В Блоге жёлтого мипла появилось описание игры Leonardo da Vinci. Это такая евроигра, которую автор характеризует как более тяжёлый и стрессовый вариант Caylus (хотя при этом ни в коем случае не утверждает, что Да Винчи лучше Кайлюса). Я про эту игру никогда не слышал и никакого желания знакомиться с ней нет. 

Leonardo da Vinci” – игра итальянской школы. Представляет она собой жесткий конкурентный миплплейсмент на тему соревнования изобретателей-механиков в эпоху Ренессанса. Есть карты изобретений, содержащие на себе информацию о том, из каких запчастей они собираются, сколько человеконедель необходимо для завершения работ, а также сколько денег принесет это изобретение первому закончившему работы изобретателю и его менее удачливым последователям. Есть пять типов карт запчастей (доски, склянки, веревки, кирпичи и железки). Есть лаборатории. Для каждого игрока существуют две большие картонные плашки: малая и большая лаба. Обе они могут быть подвержены апгрейду, после чего перевернутся другою своей стороной. Разница между лабами в количестве рабочих мест (то есть, сколько народу туда можно загнать) и в количестве спецмест, куда можно поместить робота, который работает эффективнее человека.

Каждый игрок получает в начале игры фишку мастера, некоторое количество миплов-учеников, и различные комбинации из лабораторий, карт запчастей и денег. Для первой игры предусмотрена готовая стартовая раскладка. А позже, когда игроки уже будут знакомы с игрой, можно использовать специальные стартовые очки, на которые игрок сам будет набирать себе начальное имущество.

В первой фазе раунда игроки по очереди заявляют, будут ли они начинать разрабатывать какое-либо изобретение. При этом игрок кладет под плашку лабы полный набор необходимых для выбранного им изобретения карт компонентов и ставит на плашку лабы спецфишку, которая будет отмечать человеконедели. При этом, какое конкретно изобретение из числа выложенных в открытую, игрок собрался изобретать другим игрокам до поры неизвестно.

Во второй фазе раунда игроки начинают выставлять своих учеников (и мастера) в разные секции поля и\или в свои лаборатории. При этом принимается во внимание последовательность выставления фишек игроками, а также то, что единожды выставив учеников в отдельную зону, доставить туда же позже дополнительные силы будет уже нельзя (как в “Stone Age”). Исключение – это мастер, которого можно выставить и добавить к нему позже учеников или, наоборот, присоединить к выставленным ранее ученикам. Это действо проходит по часовой стрелке до тех пор, пока все не спасуют.

В третьей фазе начинают выполняться действия. Каждая зона отрабатывается  до конца, прежде, чем начнется отработка следующей зоны. В первую очередь вычисляется порядок совершения действий. Тот игрок, у кого больше всех учеников в зоне будет ходить первым. При определении последовательности фишка мастера считается за 2 учеников. Если у нескольких игроков равное количество сил, то первым будет тот, кто выставил в эту зону свои силы раньше. На поле этих зон 8, причем 7 из них работают одинаково. 5 магазинов с картами компонентов, биржа труда, где можно получить ученика, мастерская, где можно приобрести вторую лабу, проапгрейдить уже существующую или собрать механического человека для работ в лабе. Эти 7 зон – фактически магазины, в которых первому по определенной последовательности действий игроку удается получить товар бесплатно. Второй факт покупки товара будет стоить уже 2 флорина. Потом цена возрастает до 3 и, наконец, 4 флоринов. Покупка с одной зоны идет по кругу в определенном выше порядке до тех пор, пока либо все не спасуют, либо кто-то не совершит покупку за максимальную цену.

Восьмая зона – зона консула – работает чуть по иному. Консул предоставляет 4 спецвозможности. Первый игрок волен выбрать любую из них. Второй – уже лишь из оставшихся трех и так далее. Спецвозможности эти следующие:
1. Переместить одного ученика с зоны консула в другую зону, присоединив его к уже существующей тусовке своих. Фактически это то, что запрещено правилами во второй фазе.
2. Получить деньги, которые копятся на отдельном месте поля со скоростью 1 флорин в раунд.
3. Взять из стопки изобретений верхние 4, посмотреть, переопределить их порядок выхода и вернуть назад.
4. Купить за 1 флорин любую карту компоненты.

В четвертой фазе игроки передвигают фишки на своих работающих лабах на определенное работниками количество человеконедель. Каждый ученик, отправленный в лабу дает 1 человеконеделю, а каждый робот (или мастер) – по 2. Если в результате фишка отсчета времени добралась до нужного деления, то игрок объявляет, что его изобретение готово, вытаскивает карты компонентов из-под плашки лабы, сбрасывает их и забирает себе карту изобретения, получая при этом максимальную из двух денежных сумм, указанных на карте. Часто бывает, что игрок заканчивает таким образом изобретение, которое разрабатывает также кто-то другой. Этот второй игрок должен немедленно вскрыть из-под своей лабы карты компонентов. Он может потом закончить работу, но получит за это меньшие деньги и не получит карты.

Сами карты изобретений бывают 5 типов. Тип указан специальным символом в углу карты. Во-первых, разрабатывая изобретение определенного типа, игрок получает скидку в две человеконедели за каждую лежащую перед ним (то есть уже разработанную им ранее) карту изобретений того же типа. А во-вторых, в конце игры начисляются очки игрокам, собравшим за игру карты хотя бы трех разных типов.

Игра длится 7 стандартных и 2 специальных раунда. Спецраунды заключаются в том, что играя их, мастера и учеников можно ставить лишь в лаборатории, то есть все зоны игрового поля становятся недоступны. Фактически, это просто средство, дающее возможность закончить те изобретения, что начали разрабатываться к концу игры. Выигрывает игрок с максимальной суммой наличных.

Это одна из тех игр, где хочется всего и сразу. И лабу проапгрейдить, и пару роботов прикупить, и учеников нанять побольше, и карты компонентов чтоб были, и деньги… Эх! За все это надо платить. Либо выставляй много миплов, чтобы получить нечто бесплатно, либо экономь их для других зон и лабораторий, но будь готов тогда раскошелиться. В тот вечер игра показалась мне чудовищной. Постоянные подрезания со стороны других игроков в фазе выставления миплов в совокупности с хроническими проблемами с наличкой рушили один план за другим. Геймплей был ужасно нервическим, по сравнению с ним “Кайлюс” – это просто пасьянс. Задним умом я понимаю, что игра очень не плоха. Просто это gamer’s game с сильнейшей конкурентной борьбой и в нее не стоит играть максимальным количеством игроков. После партии на 5ых я поставил игре 5 баллов, ибо игра должна приносить удовольствие, а не нервное напряжение и злость. Думаю, что партия на 3-4 игроков будет более мягкой и позволит поднять оценку этой игры на балл-другой.