За отчётную неделю сыграно 4 партии в 2 различные настолки:
Napoleon’s War II: Gates of Moscow –
После неудачного сценария Маренго, с которого мы начали знакомство с игрой, я был недоволен Наполеоном. Вместо ожидаемой стратегии по мотивам наполеоновских войн мне достался какой-то дайсфест, самая натуральная кубикокидалка, в которой ничего особо не надо делать. Знай себе целься из пушек, да кидай кубики, в надежде, что выпадет как можно больше шестёрок. После я прочитал в сети, что сценарий Маренго – не самый лучший, наиболее интересным считается Аустерлиц. Но в этот раз мы решили попробовать Бородино.
Русская и французская армии сходятся у редутов. Французы атакуют, русские обороняются. В зелёной армии наших соотечественников имеются 4 пушечные батареи, расположенные в укрытиях на холме, 3 отряда конницы, 8 отрядов пехоты и 3 лидера. У французов силы примерно те же: 4 батареи, 8 пехотных отрядов, 4 конницы. И тоже три лидера. Небольшой перевес на стороне Франции, у неё и лидер посильнее и один отряд конницы дополнительный.
Но перевес – это ещё бабка надвое сказала. По условиям сценария французам положено атаковать. А нападать при соотношении армий один-к-одному – это не самая прекрасная задача. Но, как бы то ни было, условия таковы: за 30 ходов надо набрать 8 медалей. Начисляются они за уничтоженные отряды, а французам ещё и за занятие ключевых точек – редутов, на которых в начале партии располагаются русские батареи. Через 30 ходов игра в любом случае завершается. Если к тому времени французам не удастся победить, им засчитывается поражение.
В первой партии мне досталась Франция. Я рассудил так: слева превосходящие силы противника, так что будем постепенно давить справа плюс атаковать пушками в центре. Стал стрелять и тут же понял, что задумка плохая. По традиции мои пушки, поражающие цель на 5-6, упорно выбрасывали 1-2. После трёх-четырёх таких залпов я понял, что тратить очки действия на активацию артиллерии – это бестолковая потеря времени и сил и двинулся вперёд по правому флангу.
В это же время меня начали теснить вражеские конники на левом фланге. Там в Бородино обороняли мост два моих отряда пехоты и один конный. Пехотинцы мужественно сдерживали штыковые атаки французов, достаточно долго стояли под залпами коней, но ничего не смогли противопоставить артиллерии, которая запросто их обстреливала и, в конце концов, уничтожила.
Тем временем я продвинулся вперёд справа. Наскочил конницей на пехоту, но та забралась на холм и построилась в каре. И хоть ты тресни, сколько я не кидал кубики, ни одной шестёрки так и не выпало. Чтобы увеличить шансы на успех я подвёл к горе отряд пехоты и бросил его в штыковую атаку, но кубики снова подвели. И тут – сюрприз – противник двигает свою артиллерию в лес, и в секторе её обстрела оказываются мои конники и пехотинцы. Что делать? Пушка бьёт их тремя кубиками на 5-6, а я могу только стрелять из ружей жалкими шестёрками. Да ещё и максимум два кубика кидаю, потому что батарея засела в лесу. Можно было бы атаковать с наскоку кавалерией, но она не умеет проводить шок-атаки в лес. В общем, из-за этой неубиваемой батареи, пришлось отступить.
А на левом фланге продолжали развивать успех вражеские конники. Они продвинулись вперёд и обошли меня с тыла, намереваясь ударить в спину моим пушкам. Не тут-то было, батарея просто развернулась и дала залп почти в упор. Кони полегли практически все. Один смог завалить мой отряд, но потом позорно ускакал в кусты залечивать раны.
В ответ я тоже стал активнее использовать конницу. На левом фланге проскакал мимо засевшей в кустах пушки и тоже ударил со спины. И успешно! Первым же наскоком уничтожил отряд пехоты, а потом ещё и на пушки навалился. Но вражеская артиллерия расстреляла моего всадника. А потом противник убил ещё кого-то и заработал 8-е победное очко. Партия закончилась со счётом 8:6 в пользу России.
Ощущения по итогам партии – так себе. Снова большую роль сыграли пушки. Конницей мы немного маневририровали, забегали в тыл, организовывали «клещи», но какого-то заметного эффекта не было. Максимум, 1-2 отряда удавалось убить, после чего всадники гибли сами. Основную партию в сражении вела, всё-таки, артиллерия.
Меняемся сторонами. Теперь русские у меня под командованием. Буду сдерживать атаки синих мундиров. Только вот противники, что-то не идут вперёд. Наоборот, отступают, сдают мне Бородино без боя. Я гоню их всадниками. Топчу пехоту, но нарываюсь на выстрелы. Один конник остаёт, другой быстро умирает, а третьего зажимают три отряда противника у края карты: два всадника и один пехотный отряд, собравшийся в каре и состоящий лишь из одного солдата. Ух, сколько раз я в него кидал три кубика своим всадником. И хоть бы раз шестёрка выпала!
В левой части, где более-менее активно русскими нападал я, наблюдалось полное затишье. Просто я сразу же двинул в тот волшебный лес свою пушку и противник даже не пытался выйти вперёд. Основные действия развернулись по центру карты, где располагалась артиллерия. Каждый ход 3-4 пушки давали залп по противнику. Периодически убивали 1-2 солдат, но никакого влияния на исход битвы это не оказывало, потому что другой игрок тут же восполнял ряды, пользуясь возможностью лидера восстанавливать повреждённые отряды.
Собственно, большая часть этой партии так и выглядела: сначала кидаю горсть кубиков я, потом – противник. Потом наоборот. В конце концов в какой-то момент мне стало везти чуточку больше и восемь очков снова заработали русские. Французы выступили чуть менее успешно, у них, кажется, было всего пять.
Сказать, что я расстроен – это не сказать ничего. Снова эта проклятая артиллерия и снова вокруг неё строится вся игра. В моём представлении хорошая военная стратегия или тактика (для меня стратегия – это когда можно строить новые войска, а тактика – когда воюешь тем, что дают) связана с маневрами. Обход с фланга, сосредоточение войск на ключевом участке. Разовый натиск и прорыв обороны. Обращение противника в бегство. Скажем, всё то, что я с удовольствием наблюдал и реализовывал в Memoir ’44 и Battlelore.
В Наполеоновских войнах, по идее, должен быть больший простор для творчества. Тут нет никаких карт, отряды можно активировать любые. Словом, придумывай любой план атаки или обороны и дерзай его реализовывать. А на практике всё разбивается об огневую мощь артиллерии. Зачем что-то изобретать и обходить за несколько ходов позиции противника конницей с фланга, если всё, что получится в итоге – это одна атака двумя-тремя кубиками, с успешными бросками на 4-6, после чего вражеская артиллерия тут же тебя уничтожает? Зачем идти на такие военные хитрости, зачем прилагать столько усилий, если можно просто бросить те же два-три кубика пушками. Пусть даже шансы на успех чуть ниже.
Пехота – это вообще не пойми что. Ходит медленно, нормально атакует только в штыковую, но пока дойдёт – её целиком размотают вражеские ядра. Конницу атаковать нормально не может. Способна разве что ключевые точки удерживать, если в отряде есть лидер, которые восстанавливает по 1 фигурке каждый ход.
Есть вопросы и к коннице. Она маневренная. Хорошо бьёт пехоту. Но если враг отходит в укрытие, кони тут же становятся бесполезными. И их убить не может практически никто (если только не подставиться под пушки), и они никого не убивают. Да ещё и ключевые точки они неспособны захватывать. Получается, они служат лишь пугалом, фактором, который немного сдерживает врага и заставляет его бояться внезапного наскока (который, скорее всего станет первым и последним ударом).
Зато артиллерия – это ооо! Ну скажите мне, зачем было делать сценарий, где пушки уже изначально стоят друг напротив друга на самых хороших позициях. И вся игра потом – это просто швыряние шестигранников. Соревнование на тему кто кого перекидает. Никаких манёвров. Никаких интересных решений. Ты или кидаешь кубики в надежде, что твои пушки убьют противника раньше, чем он успеет вылечиться. Или идёшь в атаку надеясь, что оппоненту не повезёт с кубиками про стрельбе пушками.
По большому счёту примерно так ведь всё и было в истории. Артиллерия в наполеоновских войнах была очень сильна. Пехота представляла собой пушечное мясо и, если не построиться в каре, просто ложилась под натиском конницы. Но можно же как-то было всё это реализовать не так прямолинейно. Не так уныло. Чтобы воевать было хоть чуточку интереснее. Мы, главное, уже два сценария посмотрели. Я отыграл в Napoleon’s War четыре партии. И все они были ужасно скучными. И все четыре строились исключительно на использовании артиллерии.
Ничего хорошего в этом я не вижу. Мощные пушки и отсутствие смысла активно пользоваться другими подразделениями приводят только к одному результату – вместо того, чтобы двигать войска игроки просто смотрят друг на друга и раз за разом бросают кубики. В моём представлении это называется «игра играет тобой». Когда никаких решений принимать не надо, действуешь просто автоматически и всё.
Главное, теоретически-то всё могло бы быть намного лучше. По механике Napoleon’s War весьма близка к игре Conflict of Heroes, где тоже есть гексагональное поле, командные очки и кубики. Только в CoH маневры имеют очень большое значение, потому что на различной дистанции стрельбы её эффективность отличается, плюс можно атаковать противника во фланг. В Napoleon’s War же всё как-то слишком просто, даже примитивно.
Остаётся только одна надежда. В конце правил есть раздел со всякими опциями. Можно вводить конную артиллерию, модифицировать свойства каре, позволять коннице ходить в шок-атаку и позволять солдатам атаковать всадников. Надо будет внимательно все эти правила изучить и попробовать сыграть по ним в Аустерлиц. Это будет последний шанс для Gates of Moscow. И если игра и его провалит, за неё я больше не сяду.
В A Few Acres of Snow сыграли с товарищем, который не видел эту настолку в глаза уже примерно полгода. Это большой срок для AFAS, поэтому мне пришлось напомнить ему правила. Но всё равно, первая партия была сложной. Сам помню, когда мы пару недель назад вытащили коробку с дальнего угла полки, я сам долго восстанавливал в памяти правила. И то, до сих пор, выясняю новые подробности.
Например, в этот раз мы узнали, что когда берёшь в руку резерв, надо взять сразу все карты и за каждую заплатить 1 монету. Не хватает денег? Значит – не берёшь карты. Или, с тем же резервом связана ещё одна фишка. Мы повалились класть туда карту фортификации, а после поднимать её в тот момент, когда противник выходит на рейд. Вот только кто сказал, что взять карту из резерва можно в чужой ход? Оказывается, отбиться от рейда можно только тем, что есть на руках.
В первой партии я был за французов. За них я не играл достаточно давно и решил, что попробую в этот раз удариться в колонизацию. У меня всего 8 дисков, так что нужно развить 8 городов. А там и до победы не далеко. Решил было, но в начале противник сразу высадился в Галифаксе, и я не удержался. Пошёл в атаку. Всё было хорошо. У меня в стартовой руке была двойная военная карта. Ещё одну такую же я сразу купил. Но противник умудрился быстро взять себе пушку, а потом она тут же пришла ему в руку, и за три монеты он сделал мощный залп, перебить который мне было нечем (и тут проклятая артиллерия решает!).
Но ничего. Я скинул в колоду действий стартовую бесплатную военную карту и стал колонизировать территории. Прикупил две зелёные карты поселенцев и стал огораживаться от противника фортификациями. На всякий случай, чтоб его индейцы ко мне не ходили.
Дальнейший ход игры был весьма мирным. Мы не воевали, но очень часто отправлялись в рейды. И почти всегда – безрезультатно. Особенно возмущало это оппонента. У него по ощущениям в колоде на 2-3 индейцев было больше, но когда они приходили в руку мне всегда было чем блокировать налёт. Неоднократные привели только к тому, что нам удалось захватить по одному вражескому кубику поселения.
Я, тем временем, активно осваивал территории и вскоре запас синих дисков в игровом банке иссяк. Партия закончилась, мы стали считать очки. У меня было 54, у противника, кажется, 42. Франция победила.
Тут же сели играть ещё. В этот раз я снова решил колонизировать города и стараться не воевать. Ни в какие ранние атаки не пошёл. Более того, дождался, что на меня наломились англичане. Мы достаточно долго сражались, я даже прикупил одну или две военные карты, но сдержать осаду мне было не по зубам. Кансо, порт рядом с Луисбургом, пришлось сдать.
Но я не растерялся. У противника колода был больше, а у меня совсем-совсем тонкой. Я тут же начал осаду Галифакса. Мои военные карты резво вернулись из отбоя в руку, а противник продолжал тянуть карточки из колоды, где войны было совсем немного. В общем, скоро Галифакс стал моим.
Далее чтобы обезопасить себя от возможных посягательств я построил почти в каждом поселении оборонительные сооружения. Чёрных дисков с моей стороны было очень много. Более того, я начал засматриваться на Пемаквид. Собрал хорошую руку, закупил артиллерию и ударил! Противник пытался несколько ходов сдерживать осаду, а потом просто сдался. Синие диски уже снова были почти все израсходованы, а тут ещё и военная неудача. Снова французы победили. Ну, хоть отыгрались за Бородино 🙂
Обе партии у нас шли по одному и тому же сценарию. Англичане быстро берут Галифакс, Французы отхватывают две другие локации между Луисбургом и Порт-Роялем, а потом резко уходят в колонизацию. Тут, как мне кажется, очевидно проглядывает направленность сторон. Англия делает больший упор на войну, у неё в колоде, вероятно, больше военных карт. Франция может легко устремиться в сторону колонизации, благо на синей стороне карты локации ценнее и их весьма выгодно развивать до городов. Кстати, интересно, если англичанин в начале скупит нейтральных сеттлеров, светит ли французу успешное развитие поселений?
В этой партии я кое-что понял. Осознал, почему мне нравится декбилдинг. Фактически, любой. И в Доминионе, и в Кворриорс и в A Few Acres of Snow, и даже в Mage Knight. В этих играх я ценю возможность задумать долгосрочную стратегию и постепенно её реализовывать. Прикидывать, что ты хочешь сделать, докупать карту за картой и ждать, когда все они сложатся в нужную комбинацию. Но самое лучшее в таких играх – это момент, когда ты набираешь новые пять карт в руку. Или достаёшь шесть кубиков из мешка. Или что там ещё бывает в декбилдинге.
В тот момент, когда ты уже сдал карты, но в них не посмотрел, ты одновременно ожидаешь сюрприза и надеешься на лучшее. Ждёшь, что тебе придёт самая сильная комбинация. Что твоя рука сейчас позволит сделать ого-го что. Думаю, примерно то же самое ощущают игроманы, раз за разом дёргающие рычаг однорукого бандита. Каждый раз они ожидают, что теперь-то точно повезёт.
Собственно, поэтому не так важно, есть ли в игре взаимодействие, косвенное как в том же Доминионе, прямое как в AFAS, или его нет вообще, как в Mage Knight, где все игроки играют в соло-партию наперегонки друг с другом. Вот этот ощущение новизны и надежды оно всегда сохраняется и поэтому в колодостроительную настолку интересно играть даже одному.
В общем, A Few Acres of Snow мне нравится. Буду играть в неё ещё.
Юра, спасибо, за ответ на вопрос к предыдущему отчету, о впечатлениях от Акров в сравнении с Доминионом
Юрий, так мб Вам тогда играть в донаполеоновские варгеймы? там только пехота и конница (с разбиением на тяжелую и легкую + слоны иногда).
Касательно Napoleon’s War, на BGG есть опциональные правила, призванные добавить динамики в игру.
У меня же всё началось с книги про Шарпа: http://www.boardgamer.ru/posovetujte-vargejm-po-napoleonovskim-vojnam
Хотелось там, чтобы пехота, конница, построения и штурмы были. Именно по наполеоновским войнам. С NW какой-то провал вышел. Надо будет или новую игру подыскать, или обратиться к Battlelore (а в перспективе к Commands & Colors: Napoleonics).
Нашёл некоторые рекомендации, буду изучать: http://www.boardgamegeek.com/thread/584081/spheres-rules-for-nappys-war
Оно? Или есть набор правил получше?
Я имел в виду вот эти: http://www.boardgamegeek.com/filepage/72823/optional-rules
Ага, их тоже посмотрю.
Хотелось бы, правда, услышать отзывы от людей, которые их уже проверяли в деле.