На сайте Заметки новосибирского настольщика опубликован обзор игры Ascension. В нём не только подробно рассказывается об игре, но и проводится сравнение с другими колодостроительными настолками (Dominion и Thunderstone). Итоговый вывод таков: Ascension — игра хорошая, хотя и не без мелких недостатков.
Как говаривал старина Тот-Амон, «если вы одолели колдуна, это ещё не означает, что вы одолели колдуна». Что характерно, он не только говорил, но и вовсю демонстрировал этот тезис на своём собственном примере.
Вот. А Самаэль из Виджила колдуном не был. Он был аж целым богом, пусть даже и падшим. Некоторое количество веков тому назад в этом самом Виджиле народ решил, что такие боги им нафиг не сдались, и изгнал Самаэля в ничто («…засунуть в списанный “Призрак” и загнать в подпространство до конца времён…»). Надо полагать, тот испытывал по этому поводу нехилую фрустрацию и сильно жаждал вернуться. Отнюдь не с букетами цветов. 🙂
Поэтому когда чокнутым поклонникам мрачных культов удалось расшатать заклятие Великой Печати и мир Виджила начал получать приветы от Самаэля в виде радостно прущих через порталы монстров, фрустрация появилась уже у жителей этого самого мира. Остро возникла потребность в спасителях-богоборцах, и они таки не замедлили появиться.
Карточная игра «Ascension: Chronicle of the Godslayer» («Возвышение: Хроника богоборца») как раз и предлагает вам возможность побыть в шкуре спасителя. Причём, помимо описанной выше игровой легенды, здесь имеется ещё и бизнес-легенда. Которая утверждает, что игру создали крутые мастера Magic the Gathering, по совместительству являющиеся ещё и поклонниками «Доминиона».
Насчёт «Доминиона» сказать трудно, а вот причастность создателей к миру MtG (и коллекционно-карточных игр вообще) видна очень даже чётко. Сейчас мы посмотрим на игру ближе и поймём почему.
В основе механики лежит всё тот же колодостроительный принцип: вы начинаете с примитивной колоды (восемь магов-учеников и пара деревенщин-ополченцев с вилами), а затем призываете под свои знамёна героев покруче, вооружаетесь разными артефактами и во имя великой справедливости боретесь с внешними (те самые монстры из порталов) и внутренними (те самые культисты) врагами.
Героев и артефакты, кстати, приходится именно призывать — из соседних миров тоже через порталы. Для этого, собственно, и нужны маги в команде. В самóм Виджиле можно обзавестись разве что волшебниками-мистиками чуть покруче ученического уровня да профессиональными солдатами-латниками. И вот здесь мы получаем первый привет от MtG.
Все ресурсы, призываемые через портал, распределены по четырём фракциям с разными стилями магии и боя. Вот они:
- Просвещённые. Эти превыше всего ценят знания. Умеют добирать вам карты в руку из колоды и предпочитают сражаться без использования грубой силы.
- Механисты. Как нетрудно догадаться, эти любят создавать интересные штуковины и сильны именно работой с артефактами — главным образом, конечно, своими собственными.
- Служители Пустоты. То есть жрецы Смерти, без которой невозможна Жизнь. Несмотря на своё мрачное название, вполне нормальные ребята. Отличные бойцы и специалисты по освобождению от ненужных карт.
- Жизнепоклонники. Как и все «зелёные», большие любители халявы и специалисты по её добыванию. 🙂 Этим всё сказано.
Комбинируя карты разных фракций в своей колоде, игроки пытаются как можно сильнее возвыситься на ниве богоборчества. Возвышение отмечается очками славы, которые отсчитываются двояко: с одной стороны, специальными кристаллами, с другой же стороны — ценностью карт.
Помимо очков славы, есть два вида ресурсов: руны и боевая мощь. Если с последней всё достаточно ясно (чем её больше, тем более крутых монстров можно завалить), то руны — это просто-напросто некоторый аналог денег. Чем больше рун, тем более крутую магию ваша боевая группа наколдовала в этот ход, и тем более крутых героев с артефактами вы в этот ход можете призвать через портал.
Итак, каждая карта может иметь следующие характеристики (одну или несколько разом):
- Боевая мощь;
- Руны;
- Очки славы;
- Прочие эффекты розыгрыша (например, добрать сколько-то карт в руку или скопировать эффект другой ранее разыгранной на этом ходу карты).
Весь набор присутствующих в игре карт делится на четыре категории:
- Элементарные карты — ученики и ополченцы, составляющие начальную колоду;
- Базовые карты — мистик, латник и культист; эти доступны в любой момент;
- Монстры, лезущие через портал;
- Герои и артефакты, доступные для призыва через портал.
(Строго говоря, культист тоже является монстром, а ученик, ополченец, мистик и латник — герои. Разница лишь в их доступности.)
Портал образован шестью картами. Как только одна из них покидает своё место (по любой причине), её место тут же занимает карта с верха основной колоды. Тут же рядом лежат базовые карты. В комплект входит игровое поле, призванное упростить всю раскладку, но после второй-третьей партии необходимость в нём практически полностью отпадает.
Каждый ход отдельно взятого игрока выглядит следующим образом. Он разыгрывает карты с руки в любом желаемом количестве и порядке. Карты генерируют эффекты, боевую мощь и руны. Эффекты разрешаются, руны употребляются для призыва героев и артефактов, боевая мощь идёт на убиение монстров. Порядок розыгрыша, призыва и убийства может опять-таки быть произвольным.
Призванные карты кладутся в дискард персональной колоды (если нет эффектов, позволяющих поступить с ними иным способом). Убитые монстры уходят в пустоту, а убивший их игрок получает награду, указанную на карте монстра.
В конце хода сыгранные карты героев уходят в персональный дискард, а сыгранные карты артефактов остаются на столе. Карты, по какой-то причине оставшиеся несыгранными (если таковые есть, конечно), также идут в дискард. Игрок набирает новую руку в пять карт и ждёт своего следующего хода.
Вот в принципе и все правила. Игра заканчивается, когда опустеет «банк очков славы», размер которого зависит от количества игроков. Но не моментально — текущий раунд проходит до конца, так чтобы все игроки имели возможность сделать одинаковое число ходов.
Если присмотреться, то мы увидим ещё два момента, недвусмысленно отсылающих нас к коллекционным карточным играм. Во-первых, это содержание хода.
Вспомним «Доминион» (если говорить о карточном колодостроении, то не упомянуть его нельзя). На каждом ходу у вас есть одно действие и одна покупка. Надо ещё? Добывайте их особыми картами. Которые сначала тоже нужно добыть. А вот разработчики «Громового Камня» сделали шаг в сторону от этой концепции. Там срабатывают действия от всех разыгранных карт, хотя покупка по-прежнему только одна. Разработчики же «Возвышения» сделали ещё один шаг: в их игре количество призываемых (=покупаемых) карт не ограничено… вернее, ограничено только имеющимися рунами.
Так вот, это очень по ККИ-шному, когда можно сколько угодно играть и применять всё имеющееся на руке. Ограничений как таковых нет. Играй, покупай, убивай,
воровай…А во-вторых? О, во-вторых гораздо интереснее. 🙂 А скажите-ка, вы можете представить себе, чтобы игрок в ККИ взял, да и сунул в свою боевую колоду бесполезные или даже явно вредные карты? Я вот (сам бывший ККИ-шник) не могу. 🙂
И разработчики «Возвышения» тоже не смогли. Игровая механика такова, что вредных карт в колоды игроков не поступает. Убиенные монстры уходят в Пустоту и не замусоривают колоду, а слава за них отсчитывается специальными каунтерами-кристаллами. Артефакты разыгрываются на стол и остаются там — даже если они и не принесут пользы, то и вреда от них точно не будет: лежат себе и лежат, жрать, как говорится, не просят. Разве что «элементарные» карты стартовых колод со временем становятся бесполезными — но без них-то просто никак. Карт, работающих «в минус», нет вообще.
Сам текст правил, кстати, тоже написан специфически. В подобном стиле правила излагают для людей, которые в целом уже «в теме». Без объяснений употребляется ККИ-шная терминология («изгнать», «под контролем» и т.п.), не приводятся примеры ходов с пояснениями. К правилам сразу же прилагается FAQ (вот этого я в принципе не понимаю. Ну, появились вопросы — так не проще ли переписать текст, чтобы впредь они при чтении и не возникали?)
В общем, создаётся впечатление, что «Возвышение» создавалось чисто как стёбный проект нескольких про-геймеров… а потом они выпустили его на рынок в качестве коммерческого продукта. Если взглянуть на арт, то это впечатление усиливается:
Арт (от художника Эрика Сэби) является самым спорным моментом игры. Хотя в принципе он довольно уместен, настраивая игроков на соответствующий стёбный лад (см. первые абзацы этого обзора). Советую также почитать художественный текст, особенно на картах механистов — оно того стоит. 😉
Игра в целом воспринимается довольно оригинально. Если говорить обо мне лично, то по чтению обзоров и предваряющих выпуск рекламных текстов я относился к прочитанному как-то настороженно. Однако по факту первой партии вся настороженность сразу ушла — вполне нормальная игра, в которую быстро въезжаешь и которая увлекает. Так что если вы читаете всё это и прикидываете целесообразность покупки, то я вам честно говорю: не плюйтесь от оформления, а попробуйте. Скорее всего, вам понравится. 🙂
Разумеется, «Возвышение» имеет свою специфику, которую я сейчас для полноты картины попробую описать. (Здесь опять же не получится обойтись без сравнений.) Поехали:
Прежде всего, игра избавлена от нудного сетапа и сортировки карт после партии. То есть постигровая сортировка там нужна, но в небольших масштабах. А сетап вообще минималистичен, особенно по сравнению с монструозным «Громовым Камнем». Примерно как в «Аркане».
Далее — рандом. Прямо отсюда вытекающий. Герои, артефакты и монстры содержатся в одной колоде, доступной через портал только по шесть карт. Все разом доступны. Без выделения из них подмножества. Но — в случайном порядке. То есть это как бы тоже следующий шаг от «Доминиона» по пути «Громового Камня». Плюс ещё рандом собственной колоды каждого игрока. Получается немного специфически: требуется хорошая тасовка колоды перед партией, а в случае, если она окажется не очень хорошей… ну, тогда колодостроение несколько затруднится. Хотя играть всё равно будет можно. Причём — отдать разработчикам должное! — партия из-за этого практически не затягивается. Хм… в общем-то, в «Доминионе» есть аналог: может выбраться не шибко удачное подмножество… 🙂
Ну и напоследок о том, чего так жаждут многие игроки — о взаимодействии. 🙂 Есть оно. Поменьше,чем в «Доминионе», но таки побольше, чем в «Громовом Камне» (я сейчас говорю только о базовых коробках). Взаимодействие любопытное. Тут есть, конечно, карты, заставляющие оппонентов чего-нибудь сбросить. Есть карты, позволяющие в буквальном смысле красть у оппонентов. И есть карты, умеющие изгонять монстров/героев/артефакты, доступные через портал. Последнее очень полезно, так как позволяет обламывать других игроков — в условиях здешнего специфического рандома это трудно переоценить. 🙂
Как я и говорил, игра в целом вполне удалась, она оставляет весьма приятные впечатления, хотя, конечно, по глубине и уступает тому же «Доминиону». А если сравнивать с «Громовым Камнем», то последний показался мне менее интересным… возможно, из-за того, что там разработчики уделили слишком много внимания тщательности отработки легенды и от этого получился более «натянутым» геймплей…
Попробую резюмировать.
Достоинства игры:
- Прозрачность и динамичность.
- Требует (в сравнении с другими колодостроительными играми) немного места для хранения и собственно игры.
- Комплектация содержит замечательные акриловые кристаллы-каунтеры. Пользоваться ими одно удовольствие, в том числе и в других играх.
- Небольшой даунтайм (ход протекает достаточно быстро).
Недостатки игры:
- Специфический рандом, способный уменьшить интерес колодостроения.
- Высокая чувствительность к качеству перемешивания колоды.
- Необходимость чтения FAQ в дополнение к правилам. 🙂
Неоднозначные особенности игры:
- Оформление от Эрика Сэби.
- Некоторая стёбность. 🙂
Техническая информация:
- 200 карт размером 63.5×88 мм (стандартный размер для ККИ). Карты в протекторах нормально помещаются в оригинальную коробку
- Характеристики игры от издателя: 2-4 игрока от 13 лет (на самом деле от 9-10 вполне нормально).
Играл один раз, впечатления весьма проладные.
В первой игре, каждый ход делал самое оптимальное действие в данный момент. То есть по сути игра играла мной. Никакого планирования и тактики.
Для того чтобы играть осмысленно — нужно знать колоду:
— на какие вкусные карты копить ресурсы
— какие есть вкусные монстры, и сколько нужно силы, чтобы их убить
— изучить комбы
итд
В общем игра без предварительного планомерного изучения колоды — это просто набор задачек на оптимизацию.
В Доминионе этот вопрос решён гораздо изящнее.
Стоит ли эта игра того, чтобы тратить время на изучение колоды — для меня большой вопрос….
В общем игра не вставила и не вызвала )
По моему опыту колоду знать бессмыслено, у нас за партию хорошо если пол колоды попадает в игру, потому это игра чисто на оптимизацию каждого хода и если повезёт то можно и комбо собрать.
Если и знание колоды игру не оживляет, то тогда вообще не знаю зачем нужна эта игра.
У меня от Ascension очень приятные впечатления. Легкая, изящная, быстрая игра, видимо, попала в струю. Во многом из-за художественного решения я был в сомнениях насчет того, стоит ли ее брать. Но все-таки поместил в последний заказ и, честно говоря, совершенно об этом факте не жалею.
блин, а правила есть у кого(можно на англ), а то пнп уже сделал (автору респект), а поиграть толком не собермся ни как… Пнп ищите на форуме, вполне норм какчество.
Подскажите? Когда своя колода кончается, что делать со сбросом (т.е. его тасовать или он каким то образом формируется )?