Предлагаю ознакомиться с заметкой Стаса Серебрякова, разработчика Поморов, который делится опытом самостоятельного производства настольной игры. Материал написан для проекта Школа геймдизана Гильдии разработчиков настольных игр. Передаю слово Стасу:
В этой заметке я расскажу о нашем опыте изготовления настольной игры «Поморы». Поскольку в игре используется ряд разнотипных компонентов, а саму игру мы делали далеко в провинции, то, возможно, некоторые моменты будут интересны тем, кто собирается своими силами издать настольную игру.
В изданном виде состав игры включает: коробку, поле, 90 карт, 10 дисков диаметра 2 см и 4 диска диаметра 1,2 см, поле, игральный кубик и буклет с правилами.
Сами мы имеет прямое отношение к полиграфии, у нас небольшая оперативная типография (цветная лазерная печать, ризограф), поэтому некоторое представление об технологических процессах у нас есть. Для полной ясности скажу, что игру делали в условиях острой нехватки средств, поэтому искали наименее затратные варианты изготовления, стараясь при этом сохранить качество.
На первом этапе мы попытались найти производство интересующих нас компонентов в Москве, Подмосковье и СПб. Нам нужно было изготовить не более 1000 игр (1000 – минимальный тираж по более-менее приемлемой цене для изделия, в производстве которого применяется офсетная печать).
Для начала нужно сказать, что компоненты для настольных игр большинство типографий вообще не рассматривают как направление в своей работе (не так уж и много у нас настольных игр производится). Те, кто действительно производят большой объем такой продукции для наших издателей игр вообще не афишируют эту деятельность (как я полагаю, или изначально очень загружены или связаны какими-то непонятными контрактными обязательствами с издателями).
Есть еще производства, которыми напрямую обладает тот или иной издатель (в качестве примера можно привести «Степпаззл»), но разместиться на таком производстве практически невозможно по ряду причин.
У очень многих типографий, не связанных с изданием игр другое ценообразование. Например, изготовление коробок из переплетного картона с кашировкой у многих типографий напрямую ассоциируется с изготовлением различной подарочной вип-продукции для корпораций и банков. Соответственно, цену за них они назначают как для Газпрома. К этому можно прибавить низкое качество и отсутствие автоматизации таких не очень-то востребованных постпечатных процессов.
Найти типографию, которая могла бы сделать нам все бумажные компоненты по приемлемой цене мы не смогли.
Далее расскажу по каждому компоненту игры отдельно.
1. Коробки для настольных игр.
Существуют 2 приемлемых варианта упаковки для больших игр (больше колоды карт):
1) Коробка крышка-дно из переплетного картона с кашировкой (наклеиванием) тонкой мелованной бумаги, на которой напечатано полноцветное изображение, плюс покрытое защитным слоем лака или, реже, ламинированием. Это стандартная хорошая коробка для настольной игры.
Стоимость коробок размеров, близких к «Каркассону» в различных типографиях, у которых цены пониже составила от 50 до 80 руб. за штуку при тираже 1000. Для нас, живущих в провинции, добавилась бы еще доставка до Архангельска. При этом коробку нужно заказывать на основе имеющихся в типографии размеров вырубок для коробок (в другом случае к стоимости коробок добавляется изготовление ножей для вырубки картона нужного размера).
2) Самосборная коробка из микрогофрокартона белого (наклеиванием) тонкой мелованной бумаги, на которой напечатано полноцветное изображение, плюс покрытое защитным слоем лака или, реже, ламинированием.
Это более бюджетный вариант (пример – Бонанза от Игроведа). Стоимость коробки 30х20 см за 1000 шт примерно 40-60 рублей. Как правило для таких коробок больше готовых ножей, т.к. их изготавливается гораздо больше у нас. Типографий, которые занимаются такими коробками тоже на порядок больше.
Что вышло у нас на выходе: мы выбрали совсем уж нестандартный вариант: покупали заготовки для коробок крышка-дно из картона, у которого одна сторона мелованная, а другая – «крафт» — собирали коричневой стороной наружу и затем в собранном виде клеили на них полноцветное изображение с 2 сторон (которое печатали на своем полноцветном аппарате). Это решение не всем пришлось по вкусу, все-таки коробка не особо прочная, но вид нам нравится – он навевает какое-то ощущение старины, вроде коробки дореволюционных папирос «Дедушка, кури!» )).
Самая большая проблема была с приклеиванием. Мы сначала клеили на заготовки в разобранном виде и у нас неизменно получался «вертолет». В конце концов научились клеить на собранные коробки.
2. Печать карт
Вообще, игральная карта, по идее, это просто прямоугольный кусочек картона, на котором напечатано изображение, покрытый лаком и имеющий скругление углов. Если взять карту из настольной игры иностранного производства, то она тоже формально попадает под это описание.
Но на деле это такой, скажем, результат высокотехнологичного производства, и его, наверное, как-то по-другому надо называть.
Во-первых картон, который идет на эти карты, это не стандартный мелованный картон. Т.е. это мелованный двусторонний картон, тоньше обычного и у него другая жесткость, он более пластичный. Из-за этого на нем не возникают заломы, которые очень быстро появляются на картах, сделанных из обычного картона. Плюс он покрыт качественным водно-дисперсионным или даже уф- лаком, у которого хорошая стойкость к истиранию, намоканию и прочему. В результате получается изделие, которое может служить годами.
У российских фирм-поставщиков бумаги, как правило, такого картона нет. Поэтому, за неимением его, печатают просто на мелованном двустороннем картоне. Вообще, изначально у нас была надежда найти в Москве нормальную типографию, которая сделает нам карты как надо. Но по факту оказалось все предлагают достаточно высокие цены на них. Что мы сделали: нашли у нас в городе типографию, у которых хорошая вырубка (они занимаются упаковкой и у них оказался мощный тигельный пресс, плюс из-за конкуренции с местными производителями упаковки у них оказался бросовый ценник на высечку). Поэтому мы заказали в Москве нож для высечки карт и изготовили у них карты, причем не на картоне, на очень плотной мелованной бумаге. Карты у нас в игре маленького формата, поэтому это изменение не оказалось сколько-нибудь критичным. Плюс нет проблем с упомянутыми заломами. Интересно, что карты они высекли идеально.
По поводу удешевления стоимости карт: об этом стоит начать думать уже на стадии разработки игры. Если знаете, где будете печататься, стоит узнать, сколько карт влезает на 1 лист тиража. А если нет, то все равно лучше прикинуть, сколько карт вашего размера вместе с вылетами под обрез влезет на лист А3.
3. Изготовление поля
У нас поле в игре достаточно маленькое, 205х265 р. Не складывается (это значительно упрощает задачу). Самый дешевый вариант: с кашировкой картон 2 мм, обрубленный с 4 сторон – получилось примерно 28-30 р. Если делать поли складывающимся из паззлов, то к стоимости добавляется заказ ножа для вырубки и сама вырубка (в нашем варианте это добавило бы 7-8 руб. к стоимости. Плюс такие поля часто выгибает горбом.
Что сделали мы: стали клеить поле сами. Для этого мы использовали переплетный картон, офсетную тонированную (темную) бумагу, которой обклеивали картонку, затем клеили изображение, которое печатали на своем цветном лазерном принтере для оперативной полиграфии. Переплетный картон 2 мм иногда выгибался в зависимости от температуры и влажности, поэтому перешли на картон 1мм, который повел себя очень хорошо, поля теперь ровные.
4. Деревянные компоненты.
Ну, с этим совсем все плохо. Деревянные компоненты стандартно делаются из твердых пород дерева (стандартно – бук) на современных многосторонних фрезеровальных станках (в их производстве лет 10 назад произошла какая-то там революция) и стало возможным очень выгодно делать даже небольшой тираж изделий произвольной формы). Процесс происходит очень просто – в станок устанавливаются необходимые ножи (некоторые изготавливают именно под данный тираж), и он фрезерует рейку с определенным сечением и затем торцует из нее кусочки необходимой толщины. В России такого профильного производства, как я понимаю, нет. Т.е. сделать могут, но дорого, а если красить, то очень дорого.
Есть вариант сделать в Китае. Там используют несколько вариантов дерева. Самый нормальный вариант – это, как я сказал, бук. Есть несколько подешевле, из разновидности какой-то местной акации, она тоже достаточно твердая. Некоторые производства предлагают очень бюджетный вариант – компоненты из сосны. Она, понятно, мягкая, но если делать не очень мелкие компоненты без каких-то мелких деталей, то тоже можно попробовать. Как их оттуда можно получить: нужно искать тех, кто что-нибудь закупает постоянно для продажи, чтобы привезли вместе со своим добром. Все остальные варианты умножают стоимость самих фишек раза в два-три.
Что сделали мы: нашли в Псковской области производство заглушек и пробок для дерева (это такие мелкие изделия, которые используются в производстве дорогой мебели и прочего). Закупили пробки из сосны диаметром 2 см и толщиной 0,8 см из сосны.
Поскольку станок современный, то вытачивает на большой скорости и торец диска очень шлифованный. Покрасить их нам не получилось и мы взяли матовую пленку для наружной рекламы Оракал, вырезали на плоттере кружки и поклеили сверху и снизу. Получилось очень интересно, старинный какой-то вид. Правда, такими фишками лучше комплектовать игру не про рыбную ловлю, а варгейм про Суворова.
5. Кубики.
Мы стали искать пластиковые кубики у нас в России. Сначала купили на artotoys.ru, но получалось очень дорого. Сейчас покупаем просто через совместную покупку на Сималенд, получается где-то 1,9 руб. за кубик среднего такого качества.
Какой из всего этого вывод?
Если говорить о печати «большой» настольной игры в России, особенно, если вы сами живете в провинции, то это очень большой вопрос. Остается вдохновляться примерами каких-нибудь чудаковатых полулюбительских западных издательств типа Victory Point Games и что-нибудь воротить в том же духе.
По сути, получился эдакий «промышленный пнп», с огромным объёмом допиливаемых заказчиком вручную компонентов.
Я уже заказал себе игрушку, как поиграю, отпишусь в блице. Видел на настолкэмпах, выглядит заманчиво.
@Red_front
Раскрою секрет — так производятся почти все отечественные игры, да и в Китае. Не людо фактори единой.
И это у людей крутящихся в правильной отрасли…
@ZoRDoK
Оч спорно во многом. Арт, тематика, базовые элементы — вери гуд.
Остальное требует работы как это было сделано с Эволюцией.
Да уж. Если переложить это «допиливание» на «промышленность», то видимо себестоимость игры можно умножить на два.
Но есть ведь куча китайских фабрик, которые штампуют игры. Может, у них дешевле получится? Искать здесь: https://boardgamegeek.com/thread/933849/
Большое спасибо Стасу за статью и вам за перепост!
В этой статье очень уж не хватает фотографий.
Отличная статья! Думаю нам она поможет, в разработке есть 2 игры, а сами занимаемся тоже оперативной полиграфией, правда в Подмосковье, здесь и к мск ближе и коллег больше с поставщиками бумаги и прочих вещей. Коробки действительно сложно изготовить, плюс конечно сами карты, лучше всего под УФ-лак печатать плотную меловку, причем лучше бумагу брать западных заводов, у них наработок больше. Тоже проблема с полем, в одной игре у нас оно довольно большое (галактика практически…). Не хватает фоток. Если не сложно — добавьте. Спасибо!
очень полезная статья!
@Chance
Добрый день! Планирую создание игры, тоже в Подмосковье, хотел бы с вами пообщаться, напишите свои контакты! Спасибо
[email protected]