За отчётную неделю сыграно 6 партий в 5 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), среди них было две новинки — «Бумеранг: США» и дополнение S.H.I.E.L.D. для Legendary: A Marvel Deckbuilding Game:

Белый замок

Бумеранг: США

Следующая станция: Лондон

Legendary: A Marvel Deckbuilding Game – S.H.I.E.L.D

Quartermaster General 2nd Edition

«Белый замок», стоит признаться, штука непонятная. Вот как устроены обычные евро игры. Надо набирать ресурсы, а в какой-то момент переключиться на добывание победных очков. Отсюда нехитрый цикл: в начале игры надо что-то придумать с ресурсным движком, а когда он достаточно раскачан начать зарабатывать очки. И тут, вроде бы, тоже есть вещи, приносящие ресурсы. Это сады, а также некоторые действия в самом замке. Но. Ходов-то всего 9. Каждый буквально на вес золота, и как-то жаль тратить их на добычу ресурсов.

А ещё тут просто убийственный бот. Может быть это от недостатка опыта, но он разделывает просто под орех. Партия завершается примерно с двукратным перевесом в его пользу. На Board Game Geek, кстати, люди жалуются. И, вроде бы, кто-то из разработчиков даже признался, что сам выигрывает у бота лишь один раз из 6-7 партий. Пишут, что это из-за того, что бот гребёт очки довольно щедро, а расклад на игровом поле всегда выходит случайных, и нет гарантии, что у игрока будет возможность зарабатывать очки столь же высокими темпами. Так-то, если играть с живыми людьми, действия на поле будут одинаковыми для всех, а у бота как бы всегда есть фора. Хотя, на самом деле, прежде чем говорить, есть там какое-то преимущество или нет, надо сперва набраться опыта.

Ну и кажется, что ключ к успеху, это поиск двойных действий. Так-то их на всю партию лишь 9, и надо стремиться максимизировать эффект от каждого. А для этого надо выискивать на поле такие возможности, чтобы выполнив одно действие, можно быть бы запустить эффект ещё одного, а в идеале, может быть, следом ещё какого-то третьего. Но надо сказать, что всё это, конечно, очень заморочено, максимально абстрактно и на первый взгляд не очень-то связано с темой. Вот выглядит игра на столе красиво, но разобраться в ней не так-то просто.

Ещё одна партия в «Белый замок». На этот раз с прицелом «искать двойные действия» буквально с первого хода. Задача простая: каждый раз надо найти возможность выполнить действие, чтобы куда-нибудь выгнать с персонального планшета рабочего и тем самым получить возможность выгнать ещё одного рабочего. И, по возможности, никакого накопительства ресурсов. Слишком мало тут действий, слишком они ценны, чтобы разбрасываться ими ресурсов ради.

И что вы думаете? Кажется, сработало. Работники разбегались по полю, ресурсы, тем не менее, прибывали (за счёт садовников, которые приносят доход дважды в ход: при выставлении, а также в конце первого и второго раундов). Из 15 работников за партию удалось вывести на поле 10. Что привело к приятному сюрпризу при финальном подсчёте очков. Счёт оказался 61-61. Тютелька в тютельку вровень с ботом!

Но, конечно, достигается это всё непросто. Впервые, кажется, довелось столкнуться с такой штукой: даунтайм в игре на одного. Почти перед каждым из несчастных девяти действий была такая ощутимая пауза, когда ты сканируешь поле, ищешь возможности как сделать самое эффективное действие. Не сказать, что это интересный процесс. Опять же, по сути, приходится решать евро-кроссворд. И даже закрадывается крамольная мысль: а как в такое играть-то с другими людьми?

Ещё сыграл в соло в Legendary про супергероев Marvel с дополнением S.H.I.E.L.D. Да, и в соло-режиме использовал обновлённые правила, введённые в наборе What if? Там чуть меняется состав колоды противников, используется лишь одна группа врагов, к ней подмешивается ещё несколько карт, и ещё два соперника выкладываются на поле перед началом партии. И затем каждый ход из колоды противников вскрывается одна карта (раньше, вроде бы, было две). И ещё приводится формула как считать очки в конце: -3 за каждый сюжетный поворот, и по -1 за каждого противника, сбежавшего из города, и -1 за каждого неспасённого заложника. Суммируем минусы, затем в плюс идёт всё, что удалось победить за партию. И вот итоговый счёт.

Дополнение S.H.E.L.D. посвящено, собственно, «Щиту», и, кажется, основано на одноимённом телесериале (кто бы его смотрел). Тут есть 4 новых героя из которых широкой общественности знаком только Фил Колсон, мелькавший во «Мстителях». Также в наличии 2 босса и пара колод соперников. Из нововведений: боссы – это мини-колода с уникальными свойствами карт. Раньше на 4 картах всегда были одинаковые эффекты, тут все 4 карты – разные.

Ещё вводится новое ключевое слово Undercover, то бишь под прикрытием. Это означает, что некоторые карты можно скидывать в свою колоду победных очков. И далее есть ещё понятие Shield Level, «Уровень ЩИТа», это сколько карт с символом ЩИТ лежат у вас в колоде победных очков. От их количества зависит применение некоторых эффектов, какие-то карты за это дают добор, дополнительные ресурсы для покупки или дополнительные атаки. Нечто подобное есть и у противников, у них есть «Уровень Гидры», который растёт когда картам противника удаётся покинуть город, а также при эффекте некоторых сюжетных карт.

Ну и самое заметное нововведение, в колоде офицеров случилось прибавление. Новые карты в количестве 16 штук, с разнообразными эффектами, не очень мощными, но приятными. Все эти новые карты замешиваются в колоду офицеров (стандартных карточек ценой 3, приносящих 2 ресурса), и она отныне лежит лицом вниз: никогда не знаешь какую карту оттуда купишь, обычную или улучшенную.

В целом дополнение приятное, тем более, что вроде как возвращает игру к истокам, есть базовые супергерои, есть «Гидра», организация противников. Очень комфортно для тех, кто  продвинулся в знакомстве с киновселенной лишь чуть дальше первых двух «Капитанов Америки» и «Мстителей». Соло-режим тут неплохой, ощущается напряжение, ты вроде и растёшь в мощности, но и колода соперников тает на глазах, ненавязчиво намекая: «вот закончуть, и всё, поражение».

Удалось, кстати, победить без особых затруднений. В последнем ходу, вообще, прокачался до 23 атак за счёт карт Фила Колсона, дающих +1 атаку за каждые 2 уровня ЩИТа, что позволило выбить за один ход аж две оставшиеся карты босса. Надо будет поиграть ещё, тут есть второй босс, ещё одна группа соперников, и ещё один герой (в дополнении их всего 4, а в соло-режиме задействуются лишь 3). А сюжетных карт, кстати, 4. Так что, чтобы условно «пройти» дополнение целиком надо сыграть ещё минимум 3 партии.

Ещё попробовали «Бумеранг: США». Это небольшая игрушка из колоды карт и блокнотика с карандашом на механике “flip & write” – вскрываем карту и делаем пометку на листочке. Сюжет тут такой, что надо путешествовать по Америке. Каждая карта – это один из городов на карте. Каждый ход надо выбрать карточку – этот город отмечается на листочке как посещённый.

Выбор карт тут через драфт прямо как в «7 Wonders», да и структурно игра похожа: играем таких 4 раунда, в каждом выбираем по 6 посещённых городов. В конце раунда считаем очки: на карточках городов есть всякие символы, за них по-разному начисляются очки. Что-то надо собирать по принципу «чем больше пар», что-то «чем больше одинаковых значков», а что-то просто по нарастающей.

Есть ещё приятные мини-задания прямо на листочке блокнота: кто первый соединит все города от западного до восточного побережья (как бы соревнование кто быстрее проедет от океана до океана), плюс страна разделена на цветные области и в каждой ещё идёт соревнование кто первым посетит все города одного цвета. Взаимодействие, конечно, как во всех подобных настолках минимальное, но всё равно такие общие цели радуют.

Игрушка неплохая, приятная. Было бы здорово увидеть вариацию на тему России, с картами всяких городов и фотографиями их достопримечательностей.

В «Следующую станцию: Лондон» сыграли, добавив общие задания. С ними игра приобретает глобальную цель на партию, а также некую стратегическую глубину. Вот, скажем, стараешься ты выполнять задание, а в итоге не выполняешь. И, получается, какие-то ходы были сделаны ради этого, но, оказалось, напрасно. Может быть стоит в самом начале попытаться прикинуть, реально ли выполнение задания? И, если есть сомнения, не пытаться его выполнить. Или, например, если-таки пытаешься, на втором, на третьем, на четвёртом карандаше переспрашивать себя: стоит ли продолжать? Есть ли шансы, что это задание будет выполнено? А так – классная игрушка. Мы же ещё ни разу не пробовали играть со свойствами карандашей, где за каждым цветом закреплён какой-то дополнительный эффект. Надо пробовать!

В «Генералов» сыграли отличную напряжённую партию с периодическими «качелями». Сперва действие разворачивалось в Европе, где шла война за Францию. Потом фокус внимания сместился на Индию. Туда устремилась Британия, но Германия оказалась проворнее. Однако надолго закрепиться там немцам не удалось. СССР сперва отвоевал Ближний восток, а потом снёс германскую армию из Индии. Но только для того, чтобы ходом позднее туда встала Италия, а чуть позже ещё и Япония.

Затем боевые действия вновь развернулись в Европе, куда прибыли американцы. Раз за разом вместе с Британией они штурмовали Францию и как-то даже смогли там закрепиться и начать угрожать Берлину и Риму. Ось, однако же, устояла. Более того, из Индии через Северную Африку и Средиземное море прибыло подкрепление в виде японцев, которые сперва отбрасывали флоты США из Северного моря, а потом сами даже высадились в Риме и даже во Франции.

Тем временем на Дальнем востоке пошёл в контратаку Советский Союз. Ему удалось зачистить от Японии Китай, а чуть позже самому его занять. Но, опять же, ненадолго. Японцы отвоевали его назад, а тем временем немцы собрались и выдвинулись в наступление на Москву. Увы, к тому времени разрыв по очкам неумолимо складывался в пользу Союзников, и вскоре они победили.

Партия была довольно необычная. У Германии не было мощных статусов, а Британия далеко не сразу попала в Австралию, плюс почти всю партию Ось владела Индией. Так что по очкам шли довольно долго почти вровень. Решающим победным фактором стал статус «Сопротивление», позволявший британцам раз за разом атаковать то Западную Европу, то Италию. Немцы и итальянцы отстраивались сколько могли, но ресурсы у них были не бесконечные.