Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 261. Настолки на выставке «Мипл-2012». 10-19.12.2012

За три дня выставки Мипл-2012 мы успели отыграть 17 партий в 14 различных игр, а потом ещё в 2 настолочки поиграли в поезде по дороге обратно в Самару:

Chicken Cha Cha Cha – 

Escape. The Curse of the Temple – 

Gauntlet of Fools – 

King's Bounty – 

Kolejka – 

Milestones – 

Riff Raff – 

Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island – 

Андор – 

Гномы-вредители (Saboteur 2) – 

Затерянный храм – 

Колонизаторы – 

Санкт-Петербург. Ассамблея – 

Санкт-Петербург. Новая Россия – 

Цитадели – 

Хоббит – 

Я твоя понимай! – 

Партии и игры описываются в хронологическом порядке.

День первый

1. Escape. The Curse of the Temple

Хит Эссена-2012. Кооперативная игра в реальном времени, в которой игрокам нужно выбраться из некоего храма. В коробке – стопка картонных тайлов с локациями храма и россыпь шестигранников с различными символами на гранях вместо привычных точек.

Игроки выставляют фишки на центральный тайл храма, включают аудиотрек, а затем начинают исследовать таинственное сооружение. Все действия выполняются путём броска кубиков: швыряешь их, смотришь, выпала ли подходящая комбинация на гранях и, если да, что-то делаешь. Если нет – бросаешь кубики ещё, ещё и ещё.

Действий в игре по сути три: открытие новой локации, перемещение и размещение кристаллов. Первые два просты, подложить к известной части храма новый тайл, да передвинуть свою фишку. А вот с кристаллами чуток сложнее. В начале игры у игроков есть общий запас кристаллов, которые нужно разложить по ключевым точкам в храме. Чтобы поместить кристаллы на поле, нужно выкинуть на кубиках необходимую комбинацию. Причём, иногда кубики надо бросать совместно с товарищами, поскольку у каждого игрока их всего по 5, а комбинацию, бывает, надо собрать из 7 или, например, 10 символов. Это – стимул к взаимодействию.

В постоянное бросание кубиков заложен небольшой твист – одна из граней каждого шестигранника содержит тёмный рисунок проклятия. Если её выкинуть, кубик считается заблокированным и откладывается в сторону. Вернуть его можно только если выбросить на другом кубике специальный символ. Из-за «проклятий» иногда может случиться так, что какой-то игрок вовсе останется без кубов. В этом случае кому-то придётся прибежать к нему и выбросить спасительный символ на своём кубике.

И всё это – на время. Аудиотрек состоит из трёх трёхминутных эпизодов, в конце каждого из которых игроки должны вернуться в стартовую локацию. Таким образом, в игре приходится принимать важное решение – когда уже пора «сворачиваться» и идти назад.

Неудивительно, что игрушка приобрела популярность на выставке в Эссене. Она очень простая, играется крайне быстро, при этом наполнена динамикой и драматизмом (кубики!). Мы с удовольствием сыграли в неё разок, но, вот, снова и снова садиться за неё – это врядли, сомневаюсь, что она может похвастаться большой реиграбельностью. Но для всяких казуальных игроков и новичков – самое оно, очень хорошая настолка.

2. Gauntlet of Fools

Манчкинообразная игра от Дональда Ваккарино. Автор Доминиона предлагает повторить путь, который все мы когда-то проходили: влезть в шкуру героя, топающего по подземелью и сражающегося с разнообразными монстрами. В коробке – колода карт, картонные жетоны и шестигранные кубики. Карты – это герои и их свойства, а также – большей частью – монстры. Жетончики нужны для обозначения имеющихся ресурсов (жизни, спецспособности), кубики – для сражений.

Игровой процесс незамысловат: тянем карту, получаем монстра, с которым должен сразиться каждый игрок в индивидуальном порядке (появляется как бы несколько экземпляров врага, с каждым из которых каждый игрок бьётся один-на один). Боёвка полностью отыгрывается на кубиках. За каждым героем их закреплено 3-4 штуки, в сражении ты их бросаешь и, если сумма точек на гранях превышает показатель защиты монстра, убиваешь его и получаешь награду в виде монеток (они же – очки). Монстр в свою очередь может нанести героям ранения и добавить ещё какое-нибудь непотребство.

У героев бывают спецспособности, например, плюсануть к результату кубика, бросить дополнительный кубик, убить монстра одним ударом и т.п. Игра идёт пока не погибнут все герои. У кого к тому моменту окажется больше всех монет, то и победил.

Игрушка, прямо скажем, не впечатлила. Во-первых, для меня тематика вторичной кажется. Во-вторых, боёвка на кубиках совершенно неинтересна, роль рандома очень велика. Если мне захочется побродить по подземельям, лучше уж вспомнить о Dungeon Raiders.

3. Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island

Разложили этого монстра то ли на троих, то ли на четверых. Базовые правила объяснил быстро, благо игра, всё-таки, в этом плане достаточно эргономичная. Прямо на поле последовательно отмечены фазы хода, обозначено, что когда происходит. Играть сели во второй сценарий, где по сюжету на острове потерпели кораблекрушение экзорцисты, не оставляющие своих планов. Для победы нужно построить 5 крестов в разных гексах. По сути задание похоже на цель первого сценария, там надо было собрать большую кучу дров. Тут – собрать те же самые дрова, только потом ещё построить из них кресты.

Сели играть, всё хорошо, добываем какие-то ресурсы, построили даже первый крест. Как только вскрылась первая карта приключений – снова затык. Руки бы оторвать человеку, который правила писал. Ну как можно в игре, где есть более двух сотен карточек, на которые завязана большая половина действий, не сделать в правилах раздел, где последовательно бы описывалось как какая карточка отыгрывается. Почему когда в 4-й фазе хода вскрывается карта приключения, а случайно нахожу в правилах внутри описания 1-й фазы хода упоминание о том, что такая карта замешивается в колоду событий? Тем более, что это не интуитивно, у колоды событий другая рубашка! Я конечно, сам виноват, говорил же, что не надо садиться за игру, пока не перепишу правила и полностью их не уясню, но что поделаешь, так уж вышло. 

Пегасов, кстати, подтвердил, в 2013 году Робинзона локализует Мир Хобби. Надеюсь, с правилами к тому времени случится что-нибудь хорошее 🙂 Пока в игру играть больно уж тяжко.

4. Milestones

Новинка Эссена этого года, типичная евроигра. Посвящена строительству некоего города и крутится вокруг поняти «верстовые столбы» или «вехи» (это milestones по-русски). Игроки аккумулируют ресурсы, а потом тратят их на строительство улиц, дорог и тех самых вех, получая за это победные очки.

У каждого игрока имеется персональное поле, обеспечивающее производство и потребление ресурсов, а результаты этой деятельности отображаются на общем поле города. Поначалу оно пустует, но затем на нём появляются деревянные улочки и деревянные же фишки домиков, верстовых столбов и рынков.

Система ресурсов достаточно интересна. Они добываются на персональных полях игроков, состоящих из двух половин. Верхняя предназначена для размещения работников, производящих ресурсы. В нижней находятся здания, где ресурсы можно тратить. По этому полю по часовой стрелке ходит фишка, передвинув её на нужное поле игрок совершает обозначенное на нём действие. При этом есть несколько нюансов, например, если в верхней части расположить в ряд несколько одинаковых рабочих, их всех можно активировать одним движением фишки. Если работники стоят «по порядку», их номера расположены по возрастающей, игрок получает за это денежную премию.

Кроме того, когда фишка проходит полный круг, игрок должен сбросить одного рабочего, а также скинуть неиспользованные ресурсы, если их количество превышает 3. Это очень интересный стимул не «черепашиться» (в той мере, в какой это слово применить к евростратегии), а тратить ресурсы практически сразу же после их получения.

Самих ресурсов, пять, кажется видов: дерево, камень, зерно, шерсть, деньги. Развивая добычу отдельных видов можно сосредоточиться на одном из доступных способов заработка очков: тянуть улицы, строить на них дома, создавать рынки и отвозить на них зерно.

Оригинальна и система получения очков. На общем поле имеется разметка под улицы, причём каждый перекрёсток помечен цифрой, это количество победных очков, которое можно получить если дотянуть туда улицу и поставить на перекрёстке верстовой камень. Плюс ещё рядом с улицами можно строить дома, они приносят сумму очков за соседние незанятые перекрёстки. Плюс ещё можно строить на свободных перекрёстках рынки. Они позволяют строить новые ответвления улиц и ещё на них можно выкладывать фишки зерна, за что также начисляются очки.

Игрушка достаточно несложная, такое хорошее евро семейного уровня. Ничего выдающегося, но и явных недостатков нет. Крепкий немецкий середнячок.

День второй

5. Kolejka

В единственной партии мы немного накосячили с правилами: каждый ход разыгрывали сразу несколько карт завоза, тогда как при игре вдвоём такая карта положена лишь одна. Ошибка обнаружилась лишь ближе к концу партии, и когда мы стали вскрывать по одной карте игра сразу показалась менее интересной, бороться, фактически, не за что, магазины пусты, ничего не купить (хардкор! реализмъ!).

Игра заключается в том, что мы выставляем миплов в очереди в несколько торговых точек, а потом в каких-то магазинах появляется немного товара, которого хватает в лучшем случае на первых трёх человек в очереди. Они возвращаются к игрокам вместе с покупками, а их менее удачливые коллеги продвигаются поближе к прилавку в надежде на лучшие времена. Всё это сдобрено суровыми иллюстрациями в мрачных тонах и крайне тематическими картами действий (вас здесь не стояло, женщина с ребёнком и т.п.).

Механика перемещения в очередях интересна, правила весьма проста. Первые впечатления – положительны. Вот бы её попробовать полным составом, впятером.

6. Затерянный храм

Партию отыграли то ли впятером, то ли вчетвером. Объяснял игру Пегасову и ещё нескольким новичкам. Их общее впечатление – те же Цитадели, только в профиль. Хотя я с этим не согласен, в Цитаделях работа с ресурсами устроена иначе, ты их получаешь два вида, карты и монеты и оба весьма важны.

В Храме ресурсов полтора типа – кристаллы, да мачете, из-за чего всё намного проще. А стратегия, кажется, всего одна – подкопить зелени, а потом сделать рывок, сыграв каноэ. И после выбирать героев так, чтобы никто не угадал твоего персонажа и не поменялся с тобой местами.

7. Riff Raff

С игрой познакомились совершенно случайно. Буквально шли и вдруг: а давайте сыграем? А давайте! Riff Raff – игра на ловкость. На столе стоит деревянный корабль, устроенный наподобие перевёрнутого маятника. Стоит его хотя бы легонько толкнуть, и он будет долго раскачиваться, пока не уравновесится.

Штука в том, что игроки каждый ход должны выкладывать на корабль деревянные фигурки: цеплять на мачты матросов, ставить на палубу сундуки и ящики, находить куда приткнуть крыс, доски и прочее барахлишко. И если не рассчитать, корабль начинает раскачиваться и многие предметы с него валятся – игрок должен забрать их себе.

И подкладывать предметы надо не просто так: различные части корабля пронумерованы от 1 до 10. Каждый ход игроки взакрытую выкладывают по карте с номером, потом одновременно вскрываются, а потом помещают на корабль по одной вещи в порядке очереди, начиная с того, кто сыграл карту с максимальным значением. Это очень важный механизм, с его помощью можно, например «подставить» товарищей, если корабль перегружен и с него вот-вот посыплется груз. Сознательно выбираем «1» и, скорее всего, кто-то походит ранее и допустит ошибку.

Каждый ход в Riff Raff – это накал страстей и состязание ловкости и удачи. Чуть-чуть ошибёшься, и у тебя полны руки новых деревяшек. Угадаешь с балансом – и следующий игрок оказывается в затруднительной ситуации, тронь корабль и с него посыпятся вещи. Кульминация игры – «качка», когда кораблик раскачивается как маятник, но все вещи чудом с него не валятся. Очень классная игрушка, всем понравилась!

8. King's Boynty

Карточная новинка от Мира Хобби по мотивам очень хорошей компьютерной игрушки, унаследовавшая от неё громкое имя и графику. Игра – сугубо карточная. В колоде есть три типа карт? строения и войска, плюс ещё задания, которые выкладываются отдельно: пяток на стол в общий доступ и по одному на руки каждому игроку. Задания несложные: заиметь больше всех замков эльфов, ввести в игру больше всех гномов и т.п.

Строения и войска делятся на несколько рас-мастей: гномы, эльфы, нежить, орки. Для каждой из этих рас существуют свои замки. Схема такая: в свой ход игрок может сыграть одну карту на стол, а потом одну набрать. Причём, играть нужно сперва замок, потом войско, причём, они должны быть одной расы. Если у тебя есть замок гномов, ты можешь вводить в игру гномов и так далее. Есть ещё пятая раса – люди. Она «джокерная» и может играться при наличии любого замка.

Войска нужны чтобы нападать на других игроков, отбивать у них замки и захватывать обелиски (карты, приносящие очки). Система боя простая, у каждого войска есть сила – параметр значением от 1 до 4. Чтобы захватить чужой замок надо сыграть более сильную карту. «Четвёрки» можно убивать специальными героями.

По ощущениям игра весьма напоминает Князей, мы выкладываем замки на стол и пытаемся отбить их друг у друга. Причём, поскольку карты «3» и «4» явно лучше «1» и «2», их все стараются держать на руках до конца партии. На столе творится хаос, планировать что-то сложно, поскольку каждый воюет с каждым, а из колоды карты приходят в совершенно случайном порядке. В итоге мы имеем нечто казуальное с привлекательным названием, игру, которая вряд ли сгодится для любителей сложных настолок.

9. Я твоя понимай!

Игра на объяснения, новинка от Правильных игр. Одна партия впятером или вшестером. Суть ЯТП – объяснить некие современные понятия, используя несколько базовых терминов. Как «крокодил», только не жесты используешь, а несколько примитивных словечек. Приходится пояснять «подводную лодку» как «вода, внизу, внутри», маникюр как «женщина, руки, когти» и т.п. Прелесть игры в том, что ассоциации рожаются у разных людей самый разнообразные. Для кого-то «камень снизу» — это стадион, а для кого-то – «пылесос».

В игре используются ставки и подсчёт очков на манер Dixit, но центральная механика целиком своя, оригинальная и интересная. Игрушку рекомендую любителям пати-геймов. Маленький недостаток – корявенькая вырубка жетонов голосования, а вместо общего счётчика очков в коробке есть много-много картонных квадратиков с цифрами, которые выдаются за правильные ответы. 

10. Андор

Я очень хотел познакомить с Андором Николая Пегасова и Ивана Туловского, но потерпел неудачу. Осваивать за ужином такую комплексную настолку оказалось тяжело. Сначала ребятам казалось, что она излишне проста (мы начали с самого первого обучающего сценария). Потом Иван немного погрузился в дрёму, а Николай неудачно подрался с монстром, из-за чего больше почти ничего не мог сделать в одиночку.

Всё-таки, Андор требует некого особого подхода. Спокойной обстановки, настроя на игру. В неё нельзя сесть и сыграть с кандачка, как это бывает со многими другими настолками. Надеюсь, и Николай и Иван ещё дадут этой игрушке второй шанс. Она этого заслуживает! Инфа 100%!

11. Санкт-Петербург. Новая Россия

Сыграли партию на пятерых (дополнение позволяет). Игрушка объясняется достаточно быстро. Вот зелёные карты, они приносят деньги, вот синие – они приносят очки, вот оранжевые – они приносят денег, но немного, и дают очки, но только в конце игры. Плюс ещё есть улучшенные виды карт всех трёх цветов.

Формула игры: покупай зелёные, а потом поймай момент когда пора переключаться в синие, для меня чуть не дала сбой. Николай Пегасов в самом начале игры купил синее 4-х или 5-ти очковое здание и заметно оторвался. Я же делал упор на зелёные карты и, только обеспечив себе стабильный доход, переключился на синие. В самом конце чудом отыгрался. Все остальные игроки видели СПБ впервые и, что характерно, набрали заметно меньше очков, но примерно одинаковое число.

12. Цитадели

Первую партию сыграли в гостиничном холле. Пегасов познакомил с игрой ребят, объяснил про роли. Тут же начали играть, все всё поняли, разве что традиционное «подтормаживание» на этапе выбора ролей присутствовало, но без этого в первой партии никак.

13. Цитадели

Второй раз играли чуть позже, в баре. Замешали в колоду карты дополнения и взяли альтернативных персонажей. Кстати, я даже не помню, играл ли ими или нет. По смыслу роли примерно те же, но работают чуток иначе. Например, вместо ассасина есть ведьма, которая «ворует» ход другого игрока и позволяет воспользоваться свойством выбранного персонажа. Вместо короля – император, он коронует не себя, а любого другого игрока, и так далее.

После этих двух партий Цитадели приобрели больший вес в моих глазах. Я увидел роль этой игрушки, она отлично подходит для настолки, в которую можно сыграть в кафе достаточно большой (5-7 человек) компанией. 

День третий

14. Riff Raft

В прошлый раз в партии в Riff Raft у нас произошёл казус: корабль удалось нагрузить таком образом, что его перекосило на бок и переклинило, он намертво застрял. Мы даже огорчились, мол, случайно «поломали» такую классную игру. И, вот, сели проверить, повторится ли эффект.

Во второй раз ничего подобного не случилось. Судно раскачивалось из стороны в сторону, как положено, предметы периодически валились по сторонам. Для себя в этой партии я определил стратегию осторожного поведения. По правилам можно иногда ставить на корабль две вещи, но с моей точки зрения это не оправданно, шанс на ошибку вдвое выше. 

15. Chicken Cha Cha Cha

Совершенно случайная игра, за которую мы совершенно случайно сели во время объявления итогов выставки. На столе выложен круг из различных картинок, по нему скачут петухи. Задача – обогнать соперников. В центре круга лицом вниз лежат жетоны. В свой ход можно перевернуть один из них.

Если на нём изображена картинка как на следующем поле на твоём пути, ты двигаешь своего цыплёнка. Если ошибся, ход переходит к следующему игроку. Игра, понятно дело, на память. По сути это Остров обезьян от Звезды. Достаточно прикольная, но, всё-таки, детская.

16. Санкт-Петербург. Ассамблея

Дуэльная партия с Николаем Пегасовым во второе дополнение, где появляется новый тип карт – карты действия. Их нельзя строить, а можно сыграть с руки ради какого-то разового эффекта. Например, поднять карту из отбоя и построить, или скинуть карту с руки. 

Тут уже я попытался построить в начале синее здание, но прогорел. Вложил в него достаточно много денег, а зелёные карты покупать было уже не на что. И, хотя по счётчику очков моя фишка бежала достаточно резво, Николай потом набрал обороты и с лёгкостью её обставил.

17. Колонизаторы

До ужаса обидная партия. Начал в центре острова, занял 6 и 8, но шестёрка, на которой у меня должен был добываться лес, за всю игру почти не выпадала. Тем не менее, я первым построил город, первым построил второй город, первым взял самую длинную дорогу и в какой-то момент лидировал со счётом 8:4:4:2. Потом меня пару раз раскулачили, построили более длинную дорогу и, вообще, началась чёрная полоса.

Претендентом на победу стал Пегасов, а выиграл совершенно внезапно Максим Верещагин, у которого на поле было всего-ничего, несколько поселений, но зато у него была и «самая длинная дорога» и «самая большая армия» и ещё карты развития с победными очками. А мы ещё ухмылялись, когда он перед игрой объявил, что прошёл Колонизаторов на телефоне 🙂

Обратная дорога

18. Хоббит

На третий день пути обратной дороги в Самару в поезде Владивосток-Пенза встретился с Антоном Макеевым, энтузиастом из Тольятти, загоревшимся идеей открыть магазин настольных игр. Оказывается, мы ехали в одном поезде, в одном вагоне, чуть ли не в соседних купе.

Разложили с ним Хоббита от Звезды, удачно прошли игру. Хоббит, кстати, сделан Райнером Книциа, и один в один, Властелин Колец, от него же. Года три назад мы играли в оригинальную версию, помню там точно так же надо было кооперативно топать по локациям и кидать кубики на проверках навыков.

19. Гномы-вредители (Saboteur 2)

Последней партией стала игра в Гномов-вредителей. Нравится мне, как во второй части придумали с ролями. Была игра для компании, а стала такой, что и вдвоём нормально играется. Мы три раунда отыграли и во всех трёх была интрига: за кого же соперник? Ищет ли он золото или только вредит? Или только кристаллами интересуется? Классная игрушка.

6 комментариев

  1. Tanone

    В Санкт-Петербурге синие карты срабатывают, только если у вас поровну оранжевых. Покупать синие в начале одна из самых больших ошибок. Тут очень важно организовать в начале механизм заработка денег, чтобы получать их 2 раза в раунд в больших объёмах. Собственно потому «Мистрес оф Церемонис» и «Обсерватория» такие читерские карты. Мистрес даёт кучу денег и немного очков и если её купить на первом-втором раунде то проиграть очень сложно. Обсерватория позволяет покупать зелёные, а потом оранжевые карты вне очереди.
    Обычно дорогую синюю карту берут в руку и держат. Чтобы выложить за 2 или 1 раунд до конца.

  2. Random Phobosis

    Наткнулся на славную альтернативу Цитаделям:
    http://boardgamegeek.com/boardgame/131357/coup
    впечатления гораздо лучше.

  3. rusa

    В Санкт-Петербурге вообще синие покупаю, большой набор из оранжевых в базовой игре выигрывает намного чаще чем стек из синих карт, в аддоне может и не так.

  4. muryskin

    @Random Phobosis
    по поводу альтернатив, кроме «Coup: City State», есть еще замечательная «Love Letter». для обеих есть ПнП вариант на местном форуме 😉
    вчера на игротеке обе были первые опробованы и оставили после себя только положительные впечатления)

  5. Майк Иванов

    Цитадели — великолепная игра. Года полтора всегда беру с собой, когда компанией куда-то едем. Играется довольно быстро, места занимает всего ничего, ну и не надоедает совсем 🙂

  6. Random Phobosis

    @muryskin
    Спасибо, Coup попробовал как раз потому, что годятся любые карты, а вот Love Letter изготавливать лениво. Но надо бы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑