Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 214 — Восстанавливаем Лондон. 16-22 января 2012

Вот во что мы сыграли за третью неделю января (игры перечислены в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):

London – 

Nexus Ops – 

London. Евроигра от Мартина Уоллеса. На дворе 1666 год, в английской столице только что закончился великий пожар. Город лежит в руинах, и игрокам предстоит его восстановить и развить. По ходу партии нужно будет строить здания и активировать их, а также бороться с бедностью и нищетой. Действия игроков оцениваются в победных очках, по числу которых в итоге определяется победитель. Игра рассчитана на 2-4 игроков и длится 60-90 минут. 

В коробке лежат:

— игровое поле с изображением Лондона, разделённого на районы;

— колода карт, состоящая из трёх частей (А, B,C);

— 4 набора картонных цветных жетонов для игроков (чтобы отмечать восстановленные районы);

— россыпь пластиковых монет достоинством 1 и 5 фунтов стерлингов;

— россыпь чёрных деревянных кубиков и дисков бедноты (1 диск = 5 кубиков);

— россыпь жетонов победных очков разного достоинства;

-россыпь жетонов долговых расписок;

— жетоны метро.

Перед началом партии каждая часть колоды перемешивается в отдельности. Затем на стол лицом вниз кладётся часть «C», на неё – часть «B», а сверху – часть «A». Таким образом в каждой партии карты выходят равномерно – сначала те, что послабее (карты А), затем – посильнее и, в конце, — самые сильные (С). Кроме того, карты в частях колоды разнесены по историческим периодам. Например, в начале появляются всякие магазины, тюрьмы и т.п., а ближе к концу игры можно строить уже и подземку.

В начале игры каждый участник получает на руки 6 карт, стартовый капитал в размере 5 фунтов и стартовый пул бедняков из 5 человек (чёрных кубиков). После этого случайным образом определяется первый игрок, и партия начинается.

В свой ход игрок должен набрать одну карту, а затем выполнить одно из четырёх действий:

1. Сыграть карты

Игрок может выложить любое количество карт из руки на стол перед собой. На некоторых картах в левом верхнем углу указана цена в фунтах стерлингов. Эти деньги нужно заплатить, чтобы сыграть такие карты. Некоторые карты деньгами оплачивать не нужно. Кроме того, при строительстве любой карты игрок должен скинуть карту того же цвета.

Скидываемые карты выкладываются на специальную область на игровом поле лицом вверх. Они видны всем игрокам и, когда кто-то должен набрать карту, он может взять её втёмную из колоды, либо в открытую – одну из тех, что лежат на игровом поле. Когда на поле не остаётся свободного места половина лежащих в открытую карт уходит в отбой. 

В игре есть карты коричневые, синие, розовые и серые карты. Коричневые карты – это основа экономики, они, в основном, приносят деньги. Розовые – это карты, связанные с политикой. В этой категории есть такие здания как «Парламент» и «Уайтхолл». Синие карты – это наука и культура. Серые карты – это мусорные карты. Они только занимают место в руке. Использовать их можно только одним способом – активировать здание, которое требует за активацию карту любого цвета.

Ещё на карте есть иллюстрация, а также обозначение её эффекта (в нижней части). На некоторых картах есть текст над картинкой. Это – постоянное свойство карты, которое работает до тех пор, пока она выложена перед игроком лицом вверх (некоторые карты после использования переворачиваются и их эффекты больше не действуют). Также многие карты приносят игроку победные очки, их количество указано в виде гекса с цифрой в нижней части иллюстрации.

Карты можно играть на пустое место или поверх ранее сыгранных карт. Это важно, поскольку от количества выложенных перед вами карт зависит приток нищих в вашу часть города. А нищие – это не есть хорошо (подробнее о нищих я расскажу чуть позже).

2. Активировать карты

Игрок может активировать любое количество разыгранных карт (тех, что выложены перед ним на стол). В нижней части карт есть три области, указывающие на то, каким образом активируется карта. В первой обозначена цена активации. Некоторые карты активируются бесплатно, некоторые – за деньги. Некоторые требуют сбросить карты (эти карты кладутся на поле лицом вверх).

В средней области указано, что приносит карта при активации. Обычно это деньги и / или победные очки. На некоторых картах также нарисованы белые или чёрные кубики. Чёрные кубики приносят дополнительных нищих (игрок получает чёрный кубик). Белые – избавляют от бедноты (игрок избавляется от чёрных кубиков).

В правой области указано, действует ли карта один раз или нет. Если карта одноразовая, после использования она переворачивается. Её эффект больше не работает. Теперь игрок может построить новую карту поверх неё.

А теперь мы подходим к самому сложному моменту правил Лондона. После активации карт к игроку прибегают бедняки. Их количество определяется следующим образом: суммируются карты на руках у игрока и его карты, выложенные на стол, а из результата вычитается количество восстановленных им районов. Например, передо мной лежат 4 карты и ещё 3 есть у  меня на руках. И я застроил 2 района. Получается, при активации карт ко мне приходит 5 бедняков (4 + 3 – 2 = 5).

Активация карт это, с одной стороны, хорошо, поскольку карты приносят очки и деньги. Однако после активации набегают бедняки, а это уже плохо. Таким образом, желательно соизмерять ожидаемый эффект от карт с количеством новых чёрных кубиков.

Объяснить правило появления бедняков с точки зрения логики можно таким образом: если у тебя мало районов, а ты строишь много зданий, к тебе в обустроенную часть города сбегаются погорельцы и нищие. Поэтому нужно или облагораживать больше районов, или строить меньше зданий. Иначе скопления бедноты не избежать.

3. Обустроить район

Перед игроками лежит игровое поле с картой Лондона, разделённого на 20 районов. На каждом районе имеется три обозначения: цена-карты-очки. Цена – это стоимость обустройства района в фунтах стерлингов. Два других параметра показывают, что получает игрок, обустроивший район, сколько он набирает карт и сколько получает победных очков. За одно действие можно обустроить только один район.

4. Набрать три карты

Игрок берёт в руку 3 карты. Их можно брать как из колоды, так и с игрового поля.

Ещё игрок может в любой момент брать в банке кредиты. Их максимальный объём не ограничен. Минимальный размер кредита равен 10 фунтам. В конце игры за каждый 10 кредитный фунтов игрок должен вернуть в банк 15 фунтов.

Игра продолжается пока не закончится колода. Как только кто-то взял из неё последнюю карту, все остальные игроки совершают по последнему действию и партия завершается. Начинается подсчёт очков.

Очки приносят:

— выложенные на стол карты (в т.ч. перевёрнутые);

— обустроенные районы;

— набранные в ходе партии жетоны победных очков (их приносят некоторые карты при активации);

— станции метрополитена в районах игрока (метро можно строить при активации некоторых карт);

Также в конце партии предусмотрены штрафы:

— плюс 1 кубик бедноты за каждую карту в руке;

— минус 7 очков за каждую долговую расписку в размере 10 фунтов (если не хватает денег расплатиться по кредитам);

— также предусмотрены штрафные очки за чёрные кубики.

Перед подсчётом штрафов определяется, у кого меньше всего чёрных кубиков. Этот игрок сбрасывает всех своих бедняков в банк. Все остальные игроки также избавляются от такого же количества кубиков (это, кстати, очень важное правило, желательно особо обратить на него внимание всех игроков). Затем они получают штрафные очки за оставшихся нищих.

Вот такая игра. Она достаточно проста, поскольку тут можно сделать всего одно действие за ход, а выбор действий – невелик. Самое сложное при освоении – это разобраться со структурой карт. Запомнить, что сверху карты указана её цена при розыгрыше на стол, а внизу – цена активации, когда карта уже на столе (а также эффект от активации карты).

Указанная на коробке информация о длительности партии полностью соответствует действительности – 60-90 минут. Первую партию мы играли максимальным составом, вчетвером. За столом были не особо опытные игроки, игру все видели впервые. Тем не менее, мы уложились в полтора часа. Тут же встроенный таймер есть в виде колоды, так что концовка неизбежна. Её можно, разве что, немного отсрочить, если чаще брать новые карты со стола, а не из колоды.

Нужно обратить внимание, что игра немного языкозависима. На некоторых карточках эффекты указаны текстом, так что у незнакомых с английским игроков неизбежно появятся вопросы. К счастью, свойства текстовых карт достаточно просты (например, «вы получаете 2 фунта за каждый ваш район к северу от Темзы» или «вы можете сбросить до 3 карт с руки и за каждую избавляетесь от одного чёрного кубика»), так что обычно они запоминаются с первого раза.

Несмотря на свою внешнюю простоту, игра заставляет участников принимать непростые решения. В первую очередь это касается строительства карт. Поскольку за розыгрыш любой карты ты должен скинуть карту такого же цвета, часто приходится выбирать, что тебе будет выгоднее построить. При этом желательно держать в уме и то, что сброшенная карта кладётся в открытую на стол, откуда её может забрать любой соперник, а щедрые подарки конкурентам делать нежелательно.

Ещё при строительстве любой карты нужно думать, куда её положить. Открыть ли новый ряд или построить её поверх ранее сыгранной карты? Хочется, чтобы карт было больше, дабы получить при их активации максимальную выгоду. Но каждая карта (стопка карт) на столе – это потенциальный дополнительный чёрный кубик.

С осторожностью нужно подходить и к активации карт, поскольку обычно это оборачивается притоком бедняков. По возможности нужно стараться держать число чёрных кубиков на минимуме, чтобы в конце партии либо сбросить их все, либо получить минимальный штраф.

Наконец, ещё одна дилемма – сколько карт держать в руке. Ведь при активации они учитываются в целях прихода чёрных кубов. А это – нежелательно. Отсюда проистекает и ещё один вопрос – когда обустраивать районы. Ведь за это приходится платить деньги, а в результате ты берёшь карты в руку. Чтобы заработать потраченные средства обычно приходится активировать сыгранные карт, но при этом на руках у тебя желательно должно быть пусто.

Оформление у игры весьма строгое, не броское, в духе классических евроигр. Мне оно кажется нормальным, но кому-то может показаться излишне простоватым.

Лондон — игрушка неплохая. У неё чёткие и ясные правила, простой и динамичный игровой процесс, но при этом она заставляет принимать непростые решения. Однако в моих глазах это, всё же, «ещё одна евроигра». Тема восстановления Лондона после великого пожара меня ничем не цепляет, а совершать манипуляции с картами с целью заработать победные очки, увы, уже не так интересно, как раньше.

Может быть дело ещё и в том, что совсем недавно я опробовал ещё одну игрушку Мартина Уоллеса, где тоже есть город и карты. Я имею в виду Анк-Морпорк. Эти игры, конечно, совсем разные, но Плоский мир мне показался значительно более весёлым и забавным. Хотя он менее сложен, более рандомен и хаотичен. В общем, мой вердикт – Лондон подойдёт любителям хороших евроигр, с возможностью просчитывать и планировать свои действия. 

В Nexus Ops играли вчетвером, двое на двое. Кроме меня за столом были почти одни новички. Два товарища видели игру впервые, у ещё одного была за плечами одна партия. Быстро объяснив правила (и осознав при этом, как мне надоело всё время кому-то что-то объяснять), я раздал стартовые ресурсы и начал игру. 

Почему-то так сложилось, что первый ход в Nexus Ops всегда делаю я. Поэтому в начале игры у меня всегда лишь 8 ресурсов, на которые я традиционно закупаю 4-х пехотинцев. Двое остаются на базе (и добывают 5 единиц рубия в конце хода), а двое идут исследовать карту. Рядом с моей базой обнаружились два паука, которыми я устремился в центр, на захват монолита.

Где-то в третьем ходу я уже вскарабкался на гору и обеспечил себе стабильный приток в виде двух карт поддержки (Energize) в ход. Другие игроки по неопытности особого внимания на монолит не обращали, да и, наверное, если бы и захотели это сделать, нападать на занявший высоту мой отряд из трёх пауков им было особо нечем. Тем более, что мы с напарником связали их боями по периметру игрового поля.

Вообще, эта партия оказалась одной из самых неинтересных на моей памяти. Я даже не подозревал, что в Nexus Ops такое бывает. Соперникам постоянно не везло с кубиками, их войска промахивались и таяли на глазах. Даже карточки поддержки не выправляли ситуацию. По ходу игры разрыв в счёте достиг восьми очков (15:7) в нашу пользу и стало понятно, что надеяться, в общем-то, уже не на что.

У меня была армия из дракона и лава липера, поддерживаемых оравой фунгоидов, которая дошла аж до вражеской базы. Соперник тоже создал лавалипера и кучу войск поменьше, которыми успешно прессовал второго оппонента. А ещё я периодически я разыгрывал всякие ядовитые облака (карты поддержки, приходившие с монолита) и безнаказанно уничтожал то одного, то другого вражеского юнита.

Наверное, не стоило мне играть с новичками в полную силу. Хотя бы с захватом монолита надо было бы повременить. А то вышло какое-то избиение младенцев. 

7 комментариев

  1. Ser vershitel

    «Соперник тоже создал лавалипера и кучу войск поменьше, которыми успешно прессовал второго оппонента.»
    Наверно соратник?
    Спасибо за статью, как всегда интересно!

  2. Vladimir

    ««ещё она евроигра».» Вероятно, одна 🙂

  3. Александр

    Вот почему не люблю Nexus Ops — слишком большая зависимость от кубов. А я на кубы невезучий.

  4. elv-

    > На дворе 1666 год, в английской столице только что закончился великий пожар.
    А это точно 1666-ой год? Метро? Может быть речь идет о 1866?

  5. elv-

    Понятно… Тонкости перевода. Вот оригинал

    «London lies devastated after the Great Fire of 1666. This is your opportunity to build a new city on the ashes of the old. It is up to you how you employ the talents of the people of London to this end. Will you favour the business classes, who will earn you money? Or would you prefer to spend more money than you can rightly afford on grand monuments and sumptuous palaces? You must also deal with the problem of rising poverty and how to employ the many paupers of the city. Throughout the game you will be forced to make tough decisions. To achieve one aim you must sacrifice another, which may open an opportunity for a competitor.»

  6. azazel

    Прочитал обзор про Лондон… Странно, каким боком Плоский мир на него похож? Расстановкой фишек по районам и операцией с картами? Ну так можно все что угодно под «похожесть» подогнать… Если судить по обзору и сравнивать с Плоским миром, то второй веселее 🙂

  7. ChaosChild

    С новичками в Nexus Ops лучше всего играть в скирмиш. Каждый сам за себя. Тогда шансы выиграть увеличиваются.Пара на пару — для тех, кто уже много раз играл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑