За отчётную неделю сыграли всего одну партию – зато какую!
Memoir ’44: Sword of Stalingrad –
Sword of Stalingrad – это третье дополнение к Memoir ’44 в серии Battle Maps. В состав дополнения входит двухстороннее игровое поле формата Overlord размером 26 х 9 гексов, на котором напечатаны элементы местности а также обозначены места расположения отрядов. Такой подход значительно упрощает подготовку к игре, на поле не надо раскладывать леса, холмы и другие гексы местности, достаточно расставить войска и можно начинать. Ещё в составе дополнения есть два сценария обычного формата, плюс специальная колода «городских боёв», используемая в редких сценариях, разворачивающихся в городской местности. Карты «городских боёв» используются в дополнение к обычным картам приказов и позволяют усилить активируемые отряды: бросить дополнительный кубик в атаке, дальше передвинуться и т.п., среди таких карт есть и такие, с помощью которых можно насолить противнику, например, заставить его отряд отступить. Мы играли в «Меч Сталинграда» один из двух «больших сценариев», где задействуется эта самая колода.
Здоровенная простыня сценария выглядит масштабно и привлекает внимание. Когда я её развернул на игротеке, на наш стол посмотрели все, кто сидел поблизости. Не каждый день находятся желающие сыграть в такую большую игру 🙂
Увы, заранее напечатанный ландшафт не спасает от достаточно утомительной подготовки. В сражении с каждой стороны участвует 30-40 отрядов, то есть на поле надо выставить порядка 250 фигурок. Это довольно долго и немного утомительно, даже если работать вдвоём.
Особенность игр формата Overlord – партия идёт примерно до 15 медалей. Конкретно Sword of Stalingrad играется до 17-ти, это часа полтора реального времени. Не так уж и долго, но сюда нужно прибавить минут 20 на подготовку к игре и ещё хотя бы минут 10 на сборы после её окончания. Получается около 2 часов. Это не так уж и много по сравнению с обычными партиями в Memoir ’44, которые длятся около 30 минут, но всё-таки, довольно ощутимо. Два часа – это две трети эпической партии в Eclipse, в ходе которой можно успеть исследовать космос, изучить кучу технологий и натюнинговать несколько кораблей. В SoS, увы, событий у нас было не так много.
Возможно это претензии не в адрес игры, а в адрес игроков, но партия у нас была довольно-таки вялотекущей. Примерно на три четверти она состояла из позиционных перестрелок, и лишь ближе к концу на поле возникла динамика – отряды пошли на прорыв. Причём, практически симметрично, мои войска (СССР) выдвинулись вперёд на правом фланге, а противник (Германия) стал давить меня слева. Медленному перемещению способствует и рельеф – на поле появляется новый тип местности – «балки» (balkas), представляющий собой ямы-овраги. Балки дают защиту от выстрелов против всех типов войск, пехота, танки и артиллерия кидают в отряд в балках на один кубик меньше. Но и сам этот отряд кидает в атаку меньше на один кубик. И самое главное – встав на клетку с балкой или выехав из неё на другую местность надо тут же остановиться. То есть даже по балкам можно двигаться со скоростью 1 гекс за ход. Мы, кстати, правила интерпретировали неверно и считали, что если отряд начинает ход в балках, то может двигаться по ним с нормальной скоростью. А если б играли по-правильному, было бы ещё менее динамично.
Теоретически мы должны были яростнее сражаться, а Германии, возможно, стоило бы активнее атаковать. Дело в том, что по условиям сценария немцы могут заработать немало медалей за занятие ключевых точек. Тут и мосты, и здания, и Мамаев курган и даже целый комплекс заводов, состоящий из разбросанных по тылу русских восьми гексов, кто контролирует большую их часть получает 2 медали. Но как-то не сложилось.
Ситуацию не спасли и карты городских боёв. По факту это магия, как в Battlelore. Мы их, кстати, «заклинаниями» называли. Их достаточно мало. По правилам выдаётся всего по 2 штуки на человека. Хотя мы играли на большой карте и поэтому раздали по 3, так как насчёт формата Overlord упоминается «1 карта на каждого полевого генерала», то есть, получается три. Отдельно, правда, не оговаривается, сколько карт надо раздавать, если в Overlord играют не 6-8 человек, а всего два, но я полагаю 3 карты явно не перебор. Специальными свойствами их мы пользовались всего раз пять за игру, а новые карты на руку практически не приходили. Их можно заработать если сыграть Recon 1, в удвоенной колоде для оверлорда таких карт всего 12, а мы за партию не пролистали и половины колоды.
Ещё из особенностей игры – мы очень быстро исчерпали запас карт. В Оверлорде их в начале 10-12 штук, и в конце каждого хода ты набираешь по 2 карты. А сыграть за ход можно 1, 2 или 3 штуки. И, например, если несколько раз сыграть по 3 карты, то рука очень быстро опустеет. Ситуацию можно выправить, если иногда разыгрывать только одну карту (набираешь-то всегда 2, сколько бы ни сыграл), но мы на такое практически не шли. Играли или по 3 карты или по 2, но 1 – почти никогда.
Говорят, прелесть Overlord – в командном формате, когда с каждой стороны стола сидят по 3, а в идеале – по 4 человека. Мы как-то пробовали так играть, и нельзя сказать, что это была какая-то выдающаяся партия. Она состоялась почти год назад и сейчас я просто вспоминаю, да, сыграли, и всё. Никаких особенных эмоций не запомнилось. Отыграли и отыграли. Разве что новичка выгнали из-за стола, который ни разу не сыграв в базу пришёл к нам сразу за Overlord 🙂
Тем не менее, несмотря на долгую раскладку, достаточно длительную партию и ощутимое время на упаковку всех компонентов в коробки, игра мне понравилась. С удовольствием перекинулся бы в Sword of Stalingrad ещё разок и даже не отказался бы сыграть в него командой. Надо повторить!
Здравствуйте!!!Игра конечно супер, но хочется уже купить дополнение!!!!У меня только стартер!!!Подскажите пожалуйста, какое дополнение купить первым, вторым, третьим и т.д. Насколько я понял, если купить, например, какой-нибудь доп наугад, то может не получится поиграть с ним и с базой…Посоветуйте, пожалуйста….
Eastern Front+Winter/Desert Map+(опционально)Terrain Battle Pack
Потом можно Mediterranean Theater, так как пустынная карта напечатана на другой стороне зимней.
Такой вопрос…Играя карту RECON, я должен только походить юнитами, или атаковать тоже можно?????Или вообще все зонные карты предусматривают сначала передвижение и атаку затем???????????????????????????
Если не указано иного в тексте карты, то любая активация отрядов предполагает сначала перемещение всех отрядов, затем атака. В том числе и карта Рекон.
Уважаемые товарищи МЕМОИРЩИКИ!!!!!!!!Такой момент….Когда пехота атакует в ближнем бою, находясь на холме, пехоту врага, которая также на холме — это эффект плато, понятно…Поясните, а если между ними пустой гекс????????А гекс леса если????И тот же самый гекс холма между отрядами?????Есть линия видимости?????????????????????