Добро пожаловать в мир настольных игр

«Одним словом». Впечатления от игры

Игры со словами – любопытная штука. Зачастую они соединяют в себе два несочетаемых элемента: интеллектуальную составляющую и веселье. Ведь для того, чтобы придумать объяснение или ассоциацию к какому-нибудь слову, надо как следует пораскинуть мозгами. А если наводка в итоге оказывается смешной, это огромный плюс, потому что настроение игроков повышается, а с ним растёт и интерес к игре. Не так давно на российском рынке появился новичок в этой среде, небольшая игрушка «Одним словом» от издательства «Экономикус». Давайте посмотрим, что это за игра, и какие от неё остаются впечатления.

«Одним словом» – это колода карт. На карте – список из 7 слов. В ходе игры игроки по очереди будут принимать на себя роль ведущего и объединять несколько слов из этого списка одним словом. Собственно, этот метод, основная игровая механика и дала игре название – «Одним словом».

Вот как это выглядит на практике: перед началом партии все получают на руки по 9 карт. Затем начинается «угадайка», первый игрок берёт одну из своих карточек, смотрит на неё, находит 2 или 3 слова, придумывает одно объединяющее их слово, и произносит его вслух. Остальные игроки должны «дешифровать» подсказку, найти исходные слова, ассоциацию к которым придумал ведущий.

Если исходные слова угаданы, карта ведущего сбрасывается. Если угадать их получилось с первой попытки, сбрасывает одну карту и тот, кто их угадал. Если нет – ведущий говорит, сколько исходных слов было названо правильно, после чего попытать счастья могут и другие игроки. Ход за ходом карт на руках у всех становится всё меньше и меньше. Кто первым без них останется – тот и победил.

Ещё когда я только услышал про «Одним словом», то подумал, что это очень похоже на какую-то модификацию другой известной игры про угадывание слов – «Кодовые имена». Смотрите сами, и там и там перед игроками есть некоторое количество слов, из которых несколько нужно объединить одной ассоциацией, строго одним словом. Другие игроки должны эту ассоциацию разгадать, отыскав исходные слова, к которым она относится. Практика показала, что это предположение было отчасти верно. Тем не менее, у «Одним словом» есть видимые отличия от «Кодовых имён».

Начнём с того, что тут каждый играет сам за себя. Если в «Кодовые имена» всегда играют команда-на-команду (проигрывают и выигрывают всегда одинаковое количество игроков), в «Одним словом» победитель всегда один. Отличается и способ генерации слов, к которым нужно изобретать ассоциацию. В «Кодовых именах» это карточки-схемы, где показаны «свои» и «чужие» слова. В «Одним словом» этой цели служат сами карты, на каждой есть 3 цифры, глядя на них приходится искать ассоциацию для слов под соответствующими номерами на другой карте.

Наконец, в «Кодовых именах» ошибки могут служить сильно на руку соперникам (если вскроешь чужое слово или, вообще, убийцу). В «Одним словом» ошибка не предполагает серьёзного наказания. Да, тут есть стимул угадывать, т.к. за это полагается награда – можно сбросить карту с руки. Но если ты выдал неверные исходные слова, штраф за это не получаешь. Да, соперники могут воспользоваться новой информацией (ведущий говорит, сколько слов ты назвал правильно), но это всё же не наказание, как в «Кодовых именах».

Но это, пожалуй, мелочи. Что по отдельности, что в совокупности, определённое сходство с «Кодовыми именами» усматривается. Тем не менее, важно провести водораздел. В плане правил и компонентов «Одним словом» существенно отличается от «Кодовых имён». А вот идея у них – определённо одна и та же. И, поскольку, «Кодовые имена» вышли несколькими годами ранее и прогремели по всей планете, не оставшись незамеченными и в России, даже если разработчик игры «Одним словом» ничего о них не слышал, судьба у него такая – находиться теперь в тени «Кодовых имён». Потому что когда он начал делать свой проект, игра про объединение несвязанных слов одним слово уже была. И смотрите какая штука. Есть же игры про угадывание слов, не похожие на «Кодовые имена». Тот же «Декодер». Тоже игра со словами, но совсем другая. Там загадывать и отгадывать слова нужно совсем иначе. Про «Одним словом» такого не скажешь.

Но сходства и различия – это одна сторона медали. Куда важнее другое – ощущения от игры. И тут «Одним словом» в моих глазах, увы, не на высоте. И опять не избежать сравнения с «Кодовыми именами». Вот чем хороши именно «Имена»? Тем, что в игре есть условная история, растягивающаяся с первого и до последнего хода. В самом начале у команды есть набор слов, которые в ходе игры постепенно открываются. Перед первым ходом капитан изучат свои слова, пытается подобрать к ним ассоциации, сопоставляет их со словом-убийцей и словами соперников. Подмечает тонкие места, частично пересекающиеся ассоциации. Ставит мысленные зарубки насчёт того, какие слова можно объяснять в первую очередь, а какие, возможно, стоит попридержать, чтобы у соперников был шанс их случайно вскрыть. И потом по ходу партии, называя всё новые и новые подсказки, круг возможных ответов для команды сужается, и так – до тех пор, пока не будут открыты все слова.

Увы, но ничего подобного в «Одним словом» не обнаружилось. Это само по себе не хорошо и не плохо, но лично мне – не нравится. Потому что каждый ход тут – это отдельная история, вещь в себе, и между собой они никак не увязываются. Ведущий что-то загадывает, игроки либо отгадывают либо нет, после чего что-то загадывает следующий игрок и так далее. Слова каждый ход разные. Нет такого, чтобы они переходили из хода в ход (хотя и в пределах одного хода возможно наслаивание ассоциаций, если несколько игроков подряд допускают ошибки). Ассоциации всегда будут прямые, нет такого, что нужно избегать каких-то слов и не пересекаться со словами противников (хотя иногда могут попасться похожие слова, между которыми надо лавировать).

Но и это – вещи субъективные и не особо страшные. По-настоящему в адрес «Одним словом» можно высказать только один упрёк. И то, он исправляется небольшим дополнительным правилом. Тут зачастую происходит так, что если играть не на самом лёгком уровне, тебе достаются слова, которые сложно объединить. И тут наступает ступор. Смотришь на карточку, читаешь 2 или 3 слова из 7 и не знаешь, как их объединить. В «Кодовых именах» такое тоже возможно, но там есть теоретическая возможность выйти из тупика. Можно загадать всего одно слово. Можно попытаться связать какие-то другие слова. Тут же таких опций нет. Число слов, которые нужно загадывать, всегда фиксированное. И набор их менять нельзя. А хотелось бы, чтобы можно было!

Вот оно, то самое небольшое дополнительное правило. Если вы смотрите на карты и не можете придумать, как связать слова, посмотрите на другую свою карту с другим списком слов. Приставьте к ней те же цифры, задающие номера слов для загадывания, и попробуйте придумать ассоциацию. Тогда игра пойдёт бодрее, и возможные провисания будут сведены к минимуму.

Ну и ещё один нюанс. В «Одним словом» слова на карточках написаны по-русски и по-английски. То есть тут как бы присутствует образовательный элемент. Можно просто читать перевод и запоминать значения слов на иностранном языке, а можно просто играть на английском. Увы, в настольных играх редко бывает так, что образовательный элемент идёт на пользу. Так и тут. Да, он есть. Нет, он не делает игру лучше. Интереснее она не становится.

Что имеем в итоге. К сожалению, не могу сказать, что играть в «Одним словом» – весело. Вот, в «Кодовые имена» – да, в «Декодер» – да. В «Одним словом» — ну, так себе. Игрушка средняя. Не ужасная, не плохая, но и не выдающаяся. Пожалуй, у неё только одно весомое преимущество. Невысокая цена. Ну и компактность. И всё же, при всех прочих, «Кодовые имена» куда предпочтительнее.

3 комментария

  1. denside

    Цитата: Если исходные слова угаданы, карта ведущего сбрасывается. Если угадать их получилось с первой попытки, сбрасывает одну карту и тот, кто их угадал.
    У вас талант играть в игру не по правилам, а потом писать что игра так себе. Угадавший все слова сбрасывает карту в любом случае, неважно первая это была попытка или нет. Попытка у всех одна, но кто-то будет первым.
    Плюс если были загаданы три слова, то если игрок угадал все слова и был при этом первым, то оба и загадавший и угадавший сбрасывают дополнительно карту.
    Далее, если у тебя невозможно соединить два слова у тебя есть два выхода:
    1) попытаться угадать слова в чужой ход и скинуть неудобную карту.
    2) если первый вариант не вышел, пропустить свой черед загадывать слова и поменять карту, убрав верхнюю под низ.

  2. denside

    Игра зашла на ура. Играли разными компаниями от 2 до 8 человек и везде заходила. Она абсолютно не хуже Кодовых имен. И вот почему:
    1) в этой игре нужно не только правильно угадывать ассоциации, но и делать это быстро. Что добавляет динамики и азарта. В Кодовых именах нередки случаи проседания динамики, потому что кто-то сидит и долго думает.
    2) все одновременно играют как загадывающие и отгадывающие, что не дает заскучать. Ты постоянно что-то делаешь.
    3) в процесс вовлечены все игроки. В КИ может случиться что решения принимает один или двое членов команды, остальные просто соглашаются. В ОС так не прокатит.

  3. denside

    Кроме того, есть отличный кооперативный режим, который позволяет играть где угодно, даже в автобусе или самолете. Стол как таковой вообще необязателен. И это как раз режим для любителей обсудить и подумать всем вместе. Он гораздо играбельнее такового режима в обычных КИ. Игра отличная, ну и для хоумрулов есть простор. Уже есть идеи, которые хочется попробовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑