За отчётную неделю сыграна 21 партия в 18 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), среди них была только одна знакомая игрушка «Лоскутное королевство», а остальные 16 — это новинки. И всё это произошло исключительно благодаря тому, что состоялся «Игрокон»:

Банда пятачок

Воины Одина

Волчок, прячь бочок!

Гжель

Змейки-злодейки

Киклады. Легендарное издание

Комитет

Кукла колдуна

Лоскутное королевство

Лоскутное королевство. Истоки

Мезолит

Объяснярий 18+

Ой, колючки!

Ответь за 5 секунд

Пантикапей

Полиция. Полиция против угонщика

Пушистая долина

Хватай пломбир

На «Игроконе-2025» удалось сыграть аж 20 партий. Были всякие настолки: изданные и прототипы, большие и маленькие, пати-геймы, детские игры и прочее.

Детских игр было 4 штуки: «Банда пятачок», «Волчок, прячь бочок», «Пушистая долина» и «Ой, колючки!». Кстати, так совпало, что все они – со стенда «Эврикуса». На прошлом «Игроконе» на такое смотреть причин не было, а теперь есть желание подобрать что-нибудь для дочки. Так что детские настолки теперь привлекают внимание.

«Банда пятачок» – несложная ходилка на механике «кинь-двинь». Бросаем кубик, двигаем по полю поросят. Кто первый дойдёт до финиша, тот и молодец. На примитивную казалось бы механику накручены две вещи. Во-первых, если поросёнок останавливается на занятой клетке, то залезает на спину тому, кто там уже стоит. И тот в свой ход не только двигается вперёд сам, но и «везёт» на себе ещё кого-то (и таких поросят сверху может быть сколько угодно). Во-вторых, раз за партию каждый игрок может продлить игровое поле, добавив к трассе ещё фрагмент, что позволяет избежать поражения в ситуации, когда соперник вот-вот придёт к финишу. А ещё тут кубик хоть и шестигранный, значения на нём такие: 1-1-2-3-3-4. И если выпадает единица, то игрок может кинуть кубик ещё раз, а на тройке можно тоже сделать ещё один ход в том случае, если бежишь последним.

Короче всё очень просто, но не вот прям примитивно. А эффект «езды верхом» прям как в «Черепашьих бегах» или Camel Up!. И, кстати, он оттуда не «позаимствован», «Банда пятачок» впервые издана аж в 2001 году, это просто локализация только сейчас появилась. Вот такая игрушка.

 

«Волчок, прячь бочок!». А это удивительные настольные прятки. Один игрок – волк, отворачивается и начинает считать или рассказывать считалочку. В это время перед игроками из коробки и крышки складывается настоящая игровая площадка, с деревьями, кустами, лесенками и горкой. На ней надо спрятать свои фишки так, чтобы их не нашёл волк.

А волк будет искать с помощью специальной штуки, «маски» волка, которая устанавливается на разные грани коробки, и смотреть сквозь неё через специальную прорезь. Игроки заранее знают откуда волк пойдёт их искать, так что фишки свои надо стараться расставить так, чтобы не попасть в поле зрения волка.

Концепция игры удивительно оригинальна, хотя и балансирует где-то между настольной игрой и просто игрушкой. Решения тут, прямо скажем, так себе, но процесс безусловно забавен. Единственная партия принесла удовольствие.

«Ой, колючки!» – несложный карточный филлер на сбор сетов. Игра состоит из колоды карт, на них изображены кактусы с различными цветами. Перед игроками выкладывается несколько карт на стол, это рынок, затем все по очереди начинают брать себе по карте. Нюанс в том, что карту нужно взять за одну из четырёх сторон, а потом, не отпуская, перевернуть. На её обороне на каких-то сторонах нарисованы колючки. Если вышло так, что взялся за сторону с колючками, карта сбрасывается. Если же там колючек нет, забираешь её себе.

Такая вот забавная настолка на удачу, да при этом ещё и с возможностью рисковать. Глядя на рубашки карт на рынке можно прикинуть, какую брать. Есть те, где побольше цветов, но там и выше шанс нарваться на колючку. А если где цветов поменьше, там колючек немного, но по количеству цветов определяется победитель, так что их хочется собрать побольше.

Да ещё и сами цветы считаются чуть по-разному. Есть красные, за них очки получает тот, кто соберёт их больше всех. А если прочие, за них просто получаешь очки по одному за штуку плюс бонус если есть наборы из цветов четырёх разных цветов. В общем, игрушка опять же простенькая, но не примитивная. Умеренно понравилась.

«Пушистая долина» — очень красивая кооперативная игра про сурков, которые запасают припасы на зиму. Точнее, это не сурки, а луговые собачки, но не в этом суть. Каждый ход надо двигать этих собачек по полю, чтобы они «заныривали» в локацию и применяли её эффект. Это может быть поиск припасов или их сдача в кладовку, приобретение новых эффектов, борьба с ласками и т.п. Против игроков рабоает колода со всякими неурядицами, а также таймер. За отведённое время надо успеть накопить нужное количество припасов. Причём, что-то можно просто добыть, а что-то ещё надо выменять. Ну и договариваться и действовать сообща.

Попробовали со старта максимальный уровень сложности и партию проиграли. Вот тебе и детская настолка! Процесс тут неплохой, хотя, конечно, визуал и тактильные ощущения далеко впереди. Немного было сомнений насчёт того, на какой это рассчитано возраст, не рановато ли ещё, но в итоге решили-таки взять коробку, да не срослось. Всё уже разобрали.

Ещё играли в филлеры. Их было три с половиной штуки. Тоже простенькие игры, но уже на аудиторию постарше. И, честно говоря, не уверен, все ли согласятся считать филлером «Лоскутное королевство» (оно же Kingdomino).

«Воины Одина» – маленькая карточная игрушка, где каждый ход надо играть комбинации, перебивая чужие комбинации. Общая идея – почти как в Scout, только тут комбинации работают чуть иначе, да и порядок карт в руке можно менять по своему усмотрению.

Всё просто, есть карты с цифрами от 1 до 9, плюс у них есть разные масти. В свой ход надо сыграть комбинацию – несколько карт одного достоинства или одной масти. Скажем, три разноцветные пятёрки – это 555. А красные 1, 4, 6 – это 641.

Задача – перебить ставку соперника. При этом можно сыграть комбинацию, чтобы в ней было максимум на одну карту больше, чем сыграл игрок перед тобой. Перебил ставку – забираешь себе одну карту из перебитой (остальные идут в сброс). Первым остался без карт – молодец.

Игрушка во всех смыслах небольшая, тут даже коробочка крошечная и карты зауженные, но очень приятная. Не сказать, что прям-таки замена «Скауту», но где-то близко с ним. Хорошая.

Про «Лоскутное королевство» нового сказать нечего. Хорошая несложная игрушка семейного уровня. Есть над чем подумать, есть приятная долгая арка с собиранием территории королевства. В конце партии перед глазами есть результат проделанной работы. Сыграли ещё в версию «Истоки», там аж 3 варианта правил. Первый из них почти и не отличается от базовой игры, разве что вместо корон на фрагментах местности встречаются вулканы, которые приносят бонусные множители на соседние участки. Остальные два варианта правил не пробовали, но по первому впечатлению «Истоки» вполне заменяют базовую игру и дают куда больше дополнительного контента.

«Хватай пломбир» — ещё одна маленькая игрушка из той же серии и того же формата, что и «Воины Одина». В начале игры все получают секретные задания – карты с указанием формы и цвета нужного мороженого. Затем колода раздаётся, все получают по стопке карт и в свой ход начинают выкладывать по одной перед собой. После хода любого игрока кто угодно может отдать ему денежку и забрать выложенные карты себе. Либо пока не платить в надежде, что там появятся карты получше (но с риском, что лот может успеть забрать кто-то ещё). Собственно всё, игрушка очень простая. Она работает, но как-то на фоне прочих понравилась меньше всего.

Были ещё пати-геймы, развлечения для весёлой компании, в которые, к слову, удалось сыграть не прямо на «Игроконе», а в перерывах, а один из вечером. И таких игр было четыре.

«Змейки-злодейки». Викторина с предателем, точнее, даже с несколькими! Всё очень просто. Есть карточки с вопросами и тремя вариантами ответа. Все игроки заслушивают вопрос, обсуждают варианты и ответа и должны выбрать правильный всего за 2 минуты! Однако среди них есть «мафия» — несколько злодеев, которые в начале раунда узнают верный ответ и стараются увести коллективное обсуждение в сторону. Получается довольно забавно. Учитывая двухминутные раунды, всё крайне динамично. Вопросы интересные, порождают интересные обсуждения и гипотезы. Ну и отдельное удовольствие – роль «предателя», когда надо придумывать выглядящие разумными доводы, чтобы подтолкнуть товарищей к неправильному ответу.

«Кукла колдуна» – компанейская игра про шутки-прибаутки и забавные задания. Игроки получают карточки с дурацкими заданиями наподобие «сидеть, не касаясь ногами пола» или «не отрывать локти от стола» и пытаются их наложить друг на друга. Чтобы это сделать, в свой ход надо набросать на кубиках нужные символы ресурсов (иначе заклинание не сработает).

Вот из этого игра и состоит: броски кубиков, когда удачные, когда нет, и проклятия, за которыми надо следить: если твоё проклятие не выполняется, и ты это заметил, получаешь победные очки. Вот внешне всё просто и, казалось бы, забавно. Но на деле вышло как-то скучновато. Партию не доиграли, за столом было человек 6, и все согласились, что происходит что-то не то, как-то всё совсем уж не весело.

«Объяснярий 18+». Игра Николая Пегасова про объяснение слов! И не смотрите на надпись «18+», тут хоть и попадаются «взрослые слова», это скорее про игру, потому как она довольно сложная. Общая идея такая: попадается карточка со словом, которое надо объяснять другим, и тянется карта из колоды букв – какая буква на ней выпала, через такую и объясняй. Называя слова исключительно на эту букву!

И вот это – весело! Местами не очень продуктивно, потому как ведущий мычит, и даже слышно как скрипят у него шестерёнки в голове в попытках подыскать нужные слова, но как генератор забавных ситуаций игра точно работает. Рекомендую попробовать, тем более, что чтобы в этот «Объяснярий» сыграть, игра, в общем-то, и не нужна 🙂

«Ответь за 5 секунд». Ещё одна забавная коллективная викторина. Тут есть карточки с вопросами, причём довольно простыми. Наподобие: назови 3 эмоции или трёх спортивных комментаторов. Вроде несложно, вот только на ответ даётся всего 5 секунд. Не успел – отвечать должен следующий игрок, вот только ему нельзя повторять варианты, которые успели назвать перед ним. В результате и процесс идёт интересно, да ещё и вопросы такие, что подталкивают к коллективному обсуждению, когда все узнают для себя что-то новое. Неплохая игрушка.

Наконец, всё остальное – это обычные настольные игры. Те, что в больших коробках, и не филлеры. Что-то рассчитано для игры с семьёй, что-то – на аудиторию посложнее. Таких игрушек было 6, по ним пойдём от тех, что попроще, к тем, что посложнее.

«Погоня. Полиция против угонщика». Игра о скрытом перемещении, вариация на тему настольных «пряток». Действие разворачивается на поле в виде города с пластиковыми небоскрёбами. Между ними рассекают в воздухе пластиковые полицейские вертолёты, а где-то в небоскрёбах скрывается угонщик на машине.

Каждый ход полицейские закрывают глаза, а угонщик перемещает машинку в соседний небоскрёб, оставляя жетон следа там, где уже был. Затем ходят полицейские: они могут совершить действие каждым вертолётом – либо подвинуть его на соседний перекрёсток, либо проверить любой из небоскрёбов рядом с вертолётом. В этом случае его надо приподнять и увидеть, там пусто, либо есть след угонщика (либо найден сам угонщик).

Как во многих подобных играх угонщику нельзя заходить в одну и ту же локацию дважды, так что на поле в небоскрёбах остаётся его «след» как в компьютерной «змейке», по которому надо его найти и вычислить. На это у полицейских есть ограниченное количество ходов. Успели – молодцы, не успели – гонщик победил.

Сыграли трижды, но это лишь потому, что первая партия закончилась на первом же ходу, не успев начаться, во второй гонщик попался тоже довольно быстро и лишь в третьей доиграли до конца счётчика ходов. Неплохо, но не более. Можно рекомендовать любителям жанра.

«Гжель». Пока не финальная версия, а прототип. Это абстрактная игра на сбор неких узоров, вторая в серии после «Мезени». Тут всё довольно просто: каждый ход выпадают задания как надо расположить символы на своих планшетах. Затем активный игрок выбирает какие именно жетоны «слетают» у всех с планшетов, после чего их надо расположить так, чтобы выполнять задания. Разложили, посчитали очки, новый ход. Отыграли 8 ходов – это партия.

Сразу скажу, до конца партию не доиграли, прервались на 3 или 4 ходу, потому что никого особо игрушка не зацепила. Да, она формально работает, но ничем не цепляет. Да ещё оформление  тут специфическое, когда смотришь на эти планшеты и жетоны в глазах просто рябит. По ощущениям, «Мезень» была визуально приятнее (и, пожалуй, и в плане игрового процесса тоже).

«Мезолит». Как бы конкурент «7 чудес»: карточная игра на драфт, только тематика тут – про первобытных людей. Каждый ход на стол выкладываются карты, затем игроки выставляют свои фишки на планшет драфта, где определяется кто выбирает карты раньше, а кто позже. У последних есть возможность взять больше карт, зато выбирать придётся только из того, что осталось. Первые же берут карт меньше, зато выбор богаче.

Набирать надо людей разных профессий. Есть собиратели, они экономят еду и помогают прокормить племя. Есть шаманы, которые периодически приносят победные очки (немного напоминают войну в «7 чудесах). Есть художники, которые тоже периодически приносят очки, плюс за них ещё предусмотрены начисления в финале партии. Есть зелёные карты, похожие на науку в «7 чудесах». Есть ещё красные, которые дают еду. И строители, помогающие возводить постройки – карты с постоянными свойствами.

Игра идёт в несколько эпох, сперва карты попроще, потом выходят помощнее. Чувствуется длинная арка (и это хорошо). Но вот сами карточки и их свойства кажутся на первый взгляд довольно беззубыми и простенькими. На фоне «7 чудес» (ты смотри как часто они вспоминаются!) тут нет ни торговли с соседями, ни войны. Даже те самые шаманы не ощущаются как соперничество. Есть ощущение, что в основном сидишь в своём огороде.

В целом игрушка неплохая, при случае сыграл бы ещё, но честное слово, первое впечатление, что «Семь чудес» намного интереснее и предлагают куда больше взаимодействия.

«Пантикапей». Отечественная градостроительная игра, напоминающая «Пэчворк» и «Талуву» и ещё немного «Акрополис». Игроки получают тетрисные детали точно также, как в «Пэчворке» и складывают из них город, который может расти в высоту, как в «Талуве». А ещё в этом городе можно строить здания, приносящие очки по разным условиям (это отсылка к «Акрополису»).

Странное впечатление, кажется, что все элементы игры уже встречались где-то в других настолках, и не сказать, что тут оно всё реализовано существенно лучше. Да, «Пантикапей» работает, в неё можно играть, но ощущения – «да, игра». Not Great, Not Terrible. Из мелких претензий – все эти детали кажутся мелковатыми, хотелось бы чуть более крупные компоненты. А так – обратите внимание, если любите отечественные проекты.

«Комитет». Прототип большой игры от Hobby World, которую можно смело назвать «Древний ужас» в стилистике СССР. По сюжету игроки бегают по большому полю из локации в локацию, выполняют там задания, набрасывая на кубиках нужные комбинации и (или) сдавая нужные комбинации ресурсов и довольно плотно погружаются в местный лор.

Выглядит всё это многообещающе. Тут есть и «монстры недели» в виде текущих заданий, и сценарии, которых обещают, кажется, 10. И прокачка персонажей, которая может сохраняться между сценариями. Забавна атмосфера, забавны тексты заданий. Вот только игровой процесс, увы, на любителя. Ну, как. На любителя «Ужаса Аркхэма» и подобных приключенческих игр.

Если вы такое любите – смело пробуйте. Если же вас воротит от формулы «пришёл в локацию, прошёл проверку», смело проходите мимо. Но будем посмотреть. Кто знает, может через какое-то время игра взлетит, так к ней ещё допы повалят не хуже, чем к «Аркхэму».

«Киклады. Легендарное издание». Самая большая игра «Игрокона». Играли более двух часов, да ещё и полным составом, на пятерых. Никогда бы не подумалось, что на фестивале так можно!

Визуально перед нами военная стратегия. Поле с морями и островами, на нём воины и боевые корабли. Все движутся туда-сюда и воюют друг с другом. Но это впечатление обманчиво. На самом деле тут скорее экономика. Для победы нужно строить всякие здания, а воинами при желании можно захватить чужие постройки.

Вот только агрессия тут крайне умеренная. Каждый ход один игрок может провести атаку на суше и ещё один – на море. И то далеко не всегда находятся желающие. Все остальные действия завязаны на возведение построек, прокачку экономики и немного ещё военной силы. Из-за этого получился как бы диссонанс, ожидалась война, а её нет.

Возможно это надо списать на неопытность кампании, практически все играли в «Киклады» впервые. В целом-то тут всё хорошо. Очень приятный аукцион за действия со ставками (как в Pan Am и Vegas Showdown), есть всякие монстры и герои с дополнительными эффектами. Но как-то хочется больше войны…

Рад, что удалось попробовать игру. В обычной жизни, увы, на такое компанию не собрать (тут бы на «Генералов» организоваться…), но познакомился с удовольствием.