Отчёт № 315. Legendary: A Marvel Deck Building Game

За отчётную неделю сыграно 4 партии в 4 различные игры, в том числе среди них была 1 новинка — Legendary:

51st State – 

Legendary: A Marvel Deck Building Game – 

Эволюция. Случайные мутации – 

Эльфийский замок –  

В 51-й штат сел с ребятами, очень просившими показать им игру. За столом нас собрались четверо. Раздали карты. Рассказали о правилах, объяснили три основных варианта розыгрыша карты: разовая добыча ресурсов, постепенная добыча ресурсов по чуть-чуть и как постоянное свойство. Мельком упомянули всякие другие варианты действий: работники, лидеры, эффекты карт; не забыли и о правиле начисления победных очков. Начали игру, а через три хода я встал из-за стола. Не было сил терпеть это дальше.

Во-первых, мне не везло. Стартовые карты и стартовые ресурсы пришли такие, что я мог разыгрывать только карты первого уровня. А на руках их не было. Совсем. И даже в начале хода когда можно выбирать себе новые карты в открытую, в мою очередь ничего хорошего и подходящего уже не оставалось. Это, конечно, не критическая неудача. Можно было потерпеть пару ходов, дождаться, пока кто-нибудь, например, сыграет производственное здание и бегать туда своими работниками. Или просто держать кулаки в надежде, что нужные карты таки-придут. Но я не стерпел.

Во-вторых, меня воротит от тотальной абстрактности. У нас один товарищ очень хотел прочувствовать атмосферу постапокалипсиса, увидеть, как мутанты захватывают заброшенную заправку и превращают её в какое-нибудь нефтехранилище. Поучаствовать в разборках враждующих группировок и побывать в мире после глобальной катастрофы. Я же и близко ничего такого в 51st State не вижу.

Игра абстрактна до мозга костей. Карты, которые можно играть разными сторонами. Рабочие, которыми можно ходить к противнику в здания. Лидеры, ресурсы — это всё лишь ни к чему не привязанные компоненты, связанные между собой механическими стежками правил. Вон, чтобы проникнуться Race for the Galaxy мне потребовалось 5 лет. И то я до сих пор не ощущаю там никакого космоса. Боюсь, с 51-м штатом история будет та же. Я буду долго сторониться этой игры и, возможно, так никогда её и не признаю. Излишне она абстрактна на мой вкус. Хочется чего-то более привязанного к реальности.

В Эволюцию мы сыграли впервые по правильным правилам. То есть — именно со случайными мутациями, когда ты говоришь "хочу новое свойство на это животное", тычешь в это животное пальцем, чтобы его всем обозначить, а потом вскрываешь карту из колоды и смотришь, что там тебе пришло за свойство. Такая "русская" эволюционная рулетка.

Ещё на этапе издания игры разработчики утверждали, что слово "случайные" на коробке не означает, что игра рандомная. Пожалуй, я с этим не соглашусь. Когда ты не можешь выбирать какое свойство какому животному придать, получается, это игра играет тобой. Твои решения теперь — кого съесть хищником, кого спрятать в убежище, кому подкинуть паразитов — они смещаются в фазу питания, а в фазу розыгрыша карт всё происходит как-то случайно.

А ещё эти новые негативные свойства. Это же самое настоящее "повезёт — не повезёт". Скажем, как быть, если противникам приходят то хищники, то норные, то водоплавающие, а у вас то экстремофил, то метаболизм? А никак. Активных свойств в таком случае нет, просто молча вскрывай карты, да ешь еду. А это на мой взгляд может быть интересно лишь новичку. Но никак не мне. В общем, в следующий раз играем по собственным хоумрулам: захотел вскрыть свойство — вскрываешь, а потом решаешь, на кого его навесить.

Эльфийский замок вновь оставил очень приятные впечатления. Я ещё ни разу в него не выиграл, занимаю место где-то ближе к концу, но это как раз тот самый случай, когда важен не результат, а сам процесс. Строить замок — это классно, а дополнительный стимул в виде очков за удачные архитектурные решения — это только плюс. Очень хорошая игрушка. Обязательно будем пробовать ещё!

Legendary: A Marvel Deck Building Game — колодостроительная игра про супергероев вселенной Marvel. Эта игра позволяет собрать за столом до 5 человек и совместно побороться против кого-нибудь из фантастических суперзлодеев. И все это — в карточном формате, с помощью сбора максимально эффективной колоды по принципам, заложенным еще Доминионом.

Сразу отмечу — супергерои — это достаточно своеобразная тема. Я, например, к любителям человеков-пауков, веномов и прочих людей-икс не отношусь, а делалась Legendary с прицелом именно на таких людей. Одних супергероев тут полтора десятка, плюс еще для каждого есть чуть ли не персональные враги.

В достаточно большой коробке (спорим, она изготавливалась с прицелом на свободное место под дополнительные выпуски карт?) игрока ожидают ровно полтысячи карт, игровое поле и книга правил. Поле тут исключительно номинальное, на нем обозначены места под колоды карт и приведены краткие справки по подготовке к игре и порядку хода. В принципе, можно играть и на пустом столе, просто запомнить что куда класть и все. Правила, несомненно, понадобятся перед первой партией, но вскоре можно будет отложить их в сторону, потому как, как мы увидим далее, игра перед нами не очень сложная.

Главный элемент, это, безусловно, карты. Их много, и бывают они самых разных типов. Поначалу глаза просто разбегаются, но на самом деле карты делятся на несколько основных видов. Первое — это супергерои, второе — помощники супергероев, третье — суперзлодеи, четвертое — помощники суперзлодеев. И есть еще три вида вспомогательных карт: раны, мирные жители и злодейские планы.

По сути все игровые карты делятся на две большие группы. Супергерои и их помощники — это игровые карты, которые доступны игрокам, их можно добывать себе в колоду и играть с руки. Суперзлодеи и их приспешники — это карты, с помощью которых игра выступает против игроков. Наконец, раны, жители и планы — это нейтральные карты, которые вступают в игру при определенных условиях.

С точки зрения сюжета в каждой партии разыгрывается нечто вроде финальной битвы из фильма Мстители. Нью-Йорк, злодеи лезут их всех щелей, нападают на мирных жителей и стремятся посеять вокруг хаос и разрушение. Герои же пытаются предотвратить все это непотребство, победить обычных злодеев и разделаться с главным боссом.

Перед началом игры на стол выкладываются колода героев и колода злодеев. Из первой сразу же вскрывается пять героев, это — карты, доступные для покупок. Из колоды злодеев карты будут появляться постепенно, по одной в начале хода каждого из игроков. Они представляют противников, которых нужно побеждать. При появлении каждого нового злодея ранее вошедшие в игру карты сдвигаются справа налево и, если на столе оказывается более пяти карт, самая левая покидает игру. Обычно за этим следует какой-нибудь негативных эффект для игроков, так что механика держит всех в тонусе, со злодеями желательно разделываться своевременно.

Также на столе в открытую лежат колоды типовых помощников героев (карты, всегда доступные для покупки), карта мегазлодея, а также стопки ранений и мирных жителей. В начале партии каждый игрок получает в руки колоду из 12 карт, в которой есть бойцы и агенты. Затем каждый сдает себе на руки по 6 карт и все, можно начинать игру.

Доступные игроку карты обладают двумя основными характеристиками, условно их можно назвать "деньги" и "атака". Первый параметр помогает приобретать себе в колоду новых героев, второй — побеждать злодеев. Например, в начальной колоде игроков бойцы и агенты — это "единички", карты с силой 1 и карты с 1 денежкой. В процессе же игры в колодах игроков будут появляться еще и герои, которые помимо повышенных показателей атаки и денег могут похвастаться еще и дополнительными эффектами, указанными прямо на карте.

Эффекты героев связаны с манипуляциями с картами и не станут открытием для тех, кто знаком с колодостроительными играми. Кто-то позволяет добрать из колоды карты на руку, кто-то повышает атаку, кто-то приносит больше денег, некоторых героев можно сыграть, только скинув карту с руки, и так далее.

Итак, в свой ход игрок сначала вскрывает из колоды злодеев новую карту и при необходимости сдвигает ранее выложенных злодеев влево. Если одна из карт покидает поле, разыгрывается ее негативный эффект. Затем игрок может разыграть с руки сколько угодно карт, применить все их эффекты и приводит это обычно к одному из двух (или обоим сразу) результатов: игрок либо покупаете себе одну или несколько карт, либо убивает одного или нескольких злодеев. Приобретенные карты помещаются в личный отбой игрока и в дальнейшем попадают в руку. Поверженные злодеи откладываются в сторону, в специальную стопку, которая не участвует в игре, к ней надо будет вернуться только в конце партии, чтобы определить кто сколько набрал очков.

В конце хода игрок сбрасывает все карты с руки в отбой и набирает из своей колоды 6 новых карт. Если в колоде карт больше нет, отбой перемешивается, и вот вам новая колода. Вот, собственно, и все. Играем карты, покупаем героев, убиваем злодеев, потом получаем в руку более мощных героев, убиваем более мощных злодеев и так далее, пока не скопим достаточно сильные карты, чтобы замахнуться на главного босса.

Собственно, чтобы победить, игрокам это и нужно — убить главного босса. Проигрыш же обычно связан с особыми условиями, указанными на карточке конкретного босса и, как правило, увязан с игровым таймером. Например, если не убито слишком много злодеев, или если злодеи похитили слишком много мирных граждан. Кроме того, в игре предусмотрена "ничья" — она случается, если закончится колода героев либо злодеев, а босс к тому времени не будет убит. По мне, это считай то же самое поражение, ведь в этом случае игроки не побеждают.

Как я уже сказал, игра достаточно проста. Играй карты, убивай монстров, покупай героев. Хватает силы — бей главного босса. Вот и весь принцип. А далее идет сотня приятных нюансов.

Во-первых, это враги. Они не одинаковые, обладают разными свойствами и для каждой партии — свои. Перед началом игры в колоду злодеев замешиваются несколько типов противников, каждый из которых может разыгрывать какой-нибудь негативный эффект при вхождении в игру, во время битвы с героями или когда покидает игровое поле. Плюс в колоде противников встречаются еще и мирные жители. Если такая карта входит в игру, жителя тут же берет в плен ближайший враг. И он становится более ценной мишенью, потому как если его убить, получишь победные очки не только за противника, но и за спасенного заложника.

Во-вторых, это герои. Их тоже немало, аж 15 штук, и в каждой партии участвуют всего 5. Каждый герой — это стопка из 14 карт и среди них почти все различны, отличаются стоимостью, атакой и деньгами и свойствами. Так что не только злодеи, но и герои в каждой партии немного другие.

В-третьих, это суперзлодеи. Их в игре немного, всего 4 штуки. Зато у каждого есть свои пакости, срабатывающие при вскрытии из колоды злодеев специальных карт. Суперзлодей — это цель, к которой стремятся все игроки, прокачивая свои колоды. В конечном итоге надо сделать так, что вы могли нанести удар по главному боссу. С точки зрения механики это достаточно просто — нужно лишь собрать руку с картами, атака которых равна силе главгада. В этом случае по нему проходит удар, а вы получаете призовую карту с очками. Как только по злодею лупят в четвертый раз, он сдувается, и игра заканчивается.

В-четвертых, и в самых важных, это свойства супергероев. У каждого героя помимо просто эффекта наподобие "наберите из колоды 1 карту" бывают еще дополнительные эффекты. И эти дополнительные эффекты срабатывают при условии, что ты в этом ходу сначала сыграл другого героя. Как это выглядит: например, на карточке железного человека нарисован символ и далее указано "+1 атака". Это значит, что если вы разыграете сначала героя с указанным символом, а потом этого железного человека, он получит +1 к атаке. И таких комбинаций — уйма.

Самое классное, что карты завязаны не на каких-то конкретных героев, а на их классы. У каждого героя на карте в левом верхнем углу есть два символа — это те самые классы. На них и нужно ориентироваться когда покупаете новые карты. Более того, классовые завязки есть и противников. Например, какого-то врага может убить только герой определенного типа. А кто-то из боссов автоматически наносит ранения, если у вас в руке нет никого из людей-иск.

Вот такая вот игра. Простая, но с приятными нюансами. Мне Legendary очень сильно напоминала Thunderstone. Там ведь тоже есть выложенные в ряд монстры, которых нужно убивать. Только в Thunderstone все как-то хардкорно, да еще и с кучей ограничений. Ты или в бой, или за покупками, плюс еще в подземелье нужен какой-то свет. А тут, в Legendary, все просто и доступно, можно и повоевать за один ход, и карты новые прикупить. И отлично реализован главный колодостроительный элемент — связки карт и их комбинации.

Ну и в отличие от того же Thunderstone, где все игроки варились в собственном котле, Legendary все-таки игра кооперативная. Тут хоть и можно определять индивидуального победителя (это тот, кто заработал больше всех очков убийством врагов), но выиграть или проиграть можно только всем вместе. Поэтому даже в чужой ход ты обращаешь внимание на действия другого игрока, стараешься ему что-нибудь подсказать. Плюс еще есть карты со свойствами, завязанными на взаимодействие. Например, иногда можно помочь в свой ход противнику и дать ему посмотреть верхнюю карту в его колоде и, при желании, скинуть ее в отбой. Или, наоборот, если убить нужного врага в нужном месте, товарищ может получить рану.

Кстати о ранах. Это просто мусорные карты, засоряющие руку. Они мешают играть, но могут быть полезны. Например, некоторые герои активируют свойства за сброс карты. В том числе можно скидывать и раны. А если ран слишком много, можно никого не атаковать и никого не покупать, и выкинуть их из руки насовсем. И в этом аспекте также проявляется дружелюбие Legendary к игроку. В том же Доминионе избавиться от проклятий куда как сложнее.

Единственное, за то Legendary можно поругать — это заботы при подготовке к игре и после ее завершения. В самом начале нужно собрать колоды героев и колоды злодеев из нескольких стопок. А после — также аккуратно разложить их в коробке. На деле это занимает минут по 10, но субъективно хотелось бы быстрее. А тут еще и органайзер очень далек от идеала. Вон, в Доминионе карты удобно раскладываются по отдельным слотам, да еще и подписано что куда класть. А тут — просто какие-то большие отсеки, в которые как хочешь карты, так и клади. Разве что предусмотрены разделители типа как в том же Thunderstone, но они даже не подписаны. Хоть ручкой указывать на них названия карт.

И еще одно предположение, максимальное количество игроков — пять, и, в таком случае, вероятно, уже будет ощутимо, что ходы делаются не так уж быстро. Мы играли вдвоем, и все было достаточно оперативно. Полагаю, это как в других колодостроительных игрушках. Вдвоем и втроем бодро, вчетвером — терпимо, впятером — долговато.

Я не играл в Ascension, но, знающие люди, говорят Legendary во многом ее повторяет. В принципе, могу с этим согласиться. Мне знаком колодостроительный Властелин колец, который, тоже, говорят, воспроизводит механику Ascension, а с LOTR Deckbuilding Game у Legendary действительно много общего. Это и постоянно обновляющийся пул доступных для покупки карт, и прокручивающиеся враги, и отлично подобранные комбинации хода. Есть даже одно и то же решение на случай неважно перемешанной колоды — для покупки всегда доступны стандартные карты средней полезности.

Но Legendary нельзя назвать просто банальным клоном. Есть у нее и своя изюминка. Это суперзлодеи и карты их мегапланов, где указаны условия поражения и повороты сюжета, разыгрываемые при вскрытии из колоды злодеев сюжетных карт. Например, в нашей конкретной партии враги все время брали заложников в банке, поэтому при наличии выбора выгоднее было убивать того противника, которых засел именно в банке. Эти планы — жирный плюс к реиграбельности, которую и так обеспечивают разнообразные супергерои и большой разброс карт противников.

В отличие от того же Dominion в Legendary не бывает такого, чтоб ты в начале определил, например, "иду в деньги", или village + market и далее покупаешь на автомате выбранные карты. Доступно на рынке их всегда ограниченное количество, но при этом реально надо смотреть, что именно выгоднее купить, что будет лучше и больше пригодится в текущей партии и что можно скомбинировать с картами, которые ты уже приобрел. С противниками же чуть проще, тут обычно решения принимаются автоматом, если есть достаточная атака, просто бьешь самого толстого (читай — за которого дают больше очков) и все.

Итого мы имеем неоднозначную тематику, длительную подготовку, неудобный органайзер, но зато отличные комбинации карт, превосходную реиграбельность, дружественность к новичкам, и немного английского текста на картах.

Legendary — хорошая колодостроительная игра. Не просто хорошая настольная игра, а именно колодостроительная. Рекомендовать ее каждому я бы не стал, все-таки, тут и тематика специфическая, и механика, скажем так, не самая оригинальная. Но как колодостроительная игра она хороша.

PS: Legendary прислал мне Тайный Санта, и это игра не из моего вишлиста. Я такое не заказывал, да и, наверное, не заказал бы. Но надо признать, подарок вышел не самый плохой.

51st State, Evolution, Legendary: A Marvel Deck Building Game, Отчёты, Эльфийский замок



Похожие записи
  • «Twilight Struggle» — очередные исправления
  • Twilight Struggle: работа над ошибками — 2
  • Новые наборы «Войны» к Дню Победы
  • Twilight Struggle: работа над ошибками
  • Перевод карт для Quartermaster General: Air Marshal
    1. alver
      07 Фев 2014 из 9:22 | #1

      Спасибо за подробный обзор Legendary. Дети балдеют от супер героев, думаю что стоит попробовать купить эту игру и поиграть с ними.


    2. Sputnik1818
      07 Фев 2014 из 16:04 | #2

      Не знаю, что там в 51м штате. Сразу играл в New Era, которая по отзывам допиленная версия штата. Но абстрактом называть игру у меня бы язык не повернулся.

      Тот случай, когда отзыв об игре слишком субъективен.

      «Лидеры, ресурсы – это всё лишь ни к чему не привязанные компоненты, связанные между собой механическими стежками правил.» А эта фраза гениально описывает все настольные игры;)


    3. Александр
      08 Фев 2014 из 0:33 | #3

      Имеется в виду, что в 51м штате любую карту можно сыграть тремя способами. Построить постройку, захватить постройку или проложить к ней караван. На деле ты просто выбираешь как карты разыграть исходя из доступных ресурсов. Никакого ощущения что ты там что-то реально захватываешь. Два раза мне выпадали Мутанты (типо, хорошо захватывают), и оба раза я выигрывал строя здания. Взаимодействие между игроками на уровне «послал рабочего на чужой завод».


      Хотя, на мой взгляд, ждать атмосферности от подобной игры само по себе странно. Ни большой карты, ни фигурок, ни художественного текста. Сплошь десятки разных символов на картах. И Борьба за галактику, и 51й штат, и Доминион — одна абстракция.


    4. Sputnik1818
      08 Фев 2014 из 10:49 | #4

      А ну значит в Эре всё-таки больше взаимодействия. Можно дополнитено рушить чужие локации, присоединятся к чужим локациям. Реорганизация хоть в штате есть? Да и для розыгрыша карт вариантов, как правило, много. Можно такие комбы творить.


    5. IvTuzovsky
      10 Фев 2014 из 7:33 | #5

      @Александр, Вы еще скажите, что в «Инновации» нет атмосферы, а свойства абсолютно абстрактны и никак не связаны ни с ресурсами, ни с названиями карточек. Только лучше сперва оденьте что-нибудь многослойно-вязанное, а то судя по паре тем за осень фанаты мгновенно набегут и начнут сперва плеваться, потом толкаться, а там, глядишь, и пинать.

      И аргумент будет железобетонный (в данном случае я с ним согласен): ты просто не прочувствовал атмосферу! не дано!

      Да, не дано. Мне, например, пока что не дано прочувствовать атмосферу «Инновации». Зато я очень хорошо чувствую в RftG атмосферу и самой галактики и race for нее:). В Seasons от состязания магов за титул архимагов повеяло легким и довольно противным амбре, а The New Era захватила атмосферой уже на этапе прочтения правил.

      Причем по механикам мне все эти игры нравятся, так что речь идет именно об атмосфере (чему механика может способствовать, а может мешать хотя бы и тем, что не содержит темообразующих элементов).


    6. proto
      10 Фев 2014 из 11:22 | #6

      @IvTuzovsky

      хахаха, не первый раз уже упоминают инновацию как аргумент атмоферности и астрактности, приятно что помнят мои посты 😀


      IvTuzovsky если есть желание заходи на http://innovation.isotropic.org/play поиграем, я там часто играю


    7. Peeton
      10 Фев 2014 из 12:01 | #7

      Не знаю как 51м штате, но в Нью Эре удавалось выигрывать на очень плохих раздача. Вообще игра на плохой руке здесь возможна почти всегда, главное видеть возможности. Так что не в кассу))


    8. Ksedih
      12 Фев 2014 из 15:18 | #8

      @IvTuzovsky

      О, какие у нас одинаковые ощущения-то:

      Инновация и Сезоны для меня неатмосферно никак.

      Галактика и Эра — пиу-пиу, бдыщь просто!


    9. Ksedih
      12 Фев 2014 из 15:20 | #9

      @Ksedih

      Причём, да, механика мне нравится во всех этих играх.


    1. Трекбеков пока нет.