Описание игры «Mystery Express»

В сообществе живого журнала ru_boardgames появился обстоятельный обзор игры Mystery Express. В нём не только рассказывается про игру, но и проводятся сравнения с другими детективными настолками и приводятся всякие интересные факты. Обзор мне понравился, даже захотелось сыграть в Экспресс

«Таинственный экспресс» («Mystery Express») – игра-детектив для 3-5 человек, созданная по мотивам романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе». Согласно сюжету, Эркюль Пуаро никак не мог достать билет на «Восточный экспресс», и только личное вмешательство его знакомого, железнодорожной шишки, распорядившегося потеснить одного из пассажиров, помогло сыщику попасть на поезд. Однако пассажир новым соседством доволен не был, и Пуаро искал способ уладить проблему.

Как по заказу, на следующее утро некий американец сделал детективу оскорбительное предложение поработать его телохранителем, которое Пуаро мгновенно отверг. Этой же ночью американец был убит. Пуаро нехотя принялся за расследование, но мне думается, что именно он и был настоящим убийцей. Мотив очевиден – полиция заберёт труп грубияна на ближайшей станции, и фешенебельное купе первого класса, отплаченное к тому же вперёд, достанется хитроумному детективу. А сфабриковать улики для человека его занятий вообще пустяки. В защиту моей версии говорит и тот факт, что в конце истории Пуаро так и не назвал истинного убийцу полиции. Однако в игре такой номер не пройдёт – в конце Вашей истории убийца обязательно будет изобличён и передан в мозолистые руки правосудия.

В чём суть?

Вы один из пассажиров роскошного Восточного экспресса, следующего по маршруту: Париж – Страсбург – Мюнхен – Вена – Будапешт – Стамбул.

Cтоит только парижскому вокзалу скрыться за поворотом, как в поезде происходит злостный акт умерщвления пассажира. То ли Вы решили, что ничем не хуже Пуаро, то ли Вам просто стало скучно, но Вы начинаете собственное расследование. Чтобы картина преступления была полной, Вам нужно ответить на 5 вопросов: где, как, почему, когда и, разумеется, кто. Для разрешения каждой из этих загадок в игре имеется своя колода карт.

 

Подозреваемый. В колоде 6 кандидатов на виселицу, среди которых и наш, кстати, соотечественник профессор Карлов; каждая карта в 2-х экземплярах, итого 12 карт.

— Способ убийства. 6 возможных вариантов в 2-х экземплярах. Наряду с классикой «Застрелен» и «Заколот» встречается и экзотика вроде «Избит до смерти» («Clubbed»).

Мотив. 6 продублированных человеческих страстей, включая красноречивое «А чёрт его знает!» («Unknown»).

— Место преступления. В поезде 6 вагонов, трагедия могла произойти в любом из них. Каждая карта в двух экземплярах.

— Время. Колода отличается от четырёх других, в ней 8 моментов времени, каждый из которых встречается трижды, всего 24 карты. Это единственная колода, которая не разыгрывается между участниками, а лежит в стороне и вступает в игру только в определённые моменты.

В начале игры из каждой колоды случайным образом изымается по карте и прячется где-то неподалёку – это и есть искомые ответы. Ваша задача сводится к следующему: узнать, какие из находящихся в игре карт присутствуют не в полном комплекте. Львиная доля этих карт распределяются между игроками, небольшое количество достаётся проводнику Пьеру (пассивный персонаж, которым управляет сама игра), а остаток – двум пассажирам, подсаживающимся в поезд по пути.

Переезд от станции к станции занимает один ход. Так как станций шесть, ходов, соответственно, у Вас будет всего лишь пять. Чтобы завершить расследование полностью, Вам придётся хорошенько потрудиться. Вояж между станциями занимает определённое количество игровых часов, которые Вы можете потратить на выполнение конкретных действий, также имеющих игровую длительность. В каждом вагоне предусмотрено какое-то одно, характерное для этого вагона действие. Поэтому Ваш ход сводится к перемещениям между вагонами, манипуляциям с картами и фиксированию увиденного в специальном блокноте расследования. Вы можете посетить…

— Пассажирский вагон. Вы называете тип карты (например, мотив) и передаёте карту этого типа из руки своему соседу. Тот делает то же самое, но по отношению к другому своему соседу. Таким образом, все игроки обмениваются одной картой конкретного типа. Полученные или подсмотренные карты игроки всегда кладут в свои личные стопки сброса. В начале следующего хода они берут их в руку. Продолжительность действия в этом вагоне 1 час, а поскольку переезд от города к городу занимает 4-5 часов, остающееся время Вы можете использовать на посещение ещё 1-2 вагонов.

Вагон для курящих. Вы называете тип карт и игроков, которые выдают Вам по одной карте названного типа. Взамен Вы даёте им по одной карте любого типа на Ваш выбор из руки.

— Спальный вагон. Вы выбираете игрока, карту которого хотите безвозмездно прибрать. Игрок прячет в ладони пластмассовую фигурку саквояжа и ехидно вопрошает: «Из какой руки берёшь?». Дальнейшее легко угадать…

— Вагон-ресторан. Вы выбираете столько игроков, сколько хотите, и просите показать Вам по одной карте. Карты должны быть разных типов.

— Вагон-гостиная. Вы называете тип карты, и каждый игрок (за исключением Вас) показывает свою карту данного типа всем.

— Вагон-клуб. Игрок по Вашему выбору (или Вы) забирает все карты из своего сброса в руку. Кроме того, новые пассажиры, садящиеся в Страсбурге и Вене, попадают именно в этот вагон. Выбрав в качестве своего действия общение с вновь вошедшим, Вы забираете себе одну его карту.

Помимо всего этого, в Вашей поездке происходят и другие события, такие как общение с проводником, длинные тёмные туннели и отправка телеграмм. А Ваш персонаж имеет не только острый ум и собственную биографию, но и особые способности.

— Графиня Мирабелла. Любит бывать в незнакомых местах. Раз в ход может посмотреть карту с местом убийства, которую какой-либо игрок кладёт в свою стопку сброса.

— Полковник Макдуглас. Отставной военный, знаток оружия. Проделывает то же самое, но с картой способа убийства.

— Фотограф Арчибальд Мансард. Щёлкает всё, что видит, поэтому иногда на снимках получается много полезного. У него аналогичное действие, но с картой подозреваемого.

— Психолог доктор Штраус. Знает о мотивациях всё. Он подсматривает чужую карту мотива преступления.

— Журналистка мисс Прански. Шустрая как паровой веник. Располагает одним лишним часом для совершения действий.

Побеждает в игре тот, кто предоставит стамбульской полиции самые полные сведенья о преступлении. Правильные предположения прибавляют очки, ложные – отнимают.

Что получилось?

Для компании-издателя «Days of Wonder» это уже не первая игра детективного характера. Прежняя попытка – «Тайна монастыря» («Mystery of Abbey»), сделанная по мотивам романа Умберто Эко «Имя розы», – была направлена на устранение однообразия и случайности игры «Улика» («Clue» или «Cluedo»), прародительницы жанра. К сожалению, сумбура в «Тайне монастыря» получилось не меньше, чем в её 65-летнем сопернике. Тем не менее, начало изменениям было положено, и со временем удачные идеи перекочевали в «Таинственный экспресс», который вполне способен поставить последнюю точку в детективных играх.

Несмотря на гораздо большую сложность по сравнению с «Уликой», игровой процесс понятен, и стратегия действий ясна, а единственное, что может поначалу запутать, – многообразие свойств вагонов – проиллюстрировано на игровом поле внятными картинками. Если продолжать сравнение с «Уликой», то, чтобы выиграть, в ней нужно было применять одну-единственную тактику. Здесь же вариантов для победы великое множество. Более того, совсем не факт, что к концу игры Вы «закроете дело», скорее всего, Вы будете знать только половину всей правды о произошедшем несчастье. Ограниченность во времени делает Ваше расследование невероятно интересным и, вместе с тем, отнюдь не лёгким.

Единственный минус игры для меня в колоде времени убийства. Карты из неё разыгрывается трижды за игру – раскладываются перед игроками в открытую определённым образом. Игрокам необходимо быстро запоминать, какие карты они только что видели. Своеобразный «L-клуб». И так уж вышло, что моя память чуть менее цепкая, чем летняя резина на льду. Поэтому колоду времени убийства я даже не стал распечатывать… Но это я.

Стоит отметить, что взаимодействие между игроками не сводится к банальному обмену картами, оно гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Это и соперничество за карты проводника и подсаживающихся пассажиров, и возможность в буквальном смысле спутать карты себе или другим благодаря вагону-клубу, и подсовывание соперникам одних и тех же карт с целью сохранить известную информацию в секрете. Для победы в игре удача Вам не понадобиться; как ни странно, наиболее частое действие, которое придётся совершать, – это думать. Времени мало, а узнать надо много – свои действия Вам придётся тщательно планировать и по возможности предугадывать поступки конкурентов. Эта игра не для развлечения, она для развития ума.

Что касается качества компонентов игры, то все они на ожидаемом высоком уровне. Пластмассовые фигурки, картинки на картах, оформление игрового поля, блокноты расследования (для них ещё и предусмотрены специальные книжечки, чтобы игроки не подсматривали друг к другу) и бланки телеграмм – всё это выполнено с любовью, старанием и вполне в антураже железных дорог начала ХХ века. Играть в «Таинственный экспресс» будет, безусловно, приятно. Чего Вам искренне и желаю.

 

Это интересно
  • Слово «Cluedo» (произносится как «клюдо» с ударением на первый слог) образовано от двух слов: «clue» («улика», англ.) и «ludo» («играю», лат.). Автор игры назвал своё творение «Убийство!» («Murder!»), а английский издатель переименовал в «Cluedo». В свою очередь, американский издатель (между прочим, «Parker Brothers» – контора, разбогатевшая на «Монополии») переименовал игру в «Clue». Она до сих пор так и выходит под двумя названиями.
  • В 30-тые годы прошлого века, времени действия романа Агаты Кристи, существовало несколько разных маршрутов «Восточного экспресса». Самый длинный из них начинался в Лондоне и проходил по территориям Западной и Восточной Европы. Именно по нему и ехал Эркюль Пуаро. Герои же нашей игры путешествуют по самому короткому маршруту, занимавшему всего 6 дней пути!

  • В 2000 году была выпущена модификация «Cluedo. Passport to Murder», события которой разворачиваются всё в том же «Восточном экспрессе».
  • Одного из героев игры, Арчибальда Мансарда, можно увидеть на коробке другой железнодорожной стратегии от «Days of Wonders» – «Билет на поезд» («Ticket to Ride»). Разница во времени действия двух игр 30 лет, Арчибальд подрос и возмужал.
  • Локомотив «Восточного экспресса» по сей день стоит на вечном приколе на вокзале Стамбула.

 

Mystery Express, Обзоры



Похожие записи
  • Расписание ближайших игротек
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
  • «Перевыборы» — модифицированная украинская «Монополия»
  • Трое из ларца, одинаковы с лица
  • Прибыли «Взрывные котята»
    1. Ли
      10 Фев 2011 из 22:32 | #1

      Понравился обзор, очень подробно и интересно расписано, захотелось попробовать


    2. wildsent
      12 Фев 2011 из 21:51 | #2

      Скидывал Таплину ссылку, на сайт где был ПнП вариант этой игры, но либо двое авторов сайтов не нашли общего языка, или что-то другое помешало, но тем не менее ссылка не прошла… Вот непосредственно ссылка на игру: http://webfile.ru/4724746


    3. hk
      13 Фев 2011 из 12:30 | #3

      @wildsent не припомню вашего письма, сбросьте мне его, пожалуйста, ещё раз.


    4. wildsent
      14 Фев 2011 из 19:34 | #4

      Хорошо, продублирую!=)


    5. Ponchikbaf
      15 Июн 2015 из 19:25 | #5

      Здрасте,

      как понимать выражение kuricapupokparal?


    1. Трекбеков пока нет.