В последнее время периодически слышится критика в адрес игры First Martians: Adventures on the Red Planet, посвящённой экспедиции на Марс. Возможно кому-то это кажется странным, потому что в основе «Первых марсиан» лежит игровой движок, уже проверенный и отточенный на «Робинзоне Крузо». Так что же не так с «Марсианами»? На этот вопрос пытается ответить один из пользователей BGG, объясняющий две основные претензии к игре.
Для начала я бы хотел кое-что прояснить. Я буду высказывать критику в адрес игры, но нужно понимать, то эти высказывания – не самоцель. Уверен, каждый настольщик хочет, чтобы Portal Games выпускало для нас отличные и интересные игры. Однако учитывая неоднозначные отзывы о First Martians, я полагаю, что стоит, всё-таки, разобраться, почему довольно-таки много людей считают, что с этой игрой что-то не так.
И это важно, потому что критиковать способны многие, но далеко не каждый может объяснить, благодаря чему именно игра им нравится или не нравится. Во многом задача этого текста – помочь игрокам понять, почему именно им не нравится First Martians, и, возможно, как-то сгладить те моменты в игре, из-за которых она вызывает неприятие. Или же, если кто-то не согласится с моими выводами, возможно это послужит стимулом проанализировать собственные ощущения и поделиться более глубоким анализом и своими взглядами.
Переходя к делу хочу отметить, что с моей точки зрения в FM есть два главных нюанса, из-за которых игра может не нравиться.
Первое – это «жестокая математика». Это один из советов, который Влаадя Хватил давал Игнацию Тшевичеку несколько лет назад при тестировании Робинзона Крузо. Сам Игнаций рассказывал об этом у себя в блоге.
Вот самая важная часть из того, что говорил Хватил:
«Ты хочешь сделать сложную игру. Ты хочешь, чтобы она вываливала на игроков 3 плохих события и только 2 раза им помогала. Такую конфигурацию ты замыслил. Но математика жестока. Будут партии, в которых из 5 событий 4 будут плохими и только 1 – хорошим. Будут партии с 5 хорошими событиями и вовсе без плохих. Те, кому попадутся 5 хороший событий, смогу победить практически без усилий и пойдут писать в интернете, что игра слишком лёгкая, скучная и за неё не стоит садиться».
Для тех, кто не стал читать советы Хватила или не уловил сути, разъясняю. Влаадя имеет в виду, что разработчик игры – тот, кто хочет рассказать игрокам определённую историю, – должен держать удачу под контролем.
Если её будет слишком много, то партии могут оказаться как слишком лёгкими, так и очень тяжёлыми, и это будет определяться случайно. А, значит, в результате разработчик не сможет рассказать именно такую историю, как он задумал.
В случае с First Martians мне кажется, что в игре местами всплывает «жестокая математика», о которой предостерегал Хватил.
Хороший пример – сценарий «Probe retrieval». В нём у вас заканчиваются припасы, и НАСА высылает три челнока с грузами. Однако необходимые вам вещи есть только в одном из трёх кораблей.
Элемент скрытой информации и необходимость поиска нужного корабля создают напряжение в сценарные. Но они же могут сделать его излишне лёгким, если повезёт отыскать первым именно нужный челнок. В зависимости от удачи, этот сценарий может быть как очень напряжённым (если вам придётся отыскивать все три корабля), так и очень простым (если вы сразу же найдёте нужный). Это именно то, от чего предостерегал Хватил – разработчик игры должен контролировать влияние случайности.
В других сценариях это замечание также справедливо, особенно в «Высадке» (Landing), где, вообще, могут сложиться такие стартовые условия, что победить просто невозможно.
Как мне кажется, этого можно было бы избежать. Разработчик мог быть уменьшить влияние элемента случайности на игру и найти другие способы сделать её не менее напряжённой. Например, в сценарии про поиск припасов можно было бы сделать условие, что нужно искать 2 челнока: один с едой, второй с запасными частями. И для победы нужны оба. Тогда вместо напряжения, создаваемого «неизвестностью» (игрок не знает, в каком именно челноке припасы) было бы напряжение иного рода: пришлось бы принимать решение, отправляться в первую очередь за едой, чтобы не голодать, либо выбрать в качестве приоритета запчасти, чтобы всё оборудование не развалилось.
* * *
Вторая претензия к игре более спорная, она касается тематики, насчёт которой у игроков могут быть разные мнения. И, тем не менее, я полагаю, что мы можем оценить то, насколько проработана тематика и как она сочетается с различными игровыми элементами.
Скажу сразу, в First Martians я наблюдаю дисгармонию в тематике, особенно в заявленном жанре научной фантастики (в духе «Марсианина», где главный герой вынужден учиться «всей этой научной фигне»).
Дело в том, что я – фанат игр и историй с ярко выраженным «научным» уклоном. Одна из моих любимых игр – High Frontiers, я люблю её несмотря на все её проблемы, потому что эта игра – настоящий симулятор космических миссий, в ней есть реально существующие и планируемые к производству ракеты, а также очень хорошо проработан центральный элемент подобного рода деятельности – планирование.
Может показаться, что планирование миссии – это всего лишь прокладывание маршрута в космосе. Но нужно помнить об ограничениях. Нужно учитывать грузоподъёмность и объем грузовых отсеков корабля, чтобы взять с собой еду, воздух и топливо, или оборудование, позволяющее производить всё это на месте. Нужно всё рассчитать и спланировать так, чтобы добраться к месту назначения живым, и довезти весь груз, на ракете, которая на самом деле представляет собой заполненный взрывчаткой контейнер.
Возьмём, к примеру, того же «Марсианина». Хотя рассказанная в романе история вымышлена, описание планирования миссий основывается на реальных предположениях (что неудивительно, учитывая тот факт, что у автора куча знакомых учёных) и учитывает множество взаимосвязанных элементов, наглядно демонстрирующих сколь сложны полёты в космос. Если где-то что-то начинает сбоить, тут же по цепочке случаются и другие сбои, оставляя совсем немного места для ошибок.
Проблема First Martians в том, что в игре не ощущается вот этого выверенного часового механизма, и ювелирного распределения ресурсов в кризисных ситуациях. Вместо этого в игре приходится постоянно импровизировать, то тут, то там происходит что-то плохое, а вы пытаетесь всё исправить с минимальными затратами ресурсов.
Ещё пример. Космические миссии всегда предваряет сбор информации и исследование места предполагаемого приземления. Всё это делается ещё до старта, так что после приземления космонавтов не ожидают никакие сюрпризы. В First Martians, напротив, вы обычно не имеете никакого представления о том, что находится поблизости. Особенно раздражает внезапное появление непроходимой территории, которую по идее вы должны были увидеть ещё из космоса, а на деле встречаетесь только тогда, когда члены вашей экспедиции упрутся в неё на ровере. И, как это бывает с любой другой проблемой в игре, вам остаётся только импровизировать.
Я, конечно же, понимаю, что многим нравится ощущение исследования и столкновения с неведомым, и, в этом нет ничего плохого. Но если вы поклонник жанра, то должны знать, в подобных случаях космонавты никогда не остаются одни, тысячи людей в центре управления полётами работают без выходных круглыми сутками чтобы обеспечить их всех необходимым. И когда об этом размышляешь, сюжеты о потерянных челноках или приземление около действующего вулкана кажется надуманным. Начинаешь чувствовать себя не космонавтом, за спиной которого поддержка целой огромной структуры, а каким-то агнцем, заброшенным на произвол судьбы. Словно герой из «Армагеддона», который стучит кулаком по приборной панели с возгласом: «Всё сделано в Китае!».
* * *
Короче говоря, First Martians пытается походить на «Марсианина», но у неё это не получается, потому что в основе игры лежит движок «Робинзона Крузо», где нужно постоянно импровизировать, чтобы преодолеть различные невзгоды. Однако жанр космической фантастики не предполагает постоянную импровизацию, она обычно рассматривается как крайняя отчаянная мера. Напротив, нормой должно быть наличие точного и выверенного механизма и поддержка миллионов людей на Земле.
Мне бы хотелось сыграть в подобную игру, передающую такие ощущения, и популярность «Марсианина» говорит о том, что я в подобном желании не одинок. First Martians же таких ощущений не передаёт.
::…где нужно постоянно импровизироваться, чтобы преодолеть…
импровизироваться сильно напомнило Мкртчана «Я так хохоталься» 🙂
https://www.youtube.com/watch?v=Ux1v8I6H9cA
@nastolkus
Ну это же явная опечатка. Поправил!)