На сайте Настольные игры в Эстонии появился подробный рассказ о первом знакомстве с игрой Endeavor (по-русски — Экспансия, которая уже вот-вот выйдет, если только что не вышла). Ребята сыграли в неё две партии подряд и уже обнаружили и плюсы и минусы этой настолки, но единодушно сошлись на том, что плюсов, всё-таки, намного больше. Общее впечатление от игры сугубо положительное.
Игра, в которую я хотел сыграть последние несколько месяцев – Endeavor! Её создатели – молодые, никому неизвестные хлопцы из Новой Зеландии. Endeavor – это их первый коммерческий продукт. Причём, сразу же невероятно удачный — со времени выпуска в 2009 году игра поднялась на невероятные высоты в рейтинге BoardGameGeek, и сейчас занимает почётное 34-е место! В настоящий момент у неё все шансы стать игрой года в номинации «Лучшая стратегическая игра года» по версии Origin Awards.
Но не номинации и титулы привлекли моё внимание (хотя и сильно поспособствовали), а игра сама по себе. Во-первых — она по-настоящему, по-настольному шикарно оформлена. Во-вторых, в ней есть индивидуальные игровые поля! Я обожаю игры с индивидуальным пространством для развития. В третьих – даже издали можно было заметить схожесть с Puerto Rico по зданиям и колонистам. Не то, чтобы игра выигрывала от заимствования, но использование отличной механики – только в плюс.
Я даже прочитал и изучил правила месяца три назад. Ещё раз поразившись элегантности и простоты заложенных концепций. Опишу немного саму суть игры…
Итак, времена активной эксплорации. Карта мира буквально рисуется на глазах – открываются новые континенты, прокладываются богатейшие торговые маршруты, захватываются колонии. Карта в Endeavor схематично рисует нам Европу и шесть континентов, которые только предстоит открыть и колонизовать. Помимо этого на карту нанесены города и связи между ними, а так же – индивидуальные колоды развития в каждом из регионов.
Кого именно представляют игроки – сказать сложно, скорее некие торгово/политические фракции. Которые занимаются развитием собственной ресурсной базы, нанимают колонистов, отправляют «корабли» в дальние земли и захватывают города и связи между ними. Игра длится всего 7 ходов, по истечению которых сложная система подсчёта победных очков решает, кто являлся самым успешным колонизатором.
Что меня до сих пор приводит в восторг – так это элегантность, простота и связь главных игровых механик. У каждого игрока четыре трэка развития – индустрия, культура, финансы и политика. В игре всего четыре возможных действия – погрузка, захват, торговля и атака. Сам ход игры состоит из четырёх фаз – постройка зданий, прирост населения, выдача зарплат, действия. Может, оно и звучит как массивная и сложная система, на деле всё оказывается поразительно просто. Endeavor — »большая» настолка с реально простыми правилами. Я так часто говорю, потому что когда сам знаком с правилами – всё кажется простым, но тут всё банально даже для тех, кто играет в первый раз!
Как я уже сказал, ход состоит из чётырех фаз. Первая – строительство (смотрим трэк индустрии). Каждый из игроков обязан построить одно здание согласно своему индустриальному уровню. Вторая фаза – прирости населения. Согласно трэку культуры к нам прибывают новые колонисты. Третья – зарплаты. Согласно трэку финансов мы можем оплатить труд и снять из зданий указанное кол-во колонистов. Четвёртая и последняя фаза – действия. Все игроки поочерёдно выполняют по одному действию — либо используя здание, либо захваченный ранее токен действия. Выбор сводится к четырём описанным выше вариантам: погрузка, захват, торговля и атака. И так до тех пор, пока все не спасуют. После чего каждый игрок проверяет руку на лимит карт (трэк политики), и на всякий случай проверяет уровни. После чего начинается новый раунд. Если же это был 7-й ход – то игра заканчивается.
Первая наша партия была ознакомительной. Даже если всё просто по правилам, в первую свою игру мало кто на самом деле понимает, «как выиграть». Самый экшен и азарт пошёл под конец, когда игра неожиданно и закончилась Играли почти два часа, и то только благодаря тому, что активно »тормозили». Всем жутко понравилось, и сразу же было решено разложить ещё одну партию.
Во второй игре действия были более осознанными, строились и рушились стратегические планы. Примерно на втором ходе мне уже хотелось начать сначала, так как было очевидно, что я откровенно туплю Но играть было дико интересно. Закончилось всё за какой-то час с минутами:
Я сам горел желанием продолжать. Играть третью партию, потом четвёртую и пятую, и так пока солнце не встанет Но народ устал, у кого-то разболелась голова, так что решили на этом закругляться.
Итак, финальные слова. Плюсы: Endeavor – очень красивая, элегантная и по-настоящему глубокая стратегическая игра. Здесь нет очевидных выигрышных стратегий, всё определяется и решается по ходу игры. По «весу» она будет полегче, чем тот же Puerto Rico и Caylus. То есть мозги не «горят» при принятии решений, логические цепочки можно строить и обрабатывать на ходу. Благо – механика позволяет. Играется невероятно быстро для такого типа игр. Я уверен, что в будущем мы сможем заканчивать партии в 40-50 минут спокойно.
Минусы: символизм и механика всё же преобладают над темой – все собирают какие-то «символы» и карты из колоды «вон того нижнего куска карты». А там и Индия, и Африка, и что-то ещё… То есть ощущения больше как от игры в сложный вариант шахмат с развитием, чем от реальной колонизации. Хотя я знаю, что для некоторых людей это даже плюс. У нас есть игроки отчётливо тяготющие к абстракции. И ещё — в отличии от многих евронастолок, в Endeavor можно быть аггресивным. Захватывать чужие города, урывать карту перед носом, и в том числе – очень сильно помогать своим оппонетнам, осознанно или случайно. Топик спорный, я думаю найдутся как противники, так и защитники подобных впечатлений.
В целом, Endeavor – очень и очень хорошая игра, в которую хочется играть снова и снова.
Действительно отличная игра. Я бы не сказал, что уровень сложности ниже, чем у Puerto Rico, для меня где-то такой же. Да и уровень абстрактности не выше, чем у большинства европеек. Зато элегантность как игрового, так и графического дизайна, просто поражает. При том, что все игровые элементы ни в коем разе не перегружены информацией, на них отображена вся возможная игровая информация. К правилам уже через 10-15 минут игры возвращаться не приходится в принципе, всё логично и понятно.
Для меня — это одна из лучших игр 2010.