Не так давно я познакомился с игрой «Орлеан». Это евростратегия про развитие средневекового города. Оригинально, не правда ли? Знаете, ведь, как это бывает в евро. Ты получаешь какие-то ресурсы, что-то с ними делаешь, а потом обмениваешь на победные очки. Поначалу мне казалось, что в «Орлеане» нет ничего подобного. Как оказалось, всё-таки есть. Просто ресурсы тут очень хорошо замаскированы, и на первый взгляд не опознаются в качестве таковых. Ах, да, и ещё игра похожа на «Доминион». И даже на «Звёздные империи»! Заинтригованы?! 🙂
Если в двух словах, «Орлеан» – это игра про развитие одной из городских семей, основанная на механике колодостроения. Только без карт. В их роли выступают разноцветные жетончики рабочих, которых мы тянем из мешка каждый ход. Кажется, ничего нового, ведь механика bag-building, «мешочкостроения» уже не новость? Всё верно. Но с единственной поправкой, в «Орлеане» нет такого понятия как «колода» и «сброс». Каждый ход все ваши рабочие отправляются в мешочек, и вы тянете оттуда положенное количество жетонов. Знаете, что это означает на практике? То же самое, как когда вы замешиваете всю колоду в «Звёздных империях» и набираете карты в руку – каждый раз вы делаете лучший из возможных ходов. В общем-то, если коротко, в этом вся игра и есть. В начале хода вы достаёте из мешочка жетоны, потом выполняете с их помощью различные действия. Затем сметаете использованных рабочих в назад мешочек. И достаёте снова. И так – 18 раз. Ровно столько ходов длится партия в «Орлеан».
Ну а теперь поговорим подробнее о том, что в игре происходит. Как это обычно и бывает в евро, все игроки борются за победные очки. И, по правилам хорошего евро-тона, эти очки добываются из различных источников. Но какой вы вариант вы не выбрали, принцип один и тот же – нужно выполнить необходимое действие своими рабочими.
Как же выполняются действия? Да очень просто. У каждого игрока есть персональный планшет, где обозначены несколько возможных действий. Логика такая: в нижней части указано какие работники необходимы, чтобы выполнить действие. В верхней – его эффект. Разнообразие действий невелико: можно добывать новых рабочих (их, к слову, в игре 5 видов плюс монах-джокер), можно добывать очки, можно двигать фишку свою торговца по общему игровому полю. Важно, что для выполнения действия нужен полный набор подходящих работников. Если у вас, скажем, четыре человека, а для действия потребовались только трое, неиспользованный рабочий никуда не пропадает и остаётся в вашем распоряжении на следующий ход. И ещё по ходу партии можно будет «расширять» свой планшет и получить доступ к другим действиям.
Итак, основная идея понятна. Тянем из мешка рабочих, выставляем их на личное поле, можем добывать новых рабочих, таким образом «качая колоду». А как добывать очки? Тут надо сделать небольшое отступление. Обычно в евроиграх по периметру поля есть счётчик очков на котором отмечаются достижения игроков. Иногда он не отражает актуальную информацию, потому что частично очки начисляются только в финале (как, например, за выполненные задания в Ticket to Ride). А иногда очки подсчитываются только в самом-самом конце, и по ходу партии можно понять кто вырывается вперёд, а кто отстаёт, только полагаясь на личные ощущения. Вот «Орлеан» ближе к последнему варианту.
Тут есть счётчик очков, но важно понимать, что помимо него есть ещё и «скрытые» очки. Дело в том, что успехи игроков тут вознаграждаются по-разному и в разных сферах. И источников очков несколько. Первый, и более-менее очевидный – это прокачка учёных, двигающая вас по счётчику очков на поле. Тут всё более-менее понятно. Ты строишь учёного и получаешь очки. Фишка двигается по счётчику, прогресс виден всем. Правда, есть подвох. На счётчике отображаются не сами очки, а лишь ваш прогресс, который учитывается при оценке других достижений (о них см. далее).
Второй вариант – это строительство домиков на игровом поле. Тут уже выгода не очевидна. В отличие от случая с учёными «домики» приносят очки только в конце партии. Причём, ценность каждого домика в очках зависит от того, как сильно вы «прокачали» счётчик учёных.
Третий источник – это так называемые «достижения». На общем игровом поле есть более десятка позиций, за которые игроки получают специальные фишки достижений. Устроены они по одному и тому же принципу: сделай первым то-то и то-то. Например, первым прокачай учёных до определённого уровня. Первым «отправь на заклание» таких-то рабочих. Построй больше всех домиков. Ценность достижений, как и домиков, зависит от прокачки учёных.
Наконец, в игре есть ещё монеты. Может показаться, что это обычная валюта, деньги, на которые нужно что-то покупать. Но это не так. Да, иногда монеты нужно платить, но в целом это просто очки, которые лежат кучкой перед тобой. Заработать их можно с помощью продвинутых зданий, расширяя личный планшет, в результате некоторых случайных событий и при получении одного из видов работников (купцов). И есть ещё пятая позиция – товары. Их можно добывать, двигая свою фишку по полю и качая «крестьян».
Подобное разнообразия способствует вариабельности и даёт игрокам простор для стратегий. Скажем, кто-то нацелится на достижения, кто-то пойдёт строить домики по полю, а кто-то примется зарабатывать монеты. При этом вполне возможна конкуренция (хотя и в привычно-опосредованном для евроигр стиле). Планшент-то у каждого игрока свой, но вот новые работники, например, берутся из общего ограниченного запаса. И, поэтому, если кто-то усиленно качает, скажем, рыцарей (они увеличивают «лимит руки», т.е. позволяют каждый ход тянуть из мешка больше рабочих), кому-то их может банально не хватить. Точно также, если кто-то активно строит домики на общем поле, кто-то может и не успеть этого сделать, потому как в каждой локации может быть только одна постройки. Зазевался немного, а уже везде всё занято! С теми же монетами, для заработка могут позаботиться новые здания, а их число ограниченно, причём все в одном экземпляре. Ну и достижения тоже причитаются только одному игроку, тому, кто выполнил необходимое условие первым.
Вот, в общем-то, и всё об игре. Тянем из мешочка рабочих, расставляем их на своём планшете, выполняем действия. В результате получаем новых рабочих, можем двигать фишку по общему полю, собирая приносящие очки товары, и строя ею домики, зарабатываем городские достижения и возводим новые строения рядом с персональным планшетом, открывающие доступ к продвинутым действиям. В игре есть ещё несколько нюансов, например, можно создавать орудия труда, упрощающие выполнение отдельных действий, плюс каждый ход разыгрывается какое-то событие, есть стартовые рабочие, которых нельзя потерять, но всё это – уже частности.
Приступая к знакомству с «Орлеаном», я отметил, что у игры в активе немало наград и номинаций. Так что, это какая-то сногсшибательная «оскароноская» настолка? Я бы сказал, что перед нами хорошее, крепко сбитое евро. Игра нормальная, я вижу в ней положительные и отрицательные моменты. Хотя, первых, безусловно, больше.
Для начала пробежимся по минусам. Первое – это длительная подготовка. Перед началом игры нужно разложить на поле много-много мелких картонных жетончиков. Нужно выложить на положенные места жетоны рабочих, отдельно кучками каждого вида (и желательно, чтобы они не рассыпались). Ещё на общем поле нужно разложить жетончики товаров. В целом это не очень долго, пожалуй, в пределах 5 минут. Но просто из-за того, что жетончиков много, и они очень мелкие, это ощущается несколько утомительным.
Ещё нюанс – в игре изначально непонятно за что даются очки. Я бы рекомендовал для новичков в самой первой партии после 6-го хода сделать паузу и провести демонстрационный подсчёт очков. В этот момент все увидят кто за что и сколько заработал, сразу осознают какие действия в игре приносят очки, а какие – нет и будут играть так, как нужно.
Наконец, большой минус лично для меня – это здания с дополнительными действиями. Их в игре штук 20, и практически все они доступны для строительства с самого начала. Не люблю, когда игра вываливает на тебя такой богатый выбор, мол, строй, что хочешь. Для новичка это всегда непонятно, потому как вариантов слишком много, а оценить какой из них ценен, а какой – нет, сложно. Понятно, с опытом будут наработаны какие-то дебюты, но лично я за большое разнообразие зданий ставлю жирный минус.
Теперь переходим к плюсам. Самый большой – игра динамичная. В основном все действия тут происходят одновременно. Все тянут руки в мешок, все достают рабочих, все раскладывают их по своим планшетам. И только когда речь идёт о выполнении действий, тут всё должно быть по очереди. Потому что важно кто первым двинет фишку по общему полю. Кто заберёт последнего рабочего. Кто первым сделает что-то, за что полагается достижение.
Залог динамики – простая механика. Когда смотришь на «Орлеан», может показаться, что игра перегружена компонентами, а поле – информацией. На деле это не так. Тут всё очень строго, лаконично и органично. Достаточно один раз показать человеку как делаются ходы, и всё, он уже может играть. И, правда, чего тут сложного-то? Тяни из мешка цветные жетоны и пробуй разложить их по комбинациям. И за динамичностью следует ещё один плюс – игра ограничена по времени. 18 ходов – это достаточно быстро. Раз, раз, и уже треть партии за плечами. Ещё чуть-чуть поиграли, и вот уже финал маячит.
Но простота и быстрота в данном случае не скатываются в примитивность. Из-за различных способов добычи победных очков и возможности конкурировать друг с другом, от игроков требуется работать головой. Думать, как развиваться и что нужно для этого делать. Скажем, кто-то может качать один вид работников, идти на достижения или на сбор товаров на поле. Кто-то может строить ремесленников с орудиями труда, снижая свою потребность в новых жетонах. А кто-то будет раскачивать рыцарей, чтобы каждый ход тянуть из мешка как можно больше людей.
Ещё большой плюс игры – правильно выверенная длительность партии. Игра длится строго 18 ходов, и это ровно столько, сколько нужно. К этому времени игроки успевают достаточно раскачать экономический движок, но ещё не оказываются погребены под огромным количеством рабочих и ресурсов. Вышел на крейсерскую скорость, поиграл немного, и хватит. Очень правильное решение.
Вот такая игрушка «Орлеан». Хорошее современное евро с достаточно оригинальной механикой, низким порогом вхождения и разными путями к победе, из-за которых её смело можно называть стратегией.
На этих выходных играли в Орлеан в 5.Партия ушла к 4 часам с учетом праил. Не очень понравилось,всё таки немного кажется перегруженной из-за возможности выбора.
Также,тут ты тоже прав, не осознаешь за что получаешь очки,если с треком ученых и домиками понятно,то с остальными сложно,не понятно куда податься…
Из- за того что играл первый раз мне казалось,что я делаю какую то чушь,а по итогу третье место и 151 очко,при том не понравилось,что такой большой разброс по очкам,если лидер получил 180,то отстающий 115. После этого играли в «Столпы»,там мы шли нос к носу…
@Stanislavsky
Впятером? Там же 4 набора фишек. Да и как там до 4 часов всё затянуть можно???
@hk
Есть расширение на 5-го игрока. У нас например есть и расширение, плюс пак с деревянными миплами, вместо картонных и 5 минидопа. Сейчас Заказал еще второй доп. 🙂 Игра довольно интересная.