Тов. ZoRDoK опубликовал у нас на сайте подробнейший обзор игры Ганнибал. Рим против Карфагена. В этом материале рассказывается о многом — и о том, что такое "варгеймы" вообще, и о том что из себя представляет игра, включая описание компонентов, правил и даже небольшого фрагмента партии. В заключении автор отмечает, что Ганнибал — игра хорошая, но специфичная. Всё-таки, это в первую очередь варгейм, а такие настолки нравятся далеко не всем.
Людей, которые прочитают эту статью, можно условно разделить на два типа: тех, кто знает, что такое "варгейм", эти люди безусловно слышали об одном из лучших представителей жанра — игре "Ганнибал: Рим против Карфагена", — и вторую категорию, людей, для которых понятие "варгейм" смутно ассоциируется с его дословным переводом — "военная игра" — и более ни с чем. Ещё неделю назад я относился ко второй категории — и именно к ней адресована эта статья.
О чём это всё.
Варгеймы — это такие классические настольные игры для двоих, в которых повышенное внимание уделено воспроизведению какого-либо исторического сражения. Эти игры были популярны достаточно давно, раньше пресловутой Монополии (первый варгейм датирован 1812 годом) и являются вполне устоявшимся жанром, настоящей классикой. Каждый уважающий себя настольщик просто обязан попробовать что-либо из варгеймов, и для этого представился подходящий случай — фирма "СМАРТ" выпустила на отечественный рынок один из лучших варгеймов последних лет. Посчитав, что рынок с подобной продукцией знаком мало, ребята из СМАРТа постарались сделать игру как можно более дешёвой. Замечу, что на западе игра продаётся по цене в 55 долларов, это означает, что у нас она должна была стоить 2500-3000 рублей. Но она стоит 900 рублей в рознице, и это, поверьте, чудо.
Игра рассказывает о так называемой "Второй Пунической Войне". Аннотация этого события есть в начале правил, если кратко: поклявшись отцу отомстить римлянам, молодой Ганнибал собирает войска и предпринимает поход через Альпы. Рим, будучи республикой, пытается противостоять Ганнибалу, но в связи со страхом военного переворота, Сенат не даёт большой власти военачальникам. В этих условиях Римляне всё же победили войска Ганнибала и мятежные племена, изгнали его самого, а Карфаген вскоре стёрли с лица земли.
Карта событий — Италия, часть современной Испании (называемая в переводе Иберией, не путайтесь), северная Африка (собственно, откуда приходит Ганнибал) и острова. Кратко процесс игры состоит в передвижении своих генералов с войсками, побед и поражений в битвах, тактическом планировании хода и в использовании различных событий/пакостей, которые приходят в игру благодаря картам игроков.
Компоненты
Не смотря на низкую стоимость игры, компоненты радуют глаз. Но есть и минусы, с которых и начнём. Первое, с чем сталкиваемся — круглые жетоны при выдавливании могут порваться, будьте осторожны. Второе — держатели на подставках довольно тугие, так что засовывание полководцев в подставки своеобразная игра в игре. Посоветую — засовывайте всё же сверху, а не сбоку, если поддеть ногтями или ножницами, это может получиться. Третий минус — игровые карты напечатаны на тонком гладком картоне, примерно как в игре "Манчкин-Квест". Коробка легко рвётся по углам.
Дальше плюсы — поле выполнено великолепно, оно составное, так что лежать будет ровно. Толстый картон и хорошая краска. Все жетоны в конечном счёте тоже из плотного картона, так что играть приятно: после первоначальной расстановки никаких проблем не возникает.
Правила
Правила написаны довольно путано. 30 страниц различных параграфов, которые содержат много избыточной информации (в каждом параграфе написано всё, что его касается, даже если это уже 3-5 раз было описано ранее). Советую после прочтения скачать с BGG краткие правила, которые и держать перед собой.
Ход состоит из нескольких фаз, влияющих на обоих игроков. Вначале (кроме первого хода) все расставляют пополнение. В Риме это 5 юнитов, в Карфагене — 4. Затем получают карты "стратегии" на руки (по 7 в первый ход, в середине игры по 8, в конце — по 9), играют их по-очереди. Следом идут фазы "последствий": дезертируют войска, которые стоят на вражеских территориях; менее влиятельный (по территориям) игрок теряет влияние ещё больше; территории, которые окружены врагом, становятся ничьими.
Основная игра проходит посредством карт "стратегий". Карты стратегий имеют цифру (1-3), цвет (синий, красный или оба) и текст. Текст можно сыграть только при наличии вашего цвета на карте (красный — Рим, синий — Карфаген), цифру можно сыграть в любом случае. За счёт цифры можно передвинуть одну армию с военачальником, у которого уровень Стратега не выше цифры; можно поставить на нейтральные территории свои жетоны влияния по числу на карте; можно поставить себе 1 дополнительный юнит к существующей армии; можно "захватить" территории врага, в которых есть ваши войска. Текст на картах, разумеется, играть интересней.
Войска ходят всегда по 4 клетки, и только вместе с военачальником. В правилах достаточно подробно расписаны такие моменты, как перехват пытающегося проскользнуть рядом противника, уклонение от атаки, бегство с поля боя, отступление разгромленных частей, отвод войск и прочие базовые военные манёвры, которые делают варгейм варгеймом — готовьтесь к множеству нюансов, следующих непосредственно перед боем и после него.
Сам бой достаточно прост — он происходит на картах "тактики". Карты тактики бывают 6 видов: лобовая атака, правый фланг, левый фланг, набег, тактика "клещи" и резерв. Карта "резерв" выступает в роли джокера для остальных карт. Все эти карты отличаются только частотой попадания в колоде. Бой проходит так: атакующий играет карту, защитник должен выложить такую же или проиграть бой. Если выложил, то может кинуть кубик и стать атакующим, если не получилось — продолжает отбиваться.
Количество карт зависит от количества войск, от ранга "тактика" военачальника, от того, где дерутся игроки (т.е. в родных областях они получают "подкрепления").
В принципе — это ядро игры. Но количество нюансов на самом деле зашкаливает. При водных переправах Карфаген может быть потоплен, и кидает кубик на эту вероятность, плюсуя различные штрафы и бонусы. При попытке перехватить, уклониться и т.п. тоже кидается кубик, при поражении кидается куча кубиков на количество погибших войск и т.п. и т.д. Эта игра сложная, ничего не поделаешь. Запоминать всё не нужно — на карте услужливо расписано в таблицах то, что необходимо, остальное можно понять, сыграв хотя бы один раунд.
Игровой процесс
Фазы расстановки новых войск и различных штрафов проходят довольно быстро — основное время играются карты стратегий. Сыграть карту как цифру (новые территории или передвижение войск) или как текст — и когда; куда двигать войска, как реагировать на противника: обо всё этом приходится думать во время партии.
Первая партия должна быть отдана на обучение правилам. И в данном случае ринуться в бой сразу не получиться. Но зато после этого игра идёт довольно ровно — ход переходит быстро, оба игрока не успевают заскучать. Броски кубиков на всяческие модификаторы немного надоедают, но в остальном это игра на передислокацию войск и правильную реализацию своих стратегических возможностей.
Например, наша партия происходила так: первыми ходами Рим отправил своих двух консулов с армиями в Африку (т.е. сердце Карфагена). Рим превалирует на море, поэтому не бросает кубиков на неудачное морское путешествие. Карфаген в течение двух ходов сыграл стратегию, позволявшую снизить штрафы на морские путешествия, следом привёл Ганнибала с войском, состоящим из 8-и военных частей и 2-х слонов. Рим обладал двумя армиями по 8 военных частей. При первом же сражении выяснилось, что приплыть в сердце чужой империи — просто чистое самоубийство. Рим получил 8 карт стратегий за армию, 2 за военачальника, войско Ганнибала помимо 10 карт за армию и 4 (да, Ганнибал — это самый "крутой" военачальник, Рим получает похожего себе только к концу игры) за параметр "тактика", привлёк союзников из Нумидии и Карфагена общим числом 6. В бой вступили слоны — неудачно для Карфагена, который потерял из-за них 1 карту тактики. В результате 10 против 19 карт, Рим повержен — потери Карфагена составили 1 часть, Рим потерял сначала 2 части, затем ещё 2 при разгроме.
По правилам оказалось, что отступать по морю нельзя, а своих городов рядом, как мы понимаем, не было — армия полностью погибла, военачальник отправился в резерв. Второй римский полководец, видя такие перемены, отплыл в Иберию (Испания), где захватил несколько провинций, прежде чем его армия побежала от яростного напора Ганнибала. Правда, теперь было куда отступать, да и одна область целиком перешла под контроль Рима, дав ему 1-го союзника, но, тем не менее, это не спасло войско от поражения. Ко второму ходу Рим не обладал войсками совсем, часть провинций в Италии мятежно перешла на сторону Ганнибала, войско Карфагена потеряло всего 1 условного пехотинца.
Новый ход принёс новые сюрпризы — окружённые мятежные провинции в Италии перестали подчиняться Карфагену и стали нейтральными, а вот захваченные области в Иберии остались под контролем Рима. В результате Рим снова был при армии, а Ганнибалу нужно было терять время и разбираться с испанцами — исторический переход через Альпы откладывался в долгий ящик.
Итого
Для кого эта игра? Она не для всех, это точно. Я бы рекомендовал попробовать этот варгейм всем настольщикам, увлечённым этим хобби, но не пытайтесь даже сделать "Ганнибал" семейной игрой или принести на шумную вечеринку. Многим игра покажется излишне запутанной, но ведь не зря варгеймы являются старейшим типом настольной игры — будут те, кто найдёт этот жанр оптимальным для себя. Здесь нужно помнить все нюансы правил, представлять возможные последствия своих действий и принимать взвешенные решения — для тех, кто готов потратить несколько часов на сложнейшую дуэль, для тех, кто не боится принимать рискованные решения, для тех, кто готов управлять, действительно управлять, многим и многим — для них эта игра.
Ну вот, а мои «спасибы» гагагеймсу убрали…
Зордок, и здесь эта реклама!
Прально что убрали, токо ленивый, который вообще настолковые сайты не читает не знает про то, какой хороший гагагеймс, что дал вам Ганнибала и вы рецензию на него как спам разослали 🙂
+1
Статья отличная. В принципе об игре все разжевано. Но все таки надо определиться с тем варгейм это все таки или нет.
В большей степени Ганнибал игра больше глобальная стратегия. Движок довольно известный и на нем создано не мало игр — тот же Succsessor, до и Twilight Strugle имеет те же корни.
В истинных варгеймах больше имитация самих сражений, причем учитываются характеристики и виды юнитов. Здесь же упор сделан на территориальное доминирование.
А вообще интересное описание http://www.boardgamegeek.com/boardgamecategory/1019/wargame
2Alex
Я её опубликовал везде, точно также как уже пол года публикую почти все свои обзоры. Насчёт ленивого — верная ремарка.
Меня тоже удивило, что юнит только одного типа (ну и слоны, которые, в принципе, ничем не отличаются). Так что появилось желание опробовать что-нибудь с разнообразными юнитами. И ещё хочется с плашками, где закрыты войска от соперника.
С плашками похожая на Ганнибала — Hellenes
Ыыы. Вот, значит зря тут многие обвиняли Юрия, что он всегда полностью цитирует первоисточники (:
2Dmitry
Варгейм, варгейм. Тут разве есть торговля, технология или хотя бы зачатки дипломатии? Нет, тут сплошные маневры. Что, кстати, вроде бы неплохо отражает реалии того времени. Ганнибал, может, и великий тактик (что отражено рейтингом 4), но Фабий Максим чисто стратегически по сути спас Рим.
Хотите много и разнообразных юнитов — пожалуйста, C&C.
А движок хоть и имеет похожие черты, на самом деле для всех игр очень разный. Кстати, первый варгейм на моей памяти, где победу в сражении определяют не кубики.
«первый варгейм датирован 1812 годом»
Если на то пошло, первый варгейм — это шахматы. 🙂 А они датируются годом, несколько более ранним, чем 1812. 🙂
Сколько длится партия в эту игру? — Слышал, что 5 часов играли, и это не предел.
Длинна партии прямо пропорциональна опытности игроков, знаниям правил и уровня тормознутости игроков;) После пары обучающих игр и штудировании партии, думаю игру свободно можно сыграть за 3-4 часа.
@Данил
Мы первую за 7 закончили. 🙂
Ну это, конечно, объясняется комплексностью правил и массой нюансов. Хотя игра в любом случае не из коротких.
2Xneg Правильно, а если быть точнее, то это card driving wargame, так сказать варгейм с карточным движком. Есть обзорчик таких игр — на BGG как-то сталкивался.
2Данил
Ни разу не заканчивали всю партию — времени не хватало. А так, обычно, первые 2-3 хода (а их всего 9) у нас варьируются от часа до двух 🙂
Игра не является варгеймом, больше похожа на интерактивное знакомство с античной историей :)))(разрабы нас, с вами за уши тянут по заскриптованным событиям — я бы так сказал по аналогии о компьютерной игре).
Rub, вы не правы, это варгейм. То, что вы благодаря ей познакомились с античной историей, это конечно, хорошо, но мне кажется, что разработчики преследовали несколько иные цели.
И что? Хочется сыграть еще раз?
Там только одно заскриптованное событие — приход Сципиона Африканского на 6-м ходу и всё.
«Правила написаны довольно путано.»
Скачал из тырнета правила, почитал. Особой путаности не заметил, всё очень даже последовательно изложено.
Еще как! Игра на редкость притягательная и атмосферная.
to timurid: как же так-то?!!! 7 часов игра и не надоедает?!! и еще сыграть потом не лень?!! не понимаю(((
PS. простите за нескромный вопрос.. Bы любите игры от FFG?