В Блоге жёлтого мипла опубликовано описание настолки Rattus, в котором подробно рассказывается об игровом процессе. Также автор отмечает, что она достаточно быстрая (30-45 минут) и относится скорее к семейству филлеров, но филлеров весьма приятных.
“Rattus” – это вторая из известных мне игр от норвежской пары дизайнеров по фамилии Берг. Первая их игра – “Oregon” – оказалась красивой и простой семейной настолкой на миплплейсмент, посвященной колонизации дикого Запада. “Rattus” оказался тоже совсем несложной игрой, однако определенная глубина в нем есть, несмотря на кажущуюся простоту. Итак, перед нами карта средневековой Европы, из сектора в сектор которой мановениями рук игроков будет перемещаться черная пешка чумы, от которой спасения, как известно, нет. Помимо поля и чумы есть 6 карт персонажей, россыпь жетонов крыс и кубики-маркеры населения: у каждого игрока они своего цвета. На аверсе каждого жетона крыс отображена цифра, а также значки каких-либо персонажей и\или буквы M и\или A. Зачем нужны эти обозначения я расскажу позже. Жетоны крыс в обычных условиях лежат на секторах карты в закрытую.
На своем ходу игрок может взять себе карту персонажа (из еще неразобранных карт или у другого игрока). Также, до или после (или вместо) этого действия, игрок может выставить на поле в один какой-либо сектор карты свои кубики. Количество населения, которое можно выставить таким образом равно количеству жетонов крыс в этом районе. То есть, чем страшнее чумная угроза в районе, тем исступленнее местные жители плодятся и размножаются.
После этих действий игрок должен подвинуть чумной маркер на любой из соседних текущему его местоположению секторов. Далее наступает распространение чумы. Если в секторе с чумой только один жетон крысы, то игрок берет из запаса еще один жетон крысы и выкладывает на любой соседний регион. Если жетонов крыс два или три (максимально возможное количество), то игрок распределяет по соседним районам 2 новых жетона. При этом он должен следить, чтобы ни в одном районе в результате этих действий не случилось более трех жетонов.
Теперь народу в чумном регионе настала пора умирать. Жетоны крыс, лежащие здесь начинают один за другим вскрываться. Для каждого жетона сначала проверяется, что общее население (кубики всех игроков) больше или равно цифре на жетоне. Если это не так, то жетон сбрасывается без смертельных эффектов. Затем проверяется наличие букв M и A. “М” обозначает слово “majority” и говорит о том, что игроку, чьих кубиков в этом секторе больше всего придется один из этих кубиков снять назад в личный запас. “A” обозначает, что по кубику теряют все игроки, чье население присутствует в чумном районе. Затем проверяются пиктограммы персонажей, которые, возможно, изображены на жетоне. Если текущие хозяева соответствующих карт еще имеют население в чумном регионе, они снимают еще по кубику. Это складирование трупов продолжается до того момента, пока либо все жетоны крыс не будут отыграны, либо пока в регионе не останется ни одного кубика.
Потом ход переходит к следующему игроку. И последовательность из вышеописанного длится до тех пор, пока в запасе не закончатся все жетоны крыс. После чего, все лежащие на карте жетоны вскрываются, отыгрываются и происходит подсчет еще живого населения. Тот игрок, чьи кубики выживут в большем количестве объявляется победителем. Из описания видно, что каждая карта персонажа увеличивает вероятность “попасть под раздачу”. Тем не менее, каждая карта дает и вкусные бонусы. Например, есть крестьянин, позволяющий выставлять на поле на один кубик больше, чем количество жетонов крыс. Есть ведьма, позволяющая подсмотреть два жетона на поле и, по желанию, поменять их местами. Есть рыцарь, который может передвинуть чумную фишку не на соседний регион, а чуть дальше и так далее. Разработчики раз в две недели публикуют в интернете карту нового персонажа. Эти карты можно распечатать и играть с увеличенным количество персонажей.
Игра проста. В ней отсутствует стратегическая составляющая, но есть место тактике и дипломатии. Тем не менее, грамотно и вовремя использовать персонажей – это навык, которому нужно учиться. Не ждите, что вы сможете адекватно манипулировать картами персонажей прямо в первой же партии. Игра быстра: 45 минут, а шустрики уложатся и в полчаса. А в целом “Rattus” – отличный филлер из числа тех, у которых есть поле. Играли мы в pnp-версию, распечатанную и нарезанную мной буквально за 40 минут. Поле на A3, 6 карт персонажей и около 40 жетонов крыс, которые в оригинале круглые, а у меня стали квадратными плюс кубики ресурсов из “Кайлюса” – вот и все, то нужно. Твердые 7 баллов игре и я, пожалуй, прикуплю себе как-нибудь коробочку, благо, она совсем недорогая.
«относится скорее к семейству филлеров»
Очень смешно. Всё, что не содержит тучи компонентов, идёт меньше 2 часов и где не надо ломать голову — филер.
А игра достойная. Жду выхода в июле англоязычной версии от Z-Man. Из более чем 40-а игрушек, которые мне хочется купить, однозначный маст хэв имеют лишь 3: дополнение к Доминиону (Просперити), дополнение к Дикситу — и Rattus.
Абстрагируясь — это на самом деле так.
А разве игра, партия в которую длится 30 минут, а правила объясняются за 10 минут — это не филлер?
Игрушка супер.
И таки да — семейная. У меня другой критери оценки игры как семейной, если моя мама в нее врубается (а у нее даже сложности посчитать фермеров в каркасоне) значит семейная.
@alt
Это не филлер, а супер-игра. =) Доминион тоже — 30 минут на партию и 10 минут правила, кстати. Мемуары (некоторые сценарии) — аналогично. А филлер — это что-нибудь типа «Нет, спасибо», которой действительно можно буквально «заполнить» время.
30 минут и 10 минут на объяснения — это супер, теперь буду ждать Раттус ещё более нетерпеливо. =)
Доминион филлер чистой воды (ми играем его 10 -20 минут в среднем), к тому же поедающий мозг =)
Мемуары — нет, есть сценарии, что больше часа играются (Сталинград, например) + подготовка к партии долгая, да и правила с лету не переваришь: зона видимости, бонусы территорий …
Просто филлеры бывают разные, хорошие (типа доминион) и не хорошие (винч).
В кондотьере — тоже полн есть и фишки, но это хороший филлер. Сворд анд Сэил — тоже отличный филлер с полем и фишками.
Слава, просто Вам с женой нравятся простые и незатейливые игры. Я же наоборот — от них устал — тянет к чему-то более системному и масштабному.