За отчётную неделю сыграны 7 партий в 7 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), в том числе среди них были две новинки — Герои и Королевство кроликов: В облаках:

Вал Адриана

Герои

Кахут

Королевство кроликов: В облаках

Космобюро

Трио

Waypoints

Наконец-то опробовали «Героев»! Сперва о плохом: на партию с изучением правил ушло два с половиной часа. Это очень долго. Но игра в этом не виновата! Просто мы то перерывы делали, то кто-то очень долго прикидывал, как же спланировать ход, то ещё что-то. С опытом партии должны быть существенно быстрее. Ну и про маркеры уже все высказались. Они правда плохие. Негодные. К счастью, под рукой оказалась адекватная замена, так что играли без затруднений.

А теперь о хорошем. Ощущения «Героев» реально есть. Самое классное – это строительство замка. Вот, прям, ровно так, как и должно быть. Бегание героем по карте тоже очень близко к первоисточнику. И только бои отличаются от компьютерного прародителя, но оно и понятно, воссоздать тактически сражения отрядов – это не вариант. А предлагаемое выбранное решение, когда игроки делают ставки войсками, оно правильное и как нельзя лучше подходит для настольного формата. Бои есть, они важные, и, что очень важно, быстрые.

Ещё очень здорово, что тут есть разные расы, да ещё и целых 6. Каждая со своими уникальными механиками и особенными бойцами со спецсвойствами. Отличия умеренные, но весьма ощутимые. Ну и дополнительные штуки вроде сражений с нейтралами и захватом замков и артефактов – это тоже хорошо. Вроде как можно в PvE играть, но при желании можно устроить и PvP. И, вообще, несмотря на ограниченный формат – тут же есть только листочек и маркер, игра ощущается большой, стратегической. Нехарактерной для настолки из подобных компонентов.

Юрий Журавлёв и Егор Николаев – большие молодцы. Респект за такую хорошую настолку. Её интересно пробовать, интересно изучать, и самое главное – в неё интересно играть. Прям, надеюсь, что будут и дополнения, и соло-кампания. И, кто знает, может быть когда-то из этой механики вырастут-таки настоящие настольные герои с общим полем и бегающими по нему фигурками. Доволен!

В «Королевство кроликов» не играли уже довольно давно, хотя в целом игрушка очень приятная. А тут впервые опробовали её с дополнением. Напомню, это игра о выставлении кроликов на поле в клеточку, где они занимают регионы с различными ресурсами и возводят города с башенками. Периодически происходит подсчёт очков по формуле «количество различных ресурсов умножить на количество башен в городах». А сама игра строится на механике драфта, тут 4 раздачи, в каждой из которых игроки передают по кругу карты и выбирают, что оставить себе. Карточки при этом бывают двух видов: выставить что-то на поле (кролика или строение) либо получить очки в конце партии по определённому условию.

Так, вот, с дополнением всё осталось примерно также, только всего стало больше. Прибавилось дополнительное поле. Появились новые типы построек и стало больше уже имеющихся. Насыпали дополнительные фишки кроликов (чтобы хватило на новое поле) и добавили возможность играть впятером. И ещё ввели новый ресурс – монетки, которые приносят очки по новым правилам и открывают в игре новую стратегию, плодить мелкие регионы.

Первые впечатления от дополнения – оно необязательное. Да, тут появляется много нового, но, кажется, это как будто для отчаянных любителей «Кроликов», которым чего-то не хватает. Либо игра уже кажется изученной вдоль и поперёк, либо подобралась компания на пятерых, а в базу могут играть только четверо. И за все эти нововведения надо платить. Увеличенным полем, которое и в базе было непросто анализировать. Мелкими правилами, которые надо запоминать. Наконец, усложнившимся подсчётом очков, который и так нельзя было назвать сильно простым. Так что если как мы раскладывать «Кроликов» сильно от случая к случаю, то без дополнения можно и обойтись.

Но в целом впечатления приятные. Теперь, во-первых, есть монетки. Они выдаются каждый раз когда одинокий кролик на поле обретает пару, а в конце умножаются на количество уникальных ресурсов у игрока. То есть это одно название – монетки. На деле это и не деньги вовсе, тратить их никуда нельзя, они просто копятся, а в финале приносят очки. И теоретически можно пробовать зарабатывать их через монетки, уникальные ресурсы и некоторые карты с очками в конце партии за мелкие разрозненные регионы. С уникальными ресурсами., кстати, с дополнением стало сильно проще. Если их раньше было 7, то тут прибавилось штук 10, а то и все 15. Прям сильно больше их стало.

Ещё есть прикольные морковные крепости. Они как города, строятся на поле и дают множитель к ресурсам 5. Фиксированный множитель, потому как города к ним не плюсуются. Это, к слову, ещё одна опция как подзаработать на мелких разрозненных регионах. Хотя таких крепостей в игре всего 3.

Вот, в общем-то, и всё. Дополнение получилось из разряда «того же, но больше», так что в целом оно игру не утяжеляет, но местами немного спотыкаешься, потому как мелкие новые правила присутствуют. Из категории семейных игр «Кролики» с ним не выбиваются, но начинать знакомство с игрой надо строго без дополнения, потому что для новичка когнитивная нагрузка будет некомфортная. Вот если уже погрузились в игру, поняли, что всё нравится, тогда можно и доп пробовать. Он, всё-таки хороший  . Но необязательный.

В «Космобюро» уже играли на «Граниконе», а тут разложили ещё раз. Напомню, это такая игра про космические полёты, в ней надо формировать общее поле из космических гексов, по которому летают космические корабли игроков от планеты к планете. На них можно строить свои офисы и высаживать торговых представителей, за что начисляются очки.

Но самое главное тут – каким образом выполняются действия в игре. У каждого участника есть большой личный планшет, испещрённый разнообразными символами. В свой ход надо выбрать одну ячейку с действиями и активировать её, после чего она становится недоступной. Начинать надо с нижнего ряда базовых действий и тянуться к более высоким рядам с более крутыми действиями. Вот только есть ограничения в виде жетонов, которые выкладываются на планшет – каждый жетон к некоторым действиям даёт доступ, а к некоторым отсекает. Поэтому во многом фокус внимания игрока сосредоточен на развитии собственного планшета, т.к. приходится планировать какие действия выбирать, чтобы было что делать в следующих ходах.

Практически за всё тут сыплются очки в небольших количествах. Открываешь новый сектор космоса – что-то получи. Закончил ход на планете и высадил инопланетянина – очки. Построил офис – заработал очки. И есть даже трек конкистадоров! Специальная карьерная лестница в космическом бюро, откуда иногда тоже валятся очки или другие мелкие бонусы. Ах, да, ещё можно собирать разноцветные товары. Они дают бонусные очки за высадку агентов, а также за сеты в конце партии.

«Космобюро» со второго подхода оказалась тем же, чем показалась в первый раз: евроигрой с большим упором в личный планшет. Самый большой субъективный её минус – другие игроки тут не нужны. Они только отнимают время на свои ходы, а их присутствие почти и не ощущается. Всё пересечение – это кто на какой планете построит офис, да, может быть, кто какого инопланетянина заберёт в конце хода.

Второй субъективный минус – течение игры очень ровное, тут нет крутых ходов, и нет откровенно слабых. Почти всегда приходят какие-то очки, иногда чуть больше, иногда чуть меньше. Максимально возможный накал страстей, наверное, возможен в том случае, когда кто-то кого-то опередил и построил офис на планете, на которую нацелился другой игрок. Но такой уровень взаимодействия вообще не интересен. А просто набирать очки из хода в ход довольно скучно. Тут, кстати, есть опция игры в одиночку, но основная механика, увы, не настолько увлекает, чтобы ею воспользоваться. Но кому нравятся евроигры, присмотритесь. Кажется, это продукт не хуже импортных аналогов.

Десятый сценарий в кампании в «Вал Адриана». Условие победы выглядит несложным: заработать 60 очков. Вроде бы немного. Но есть нюанс. В первые два хода нельзя строить частокол и стену (вал). А это уже неприятно. Во-первых, отсекаются возможности вкладывать на старте камни, чтобы получать жёлтых работников. Во-вторых, меньше шансов прокачать когорты в самом начале. А, значит, выше риск пропустить атаку пиктов.

Что делать? Сперва прикидываем, куда девать камни, если нельзя качать линейки слева. Неплохим решением выглядит театр. А ещё можно построить сады. Впервые обращает на себя внимание дипломат. «Щитов»-то недостаточно, нужно чем-то восполнять нехватку. Как раз дипломат и даёт возможность получить временное прикрытие.

К счастью, в первый ход везёт. Атака приходится в защищённый фланг. Это важно, потому что дополнительное условие сценария – не иметь позора. Во втором ходу проходит одна атака, но в запасе есть защита из храма. Нападение удаётся отбить. Увы, храм даёт только разовую дополнительную оборону, так что эта волшебная возможность пропадает. Если хочется ещё, надо качать храмы дальше.

С третьего хода вваливаем камни в вал и частокол. Крепим оборону и держимся при атаках. Пикты-таки наносят один удар, но сразу же строим бани и смываем позор. Далее всё более-менее стандартно. По максимуму задействуем разведку. Почти на полную тянем первую линейку фиолетовых человечков и строим склады, всё это, чтобы получать как можно больше ресурсов.

В конце предпоследнего хода происходит неудача. Из 8 атак 6 приходятся по правому флангу. А там сила обороны 3. Это значит, 3 атаки проходят и наносят 3 позора. Всё, дополнительное условие победы уже не выполнить. За ход можно смыть только 2 позора, а тут сразу 3. Но ничего, стараемся вытянуть максимум очков, заполняем почти все шкалы сословий, как можно дальше вправо тянем линейки славы, благочестия, доблести и дисциплины. Финальную атаку отбиваем без потерь.

Итоговый подсчёт очков. Линейки приносят 14-10-15-15, итого 54 очка. Ещё 9 приходят с карт. Итого 63. И за 3 позора отнимается 5 очков. Получается, 58. Провал. Меньше, чем надо для победы. Сценарий придётся переигрывать. С полным ощущением, что всё опять из-за неудачи. Вот на одну атаку меньше прошло бы, и получилось бы не -5, а всего -3 очка. Да ещё и +1 за отбитый удар. И было бы не 58, а 61. А так, чуть-чуть не повезло и проигрыш.

В «Кахут» первый раз попробовали сыграть втроём. В целом получилось неплохо. Крутых ходов, правда, вроде бы не было, но зато случился элемент драмы. В конце на столе осталось всего одно задание и, как оказалось, для его выполнения нужна была одна-единственная карта, которой ни у кого не нашлось. Проиграли. И это на нормальном уровне сложности (втором из четырёх).

В запасе есть ещё два варианта посложнее, где нужно успеть выполнить большее количество заданий. А если получится пройти на максимальной сложности, есть ещё дополнительные усложнения игры. Можно играть вообще без слов, не «бронируя» стопки и не обсуждая кто какие задания способен выполнить. А можно пойти на максимальное обострение и просто заводить будильник на 4 минуты. Успели выиграть партию за это время – молодцы. Нет? Ну, что, значит, поражение.

«Трио» в очередной раз показала себя неплохим филлером. Большой плюс этой игры – она очень быстро заканчивается. Надоесть не успевает, и вроде как и поиграли, удовольствие получили. Она при этом не настолько захватывающая, чтобы сразу разложить одну партию, но остаётся ощущение, что как-нибудь ещё, при случае, вот так вот можно разложить ещё разок.

В Waypoints сыграл разок на бумаге. Это, конечно, удобнее, чем выводить пальцем путь в планшете. Ощущения от игры при этом однако не меняются. Это забавная головоломка, однако вот нюанс. Просто так в неё играть не хочется. Как не хотелось бы просто так раскладывать тот же «Вал Адриана». Однако в «Вале» есть кампания, и её интересно проходить. Вот, если бы в Waypoints была кампания, в неё тоже можно было бы несколько раз играть!