На сайте btrain.ru появилось описание игры Dungeon Lords. В отмечается, что DL — это из самых громких игр "громких" игр Эссена 2009 года, рассказывается об её правилах и отмечается, что она относится к категории gamer's game, то есть игр для серьёзных, продвинутых игроков.
«Dungeon Lords» — одна из самых обсуждаемых игр Эссена. От автора «Space Alert», «Through the Ages» и «Galaxy Trucker» можно было ожидать чего угодно — согласитесь, игры Владимира Хватила в последнюю очередь можно назвать обычными. И вот правила DL прочитаны, в голове от
20-страничного талмуда уже сформировалось общее ощущение, а первая партия его полностью подтвердила. Игра состоит из двух больших и абсолютно непохожих друг на друга частей, искусно дополняющих друг друга — это строительство и бой. По сути, строительство — это основная часть, интересный кризисный менеджмент, оставляющий послевкусие «Агриколы» и «Кайлюса». Здесь игроки зарабатывают победные очки, постепенно выясняют, с какими противниками придётся сражаться, и готовятся к бою. Боевая часть игры проста и оригинальна, хотя и вполне может заставить игрока «зависнуть» в поиске метода наиболее быстрой победы. Чем быстрее победа, тем меньше штрафных очков получит игрок.Когда воин, маг, священник и вор совершенно случайно встречаются в таверне и, за кружкой эля, решают объединиться и уничтожать зло — это в порядке вещей. Подтвердит любой приключенец. Как правило, рядом с каждой таверной имеется гора, ну или хотя бы холм, в недрах которого злой властелин подземелий (в дальнейшем просто лорд) копит золото, строит козни и разводит вокруг себя всяческих богопротивных монстров. И вот следующим утром (или днем, если накануне было слишком много эля), партия приключенцев вламывается во владения лорда, дабы и зло изничтожить, и пограбить всласть. Но думал ли кто-нибудь, каково бедному лорду? Он ночей не спит, трудится в поту. И бесов с монстрами нанять надо, и туннеликомнаты новые выкопать, и в магазин ловушек своего миньона отправить, чтоб закупили чего-нибудь новенького, и за едой да золотом приглядывать надо, чтоб монстрам и бесам жилось нормально. А тут еще Министерство Подземельестроительства лютует, налоги требует, монстры тоже периодически зарплату хотят. В общем, ужас! И тут приходит полупьяная партия сил добра и начинает крушить всё подряд, мочить монстров и учинять прочие непотребства. Как же после этого возлюбить их, как ближних своих?
Тяжелая получается жизнь у лорда, а посему Министерство вводит обязательный экзамен для всех начинающих повелителей зла, чтобы вовремя отсеять слабых и перевести их на работу в собственные канцелярии. Игрокам-лордам предстоит в течение двух лет сдавать экзамен на выживание, выстраивая своё собственное подземелье. Те, кто в результате получат положительную сумму очков, пройдут суровый тест. Но среди них обязательно будет тот, кто наберёт больше остальных. Его-то и объявят победителем.
Каждый уважающий себя лорд имеет по нескольку миньонов, выполняющих волю хозяина. На экзамене каждому будет выдано по три таких существа. Таким образом, в каждый раунд (он же, время года) лорды смогут отдать три приказа. Всего вариантов приказов у лордов восемь, однако, два из них (те, что были выполнены последними) являются недоступными. Из оставшихся шести карт приказов лорды-игроки выбирают три и выкладывают их в ряд втёмную. Потом вскрываются первые приказы, и фигурки миньонов идут на соответствующие места игрового поля, потом вторые приказы и, наконец, третьи. Один и тот же приказ можно реализовать в один и тот же раунд лишь трём игрокам, а плата (да и результат) у первого из отдавших приказ игроков, и у, скажем, второго, будут отличаться друг от друга. Какой-то приказ лучше отдать позже других игроков, а какой-то самым первым.
Итак, когда все три миньона каждого лорда выставлены на плашки приказов в некоем порядке, начинается выполнение приказов строго определенной последовательности.
Игроки:
1. Покупают еду (зелёного цвета, потому что всё, что едят монстры, обязано быть заплесневелым).
2. Делают добрые дела, понижая свое положение на специальном зломере. Дело в том, что в подземелье к слишком злому лорду может ворваться партия приключенцев во главе с паладином, а это очень сильный противник и лучше не привлекать его внимание.
3. Расширяют свои подземелья, выкапывая с помощью бесов новые тоннели.
4. Добывают золото в уже прорытых тоннелях с помощью, опять же, бесов.
5. Нанимают бесов.
6. Закупают карты ловушек, с помощью которых очень хорошо расправляться с приключенцами, если среди них нет воров.
7. Нанимают монстров, которые являются основной силой противостояния обнаглевшим приключенцам.
8. Расширяют туннели до подземных комнат, каждая из которых уникальна, приносит очки и дает возможность производить какой-нибудь ресурс за счет незанятых раскопками и добычей бесов.Основных ресурсов в игре четыре. Это еда, золото, бесы и зловредность игрока. Еда покупается за золото или зловредность (то есть игрок повышает свое положение на зломере), золото выкапывается бесами в туннелях, бесы нанимаются за еду иили золото, а зловредность игрока повышается в счет оплаты зарплат многим монстрам, а понижается лишь за счет приказа № 2 — добродетельности.
Этот процесс менеджмента продолжается игровой год, то есть в течение 4 раундов: зимы, весны, лета и осени. В каждом таком раунде (кроме осени), вскрывается ряд приключенцев, которые будут распределены между игроками в конце следующего раунда, а также специальные события, типа сбора налогов или дня зарплаты, которые тоже обычно портят лордам их черную кровь. По результатам каждого раунда, ряд приключенцев распределяется по признаку зловредности лордов. В подземелье к самому злому лорду пойдет самый сильный и опасный герой в ряду, к самому доброму — самый слабый. Таким образом, к концу года рядом с подземельями игроков формируется команда из трех приключенцев: первого игроки получают в конце весны, второго в конце лета, третьего — осенью, перед самым боем. Часто перед отрядом из героев у одного из игроков также стоит паладин и хотя за поверженного паладина можно получить много очков, быстро уничтожить такую партию ох как непросто и разрушения в подземелье будут, воистину, страшны.
Итак, когда осенний раунд окончен, начинается бой. Партия агрессоров может состоять из разных типов героев: здесь могут быть воины, всегда стоящие впереди, защищая более хрупких членов партии, воры, предупреждающие несколько очков повреждения от ловушек, священники, которые могут лечить раненых товарищей, маги, чьи быстрые или медленные заклинания могут быть как абсолютно пустыми и ненужными, так и очень опасными и путающими все планы лорда. Паладин, помимо хорошего показателя очков жизни, обладает всеми вышеперечисленными чертами, поэтому лорд, пересекающий безопасную границу зломера должен понимать, на что идет.
Бой идет пока не закончится его четвёртый раунд, или пока вся партия не будет повержена. Каждый поверженный герой отправляется в подземную тюрьму: лорд получит очки за каждого узника в конце игры. Каждый раунд боя начинается с того, что определяется туннель или комната, где будет идти схватка. Далее лорд осуществляет планирование: он выбирает из числа имеющихся карт ловушку и монстров, которые пойдут в бой. Есть строгие ограничения на количество таких карт. После планирования, раунд боя проходит следующие фазы:
1. Срабатывает и уходит в сброс ловушка. Наносимый ею урон частично или полностью может быть уменьшен ворами в составе партии.
2. Если есть маги в составе партии, они (возможно) кастуют быстрое заклинание. В каждом раунде может кастоваться только одно конкретное заклинание, или медленное, или быстрое. При этом у магов партии ещё должно хватить умения для заклинания. Обычно в первых раундах боя заклинания срабатывают чаще, чем в последних.
3. Монстры лорда нападают на партию. У некоторых монстров существует несколько атак или особых действий на выбор лорда. Обычно, после атаки, монстр вырубается до конца боя.
4. Маги партии кастуют медленное заклинание.
5. Если монстры лорда атаковали в этом раунде, то священники подлечивают раненых в строго определённом порядке и на строго определённое количество очков жизни.
6. Уже практически отвоевав территорию, приключенцы исследуют её, и теряют несколько очков жизни из-за усталости. Если после этого хоть один из героев остался жив, то жетон отвоёванного туннеля или комнаты переворачивается своей светлой стороной вверх и начинается новый раунд. За каждый завоеванный таким образом жетон, лорд получает штрафы в конце игры.После боя первого года начинается второй год строительства. В игру входят новые монстры, новые комнаты, новые карты заклинаний и новый, ещё более ужасающий в своей непробиваемости паладин. По окончании осеннего раунда второго года начинается последний бой и последующий подсчёт очков. Игроки получают очки за не захваченные комнаты подземелья, за каждого нанятого монстра, за пленных героев и паладинов. Начисляются штрафы за каждый захваченный туннель или комнату, за невыплату налогов. Помимо этого игрокам раздаются титулы за наибольшее количество туннелей, бесов, комнат, монстров, еды и золота, а также за высшую позицию на зломере и минимальное количество захваченных территорий. Если какой-нибудь титул назначается одному игроку (есть строгий максимум), то игрок получает 3 очка. Если лидеров несколько, то каждый из них получит по 2 очка. Максимум среди общего результата указывает на победителя.
«Dungeon Lords» — просто отличная игра, достойная 8 баллов. Она может смело стоять рядом с «Agricola» или «Caylus», это истинная gamer’s game — комплексная, требующая анализа не только своего персонального поля, но и вычисления наиболее возможных действий соперников. 22 страницы правил гика не отпугнут, остальным же, не испытывающим проблем с языком тоже советую их почитать. Хотя бы просто как развлечение, ибо юмора полно. Из тех семи игр с Эссена, в которые я пока успел поиграть, DL, однозначно, лучшая.
Много людей играют и им нравится, а мне нет.
Оформление совсем не фонтан, куча картона, причем двухстороннего, какие-то пиктограммы и тэ дэ…
Для меня это признак не профессионализма, ибо не сумел автор ни нормально оформить идею, ни подать красиво игрокам. Но это только моё мнение.
Игра комплексная. И за свою комплексность автор заплатил грамоздкостью. Ээх соберусь в ближайщее время написать обзор по «Сантьяго» и «Эль гранде». Вот это дейтсвительно элегантный и простой механизм не лишенный глубины.