«Ордонанс» против «Затерянных городов»

 

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор, в котором сравниваются игры Затерянные города и Ордонанс. Михаил пишет, что это в чём-то схожие игры, которые предъявляют к игрокам разные требования: в Ордонансе нужен расчёт, а в Затерянных городах — хитрость. 

Давненько что-то не выходило у меня сравнительных обзоров… и, как нередко бывает в таких случаях, тема однажды возникла сама собой. Каким образом — об этом в конце, а пока что прошу приветствовать: «Ордонанс» с одной стороны и «Затерянные города» с другой. Да-да, сегодня будет сравниваться игра отечественная против игры зарубежной — да не какой-нибудь зарубежной, а детища монстра игростроения доктора Райнера Книзья. И на всякий случай напоминаю: про «Затерянные города» у меня естьотдельный и подробный обзор.

Игры действительно многим похоже — очень многим, хотя при этом и совсем разные; такой вот парадокс. Сходство начинается уже непосредственно с сеттинга: обе изначально являются дуэльными, то есть по идее рассчитаны на двух соперников, хотя впоследствии были снабжены расширениями правил, позволяющими играть более чем вдвоём.

Обе игры полуабстрактны. Напомню, под этим термином я подразумеваю ситуацию, когда определённый сюжет заявлен, но практически он почти ничего не значит, и игра может быть «переиначена» под другую легенду с лёгкостью неимоверной. В «Ордонансе» (далее просто “О”) речь идёт о сборе армий крестоносцев, а в «Городах» (далее “ЗГ”) о рискованных экспедициях отважных путешественников, но…

Замените отрядные значки на изображения уличной еды — мороженое, шаурма, шашлык, беляш, гамбургер, — и вместо “О” вы получите игру о магнатах фастфуда, соперничающих за аудиторию жрецов (от слова «жрать») в крупнейших российских городах. 🙂 Даже новые иллюстрации рисовать не надо, достаточно сходить в библиотеку и поднять подшивку журнала «Крокодил» за 1980-е годы, там чуть не в каждом номере критиковали советский общепит с соответствующими карикатурами. 🙂

Точно так же я с лёгкостью трансформирую вам “ЗГ” в игру про нефтяных олигархов, бурящих свои скважины в пяти российских регионах. Карты пари можно заменить картами распальцовок. Иллюстрации вообще примитивные можно сделать: на «земляном» фоне вертикальная стальная труба, идущая через чёрные пласты нефти — чем больше число на карте, тем тоньше труба и тем больше нефтяных пластов. Ну, а на коробку можно тиснуть кадр из первой половины фильма «Армагеддон». С Брюсом Уиллисом в роли нефтяника, ага. 🙂

«Ордонанс» — карта

В предыдущем абзаце, кстати, я обыграл особенность оформления «ЗГ»: карты там образуют последовательность не только по порядку номеров. Выложив их по этим номерам одну на другую со смещением, можно получить составное изображение этакой цепочкой. А вот в «О» такой особенности нет, зато иллюстрации на картах рисовал не кто-нибудь, а сам Гюстав Дорé. То есть он их, конечно, рисовал для трактата об истории крестовых походов, а здесь они удачно пришлись в тему… или это, наоборот, создатели игры привязали её к понравившимся иллюстрациям? Последний вариант тоже не исключён.

Забавное сходство обеих игр заключается ещё и в том, что обе они имеют (в том или ином виде) игровое поле, и в обоих случаях это поле не нужно. 🙂 Ну, во всяком случае, если играть вдвоём:

«Ордонанс»«Затерянные города»

В “О” на двоих поле представляет собой линейку, просто выравнивающую пять игровых локаций с двух сторон. В принципе эти пять локаций можно обозначить чем угодно: монетками, спичками, камешками, кубиками-дайсами… Вот если игроков больше двух — тогда конечно. Тогда нужно чётко видеть, где у кого локация с каким номером (и что он в неё положил). Но и здесь можно обойтись дайсами: берём их по пять штук на игрока, кладём у каждого гранями от “1” до “5” вверх, вот вам и локации. Тогда колода карт и победные жетоны очень компактно уместятся в стандартный декбокс.

В “ЗГ” поле помогает игрокам не запутаться с цветами (чтобы с двух сторон всё соответствовало друг другу) и заодно служит местом организованного хранения сброшенных карт. Можно просто вырезать из цветного картона пять прямоугольников в размер карты — жёлтый, синий, белый, зелёный, красный — добавить их к колоде, и игра опять-таки станет заметно компактнее в хранении и переноске.

Итак, в обоих случаях игроки выкладывают карты в пять локаций, соперничая между собой. А вот тут уже начинаются различия в игровой механике!

Во-первых, отличаются задачи выкладки. В “ЗГ” задачей является выложить суммарно как можно больше очков; в “О” — как можно более сильную комбинацию. Комбинации чем-то похожи на покерные: чем больше символов в одном столбце, тем сильнее, и чем правее этот столбец — тем тоже сильнее; учитывается то и другое.

Во-вторых, сильно отличается характер соперничества за локации. В “ЗГ” любую из карт можно сыграть в свой цвет и только в него. Повторяющихся карт (за исключением карт пари) нету. Каждая локация приносит (или отнимает) очки, причём это влияет только на итоговый счёт. Нет такого понятия, как «победа в локации» — каждый может получить с неё очки. С другой стороны, в “О” много повторяющихся карт, и каждая может быть сыграна в любую локацию. Победу приносит именно число «завоёванных» локаций, и каждое такое завоевание эксклюзивно.

В-третьих, наличие сброса. В “ЗГ” он присутствует (и это ради него введено игровое поле), в “О” нет. То есть, в “ЗГ” можно убрать из руки ненужную карту (и потом, если повезёт, заполучить её назад, буде она вдруг-таки окажется нужной!), а вот в “О” придётся класть её в одну из локаций — возможно, испортив какую-то задумку. А возможно, и наоборот.

Потому что из трёх названных различий игровых механик вытекает отличие в тактике! Основа тактики в “ЗГ” заключается как раз в грамотной работе со сбросом. За его счёт можно сделать многое: потянуть конец партии или в середине попридержать темп (вынудив соперника начать экспедицию со сравнительно старших карт), затеять ранее бесперспективную экспедицию, воспользовавшись чужим дискардом… да мало ли чего. Даже психологически повлиять на противника можно, запоздало сбросив карту, которая очччень бы ему помогла парой ходов раньше. 🙂 А вот в “О” тактика совсем другая: здесь надлежит, грамотно и взвешенно оценивая ситуацию, определить для себя одну-две заведомо невыигрышные локации, и играть в них ненужные карты — да по возможности ещё и так, чтобы противник не сумел распознать этот замысел.

А отсюда — громадная разница в игровой психологии. Если определять её одним словом, то для “ЗГ” надобно будет сказать слово «хитрость», а для “О” слово «расчёт». 🙂 А это разные вещи, ой как разные! И если честно, то лично мне гораздо ближе хитрость… 😉

Ну и наконец, — а что же дальше? В смысле расширяемости игр. В случае с “ЗГ” — практически ничего. Можно разве что приобрести вторую коробку и разложить вариант на четверых. В случае с “О” расширяемость присутствует. Там, конечно, тоже можно играть двойным комплектом более чем вдвоём, но есть и самостоятельное дополнение под названием «Королевства крестоносцев». Оно включает в себя карты приказов (позволяют двигать отряды), карты королевств (модифицируют свойства локаций) и новые карты отрядов (с двумя рядами значков). А есть игровые коробки, которые сразу включают расширенные наборы карт (образец см. в «шапке» этого обзора). И есть ещё «бустеры», включающие несколько случайных карт дополнения — дескать, чего хотите, того и добавляйте. Дурацкая идея на мой взгляд, это всё ж таки ни разу не ККИ…

И ещё остаётся странное послевкусие: на мой взгляд, из этих двух игр имя Райнера Книзья гораздо лучше подходит к много более математичному «Ордонансу». 🙂 Который — именно из-за своей математичности! — нравится мне меньше «Затерянных городов». Ну… хотите математичности от д-ра Р.К. — посмотрите в сторону «BattleLine». 🙂 Который, в общем-то, похож на «Ордонанс» гораздо больше «Городов».

Да, и я обещал рассказать, почему в сравнение напросились именно эти две игры (мягко говоря, отнюдь не новые). Тут всё просто: идея проистекла из разговора о лицензируемости игрового арта и нелицензируемости игровых механик. В порядке хохмы родилась идея вышеописанной локализации «Ордонанса», потом мой собеседник заметил: «хм, пять столбцов карт напротив, похоже кстати на “Затерянные города”…» Локализовали заодно и их тож… ну, а там мысль о сравнении засела в голове, и вот она реализовалась.

Интересно, однако, а не надумает ли кто-нибудь из отечественных игроделов реализовать нечто подобное всерьёз?… 😉

Lost Cities, Обзоры, Ордонанс



Похожие записи
  • Впечатления от «Mag-Blast» и «Hollywood!»
  • Впечатления от «Blue Moon City», «Coloretto», «Notre Dame» и «Zombie Plague»
  • Впечатления от «Cold War: CIA vs. KGB» и «Descent»
  • Несколько слов о «Lord of the Fries»
  • Советская настольная игра «Конверсия»
    1. teferi
      18 Окт 2010 из 11:56 | #1

      Надо бы добраться до городов — за такую цену игрушка обещает быть очень интересной. Вообще все еще не купил ее потому что в голове крепко засело убеждение что Звезда делает(локализует) только странные _детские_ игры, которое(убеждение) отечественная игровая общественность активно подтачивает. Вспомнить стоит хотя бы Терминатора и Мушкетеров с весьма хвалебными отзывами. А последней каплей, подточившей булыжник сомнений стал Робин Гуд, который превзошел ожидания и оказался отличной игрушкой.


    2. татьяна
      18 Окт 2010 из 12:54 | #2

      от лица «Звезды» хочу поблагодарить автора за столь детально написанный обзор.

      Далее.

      Не в защиту «Звезды» — а в качестве информации к размышлению — мы не стоим на месте и игры, выпущенные нами 7 лет назад и последние новинки-это безусловно два разных продукта: и с точки зрения дизайна, и полиграфии, и игровой механики.

      Сейчас мы делаем игры и для детской аудитории, и локализуем серьезные игры для игроков, и разрабатываем новые лицензионные брэндированные игры.

      В прошлом году мы представили в Эссене 3 свои игры, в течение года они успешено продавались уже во многих Западных странах, в этом году у нас уже самостоятельный стенд в Эссене и еще три новинки для мирового рынка. Мы заняли лидирующее место российского рынка по сборным моделям (75% — кстати сказать, ушло на это 20 лет) и не планируем уходить с рынка настольных игр — будем развивать это направление, стремимся создавать качественные игры на разную аудиторию, на разные возраста, на разный кошелек, в конце концов.Нам важно мнение игроков -мы прислушиваемся к критике и учитываем ее при каждом следующем проекте.

      Еще раз спасибо автору за объективность!


    3. ZoRDoK
      18 Окт 2010 из 13:14 | #3

      Затерянные города были отличной игрушкой (и отличной локализованы) и два года назад, и сейчас. А Ордонанс как был ***м так им и остался, даже с новой супертвёрдой коробкой.


      У меня жена не любит считать, поэтому Города не достаём, но вообще — для двоих это супер соревновательная игрушка с безумно малым временем партии.


    4. White
      18 Окт 2010 из 13:33 | #4


      Сходство начинается уже непосредственно с сеттинга: обе изначально являются дуэльными, то есть по идее рассчитаны на двух соперников, хотя впоследствии были снабжены расширениями правил, позволяющими играть более чем вдвоём.


      немного неверное утверждение, Ордонанс в принципе не планировался дуэльной игрой, основной формат это игра на четверых человек, то что для распространения был избран набор для двоих, обусловлено экономическими причинами. Наборы получились в два раза дешевле, при этом игроки получили вариативность, хотите играть в двоём, покупаете один набор, хотите играть в четвером — два, в шестером — три и т.д.


    5. эль
      18 Окт 2010 из 22:55 | #5

      гм стоит где-нить дорваться до городов.

      хотя бы ради того чтобы сравнить на собственной шкурке

      ибо для меня ордонанс остается одной из лучших игр именно из-за своей строгости и математичности

      а бустеры и дополнения в нем токмо ради баловства и разнообразия.


    1. Трекбеков пока нет.