У Фридмана Фриза есть игра Copycat, собранная из элементов различных настолок. Тут есть механики из Доминиона, Агриколы, Пуэрто-Рико и Through the Ages. Я про неё почти ничего не читал, а тут решил исправиться и заодно перевёл один из обзоров с BGG. Вот мой вольный и чуть сокращённый перевод.
Фридман Фриз создал Copycat поставив самому себе задачу сделать игру, объединяющую механики лучших настольных игр мира. Вкратце этот процесс описан в брошюре, входящей в комплект игры. Фриз взял за основу Агриколу, Доминион, Through the Ages, Пуэрто-Рико и 7 Wonders (от последней он позже отказался).
То, что получилось, во многом напоминает Доминион, с участием механик из Агриколы, одной – из Through the Ages, кое-чего из Пуэрто-Рико, плюс в Copycat ещё собственные находки. Таким образом игра построена на заимствованиях из других игр, причём Фриз решил сделать это основной «фишкой» Copycat.
Краткое описание правил
Каждый игрок начинает партию с 10 картами, три из них – карты победных очков и семь карт денег, прямо как в Доминионе. Однако в Copycat у игроков есть ещё по 3 деревянных фишки работников. В начале хода все игроки набирают из своих колод по 5 карт. Затем проводится «аукцион» за право ходить первым, все вскрывают по одной карте, и тот, кто сыграет наиболее ценную (на всех картах указано их достоинство), тот начинает раунд. Затем в порядке очереди (в соответствии с сыгранными картами) игроки могут задействовать 1 рабочего и сыграть сколько угодно карт.
Работники выставляются на клетки с действиями на общем игровом поле, эти действия обычно дают некие бонусы к разыгрываемым картам. После того, как все работники выставлены на поле, отыгрывается фаза покупок. Как в Доминионе, вы можете докупать в свою колоду новые карты, но купить новую карту можно только если ваш работник стоит на действии «покупка». Также в отличие от Доминиона карты приобретаются не из фиксированного набора, а из постоянно обновляющейся ленты как в Through the Ages, причём стоимость карт меняется от большей к меньшей. К тому же, если рядом с картой, которую вы хотите купить, лежит красная карта, вы обязаны взять её себе. Красные карты бесполезны, они лишь засоряют вам колоду как проклятия в Доминионе.
После того, как походят все игроки, на общем поле открывается новое действие – прямо как в Агриколе – вскрывается новая карта. Затем обновляется лента доступных карт, а за неиспользованные клетки действий начисляются дополнительные очки (их получает тот, кто выберет соответствующее действие на манер Пуэрто-Рико).
На игровом поле и в картах встречаются действия со следующими эффектами:
— получить деньги;
— получить дополнительные действия или работников;
— положить карты в отбой и набрать новые;
— отправить карты в сброс (насовсем из игры);
— получить победные очки;
— усилить эффект действия;
— повторить действие несколько раз.
В Copycat используется немного иная схема получения очков, нежели чем в Доминион. В Copycat когда вы играете местный аналог «Поместья» — карту, приносящую победные очки, — вы их тут же получаете и двигаете свою фишку по счётчику очков. Впоследствии вы можете сыграть эту карту снова и снова, и каждый раз будете также получать очки. В Доминионе же карты приносят очки только в конце игры.
Партия заканчивается когда кто-то из игроков наберёт определённое количество очков либо если кто-то купит последнюю зелёную карту победных очков либо когда будет отыграно определённое количество ходов (как в Агриколе).
Тематика
К сожалению, игра не очень тематична. Взаимодействие с другими игроками минимально и выражается лишь в возможности занять поле действий, нужное другому игроку. Никаких возможностей напрямую навредить противникам нет, ничего подобного проклятиям из Доминиона. Игроки копят деньги, чтобы купить действия, которые приносят победные очки. Это примерно как в Доминионе, где нужно собирать деньги на покупку карт, позволяющих получить больше денег и приобрести более престижные земли. Тема в Доминионе ярко не выражена и в Copycat – тоже. Элементы, заимствованные из Агриколы, Пуэрто-Рико и Through the Ages, весьма абстрактны, и с этим ничего не поделаешь.
Компоненты
Игровое поле большое, напечатано на толстом картоне. Качество карт – на уровне. Вот только изображения на них часто повторяются, лучше бы сделали для каждой карты уникальную иллюстрацию. Может это и не реалистично в отношении всей колоды, но хотелось бы, что карты больше отличались друг от друга. Деревянные фишки вполне функциональны. В правилах встречается довольно много опечаток, по словам издателя в следующем тираже все они будут исправлены. На счётчике очков имеется отсылка к ранним изданиям Ticket to Ride – там пропущено одно число прямо как в TTR. Фриз вложил в игру лист для записи достижений и рекордов в игре. Кому-то это может показаться бессмысленным, а кому-то – понравится.
Сложность
Copycat не относится к очень сложным играм. Здесь не нужно читать текст, вместо текстовых описаний как в Доминионе, на все эффекты карт обозначены значками и символами. Правила объясняются быстро, особенно тем, кто знаком с Доминионом или Агриколой. В начале партии все будут собирать золото, чтобы получить возможность покупать нужны карты, прямо как в Доминионе. В середине партии в игре будут появляться карты, предоставляющие игрокам дополнительных рабочих, что, как мы знаем по опыту Агриколы, весьма важно. Правда, в Copycat дополнительные работники появляются всего на один ход, но карты, которые их приносят, будут приходить к вам в руки снова и снова. В конце партии собранная колода должна разыгрывать мощные комбинации и приносить много очков за каждый ход. Цель игры – собрать работающий «движок» и запустить его раньше, чем это успеют сделать соперники. В игре есть элемент гонки, наподобие гонки за провинциями в Доминионе. Различных действий в Copycat чуть меньше, чем в базовом Доминионе.
Удача
Приход карт в руку из вашей колоды сопряжён с фактором случайности. Но как и в Доминионе, негативную роль случая можно минимизировать, оптимизировав свою колоду, чтобы из неё чаще выпадали нужные комбинации карт. Ещё одно проявление случая – порядок появления в игре полей с действиями, но тут как и в Агриколе, карты приходят в определённом порядке, так что самые полезные всегда появятся ближе к концу. Так же и на рынке – самые лучшие карты откроются только к завершению партии. Однако всё же имеет значение какие карты когда вскроются.
Подойдёт ли игра для не-настольщиков?
Думаю, да. У нас среди не-настольщиков всегда пользуется успехом Доминион и Агрикола тоже (пусть и не таким большим). Оформление тут лучше, чем в Доминионе, и это тоже помогает привлечь к игре людей, равно как и юмор. Уровень сложности невелик, а игровые стратегии достаточно очевидны.
Продолжительность партии
Copycat играется дольше, чем Доминион, потому что тут надо не только играть карты и тасовать их, а ещё и ставить на поле работников, двигать фишки на счётчике очков, выкладывать карты на рынок и т.п. Зато подготовка к партии длится быстрее чем в Доминионе (и тем более, чем в Агриколе).
На что похожа Copycat
Несомненно самое сильное влияние на игру оказал Доминион. После близкого знакомства с игрой я также обнаружил, что тут куда больше Агриколы, чем кажется, когда читаешь правила. Правда, нельзя сказать, что механика со вскрытием новых доступных карт действий это заимствование именно из Агриколы, но с учётом подсчёта очков за неиспользованные клетки офиса и пополнения полей действий ресурсами, а также приходом дополнительных работников, всё это отдаёт именно Агриколой.
Снижение стоимости карт, кажется, заимствовано из Пуэрто-Рико, но такие же механики встречаются и в других играх. В Through the Ages я не играл, но обновляемый рынок в Copycat, похоже, взят именно оттуда.
Среди всех известных мне клонов Доминиона – Penny Arcade, Tanto Cuore, Puzzle Strike, Thinderstone и т.п. – эта игра привнесла в жанр больше всего нового. «Новые» механики легко опознаются и создаются нечто знакомое, но уникальное.
Замечания
— тема слабо связана с игровым процессом;
— любителям Доминиона будет недоставать возможности атаковать соперников.
Узнав о разработке этой игры, я обрадовался. Прочитав правила, я решил, что это очередной клон Доминиона с налётом Агриколы. Поиграв в Copycat, я вновь обрадован. Это интересная, весёлая, умная игра с новым подходом к популярным настолкам и это не просто рекламный ход, как может показаться со стороны.
тин-Пу прикольный!
>Фриз взял за основу Агриколу, Доминион, Through the Ages, Пуэрто-Рико
Все евро, по-моему, так и делаются. Отсюда немного, оттуда, сверху посилить — фастфуд готов.
Так и не понял, о чём игра.
@Денис II
Сеттинг: политическая гонка, кто станет президентом.
Процесс: набираешь колоду, вернее покупаешь карты и стараешься набрать как можно больше очков.
Сыграли 2 партии, сеттинг не чувствуется, но процесс вполне захватывающий)