На сайте btrain.ru появилось описание игры Stone Age, изданной у нас в стране под названием 100 000 лет до нашей эры. Большая его часть посвящена пересказу правил, а в конце отмечается высокое качество игровых компонентов, а также популярность игры и довольно высокая оценка на BGG.
Я еще не встречал в себе такого желания начать вторую партию после первой, третью после второй, и кажется, моя компания разделяет это мнение.
Игра была разработана Михаэлем Туммельхофером в
2008-ом и, по сути, является ярким примером немецкой школы. Судите сами. Каждый игрок является вождем некого доисторического племени и должен в свой ход заняться тайм-менеджементом своих людей. В первой фазе хода (условно говоря, утренней), игрок распределяет своих человечков-миплов на дневные работы. Во второй фазе (вечер), собирает их и получает результаты дневного труда племени. В третьей фазе вождь обязан позаботиться о племени и накормить условной едой каждого своего трудягу. Каждый мипл должен съесть в конце хода игрока одну единицу еды, и игрок должен постоянно следить, чтобы ему хватало запасов на прокорм племени в конце каждого хода.В начале игры каждый игрок получает по пять человечков из десяти возможных и 12 единиц еды, которой ему хватит на первые два хода, после чего придется задумываться о прокорме. В первой фазе хода игроки выставляют по очереди своих работников в разные зоны игрового поля, отправляя их на дневные работы. За один ход можно поставить одного или нескольких человечков в одну и только в одну зону, после чего право выставления переходит к следующему игроку. И так до тех пор, пока все человечки не будут расставлены. У разных зон есть различные ограничения, о которых будет написано ниже, но главным и незыблемым остается следующее правило: доставлять человечков в зону, где уже стоят работники игрока, нельзя. Рассмотрим зоны дневных работ поподробнее…
Ферма.
Ферма может вместить только одного работника. В конце хода игрок, поставивший своего работника на ферму, начинает каждый свой ход получать на одну единицу пшеницы больше (общее количество единиц пшеницы отмечается на отдельной шкале). При показателе пшеницы равном количеству народа в племени, еды хватает на всех и отправлять работников на охоту, чтобы пополнить запасы съестного, больше не нужно.
Кузнец и орудия труда.
В кузницу тоже вмещается только один работник. В конце хода он создаст орудие труда — квадратный жетон, который игрок возьмет себе и будет использовать раз в ход, чтобы повысить результаты бросков кубиков. Когда у игрока скапливается много орудий труда, он может сильно повысить свои шансы на успех при броске.
Безногий инвалид в любовном гнездышке с подругой.
Бунгало. Сие есть любовное гнездо, куда игрок может поставить двух (и только двух) своих работников, чтобы к вечеру снять их с поля и добавить себе из запаса еще одного человечка. С этого момента, естественно, расход еды увеличивается на единицу.
Охотничьи угодья.
Это единственная зона, где нет никаких ограничений. Здесь может находиться сколько угодно народу скольких угодно игроков одновременно. Во второй фазе хода игрок бросает столько кубиков, сколько работников стоит у него в этой зоне. Стоимость единицы еды — 2, так что выпавшая сумма делится на два, округляется вниз и получается результат — единицы еды, которые игрок тут же берет себе. Игрок может использовать имеющиеся у него орудия труда, чтобы увеличить выпавшую сумму и взять больше еды.
Работнички и результаты труда.
Лес, овраг, карьер и река. Здесь можно с переменным успехом добывать ресурсы. В этих зонах производятся бревна, кирпичи, камень и золото соответственно. В каждой из этих зон не может стоять в сумме более семи работников. При игре втроем в каждой из этих зон не могут стоять представители более чем двух игроков, а при игре вдвоем — и вовсе одного игрока. Таким образом, обеспечивается тактическое «запирание» игрока от того ресурса, который ему нужен. Количество полученных игроком ресурсов рассчитывается так же, как и в охотничьих угодьях, разве что стоимость ресурсов несколько другая: древесина стоит 3, кирпич — 4, камень — 5 и золото — 6 единиц.
Карты хижин.
Это то, что приносит победные очки. В начале игры карты хижин раскладываются в стопки по 7 штук в закрытую. Количество стопок равно количеству игроков. Верхние карты открываются и вот на них-то игроки могут поставить одного работника (одна карта — один работник). В нижней части карты указана стоимость данной хижины (например, 2 кирпича и золото или 4 любых ресурса двух видов), а сверху — количество выигрышных очков, которое получит игрок, выкупивший эту карту на второй фазе хода.
Карты развития.
Эти карты кладутся на игровую доску, как в стек из
4-ех ячеек и стоят соответственно 1, 2, 3 и 4 любых ресурса. В конце хода, если хотя бы одна карта была куплена, остальные карты сдвигаются из дорогих ячеек в более дешевые, а на освободившиеся места докладываются карты из колоды. Эти карты также приносят победные очки, но подсчитываться они будут (в отличие от очков от карт хижин) не сразу, а лишь в конце игры. Эти карты состоят из двух частей. Верхняя часть несет моментальный бонус купившему ее игроку (скажем, два камня или столько золота, сколько сможет купить игрок за результат броска двух костей), а нижняя часть — формулу бонусных победных очков (например, количество работников, умноженное на три или дважды показатель пшеницы). Игра заканчивается, когда пустеет одна из стопок карт хижин или кончается колода карт развития.Ну, что ж, правила очень простые, рассказать абсолютно незнакомому с настолками человеку принципы игры можно за десять минут. Средняя продолжительность партии — примерно час на троих или минут 40 на двоих.
Качество материалов игры достойно издательства «Rio Grande». В коробку не забыли положить некоторое количество специальных пластиковых пакетиков, куда можно разложить многочисленные мелкие элементы (миниатюрные бревнышки, кирпичики, камни и золотые слитки, самих миплов и пр.). В комплект также входит 7 костей D6 и совершенно всех очаровавший стакан для их бросания из толстой светлой кожи. Художник тоже очень постарался — игра выглядит великолепно.
Рейтинг игры на BoardGameGeek составляет 7.79, проголосовало более двух с половиной тысяч человек, что говорит о том, что игра популярна и очень хороша. Все-таки игр с рейтингом более 7.5 совсем немного.
так смысл в еде вообще есть? или можно получать по -10 очков, но использовать незадействованных в добыче еды рабочих в получении гораздо большего, чем +10 кол-ва очков ?!
@Андрей
От поверь, в этой игре смысл есть во всём…….
вчера первый раз с женой вдвоем играли, пробовал пару раз не кормить своих людей, не очень удачно получалось.
а вообще для себя выделил — удачные броски кубиков играют значительную роль в игре. жена бросала гораздо более удачно, при этом расставляла не лучше меня, но выйграла 227-159
@олигарх Леопольд
Если подумать, то тактика «лечебного голодания» эффективна только при большом числе игроков. В игре на двоих она заведомо проигрышна.
Во-первых: второй игрок может быстро и беспрепятственно поднять свой долговременный запас до уровня, когда ему тоже не надо уже никого кормить.
Во-вторых: карточки развития, которые дают очки за каждую единицу долговременного запаса для вас становятся бесполезны и уходят к нему.
Кстати, в русских правилах есть ляп. В разделе про карты развития написано:
«Каждый из игроков собирает свои карты цивилизации в колоду, не открывая их, и кладет в специально отведенное на его карте игрока место. Он не имеет права заглядывать в них.»
На самом деле там написано вот что.
«Каждый игрок собирает свои карты цивилизации в стопку и кладет их в специально отведенное на его карте игрока место лицом вниз. Он может посмотреть их в любое время.»
А по мне, так прекрасная игушка =)
Ну скажите, где ещё встречается такой приём как: два мипла скрываются на один ход в укромном местечке, а на следующий ход вы получаете ещё одного мипла =)))
Очень даже мило =)
у меня есть файлик с BGG, там написано «Each player stacks his acquired civilization cards face down on the designated space on his player board.»
Т.е. ничего про разрешение смотреть нет. Хотя согласна, в русском переводе ограничение на просмотр совершенно идиотское ))
Последняя строчка из немецких правил. В английской версии ее удалили, видимо, посчитали ненужной. В принципе, так оно и есть, но немцы-народ дотошный.
Да, действительно, в немецких правлах указано, что можно в любое время просматривать свои карты цивилизации:
«Jeder Spieler stapelt seine Karten verdeckt auf dem entsprechenden Ablageplatz seines Tableaus. Er kann sie jederzeit ansehen.»
Спасибо за наводку, мы доверились нашему переводу и всегда запрещали игрокам смотреть свои карты — приходилось запоминать. Теперь будем играть правильно =)))
вообще очень нелогичное правило — не хватает еды «-10 очков» — голод как -то совсем не пугает и из-за этого игра теряет атмосферность. Если бы люди погибали от голода — вот это было бы намного реалистичнее…
@Андрей
Сам по началу возмутился, но баланс…
@Андрей
Я вообще считаю, что должны погибать не миплы, и сами игроки: не прокормил племя и все – один, из игры, вылетел. Но иногда приходится мирится…
а почему не пугает? -10 очков — это существенный скачок назад, имхо.
Меня смущало всегда только одно: когда начало игры и у всех по ноль очков. Было искушение не кормить людей, потому что ниже нуля не опустишься. Но мы совместно решили что это чит и запретили специально устраивать голодовку.. А как надо было?
@Qsu
Кто запретил ниже 0 опускаться?
@Ekspressionist
Это на самом деле не голод. А просто народ идёт побираться по соседям. От голода не мрут но лицо теряют. 🙂
Вас же не смущает что у вас люди могут и дерево и золото жрать.
Стратегия с голодовкой очень любопытна. И её замена сильно обедняет игру.
@Qsu
И правда почему вы решили что ниже нуля нельзя опуститься? Очень даже можно.
Граница между специальной и случайной голодовкой довольно расплывчатая, и можно потом долго ругаться, кто виноват: сам игрок или кубики.
Поэтому можно просто ввести хоумрулы, делающие голодовку менее выгодной.
Пример 1: за голодовку давать не -10, а -15.
Пример 2: за голодовку давать -10, но каждое очко ниже нуля удваивается. То есть если было 0 и голодали, то станет -20, если было 10 и голодали, то станет 0.
@Dan
Вообще то есть официальный вариант, который превращает голодовку из стратегии игры в штраф.
За каждого голодающего -4 очка. И всё кранты.
Но это очень сильно сокращает интересность игры. Там же интерес в том что можно применять разные стратегии для победы и ни одна из них не гарантирована.
Убрав голодовку вы выкинете треть игры.
@Oldman
хз ) че то как то у нас это по дефолту было…
@Dan
Ну специальную голодовку определить просто: когда игрок сознательно не ставит людей на охоту, хотя у него еды нет.
игра — бомба, даже не ожида, когда сел играть, а теперь каждый день по 2-3 партии)))
Подскажите, пожалуйста, какой размер у основного поля и полей игрока?