Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 282. 3-9 июня 2013. Три новинки.

За отчётную неделю было отыграно всего три партии, зато все три игры — новинки:

011 – 

Проект Манхэттен – 

Центральный рынок – 

Манхэттенский проект. Настолка про создание атомных бомб. Рассчитана на 2-5 игроков. С виду — достаточно сложная игра с разнообразным количеством действий. По факту — очень приятный мипл-плейсмент с элементами складывания комбинаций, напоминающих разыгрывание цепочек карт в Доминионе.

Каждый игрок в МП представляет собой участвующую в ядерной гонке сверхдержаву. Не располагая на начало партии практически никакими ресурсами, всем предстоит добыть урановую руду, построить обогатительные заводы, обзавестись командами учёных и инженеров, обеспечить выработку урана и плутония и, наконец, создать атомную бомбу. И, может быть, даже взорвать её.

Игрушка разворачивается на небольшом поле, в качестве дополнения к которому выступают персональные планшеты игроков. На начало партии они пустуют, но впоследствии на них будут появляться различные производственные здания, производящие так необходимые для создания атомного оружия ресурсы. 


Общее поле

На общем поле располагается несколько областей с помощью которых можно: построить здания на персональном планшете; добыть деньги; добыть урановую руду; получить новых рабочих; создать уран или плутоной; разработать чертежи бомбы; построить самолёты; нанести авиаудар по противнику.

В свой ход игрок может разместить 1 рабочего на общем поле, а потом поставить сколько угодно рабочих на свой персональный планшет. В начале партии он пуст и ставить людей некуда, но чем дальше в лес, тем больше вещей можно будет сделать с помощью собственных зданий. Кстати, рабочие в этой игре – это действительно рабочие. Простые работяги, которых в ходе партии можно выучить на инженеров или учёных. Но и на обычных парней сохраняется спрос до самого конца игры, потому что для производства бомб нужна урановая руда, которую добывают из рудников шахтёры.


Персональный планшет

Одна из самых главных и ключевых механик игры – операции с бомбами. Это, кстати, единственный способ заработать победные очки. Имея достаточное количество ресурсов можно создать бомбу, поставить её на вооружение и, наконец, взорвать. 

Отличительная особенность Манхэттена – в это игре нет как таковых формальных ходов, разделённых на фазы. Как, например, в Энергосети, где в начале хода всегда аукцион, потом закупка ресурсов, а в конце – техническо-бюрократическая фаза. Весь игровой процесс – это выставление рабочих. Поставил, выполнил действие. Кончились рабочие – забрал их обратно и в следующем ходу снова поставил. Из-за этого игра течёт очень ровно и бесперебойно. Даже впятером ходы делаются очень быстро, очереди своей ждать не приходится.

Производственные ресурсы в игре делятся на несколько уровней. Персонал, руда и деньги — это первый уровень, эти ресурсы, практически, взаимозаменяемы. Люди могут добывать и деньги, и руду. Также руду можно продавать и покупать за деньги. Все эти три вида ресурсов можно конвертировать в ресурсы второго уровня — уран и плутоний, материалы, без которых невозможно создать атомное оружие. Наконец, третий уровень — это чертежи бомб. Если их у тебя нет, никакую бомбу ты не сделаешь, хоть у тебя тонны руды, миллионы денег и сотни работников.


В моём экземпляре некоторые рабочие вырезаны кривовато

Очень здорово, что выставив работника, ты тут же получаешь произведённые им ресурсы и сразу же можешь их задействовать. Например, можно отправить одного чернорабочего в университет, получить инженера, тут же послать его на стройку, возвести шахту, загнать в неё рабочих и добыть урановую руду. И всё это – за один ход.

И это не просто евро-мипл-плейсмент. В игре есть и взаимодействие игроков с элементами прямого противостояния. Во-первых, можно отправлять своих работников в чужие здания. Так вы не только пользуетесь преимуществами строений противника, но и блокируете их для него самого. Во-вторых, можно насылать на оппонентов бомбардировщики и повреждать ключевые строения, которыми нельзя пользоваться, пока они не будут отремонтированы.


У каждой бомбы есть собственное имя!

Игра радует не только тематикой, продуманной механикой, плавным игровым процессом, отсутствием даунтайма и достаточно понятной производственной цепочкой, но и оформлением. Обложка правил стилизована под старую газету, а игровое поле и здания оформлены в очень привлекательном стиле с налётом ретро. Единственный минус – деревянные кубики урановой руды и диски игроков. Больно уж они грубые и неряшливо покрашены (качество такое же, как у кубов из Алькатраса). Но это, по большому счёту, мелочи. Манхэттенский проект – очень хорошая игра. В ассортименте Мосигры я бы поставил её на второе место (на первом у меня Hive).


Карты игрока: счётчик дохода, маркер цвета, три спецкарты и проданные огурцы

Центральный рынок. Небольшая игрушка от латышской компании Brain Games. Поставляется в маленькой коробочке, внутри которой колода карт, небольшой счётчик очков и два десятка картонных жетонов. Игра повествует о буднях рыночных торговцев, пытающихся продать покупателям различные виды овощей. 

Здесь есть колода товаров, состоящая из карт перцев, огурцов, помидоров, моркови и баклажанов различного достоинства (от 2 до 4). Ими, в основном, и приходится оперировать. В ходе игры такие карты выдаются игрокам на руки, после чего кто-то начинает что-то продавать. Активный торговец объявляет название товара и цену за единицу. Называет, например, огурцы и обозначает с помощью специального счётчика свою цену (от 1 до 9 рублей). Затем начинается своеобразный аукцион на понижение. Следующий игрок может либо спасовать, либо предложить свою цену, которая должна быть ниже заявленной. Далее все игроки точно так же, либо пасуют, либо падают в цене ещё ниже. Когда круг заканчивается, начинается продажа.

Первым продаёт свой товар игрок, предложивший наименьшую цену. Далее — по возрастающей, последним реализует овощи тот, кто начинал торги. Особенность тут в том, что всего за круг можно продать только десять единиц одного товара. Поэтому те, кто демпинговали могут успеть толкнуть свои овощи, а тот, кто начал торговлю, останется с картами на руках и без денег. Так что этот момент обязательно надо учитывать, когда называешь товар и назначаешь на него стартовую цену. 


Общий счётчик очков

Второй важный момент — каждый игрок за круг может продать только 10 единиц любых товаров. Это ограничение также нужно принимать во внимание, потому как если кто-то уже много чего-то продал, этого игрока можно уже не опасаться.

Ограничение на 10 единиц одного товара на круг и персональное ограничение 10 единиц товара на игрока — они это игровые условности, но зато они очень хорошо создают атмосферу рынка. Постоянно смотришь, получится ли продать что-то ещё, удастся ли реализовать карты с руки.

По итогам каждого круга игроки подсчитывают заработанные деньги и получают очки. Самый богатый получает очки в количестве, равном количеству игроков. Например, если за столом 5 человек, тот, кто наторговал на максимальную сумму, получает 5 очков. За каждое последующее место даётся на 1 очко меньше. В зависимости от количества игроков игра длится от 5 до 7 раундов после чего по числу победных очков определяется победитель.


Счётчик для объявления цен при торговле и игровая колода

Есть в игре ещё пара нюансов — спецкарты разового действия, которыми можно продать товар сверх лимита, продать вместо нужного товара что-то ещё или уполовинить прибыть другого игрока. Каждый товар продаётся за один круг только один раз. Кроме того, в последнем раунде новые карты на руки не выдаются, игроки располагают лишь тем, что накопили за предыдущие ходы. 

Тут имеет место быть фактор удачи, иногда овощи можно очень выгодно продать просто потому, что у других игроков на руке нет нужных карт. Есть интересные выборы, связанный с объявлением стартовой цены. Можно, например, зарядить минимум только ради того, чтобы тот или иной товар не продал больше никто.

Центральный рынок — крепкая, хорошая игрушка. Она не хватает звёзд с неба, но очень неплохо выглядит на фоне товарок. В своём жанре — карточный филлер — очень даже неплоха. Для опытных игроков, она простовата, а вот каким-нибудь начинающим настольщикам вполне пойдёт. Даже с детьми играть можно. Это была моя первая настолка от Brain Games, и я ею весьма доволен. Молодцы, ребята!


Начало партии

011. Мистическая игра о поисках таинственного органа бытия, с помощью которого нужно предотвратить апокалипсис. Перед всеми игроками стоит одна и та же задача: найти произведение, найти орган и вычислить избранного, того, кто сможет сыграть на волшебном музыкальном инструменте. Игроки ведут поиски все вместе, но победить может только один.

Действие игры разворачивается на территории итальянского города Турина. Он разделён на кварталы, в которых восьмёрке героев предстоит искать улики и, в конце-концов, отыскать заветный рояль. Город имеет развитую транспортную систему, к услугам персонажей монорельс, метро и дирижабли, с помощью которых можно перемещаться куда быстрее, чем на своих двоих.

Каждый ход игрок может продвинуться в том или ином направлении поисков: найти очередную страницу с нотами, примерно прикинуть в каком направлении располагается рояль или вычеркнуть кого-нибудь из списка потенциальных избранных. Попутно можно собирать улики, которые помогают в расследованиях.


Игровое поле

011 длится ровно 11 ходов и каждый ход состоит из 5 фаз. Сначала вскрывается карта события, модифицирующая свойства некоторых героев. Затем проходят торги за очерёдность хода. Чем раньше ходишь, тем, обычно, выгоднее, потому как в начале каждого хода в городе появляются улики, и чем раньше твоя очередь, тем больше шанс заполучить их себе. Однако иногда события дают бонус последнему игроку, иногда — второму или третьему, так что их нужно учитывать при торгах.

В качестве ставок используется время. У каждого игрока есть 45 минут на всю игру. Если оно закончится, ты встаёшь из-за стола и уходишь, всё, проиграл. Уходит время не только на ставки, но и на вращение шестерёнок в каждом ходу. Но потеря времени не необратима, некоторые события и находки могут его возместить. Подобные способности есть и у некоторых героев.

После того, как очерёдность ходов определена, игроки по очереди действуют. В свой ход игрок может активировать любого из героев. Тут нет такого, что за каждым человеком закреплён какой-то конкретный персонаж. После выполнения действий героев наступает конец хода. Стрелка на игровых часах двигается на одно деление вперёд. Если она достигнет цифры XII, а условия победы не будут выполнены, все игроки проигрывают.


Планшет для выбора героя в текущем ходу

Игровые действия в 011 совершаются достаточно оригинально. На поле есть три взаимоувязанные шестерёнки, вращая которые игрок определяет три параметра: дальность перемещения в текущем ходу, тип доступного общественного транспорта и выполняемое действие. 

Итак, игрок крутит шестерёнки, а потом двигает выбранного героя, собирает улики и выполняет действие: добывает новую страницу с нотами, берёт карту находки (где может быть разовый бонус либо ориентир по местонахождению рояля) или смотрит кому-нибудь в руку, стараясь вычислить избранного.

Тут такая фишка: всего в игре есть 8 персонажей и небольшая колода персонажей из 8 карт. В начале игры одна из этих карт в закрытую откладывается в коробку. Это — избранный. Из остальных 7 карт по 1 раздаётся каждому игроку, а остальные кладутся в стопку рядом с игровым полем. В ходе игры надо просмотреть карты в этой стопке, а также карты в руках у игроков и методом исключения определить, кто же избранный. Чтобы заглянуть в чьи-нибудь карты как раз и нужно действие "расследование".

Находить страницы с нотами нужно чтобы собрать полностью ключевое произведение. В игре есть специальный трек, поделённый на 15 клеток. По нему постепенно ползут фишки игроков — для победы нужно набрать все 15 страниц. Как уже было сказано, победитель в 011 может быть только один, так что все 15 страниц стремятся набрать все игроки.


Игровые карты

Наконец, карты находок нужны, чтобы отыскать заветный орган. На поле есть ключевые точки, остановившись в которых можно выложить на специальную "розу направлений" карту локации. Она определяет расположение органа относительно различных ориентиров. Как только на этой "розе" наберётся 4 карты, рояль выставляется на поле и к нему теперь надо привести избранного (которого ещё нужно угадать), чтобы он сыграл волшебную мелодию (а для неё нужно целиком собрать ноты).

В 011 есть плюсы. Это пара любопытных механик — шестерёнки, определяющие параметры действий персонажа, а также детективная составляющая, заключающаяся в  вычислении избранного. У игры очень качественные компоненты и оформление. Но у неё есть минусы, которые для меня напрочь перевешивают всё остальное.

Главное, играть скучно. Темп игры очень и очень медленный. Приходится ждать своего хода, смотреть как действуют другие игроки. И мало того, что ожидание неприятно само по себе. Обидно, что время уходит, фактически, впустую. Большое и красивое поле и двигающиеся по нему красивые фигурки на самом деле — лишь условность. Вот крутит игрок шестерёнки, ходит куда-то героями, а результат всех этих манипуляций очень прост — ты получаешь 1-2 улики и либо качаешь музыку, либо заглядываешь в чьи-то карты, либо берёшь карту находки. "Выхлоп" крайне незначителен, а вот действий ради него надо выполнить очень много. Ждёшь, своего хода, ждёшь, что-то там делаешь, двигаешь фишки по полю, а на самом деле игровая ситуация практически не меняется.


Шестерёнки, определяющие дальность перемещение и действие

Ещё в игре есть очень странный предатель. Начиная с пятого хода всем раздаётся по одной карте лояльности, и один из игроков становится приверженцем злого божества. Только смысла в этом нет практически никакого. Предателю никак нельзя помешать. Предатель никак не может помешать остальным игрокам. У него остаётся та же цель — найти избранного, только немного модифицируются условия: ему нужно собрать всего 12 нотных страниц из 15-ти, но зато в дополнение надо добыть две карты находок со специальными "волчьими" отметинами. Единственная разница — предателю не нужно искать орган. И, теоретически, вычислив его, игроки могут выторговывать себе очерёдность ходов, загоняя общего противника в невыгодные рамки. И это всё.

Вот так вот. Небогатый выбор действий. Очень ощутимый даунтайм. Непонятный предатель. Добавьте сюда мелкое неудобство — фигурки персонажей не очень-то отличаются друг от друга, а ещё их надо сопоставлять с картинками, когда выбираешь кем ходить. В итоге — скучная ходилка с невнятными целями и угадыванием персонажей практически на манер Cluedo. Мне даже жаль Правильные игры. Зачем им в ассортименте такая настолка? По-моему, кроме фанатов группы "Терион", её лучше никому не показывать. 011 не должна никого вводить в заблуждение привлекательным внешним видом. Внешне она хороша, а по содержанию – совсем никакая. Давно я не играл в настолько неинтересную игру.

2 комментария

  1. SkAZi

    Фанатам группы Therion, её показывать как раз вообще нельзя. Чтобы не загонять людей в когнитивный диссонанс вплоть до расстройства личности. =)

  2. Michael

    «игра о поисках таинственного органа бытия» — здесь обязательно надо ставить ударение… а то будет, как в анекдоте «поручик, молчать» 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑