Тов. koltovo (настоящее имя — Антон), отметившийся недавно обзором Князей, прислал мне обзор настольной игры Купцы. Эта настолка никогда официально не издавалась, но её можно легко сделать самому. Судя по описанию, игрушка Купцы такая же рандомная, как и Князья, но при этом довольно абстрактная и целиком построена на обмене. Честно говоря, у меня она не вызывает ни энтузиазма, ни малейшего желания её опробовать.
После очень полюбившейся нам (то есть мне и моим родным и знакомым) карточной игры «Князья» (самой первой, между прочим, для нас!), я решил распечатать следующую карточную игру на патриотическую тему. Поиск был недолгим – после насыщенных интригами и эмоциями «Князей» мне хотелось чего-нибудь более спокойного. И на роль спокойной, на первый взгляд, подходила карточная игра «Купцы», которую я, не мешкая, и распечатал. И вот, изучив правила и сыграв пробную партию с братом, я решил внести игру в народ.
Правила игры довольно просты: игроки на этот раз являются купцами, имеющими при себе «корабль» (5 карт на руке) и «лабаз» (все остальные карты на столе перед игроком). Причём в игре задействуются все карты – и из корабля, и из лабаза, карты можно менять между собой, перекладывая из руки на стол, и обратно. Зачем же тогда это разделение на корабль и лабаз, если работают все карты, спросите вы? А затем, что в колоде есть грамоты, действия которых распространяются либо на корабль, либо на лабаз.
Также в колоде нас ждут товары и деньги, имеющие определённую стоимость, выраженную в цифре на карте. И ещё помимо товаров, денег и грамот, в игре действуют четыре карты Купцов, каждая – определённого из четырех цветов.
Сама игра проста – игровой процесс похож на аукцион (а ещё, если сравнивать с «Князьями», на действие одной тамошней карты, предписывающей выложить на стол свой какой-нибудь город, который получал выложивший самую большую по номиналу карту дружин; а мне ещё «Купцы» почему-то напомнили давнюю детскую игру в фанты, когда, помните, мы с ума сходили от вкладышей редких тогда (в перестроечные годы) жвачек, и играли в них с большим азартом, пропуская урок за уроком).
Так и здесь, основной процесс прост – игрок в свой ход берёт с колоды карту, и если это товар, сразу выкладывает её на стол («торжище»), начиная торги. Все, включая и выложившего, выкладывают на стол рубашкой вверх по карте денег, либо товара (безразлично, какого номинала – хоть меньше продаваемой карты товара, хоть больше – на усмотрение игрока), либо Купца, если он подходит по цвету. Тот, кто выложил бОльшую по номиналу карту, либо одноцветного с картой товара Купца, который перебивает всех, и получает карту товара. Все же выложенные игроками на торжище карты отходят продавцу. Если игрок вытягивает в свой ход карту денег либо Купца, то просто добавляет эту карту к своим.
Одним словом, игра-аукцион, окрашенная в патриотическо-исторический цвет, и призванная стимулировать интерес игроков к истории Руси. Здесь и старинные деньги, ходившие в то время (древнерусские гривны, византийские солиды, арабские дирхемы, западноевропейские талеры), и Купцы-представители тех стран, и товары, популярные тогда.
При всей своей простоте игра имеет всё-таки некоторые нюансы и хитрости. Так, опытным путем выяснилось, что когда я, например, выкладываю на торжище карту товара (то есть, являюсь продавцом), то мне имеет смысл выкладывать за неё при покупке самую большую карту, даже если она – Купец, а номинал товара всего лишь один балл, — ведь в случае выигрыша (или перекупки) я получу свою выложенную карту обратно наряду с другими выложенными, и товар ещё добавлю к своим запасам. А вот если мне надо выкладывать на торжище свою карту за товар, выложенный другим игроком, тут стОит подумать о тактике, как, если выигрыш не светит (вы не забыли? – продавец не жалеет выложить самую дорогую карту ?), понести хотя бы минимальный урон на торгах.
Здесь есть три варианта хода – либо выложить самую дешёвую карту (допустим, деньгу на 1 балл) из имеющихся, чтобы не жалко было расставаться с ней, либо попытаться побороться за выставленный на торжище товар, и выложить тогда или карту на 1 балл дешевле товара (но часто это не прокатывает, так как продавец выкладывает самую свою дорогую карту на товар), или карту, которая будет дороже товара на балл-два. В таком случае, вы, в случае получения товара, теряете те же 1-2 балла (то есть, аналогично первому варианту хода), но всё-таки это будет меньше, чем, если бы вы лишились бОльших баллов.
Игра кончается, когда от колоды не останется ничего. Выигрывает набравший больше всех баллов. Если в картах игрока есть Купец, он удваивает очки карт своего цвета.
Такова механика игры «Купцы». Добавлю, что стройность накопления карт сильно нарушают Грамоты, несущие только неприятные вести, в виде то кораблекрушения (и тогда прощай все 5 карт из руки), то пожара лабаза (и тогда прощай все карты со стола). Наличие грамот частенько приводило к неожиданному банкроту половины игроков, которым затем приходилось просто наблюдать за игрой со стороны.
А теперь я поделюсь своими выводами об игре «Купцы». Игра мне лично понравилась, но не понравилась всем остальным игрокам. И я попробую объяснить, почему.
«Купцы» — игра в целом математическая и абстрактная. В игре ориентируешься на цифры и цвета, в ней отсутствуют свойственные тем же «Князьям» ситуации (войны и строительства), что лишает игру азарта и драйва, здесь идёт мена-торговля, простая и педантичная, нужно много считать и просчитывать цифры, в «Купцах» силён элемент случайности (карты-грамоты, которые своими неприятными известиями сразу могут сделать игрока банкротом). Из-за математичности игры ее историческое оформление теряет смысл, отходит на задний план, так как во время игры смотришь только на цифры и совершенно не замечаешь, что за товар там нарисован на карте, и что за деньга пришла к тебе – это не имеет особого значения. А значит, игра не несёт просветительской значимости, в отличие от тех же «Князей», поднимавших в нашей компании немалые исторические обсуждения.
Я лично посоветую игру «Купцы» либо любителям экономических игр наподобие «Монополии» (каковым и сам являюсь – поэтому мне «Купцы» и понравились), либо детям 10-15 лет для развития математического счета. В семейно-родственном кругу (в крайнем случае, в моём) игра не пойдёт, из-за своей примитивности и схематичности.
Напоследок добавлю, что для самодельного изготовления «Купцы» оказались такими же лёгкими, как «Князья», — ровно 90 карт, расположенных на десяти листах А4. Бумагу я использовал ту же – Lomond 200г/м2, двухсторонняя матовая фотобумага.
При выборе игры для печати немалую роль в начале сыграл и дизайн «Купцов» — чёткие надписи, крупный шрифт и крупные картинки, хорошо подобранные к теме Древней Руси, очень радовали глаз после мелких, не очень четко сканированных, картинок «Князей». Единственный минус – разнобой в фоновых цветах, которых по правилам должно быть четыре, а на деле этих цветов побольше, например, не чистый синий, а светло-синий и голубой. Полученные карты я защитил, вложив их в протекторы.
Добавить комментарий