На сайте Boardgame Blog появилась рецензия на игру Ricochet Robots. Александр Беляков эту настолку очень хвалит, но отмечает, что она вряд ли понравится людям с неважным пространственным воображением и любителям неторопливых размышлений.
Ricochet Robots – это игра, которая поразила мое воображение с первой партии. Впервые я сыграл в нее во время очередных посиделок “Триоминос” в клубе Look In, после чего сразу же решил, что должен стать обладателем этой игры. Естественно, со временем ощущение восторга немного притупилось, однако я до сих пор получаю от нее несравнимое наслаждение, и считаю ее вполне обособленным образчиком настольно-игровой индустрии, так как похожих на нее игр я не знаю. Итак…
Возможно, вы всегда хотели оказаться на месте изнывающего от скуки искуственного разума, управляющего группой роботов с непонятным функционалом в технологическом лабиринте неясного назначения. Если да, то эта игра для вас (и вам однозначно надо обратиться за квалифицированной психологической помощью).
В ДВУХ СЛОВАХ
Перед началом игры из четырех элементов случайным образом складывается игровое поле – всего, если верить правилам, может получиться 96 различных комбинаций. Поле до безобразия минималистично – на нем изображено определенное количество стен, а также 17 различных символов – четыре символа по четыре цвета каждый (в сумме 16 символов) и один универсальный семнадцатый символ без определенных цвета и формы. После создания поля на него, опять же, случайным образом выставляются пять роботов красного, желтого, зеленого, синего и серебряного цветов. Первые четыре цвета совпадают с четырьмя цветами символов. Пятый робот вспомогательный, ибо серебряных символов на поле нет. То, каким образом роботы расставляются на поле в начале игры, совершенно не принципиально – почему, поймете чуть позже. Также в состав игры входят 17 жетончиков, соответствующих 17 символам на поле – они все кладутся на стол лицом вниз и перемешиваются. Завершают комплектацию безхитростные песочные часы.
Одна из особенностей Ricochet Robots заключается в том, что все играют в нее одновременно, то есть в игре отсутствуют индивидуальные ходы игроков. В начале каждого раунда игроки наугад берут один из оставшихся жетончиков, переворачивают его, чтобы всем было видно, какой символ на нем изображен, после чего начинаются напряженно смотреть на доску. Цель раунда – довести до клетки с изображенным на жетончике символом робота того же цвета за минимальное количество ходов. То есть, если игроки открыли красный полумесяц, но красного робота надо привести на клетку с красным полумесяцем. Если открыли зеленую звезду, то пришел черед вести зеленого робота на эту пресловутую зеленую звезду. Если открыли универсальную фишку, то на этот символ можно привести любого робота, включая даже серебряного.
Вся прелесть игры заключается в том, что двигать роботов можно только по горизонтали и вертикали, причем, начиная двигаться, робот может остановиться только уткнувшись в стенку, край поля, или в другого робота. Таким образом, вальяжно перемещаться по доске тут нельзя – нужно лихорадочно высчитывать траекторию, при которой робот при минимальном количестве “рикошетов” попадет на нужную клетку. При этом двигать можно всех пяти роботов, дабы создавать искуственные препятствия, от которых можно будет срикошетить.
Как только один из игроков находит решение (на что иногда уходит несколько минут, при этом, заметьте, никто роботов не трогает и не двигает, ибо все расчеты необходимо производить в голове), он говорит количество ходов, которое ему понадобится для выполнения поставленной задачи, после чего переворачивает песочные часы. Теперь у всех игроков есть ограниченный временной промежуток, чтобы найти наиболее оптимальное решение. Тот, кто назвал самую маленькую цифру к моменту истечения времени, показывает свое решение. Если удачно – жетончик отдается ему в качестве победного очка, и открывается новый жетончик. Если игрок ошибся или не смог показать решение – показывает игрок, который назвал следующую по старшинству цифру, и т.д.
Так делается 17 раз, и выигрывает тот игрок, у которого к концу игры накапливается наибольшее количество жетончиков.
КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ
Еще одна уникальность Ricochet Robots заключается в том, что формально играть в нее может любое количество игроков. В нее можно играть одному, просто развивая свое пространственное воображение, а можно играть вдесятером, хотя определенный хаос в такой ситуации обеспечен. По-моему опыту, оптимальное количество игроков – четыре или пять, но он также прекрасно работает и как игра для двоих, и как игра для семерых или восьмерых. Теоретически можно пустить ее на огромный экран в кинозале и дать каждому игроку по пульту управления для введения цифр и показывания ходов – в этом случае может играть и сто человек, хотя определить победителя в такой ситуации будет сложно.
ВРЕМЯ ИГРЫ
Правила игры – проще некуда, на объяснение уйдет максимум 10 минут. Главное – понять, что робот останавливается только столкнувшись с препятствием, и это передвижение считается одним ходом вне зависимости от того, как далеко он прошел.
Подготовка к игре тоже минимальная и занимает три-пять минут. Собрать поле, расставить роботов, перемешать жетончики – понеслась!
Сама игра, вне зависимости от количества игроков, редко занимает больше 30-40 минут. Если один игрок явно сильнее других, игра может закончиться быстрее – для победы в игре вдвоем, например, достаточно набрать девять жетончиков.
СЛОЖНОСТЬ
Правила игры просты до безобразия, однако совершенствовать свое пространственное мышление можно бесконечно. Но, в любом случае, назвать игру сложной язык не поворачивается – просто ты либо въезжаешь в нее, либо нет.
ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ
Фактора случайности в игре нет. Те элементы, которые собираются, расставляются и вытягиваются случайным образом, равнозначны для всех игроков, поэтому выиграть в нее можно исключительно благодаря своим навыкам, и никак не везению.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ
Взаимодействия между игроками в этой игре нет, как нет и прямого конфликта. Мешать другим игрокам здесь нельзя, выигрывает тот, у кого мозги быстрее работают. По этой же причине здесь нет kingmaking’а, ибо отсутствует возможность кому-либо помогать в игре, плюс до самого конца все игроки пытаются забрать очки себе, а не решают, кому отдать победу.
КОМПОНЕНТЫ
Поле и жетончики сделаны из картона адекватного качества, роботы сделаны из плексигласа и приятны на ощупь. На песочные часы жалоб нет, хотя на точность я их не замерял – точность часов в этой игре не принципиальна. Единственная жалоба – мне лично не очень нравится графическое оформление коробки, но при такой притянутой за уши теме очень сложно придумать что-то более интересное.
ЯЗЫКОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Никакой языковой зависимости в игре нет, так как компоненты с текстами на них отсутствуют. Смело хватайте своего зимбабвийского друга, и вперед!
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
- Любителям логических загадок и головоломок
- Любителям игр, в которых все зависит исключительно от твоих способностей
КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?
- Людям, у которых плохо с пространственным воображением
- Людям, которые медленно думают
- Нелюбителям черезчур абстрактных игр
- Любителям игр, в которые можно выиграть благодаря везению
РЕЗЮМЕ
Количество игроков: от 1 до 10+
Время игры: 25-60 минут (правила: 10 минут; подготовка: 5 минут; игра: 20-45 минут)
Сложность:
Тематичность:
Фактор случайности:
Агрессивность:
Kingmaking:
Компоненты:
Языковая зависимость:Ricochet Robots – это игра, для которой не надо много времени, в которую одинаково успешно можно сыграть и вдвоем, и вдесятером, и в которой, несмотря на простоту правил, победу игроку приносят только его собственные мозги. Я считаю эту игру достойным членом своей коллекции и вряд ли когда либо от нее избавлюсь. Настоятельно рекомендую!
Моя финальная оценка:
kingmaking’а
это что??
Kingmaking — это ситуация, когда заведомо проигрывающий игрок может своими действиями вывести в лидеры того или иного игрока. Примерно как сейчас в британском парламенте.