За отчётную неделю сыграно 10 партий в 5 различных настолок, среди них был одна новинка – «На грани», и ещё впервые за долгое время мы вернулись к Blue Moon и Fairy Tale:
На грани –
Пандемия –
Blue Moon –
Fairy Tale –
Quartermaster General: 1914 –
Опробовали свежую новинку «На грани». Первые впечатления очень сдержанные. Ожидали игру про события Stranger Things, а там на деле от сериала только очень условная тема, притянутая за уши. Как нам показалось, надо сделать над собой усилие, чтобы ощутить её в процессе партии.
Игрушка рассказывает как бы о приключениях подростков в небольшом провинциальном городке. На город надвигается таинственная тёмная сила, засасывающая людей на обратную сторону, и ей надо противостоять. Этот конфликт и ложится в основу этой строго дуэльной игры. Одному игроку тут придётся играть за силы зла, а другому – за условное добро. Первый игрок стремится перетащить на свою тёмную сторону персонажей, а второй тянет их в обратную, светлую сторону.
С точки зрения механики всё это выглядит так: на столе выкладывается некое подобие игрового поля из 10 карт персонажей. По ним движется фишка хода, а игроки ходят по очереди. В свой ход игрок может либо сыграть карту, либо пополнить руку, либо пополнить запас ресурсов. Ресурсы не обязательны, карты можно играть и без них, но желательны, т.к. ими оплачиваются всякие приятные дополнительные эффекты.
Карты играются по несложному принципу. Все персонажи в игре обозначены специальными значками, условно имеют свою масть. Так вот, карты очень рекомендуется играть в масть, т.к. это позволяет перетягивать канат персонажа на свою сторону. А это очень важно, т.к. цель игры – полностью подчинить себе 3 героев. А ещё можно победить альтернативным способом, когда фишка хода останавливается на персонаже, который хоть немного склонился к одному из игроков, этот игрок продвигает специальный счётчик. Достиг шестой позиции – это победа.
В общем, вот типичный ход: смотрим на поле, проверяем какая масть у текущего персонажа, если есть возможность, играем её, если на сыгранной карте есть интересный эффект и есть чем его оплатить – оплачиваем. И так ход за ходом. Кончились карты или не хватает ресурсов, пропускаем ход, чтобы добрать или то, или другое. И так до победного конца.
По ощущениям игра укладывается где-то в полчаса. И после двух пробно-ознакомительных партий остался большой вопрос: какова тут роль случая. На первый взгляд кажется, что очень высокая. Живой пример: в колоде игрока тут всего 28 карт. На старте получаешь 3, потом их можно сбрасывать и добирать до 5. Так вот, я дважды сбрасывал и добирал, а нужная масть так и не пришла. Это, на минуточку, 13 карт из 28. Почти 50% колоды. Правда, в самом низу, конечно же, нужные карты лежали плотной пачкой. Однако это главный вопрос, который я задаю: вот, проиграл я две партии подряд. Но это победа из-за неуспешных решений, или из-за того, что карты в масть не заходили, а у противника они были? И пока что кажется, что это просто проигрыш колоде.
Правда, у игры есть кое-какие активы. Например, когда персонаж серьёзно склоняется в сторону одного из игроков, у него активируются дополнительные вкусные свойства. Ещё на картах тоже бывать интересные эффекты, которые можно осознанно применять. И асимметричность! У каждого игрока своя колода, карты и эффекты там совсем разные. Ну и значок “Seal of Excellence” от Dice Tower на коробке выглядит очень авторитетно, хотя и рождает мысли: «За что?».
Будем считать, что пока непонятно, что это за игра. На первый взгляд она простенькая, неглубокая, в сильной степени зависима от колоды и о того, пришли тебе карты в масть или нет. Возможно, это ошибочное мнение, и оно изменится после углубления знакомства с игрой.
А ещё разложили разок Blue Moon, к которой не притрагивались 10 лет, с 2010 года. И, вот, знаете, хороша игра, она сразу чувствуется. Это не случай с Senji, которую надо словно вымучивать и заставлять людей в неё играть, чтобы они там чем-то прониклись. Это не та же «На грани», где ты не понимаешь, это с картами тебе не повезло или с мозгами, и почему, вообще, ты проиграл. Тут всего-то немного карт с цифрами и текстом и с горкой сложных решений.
Напомню, игрушка о вымышленных сражениях выдуманных персонажей. Один игрок берёт под управление одно племя (колоду), другой – другое (другую колоду). Колоды собраны заранее, почти, считай, как в нынешнем Keyforge. Разве что правил в Blue Moon свои, полностью оригинальные.
На картах тут есть две цифры: сила огня и сила земли. Партия – это серия сражений между игроками, и для каждого сражения определяется землёй бьются или огнём. Это выбор игрока, начинающего сражение. А так в ход надо сыграть минимум 1 персонажа и иногда можно докинуть ещё 1-2 карты. Твоя задача: нарастить уровень силы в выбранной стихии до уровня противника. Ну, хотя бы до уровня противника, превышать можно. Затем инициатива переходит к противнику, и он тоже должен дотянуть до твоего уровня. И так, пока кто-то не сможет этого сделать, что означает проигрыш схватки.
Победивший игрок получает победное очко (они тут называются драконами). Причём, если выиграть у него бой, очко он потеряет. Чтобы победить, надо заработать 3 очка. Ну или дожить до окончания колоды, и тогда победит тот, у кого будет больше драконов.
Все карты одноразовые, сброс не замешивается, колоды – это весь твоё ресурс на игру. Прям, как в наших постоянных «Генералах». Думать в Blue Moon приходится много и часто, надо рассчитывать свои ходы, а то нарастишь атаку, а что если противник её поддержит, а тебе в следующий ход такой же уровень будет выдать нечем? Ещё тут есть куча карт с интересными эффектами, позволяющими проворачивать всякие хитрые комбинации, в том числе выкручивающие противнику руки, а самому выкручиваться из казалось бы напрочь проигрышных условий.
И по части компонентов только высшая похвала. Огромные карты формата таро. Ненужное, но приятное поле-органайзер. Пластиковые большие драконы, которые могли бы быть крошечным счётчиком очков с деревянным кубом. В общем, всё по высшему разряду. Замечательная игра. И ни капельки она за 10 лет не состарилась.
Ещё одна игрушка из далёкого прошлого, Fairy Tale. Это 7 Wonders «на минималках», игра про драфт карт на очки. Небольшая колода из 110 карт, и маленькая коробочка, вот из чего состоит Fairy Tale. Процесс прост, но не примитивен. Всем сдаётся по 5 карт, одну оставляем, другие передаём сопернику, сами получаем новый набор карт. Снова одну оставляем остальные передаём. За раздачу каждый игрок отбирает таким образом 3 карты. Партия – это 4 раздачи. После розыгрыша последней карты подсчитываются заработанные очки.
У игры две основные фишки. Во-первых, многие карты приносят очки за комбинации с другими картами. Так что надо внимательно смотреть что собирают оппоненты и прикидывать, есть ли шанс получить нужно. Во-вторых, некоторые карты позволяют совершать нехитрые действия, закрывать ранее выложенные карточки или же открывать ранее закрытые. Причём, бывает такое, что ты должен закрыть карту у себя, а бывает такое, что заставляешь закрыть остальных.
Получается нехитрый, но интересный абстракт. Мы пытаемся собрать комбинации, одновременно стараемся не кормить противников нужными им картами, а в ключевые моменты надеемся, что получится сыграть нужное агрессивное или защитное свойство. Игрушка не сказать, чтобы выдающаяся, но приятная. Как и в случае с Blue Moon, ей уже довольно много лет. И, опять же, как и в случае с Blue Moon, мы не притрагивались к ней с 2010 года. И, знаете, как и Blue Moon, она ни капельки не устарела. Правда, сегодня на рынке есть нечто похожее, Fantasy Realms (локализована «Лавкой игр» под названием «Волшебные королевства»), но мне как-то Fairy Tale нравится больше. Хорошая игрушка.
В «Пандемии» продолжаем проходить неофициальную кампанию. В этот раз отыграли 5 и 6 сценарии. К пятой игре драма накаляется, США закрывают границы, южноамериканский континент тоже следует этому примеру. Теперь игрокам недоступно обычное перемещение на эти территории, попасть туда можно только на самолёте, т.е. за сброс карты. Правда, у нас так выходили карты из колоды болезней, что основной ареной стала Индия с прилегающими территориями и Бангкок с Гонгонгом, в Америке почти никто ничем не болел. Прошли без особых затруднений.
Далее градус повышается ещё сильнее. Главная героиня теряет мужа и сама заражается неизлечимой болезнью. В игре это имитируется дополнительным правилом, когда доктор Кей уходит из города, в нём появляется кубик цвета этого города. Это она как бы заражает людей вокруг. Эту партию тоже прошли довольно легко, причём, затратили менее 25 минут. Очень-очень быстро получилось, даже закралось подозрение, что стоит замешивать в колоду не 5 карт эпидемии, а 6.
Но в целом всё очень нравится. Игровой процесс классный, а это самое главное. Когда в основе лежит отличная игра небольшие добавки к ней совершенно её не портят, а делают лишь чуточку лучше и интереснее. Тут как раз в каждом сценарии появляется что-то новенькое. Будем играть дальше!
Ну и ещё были «Генералы», куда без них. На этот раз, правда, про Первую мировую. Играли вчетвером, так что пришлось сесть за 2 колоды сразу, Австро-Венгрию с Турцией и Германию. Типичный сценарий у нас для этой игры – немцы идут на запад, берут Париж, потом упорно отбиваются от атак британцев, в конце концов, теряют французскую столицу и откатываются до Берлина. А на востоке что-то там пытаются воевать австрийцы и турки с русскими.
В этот раз получилось всё как-то иначе. Начнём с того, что Париж не пал. За немцев удалось провернуть хитрый трюк. Дошёл где-то до Пикардии, остановился, и стал играть от обороны. Разыгрывал почти каждый ход с руки карту Economic Warfare, бомбил Британию, да ещё и получал очки. А потом закладывал в подготовку карту Build Army. Противники пытались атаковать, напарывались на оборону, и ничего у них не выходило. И, вроде и на поле положение было в мою пользу, да ещё и в свой ход получалось зарабатывать дополнительные очки и выбивать карты у британцев.
В восточной части игрового поля тоже всё было не очень обычно. Здорово получилось сыграть за турков. В самом начале построил армию в Стамбуле, потом ещё в Анталии, а затем понемногу сыграл события, выставляющие турецкие армии со звёздами в Персии и на Ближнем востоке. При том, что соперники туда так за всю игру и не добрались. А это бонусные очки! Казалось бы, хотя бы русские должны были пытаться отбить эти территории, но они атаковали в сторону Вены, а потом, вообще, завязли где-то в районе Сербии.
Короче говоря, с первого подсчёта очков немцы и компания вырвались вперёд и лидерства уже не упустили. Но партия всё равно была напряжённой. Карт в колоде Германии традиционно не хватило, правда иссякли они только к предпоследнему ходу, и когда немцам стало нечего играть, на исход партии это уже не повлияло. Полностью также закончились карты у русских, а британцам получилось разбомбить вообще всю колоду. И под конец у них на руке и подготовленных карт на столе, суммарно, кажется, было всего три штуки. Правда, такие успехи в истощении противников обусловлены ещё и тем, что почти с самого начала партии у меня был статус «Тройные линии окопов», заставляющий противников сбрасывать карты когда атакуют немецкую армию.
Ну и, по традиции, ощущения от партии тяжеловатые. Играли два часа, причём, чем дальше, тем сильнее затягивались ходы. Ну, за исключением последнего хода, когда Австрия, Россия и Германия просто пропускали ходы, играть уже было нечего. А так – неплохо. Можно изредка повторять, но «Вторая мировая», конечно, идёт куда более бодро. И, вообще, во второй редакции, она прекрасна!
Что значит «приходят карты в масть»? Карты играть можно на любую карту на столе, а не только на ту где стоит фишка раунда. И играть только на неё просто огромнейшая ошибка. Сыграно около 20 партий — прекрасная дуэль!
За Луну плюс. Периодически рублюсь в её полное издание, игрушка очень хорошая и незаслуженно забытая старыми и совершенно незнакомая новым настольщикам. А зря.
Да, действительно играли с ошибкой. Потом поправились.
У вас нет ощущения топтания на месте? Когда один игрок что-то делает, а второй тут же отменяет? И как насчёт перекоса побед по знаниям? Что-то трёх персонажей на свою сторону тяжеловато сманить.
@Lysyy
Периодически жалею, что не взял обновлённую коробку со всеми колодами. А потом смотрю на две дополнительные колоды, в которые толком за 10 лет так и не играли, и понимаю, что ничего страшного 🙂