Добро пожаловать в мир настольных игр

Осенний Игрокон 2015. День второй

151116_igrokon_04
C Михаилом Акуловым (слева) и Павлом Шмелёвым (справа)

Второй день осеннего Игрокона как и первый начался с опоздания. Желание попасть на завтрак вновь оказалось сильнее желания попасть к открытию выставки, так что немного минут на 10, мы-таки опоздали и зашли в павильон в Сокольниках где-то в начале двенадцатого. Внутри оказалось достаточно просторно, на глаз по пятибалльной шкале один балл.

На 12.00 у меня было запланировано участие в турнире по Звездным империям, а до этого было время. Сначала я хотел попробовать Соображарий, но разминулся с Колей Пегасовым и после потерял его из виду. Поэтому отправился в следующую точку — смотреть игрушку про самолёты под названием Clear for Takeoff, представленную в секции Лиги партизанских издателей. Игрушка оказалась неожиданно хорошей, такое приятное евро про работу наземных авиадиспетчеров, чья задача — выводить на взлёт самолёты. 

151116_igrokon_23
Clear for Takeoff. Начало партии.

Особого упоминания заслуживает разработчика, игру придумал Хаген Темерязев, по профессии — командир экипажа Airbus 320. Clear for Takeoff выводили на Кикстартер, но средств на издание не добрали, при планке в $25 тыс. удалось привлечь только $15 тысяч. Это само по себе неплохой результат, но есть новость получше, в 2016 году эта игра точно будет издана на средства разработчика. Запомните это название, Clear for Takeoff, игрушка действительно хорошая, я про неё отдельно подробный обзор ещё обязательно напишу.


Мы с Галей, Хаген Тимирязев с невестой Ксенией, Максим Гнеушев

Мы так сильно хотели доиграть партию, что чуть не опоздали на турнир. К счастью, он стартовал с небольшой задержкой, так что все сложилось как нельзя лучше. Система была такая, играют 4 отборочных тура, те, кто хотя бы трижды выиграют, проходят в финал. Затем начинаются партии навылет, пока не определится победитель. Турнир дуэльный, все играют в формате 1х1.

151116_igrokon_34
Начинаем турнир по Звёздным империям

Начинаем первую партию. Мне выпадает ходить первым. Тяну три карты, 2 атаки и 1 монета. К счастью, попадается дешёвый красный корабль. Беру его. Затем поднимаю 5 монет, приобретаю две жёлтые карты, корабль «1 атака, возьмите карту» и корабль «4 атаки, противник сбрасывает карту». Следующим ходом на 4 монеты беру «Иглу». Собственно, костяк колоды сформирован. В дальнейшем так и играю жёлто-красными картами. Чищу руку, заставляю противника сбрасывать карты, уверенно дожимаю его и заканчиваю партию со счётом 40-0. После первой партии выясняю, что не удалось одержать победу Юшину и Максиму Гнеушеву (вообще, проиграл какой-то девчонке!). Ещё двое «наших», Анастасия Зорина и Юлианна Шевцова выиграли у своих соперников.


Итоги первого отборочного тура

Начинаем вторую партию. Снова хожу первым. Снова 2 атаки и 1 монета в первой руке. И снова я покупаю дешёвую красную карту. Партия развивается примерно также, только чуть более медленно. Я набираю в руку красные карты, зелёные карты, а потом немного синих. Противник поначалу уходит в атаку, уменьшает мои хиты где-то до половины, но потом у меня раскручивается колода. Я начинаю восстанавливать то по 8, то по 12 жизней в ход и при этом планомерно заношу от 5 до 10 повреждений. Маятник, который поначалу качнулся было в противоположную сторону, потихоньку возвращается на мою. Победа, 42-0. Юшин свою вторую партию снова проиграл, чем лишил себя шансов на финал. Чтобы выйти туда надо минимум 3 победы из 4 отборочных игр. А 2 поражения – это уже не вариант. Юлианна, кажется, тоже проиграла. Настя – прошла.


Итоги второго отборочного тура

Начинаем третий тур. Мне выпадает играть с Анастасией Зориной. Вот так вот, мало мы в Самаре друг против друга воевали, так ещё на турнире сошлись. У неё 2 победы, у меня тоже. Тот, кто выигрывает, гарантированно выходит в финал. Настя ходит первой. Вот, ход этой партии я помню плохо. Кажется у меня было немало баз, которыми я всё время закрывался, и больше ничего итз подробностей в памяти не всплывает. По сравнению с двумя предыдущими оппонентами Настя оказалась более сильным соперником, но и её я одолел, 22-0.


Итоги третьего отборочного тура

Благодаря трём победам в активе я автоматически вышел в финал, из-за чего мне разрешили не играть четвёртый отборочный тур. До финальных партий в запасе было примерно 40 минут, которые я посвятил Александру Ушану и его новым разработкам: дуэльной игре о фехтовании, карточная игра про мафиози (не Мафия!) и ещё один проект, подробности о котором меня просили пока не разглашать.

Игра о фехтовании – это наш ответ En Garde!, простенькой карточной игрушке от Райнера Книциа. Я эту En Garde! лет 8 назад изготавливал из подручных материалов. Там делов, крошечное поле напечатать, стащить из обычной колоды несколько карт, да взять пару фишек. Помнится, было достаточно увлекательно. По полю движутся две фишки фехтовальщиков, можно атаковать друг друга, можно блокировать удары, можно контратаковать. Всё очень просто, но увлекательно, да ещё и с виду очень похоже на фехтование.

По мнению же Александра Ушана, который, на минуточку, кандидат в мастера спорта по фехтованию, En Garde! не в достаточной степени передаёт дух этого вида спорта. Отсюда родился альтернативный вариант, нечто похожее на En Garde!, только на кубиках. Тут тоже есть поле, по которому движутся фехтовальщики, только в отличие от En Garde! они отображаются одной фишкой, как бы всё время вместе. Действия тут совершаются кубиками. У каждого игрока может быть несколько кубиков, каждый ход нужно либо бросить все свои кубики, чтобы пойти в атаку (при этом 1 кубик теряется), либо взять 1 новый кубик.

Как мне показалось, игровой процесс остался примерно тем же, что в En Garde!: игроки «танцуют» на поле, перемещаясь от одного его края к другому. Осталась возможность выиграть раунд неожиданной атакой, плюс из-за возможности добирать кубики до самого конца сохраняетс интрига, всегда можно изловчиться и «как бы из последних сил» переломить ситуацию в свою пользу.

151116_igrokon_27
Мафиозная игра Александра Ушана, рука игрока

Карточная мафиозная игра – это очень простая настолка, где нужно собрать набор карт с цифрами от 1 до 6. В начале игрокам раздаётся по 3 карты, каждый ход надо сыграть карту на стол и набрать карту. Если ты играешь цифру, которой у тебя ещё нет, она остаётся на столе. Если такая цифра у тебя уже есть, карта уходит в сброс. Чем меньше цифра – тем меньше таких карт в колоде. Поэтому «шестёрку» заполучить значительно легче, чем единицу.

Ну и ещё есть карты без цифр, они позволяют делать всякие манипуляции: воровать карты у соперников, меняться картами и т.п. Мне эта игра не очень понравилась, тут почти как «Пьяница», что в руку пришло, то и играешь. Основное – удача. Наверное её нужно как-то допилить, чтобы было больше различных свойств и появилась возможность планировать что-то хотя бы на ход вперёд.

151116_igrokon_28
Мафиозная игра Александра Ушана, стол игрока

А потом я вернулся за стол со Звёздными империями. Мне выпало играть с мальчиком, который до этого вынес Юшина во втором отборочном туре. Разложились, мне выпало ходить первым. И в третий раз мне вышли 2 атаки и 1 монета. Только на столе на эти деньги купить ничего было нельзя, что мне было очень обидно, т.к. противнику осталась зелёная карта ценой 2, приносящая 3 монеты. Он получил её в первом же ходу, и как только она пришла ему в руку, взял Техномир за 7 монет (наберите 1 карту и сбросьте в утиль 1 карту с руки). Я было огорчился, но тут поднял 5 монет и купил синий корабль (4 атаки, 4 лечение, доп. свойство: возьмите 1 карту). Но противнику взамен вскрылась перерабатывающая станция (сбросьте до 2 карт с руки и столько же наберите).

Это был конец. С двумя такими базами в самом начале справиться было очень тяжело. Я пытался что-то сделать, но просто не имел столько же денег, сколько было у соперника. Покупал что-то и видел как во вражескую колоду поступают всё более и более ценные карты. В общем, поражение, 33-0. Наверное, где-то я в чём-то допустил ошибку, хотя очень хочется списать всё на неудачную первую руку. Было бы у меня 2 монеты вместо одной, зелёная карта (+3 монеты) пришла бы мне, и всё могло бы сложиться совсем по-другому…


Итоги первой финальной игры "на вылет"

Юлианна тоже проиграла. Из наших дольше всего продержалась Настя Зорина, у которой сложилась напряжённейшая партия. Шли примерно на равных, оба снизили друг другу хиты примерно до десятки, а потом просто кому первому в руку достаточное количество атаки пришло, тот и победил. И это оказалась не Настя.

Вылетев из турнира, я отправился на стенд Звезды, где пообщался с Димой Павловым. Посмотрел на игру в слова на кубиках, пообсуждали «Мушкетёров», так, поговорили про всякое, а потом я научил Дмитрия играть в Звёздные империи. С его слов это тот же Ascension, только в формате «Друг против друга». Понравилось.

151116_igrokon_30
Слово за слово, игра в слова с кубиками от Звезды

Вечером нам надо было в аэропорт, поэтому второй день Игрокона получился сокращённым. Окинув последний раз павильон взглядом, мы собрали вещи и ушли. На часах было всего половина шестого вечера, можно было ещё свободно два с половиной часа посвятить играм, но этого времени у нас уже не было. Мы поужинали, добрались до аэропорта, благополучно погрузились в самолёт и прямо во время взлёта разыграли партию в Тайное послание.

151116_igrokon_32
Играем в Тайное послание в полёте

Это были прекрасные два дня. Жаль, что они так быстро пролетели. Спасибо всем, кто организовывал фестиваль, приходил туда, показывал игры и особенно тем, кто демонстрировал нам свои разработки. Было очень здорово, всё очень сильно понравилось!

25 комментариев

  1. vladdrak

    > просто кому первому в руку достаточное количество атаки пришло, тот и победил
    Вот какое у Юры впечатление от одной конкретной партии — у меня такое же от игры в целом.

  2. Магистр Винду

    А чего столик не откинули? Мы в полетах на столике рубились в тайное послание (правда, суровой мужской компанией, на чьи-то колени было не комильфо постоянно пялится и руки складывать, хе-хе)

  3. Денис II

    Красивая у Ксении форма. Она тоже из авиации, или это косплей?

  4. azazel

    «Запомните это название, Clear Takeoff, игрушка действительно хорошая»
    Не понятно, что Юра увидел в ней хорошего кроме красивого арта и самолетиков. Полный рандом и зависимость от приходящих в руку карт и никакой возможности как-то повлиять на события, выходящие из колоды. А учитывая то, что у разных авиакомпаний еще и разный парк самолетов, а движение самолетов по полю зависит от количества подходящих карт в руке дисбаланс может быть еще ощутимее.

  5. Хаген

    Спасибо за теплые слова. Форма у Ксении — косплей, но соответствует всем реальным авиационным стандартам, как и события в игре.

    Касательно баланса — мнение поверхностно. Мы им занимались 1,5 года. И он очень аккуратный, хоть и не симметричный. Это как в HMM или Starcraft надо уметь играть за каждую расу.

    Касательно большого luck-a в колоде, да, это так. Его быстро начинаешь понимать и использовать. Это не «преф», это «покер».

    Хаген Темерязев. Clear for Takeoff.

  6. azazel

    @Хаген
    В Вашем видеообзоре на кикстартере, несмотря на все Ваше «умение» пользоваться рандомом колоды, Вы, играя за более «сложную» авиакомпанию, таки проиграли. Причем, у меня сложилось впечатление, что то, как Вам шли карты, шансов на победу у Вас не было (небольшой «проблеск удачи» ближе к середине партии не в счет). Если у ж автору не удалось «победить» рандом игры, то по мне это о многом говорит. Идея игры в целом отличная и интересная, но уровень удачи в ней очень велик.

  7. Amsh

    По поводу Clear! Take off.
    Вот я тоже не очень понимаю насчет баланса.
    Поле одинаковое для всех.
    Правила тоже одинаковые для всех, а равно и условия победы — вывести все самолеты на взлет.
    А вот парк самолетов разный, причем я бы понял, если бы у одного было 6 маленьких самолетов, а у другого 2 больших (на каждое движение большого самолета нужно 3 карты, а маленького — всего 1). Так ведь нет!
    Я чуть чуть поиграл, но так и не понял, как балансировали игру.
    Потом поговорил с автором, но кроме того, что для этого была сделана программа для баланса — ничего не понял.
    Как по мне, проект хороший, но сырой, из-за излишнего (на мой взгляд) стремления автора к реалистичности.
    ИМХО.

  8. Хаген

    Мне приятно, что вы следите за проектом еще с кикстартера. How to Play видео в расчет брать нельзя, мы его играли не по честному ради сокращения времени. Подтасовывали пару раз карты. Цель была — показать принцип.

    Все критики баланса считают так (возьмем две компании: 4 больших против 7 маленьких):
    Большие (3A+3B+3D)x4=12(A+B+D)
    Маленькие (A+B+D)x7=7(A+B+D) — еще и погода в основном на них не действует.

    Но никто не думает о том, что при допущении, что карты идут как надо:
    Большим требуется 14 ходов до победы, а Маленьким 23 хода. Победа на 9 (!) ходов раньше.

    Однако релиз игры планируется в середине следующего года и мы рассматриваем вариант, в котором перед началом игры, можно сформировать свой уникальный флот, потратив стартовые очки.

    Уникальный флот каждой авиакомпании многократно повышает ре-играбельность. А много Удачи в колоде, мы считаем преимуществом игры. Это цель, а не побочный эффект. Luck позволяет расслабиться за игровым столом. Лично мне напряжения хватает на работе. При желании в партии есть что считать: вышедшие карты поломки и погоды, зашедшие в открытую карты B и C, чтобы вовремя блокировать нужные стоянки и проч.

    Я думаю мы злоупотребляем блогом Юры. Следите за нашим проектом здесь https://vk.com/clearfortakeoff

    Спасибо, что остаетесь с нами!

  9. Maga

    Павел свою фамилию скосплеил ;))

  10. Pard

    @Хаген
    Как-то странно звучит название игры, указанное в русском варианте правил, который выложен на Kickstarter — «Добро пожаловать на борт!»

    Оно ведь совсем не подходит к смыслу игры. Почему не назвать «Взлёт разрешаю» (как прямой перевод на русский язык этой команды диспетчера)?

  11. hk

    vladdrak :

    > просто кому первому в руку достаточное количество атаки пришло, тот и победил
    Вот какое у Юры впечатление от одной конкретной партии — у меня такое же от игры в целом.

    Так совсем не всегда бывает. Иногда итог определяется последним ходом чуть ли не случайно, а иногда давишь соперника, давишь и планомерно додавливаешь. Признаю, что в игре есть весомая роль случая, но Звёздные империи всё равно классные!

  12. hk

    Магистр Винду :

    А чего столик не откинули? Мы в полетах на столике рубились в тайное послание (правда, суровой мужской компанией, на чьи-то колени было не комильфо постоянно пялится и руки складывать, хе-хе)

    На взлёте нельзя их откидывать.

  13. hk

    azazel :

    «Запомните это название, Clear Takeoff, игрушка действительно хорошая»
    Не понятно, что Юра увидел в ней хорошего кроме красивого арта и самолетиков. Полный рандом и зависимость от приходящих в руку карт и никакой возможности как-то повлиять на события, выходящие из колоды. А учитывая то, что у разных авиакомпаний еще и разный парк самолетов, а движение самолетов по полю зависит от количества подходящих карт в руке дисбаланс может быть еще ощутимее.

    Я подробный обзор ещё напишу. Но если в двух словах – это приятная лёгкая евроигра без абстрактных очков, самая что ни на есть конкретная, с очень красивыми фигурками и прелестнейшим оформлением.

    С балансом там со слов разработчика всё нормально (обкатывали на компьютерной программе). Если что игре и требуется, это более «жёсткое» поле, чтобы ощущалась теснота и можно было толкаться локтями.

  14. hickname

    Pard :
    @Хаген
    Как-то странно звучит название игры, указанное в русском варианте правил, который выложен на Kickstarter — «Добро пожаловать на борт!»
    Оно ведь совсем не подходит к смыслу игры. Почему не назвать «Взлёт разрешаю» (как прямой перевод на русский язык этой команды диспетчера)?

    Кто о чем, а Пард о переводах. Вам шашечки или ехать? Если вы играете в названия, а не в игру, это не значит, что все остальные делают так же.

  15. azazel

    @Хаген
    Лично я считаю, что собрать 3 раза по 1 карте в руку, для взлета малого самолета, значительно проще, чем 3 раза по 3 карты. Применяя Ваши аналогии с покером — собрать пару всегда проще, чем каре. Учитывая то, что в игре действительно есть что «посчитать», по мне такой перекос в сторону удачи излишен. Игрок, который проиграет из-за того, что ему тупо не повезло с пришедшими картами (на что он никак повлиять не сможет) не расслабится, а напряжется от такой игры.
    А насчет «злоупотребления» — это Вы зря. Думаю, Юра как и любой блогер только приветствует дискуссии — повышает посещаемость блога 🙂 А вот в соцсетях не зарегистрирован.

    @hk
    Да я видел ее и на Игроконе, и на Кикстартере. Отсюда и мои сомнения. Насчет «потолкаться локтями», думаю, игра составом в 4+ игроков позволит ощутить эту «толкотню» в полной мере 🙂

  16. Pard

    В русском варианте правил игры «Взлёт разрешаю» (назову её так) совершенно сбивает с толку раздел «Самостоятельное движение самолётов…» Прочитав его, решаешь, что твои самолёты движутся на следующие позиции, в чужой ход, сами. Домыслив остальное, выходит, что достаточно поставить самолёт на «А», а другие игроки его сами постепенно продвинут дальше и запустят. И надобности в остальных картах колоды нет.

    И только сегодня, прочитав _английские_ правила, понял, что всё играется совершенно иначе.

    Так что русские правила нужно доработать. Также в обеих версиях нужно добавить в раздел «Ход игрока» вот эту, пропущенную, завершающую, часть хода.

  17. hk

    @azazel

    Так как в игре есть «джокеры», заменяющие любую карту движения, а также благодаря тому, что ты когда играешь карты, набираешь столько же, у нас ни разу не возник затык, что вот кто-то прям не может походить. Может быть, по одному разу за партию все руку обновили, но это как-то совершенно нормально ощущалось.

    А вот насчёт 4+ не уверен, мы впятером играли. Не «толкались».

  18. Хаген

    @hk

    Юра зрит в корень. Собрать нужную комбинацию — не проблема, суть в выборе: как играть карты, какие самолеты двигать, в какой момент играть погоду, в какой момент и кого ломать. А вот когда самолетов много — это проблема: слишком много ходов до победы. Для маленьких самолетов карта ВИП — не существенна, а большие мгновенно выводят половину флота на вылет.

    @Pard
    Название игры — на обложке правил. В русском варианте сейчас игра называется Clear for Takeoff. Моя команда думает о полном ре-дизайне для российского рынка: наш аэропорт, наши самолеты, наши персонажи — тогда и название изменится.

    Перечитал русские правила с КС. Там есть все то, что вы просите добавить. Ваши комментарии вызывают недоумение.

  19. Pard

    @Хаген
    «when your turn ends the aircraft will automatically advance to VIP2» — «в конце следующего хода он самостоятельно передвинется на VIP2».

    В английском варианте: в конце _своего_ хода передвигаешь свой самолёт, куда указано.
    В русском варианте: передвигать нужно в _следующий ход_, то есть игрок, который играет за тобой, будет двигать твои самолёты.

    Ваши познания одного из языков — русского или английского — вызывают недоумение 🙂

  20. azazel

    @hk
    Наличие джокеров не умаляет того, о чем я написал выше — собрать в руку 3 одинаковые карты сложнее, чем 2 или 1.
    Я не знаю как там баланс считала программа, но игроку за авиакомпанию с 4 большими самолетами в идеальных условиях (без учета ВИП) понадобится 36 карт, а игроку с авиакопанией из 7 малых самолетов нужна всего 21 карта. Причем эти 36 должны приходить в руку комбинациями, а для 21 никакие комбинации не нужны. Получается в то время, когда игроки с малыми самолетами будут двигать их на вылет, игроку с большими самолетами придется изгаляться с погодой, задержкой других игроков и т.п. в ожидании сбора нужной комбинации карт, карт ВИП или надеяться на удачу. Причем карты ВИП и удачу для игрока с малыми самолетами тоже никто не отменял 🙂
    Надеюсь правило про набор авиапарка на выбор игроков исправит данную ситуацию.

  21. Pard

    Зато, играя на большой самолёт 3 карты, ты добираешь в руку сразу 3 карты — так что с большими самолётами рука обновляется быстрее, чем с маленькими, и вариантов для игры больше.

  22. Pard

    И, кстати, чтобы запустить 4 больших самолёта, тебе понадобится 12 ходов (или чуть меньше, если повезёт с VIP-полосой). И за это время ты наберёшь в руку 36 новых карт.

    А для 7 маленьких самолётов нужно сделать 21 ход — почти в 2 раза дольше — и это если все 21 карты, которые ты (всего лишь) возьмёшь из колоды, тебе подойдут.

    Оптимально, скорее всего, иметь смешанный парк самолётов. Нужно пробовать.

  23. azazel

    @Pard
    Какова вероятность того, что вместо 3 карт А в руку придут 3 карты Б или 3 карты С? Уж всяко меньше, что вместо карты А в руку придет карта Б или С.
    У кого-то плохо с математикой? 🙂 На взлет 4 больших самолетов нужно 4х(3А+3Б+3С)=36 карт. Это выше даже сам автор писал.
    По моим расчетам, из «базовых» авиакомпаний в игре самая «простая» желтая — 7 малых самолетов, 21 карта для взлета. На втором синяя — 2 больших 4 малых самолета — 30 карт (привет выигравшему на Игроконе Юре 🙂 ), фиолетовые и зеленые равные — 36 карт и самая сложная — красная — 39 карт. Понятно, что в игре все заточено на удачу, но когда тебе ее изначально нужно в два раза больше, чем сопернику (красная и желтая авиакомпании), то что-то мне подсказывает, что с балансом что-то не то.

  24. Pard

    Значит, в той компании нужно делать не 7, а 8, например, маленьких самолётов. Что мешает пробовать разные компании?

  25. azazel

    @Pard
    🙂 Так я про что и говорю — баланс гуляет.
    Ничего не мешает пробовать, но не зря же автор все же собирается к релизу добавить возможность самостоятельно перед началом игры формировать стартовый парк самолетов. Только мне пока не очень понятно как это собираются реализовать, учитывая то, что сейчас под определенные цвета сделаны определенные виды самолетов, запасов которых комплектация не предусматривает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑