второй — на показания другого (Вспоминаем Kingsburg?). При передвижении не дозволяется повернуть резко на 180 градусов и пролетать через другие самолеты.

Цель маневрирования — подлететь вплотную к вражескому самолету с одной из четырех сторон света и нажать на гашетку. Понятно что когда вы в "зоне долетания", вам нужен либо чет, либо нечет, чтобы выйти на позицию, но при 2 кубиках у вас шансы не меньше чем три из четырех — тоесть кубики погоды обычно не делают. Однако чтобы определить результат стрельбы нужно вернуться к моменту взлета с аэродрома (!). 

Каждый пилот перед взлетом получает "в руку" 4 карты, которые символизируют его умения и боезапас. Атакующие карты отличаются силой от 1 до 5, а оборонительные — Уклонения и Петли — помогают при атаках с фланга или тыла. Вобщем если вы решились на лобовую атаку — победит тот, у кого карта атаки сильнее. Если зайдете с боку — противник может увернуться. Ну а если попробуете с тыла, то рискуете нарваться на петлю и словить очередь в ответ. Когда пилот взлетает, он конечно знает свои карты и может как-то планировать свои действия. 

Тут я сделаю отступление. Правила игры по сегодняшним меркам изложены довольно топорно. И я не на 100% уверен в механике передвижения самолетов. Вроде бы там утверждается, что в конце хода самолет можно развернуть в любую из четырех сторон. И вроде бы даже не важно как ваш самолет развернут в начале хода — лететь можно хоть ровно назад. С другой стороны на коробке приводятся примеры передвижений, по которым складывается впечатление, что самолет не может лететь прямо назад никогда (а не только в середине хода), и что он всегда развернут по направлению своего движения.

Разница между этими двумя вариантами имеет некоторое значение. В ситуации когда я в одной клетке от врага, в первом случае мне нужно выбросить 1, 3 или 5, чтобы выйти на позицию атаки. Причем при тройке я смогу зайти уже с трех разных сторон, а при пятерке — вообще с любой. Тоесть направление движения бипланов почти не имеет значения — с какой стороны захочу, с такой и нападу, либо не смогу никак. Во втором же случае, при единице я смогу напасть только с одного направления и только если я не улетал прочь до этого, при тройке вообще не смогу, а при пятерке смогу совершить маневр, но вряд ли буду иметь возможность выйти на позицию больше чем с двух сторон. Тоесть положение и направление полета самолетов значительно влияет на вероятность того, откуда можно нападать, и это выглядит гармонично с карточной механикой боя. 

Действия противника во время боя можно предвидеть наблюдая за выходом карт из игры. Например если обе пятерки у него уже вышли, то других не будет пока колода не перетасована. Если вашему пилоту пришли плохие карты, можно перелететь линию фронта и вернуться на "дозаправку", прикрывая в пути свои слабые стороны огнем зениток или краем карты, или отвлекая врага напарником. Вовремя возвращаться на дозаправку бывает вообще полезно. Очень важно сбить вражеский самолет — за это дают титул аса, тоесть +2 карты в руку на дозаправке. Двойной ас получит целых 8 карт, что сделает его почти неуязвимым. 

Конечно надо использовать свои самолеты совместно, прикрывая друг друга. Например если пара зайдет в хвост противнику и тот сделает петлю, то он всеравно получит еще очередь от ведомого, от которой уже и не всегда и титул спасет. Наконец всегда можно рискнуть, и под обстрелом зениток попытаться сбить самолеты прямо на земле. Это особенно полезно для добивания асов вернувшихся на дозаправку. А если враг вдруг развернулся и дал деру на свою территорию… Это у него боезапас закончился, или он намеренно подставляет хвост приготовив петлю? 

Вобщем получается несложный варгейм с заметной долей случая, но в котором есть и над чем подумать. И оформление — отличное (неигровые компоненты не в счет). Но более всего меня удивила карточная механика боя.

Но в самом ли деле стоит удивляться. В этой же серии (American Heritage) вышло несколько не менее удачных игр — Broadside, Skirmish, Battle-cry. Конечно сегодня о них мало кто слышал. Но зато многие знают такие названия как Civilization и Magic Realm — а им уже лет по 30.

Так я обещал рассказать что думаю о 50 годах развития настолкостроения… Ну несомнено повысился ассортимент настолок. Стало больше игр и дизайнеров, стало больше издателей и покупателей. Стало больше возможностей для всех. Это и есть главный итог. Однако стало ли проще найти свою иголку в стоге сена?

Dogfight, Обзоры



Похожие записи
  • Весёлые картинки, № 111 — «Парные фотографии»
  • «Eclipse» — cамодельные космические корабли
  • Весёлые картинки, № 255
  • Stone Age для iOS — уже скоро
  • Весёлые картинки, № 92
    1. Kert
      15 Фев 2011 из 21:58 | #1

      Замечательно. Хотя, когда есть Wings Of War, смысл переиздавать это? Но, в общем, такую игру не стыдно было бы и сейчас издать. Умели же и тогда, черти!


    2. Aspid
      15 Фев 2011 из 22:02 | #2

      Вообще-то, отличная игрушка, особенно когда играется с 9-летним сыном. Воссоздается и без оригинала — на материале с Boardgamegeek. Бипланы склеили из бумаги (у нас в каждой эскадрилье — свой тип). Назад поворачивать можно в начале хода (How to move, правило №4 — правила, кстати, на мой взгляд, очень ясные и подробные).

      Еще одна старая игрушка, в которую мы с ним играем (хотя веселей в4-6ом) — Sopwith (прототип Wings of War на шестиугольниках) — могу выслать наше пнп (хотя можно сваять на коленке), впрочем, не знаю, как лучше слать…


    3. Aspid
      15 Фев 2011 из 22:04 | #3

      @Kert

      О, здесь абсолютно другая механика, нежели в Wings of War. Совсем иначе играется-воспринимается.


    4. Aspid
    5. VDmitry
      16 Фев 2011 из 11:17 | #5

      @Kert

      «Рожденный ползать — летать не может». Я вот нахожу Wings of War недоступной для себя игрой. А в Dogfight можно играть с кем угодно.


    6. Moontan
      17 Фев 2011 из 0:39 | #6

      Извините . А нет ли у кого сканов этой игры ? Полей ,карточек и т.д.

      Захотелось ПнП сделать .


    7. yorri
      17 Фев 2011 из 14:37 | #7

      Да ПнП было б хорошо. А то столько лет прошло, а Пнп никто не сделал 🙂


    8. greta
      17 Фев 2011 из 17:04 | #8

      @Aspid

      выкладывайте на любой удобный для вас файлообменник, народ скажет вам спасибо.


    9. Aspid
      18 Фев 2011 из 3:03 | #9

      Вариант весьма простой. Делал «на пробу», чтоб потом улучшить, но руки не доходят (и вряд ли дойдут — и так играть весело, никто не жалуется). http://files.mail.ru/ZXAY9I

      Правила, однако, родные — на английском. Переводить всегда в лом, раз объяснишь — дальше все знают. Они тут простые, длинные только за счет подробного учёта всех нюансов. И мы играем без платформ для обозначения самолёта в полёте — и так ясно, который летает. И асов надо учитывать отдельно на бумажке (самолёты пронумерованы 1-3). Карты для всех эскадрилий одинаковы, наборы различаются по рубашкам того же цвета, что и самолёты. Ну и половина артиллерийских расчётов с изнанки помечается как-нибудь (у меня +), другая половина — пустая (мазилы). Будут вопросы — отвечу.


    10. Aspid
      18 Фев 2011 из 12:14 | #10

      @greta

      Не получается. Что ни отправлю, здесь не появляется. Может, не умею чего?


    11. Aspid
      18 Фев 2011 из 12:24 | #11

      Как сюда-то заслать эту чертову ссылку? Нажимаю «Добавить отзыв» — страница обновляется — и ни гу-гу. А эти вот комментарии проходят. Что я не так делаю?


    12. Aspid
      18 Фев 2011 из 14:55 | #12

      Еще раз…

      Не умею обращаться с этими блогами. Отправлял ночью — ничего не появилось…

      Ладно, пробую еще раз. http://hotfile.com/dl/105758091/fcb62fb/dogfightpnp.zip.html Вариант простенький, делал «на пробу» с тем, чтоб улучшить со временем, но руки не доходят и, видимо, не дойдут — и так играть весело, никто не жалуется. Правила, однако, родные — на английском. Переводить всегда неохота, играть-то не мешает. Они тут очень простые, длинные только чтоб учесть все нюансы.

      Половину артиллерийских расчетов нужно с изнанки как-нибудь пометить (у меня +), другая половина — пустые (мазилы). Играем без платформы, обозначающей самолет в полёте — и так понятно, который летает. Нужно только асов как-нибудь помечать, мы на бумажке пишем (самолеты пронумерованы). Карты для всех эскадрилий одинаковы, только рубашки разные — соответствуют цвету самолетов.

      Будут вопросы — отвечу.


    13. Aspid
    14. Moontan
      18 Фев 2011 из 18:18 | #14

      Скинь на почту moontan@mail.ru архивом .


    15. Aspid
      18 Фев 2011 из 18:43 | #15

      Скинул. Надо и сюда забросить, если получится.


    16. Moontan
    17. Moontan
      18 Фев 2011 из 23:08 | #17
    18. Moontan
      18 Фев 2011 из 23:09 | #18

      files.mail.ru/05F6CG


    19. Moontan
      18 Фев 2011 из 23:10 | #19

      hotfile.com/dl/105758091/fcb62fb/dogfightpnp.zip.html


    20. Moontan
      18 Фев 2011 из 23:15 | #20

      @Aspid

      Спасибо за материал Будем делать редизайн 🙂


    21. vspurg
      22 Фев 2011 из 2:32 | #21

      Вот бы поле в хорошем скане… самая сложная вещь


    22. yorri
      23 Фев 2011 из 15:23 | #22

      Думаю поле нарисую/перерисую, и карты тоже, вот бы правила кто перевел….


    23. yorri
      23 Фев 2011 из 21:04 | #23

      Поле могу нарисовать/перерисовать и карты тоже. Вот бы кто-то правила перевел…


    24. Lex
      08 Ноя 2012 из 12:19 | #24

      Киньте ссылочку на архив, пожалуйста

      raven_al@mail.ru


    1. Трекбеков пока нет.