Отчёт № 322. 31 марта — 6 апреля 2014. Trains и первые настолки после отпуска

За отчётную неделю сыграно 6 партий в 4 различные игры. Среди них в том числе была одна новинка — Trains, эдакий Доминион, скрещённый со строительством железных дорог:

7 Wonders – 

Taluva – 

Ticket to Ride: Europe – 

Trains – 

До того как сесть за игровой стол самому, я усадил четырёх товарищей за Taluva. Мы в неё не играли уже года два или три, но воспоминания у меня сохранились очень приятные. Такая геометрическая абстрактная стратегия с идеей, напоминающей Каркассон – каждый ход ты выкладываешь тайл, а потом можешь поставить на поле свою фишку.

По сюжету Taluva – это архипелаг, остров, вырастающий из моря при извержения вулканов. И не просто остров, а остров заселённый. На нём плодятся деревушки из хижин туземцев, которые то тут, то там возводят аборигены. Хижины – это не единственный вид островных построек, рядом с деревушками появляются ещё храмы и башни.

Игровой процесс заключается в том, что игроки по очереди выкладывают на стол новый тайл острова, после чего размещают на острове либо храм, либо башню, либо одну или несколько хижин. Цель игры – первым возвести все постройки любых двух типов, т.е. сделать так, чтобы на руках у тебя остались либо только деревни, либо только храмы, либо только башни.

Основная фишка игры лежит в геометрической плоскости. Игровые тайлы можно раскладывать по-разному, создавать острова различной формы и, самое главное, отыгрывать извержения вулканов, возводя новые «этажи» ландшафта. Архипелаг в течение партии разрастается не только вширь, но и ввысь, при этом извержения могут уничтожать хлипкие хижины.

Игра требует пространственного мышления, и, вероятно из-за этого не пошла. За столом из четырёх игроков были три девушки, а прекрасный пол (по крайней мере, в моём окружении) почему-то не особо жалует абстракты, да ещё и с геометрией. Хотя я несколько удивлён такой реакцией на игру. Когда мы её раскладывали раньше, в другой женской компании, вроде всё было нормально. Надо будет как-нибудь самому партеечку разложить, освежить впечатления.

 

В 7 Wonders партия была несколько необычной. Представляете, как это выглядит, когда люди играют в какую-нибудь настолку, в частности, в «7 Чудес»? Стол, на нём карточки, все чего-то там копошатся в картонках, выбирают карты, передают их друг другу. А тут – всё то же самое, только перед одним из игроков лежит айпэд. В нем запущено приложение 7 Wonders Companion и у игрока (привет, Юлианна!) новое, безбумажное чудо света – Купертино, штаб-квартира Apple.

Получается эдакий гибрид, настольная игра с традиционными бумажными элементами и вкраплениями цифровых технологий. И какими вкраплениями! Лет 5-8 назад, скажем, чтобы поиграть за какое-нибудь новое чудо, нужно было бы найти в интернете картинку, напечатать её на бумаге и положить перед собой на стол. Собственно, так можно сделать и сейчас, направление «распечатай-и-играй» до сих пор живёт и здравствует. Но появилась совершенно новая альтернатива – можно ничего не печатать, а использовать цифровое изображение.

В общем, лежит себе айпэд, и используется как обычный картонный планшет чуда из комплекта игры. Коричневые карты подсовываешь под левый верхний угол айпэда, монетки и полученные жетоны войны кладёшь прям на экран. Снизу под него суёшь карты для обозначения построенных этапов чуда света. Вот такая, электронная, блин, картонка.

Ну и мелкий бонус – 7 Wonders Companion не только позволяет отыграть партию за любое чудо, но ещё и предоставляет инструментарий для автоматического подсчёта очков. Я не вдавался в подробности, но со стороны всё выглядит достаточно удобно. Потыкал пальцами в экран, указал кто чего понастроил и тут же выдаётся общий результат с распределением по занятым местам. Единственное, в первый раз у нас вышла какая-то техническая ошибка и результаты пришлось пересчитать. Лично мне это пошло только на руку, так как по итогам первого подсчёта у меня было второе место, а по итогам второго я оказался победителем.

Cама партия складывалась для меня не очень. Играл за Александрию, толком ничего не создал. Были коричневые и серые ресурсы, пара синих карт, немного войны (регулярно обыгрывал соседа слева, дважды сошлись на ничьей с соседкой справа, а в третьей эпохе я ей слил). Разве что на фиолетовых картах удалось неплохо подняться. Картами «получите по 1 очку за каждую зелёную карту у соседей», «получите по 1 очку за каждую вашу коричневую, серую и фиолетовую карты» и «получите по 1 очку за каждый жетон военного поражения у соседей» я суммарно набрал 25 очков. Ровно половину от общего счёта. И при этом не смог даже построить третий этап чуда – не было второй «бутылки».

Кстати, играли-то мы в базу, а Купертино привносит в неё небольшой элемент «Городов» — там когда этапы чуда строишь все остальные игроки платят налог – теряют монеты. Из-за этого ощущался недостаток наличности, я даже дважды сбрасывал карты за 3 монетки, а то ресурсы у соседей приобретать было не на что. Думаю, если бы мы играли с комплектом 7 Wonders: Cities, напряженка с финансами была бы не такой сильной.

И ещё я так до конца и не понял стартовый бонус Купертино. Там на цифровой картинке было изображение «+1 монета», то есть, насколько мы решили, это значит ты начинаешь партию не с тремя золотыми, а с четырьмя. Но как я читал на BGG, этот стартовый бонус может изменяться. Якобы 7 Wonders Companion периодически проверяет курс акций Apple и, если он падает, игрок может получить не бонус, а штраф и начать партию с меньшим числом монеток. Если же курс растёт – это означает дополнительную прибыль на старте. Прикольный такой цифровой интерактивный элемент.

 

Берём Доминион. Рисуем на картах монет поезда. На картах победных очков – недвижимость. Переименовываем карты действия во что-нибудь на железнодорожную тематику. Так, погреба (Cellar) становятся кондуктором, кузница (Smithy) – развилкой, рынок (Market) – почтовым вагоном и так далее. Прикручиваем к игре поле и вводим новые карты действия, предусматривающие манипуляции с ним – строительство «рельсов» и «станций». Вот вам Trains.

Когда играешь в поезда, не покидает ощущение, что перед тобой тот же Доминион. Всё те же пять карт на ход. Всё те же три вида «валюты» — карты, приносящие 1, 2 и 3 монеты. Те же три вида карт победных очков, разве что дают они чуть меньше – 1, 2 и 4 очка против 1, 3 и 6 в Доминионе. Разве что фазы «покупки» и «действий» напрочь выкинули, в Trains покупать и разыгрывать сколько угодно карт за ход, хватило бы денег. Причём, играть и покупать карты можно тоже в любом порядке. Например, купил, сыграл, сыграл, купил и так далее – порядок не принципиален.

Цель всё та же – надо набрать как можно больше победных очков. А добываются они немного по-новому. Есть традиционный «доминионовский» путь – покупка карт с победными очками. Есть новшество – строительство рельсов и станций, они тоже увеличивают счёт игрока.

Ход игрока выглядит привычно. Разыгрываете карты, в зависимости от их эффектов добираете дополнительные карты из колоды или скидываете карты с руки, а затем тратите «заработанные» в текущем ходу средства. Оплачивать можно либо покупку новых карт, либо строительство объектов (станций или путей) на игровом поле. Рельсы можно укладывать на равнинах, по рекам, в горах и в городах. За ровную землю денег не берут, а все остальные типы местности требуют затрат. То есть «добытые» в текущем ходу деньги могут принести либо новую карту в колоду, либо новые фишки на поле.

С точки зрения комбинаций карт на первый взгляд всё точно так же привычно. Из-за упрощения правил с карт исчезли «доминионские» эффекты типа «+1 действие» и «+1 покупка» (в них теперь попросту нет смысла, действий и покупок и так неограниченное количество). Зато на своём месте остались эффекты «+n карт», «сбросьте с руки все проклятия», «сбросьте с руки сколько угодно карт и наберите столько же из колоды», «сбросьте с руки сколько угодно карт и получите 1 монету за каждую сброшенную карту». Есть и принципиально новые, «не-доминионские» действия, позволяющие строить пути и возводить станции и модифицирующие стоимость строительства. Например, сыграв «туннель» не нужно оплачивать постройку рельсов через горы.

Кстати, строительство рельсов отмечается тут цветными кубиками. Поэтому в плане зрелищности игра безусловно проигрывает и Railways of the World, и Ticket to Ride и Steam. Небольшие кубики внутри гексов смотрятся далеко не так привлекательно как пластмассовые вагончики или гексы с нарисованными на них железнодорожными путями. И, раз уж мы отвлеклись на компоненты, в Trains подкачал вкладыш в коробку. Доминион-то приучил к хорошему, когда под каждую стопку карт есть своё место. А тут просто общий лоток куда нужно сложить все карты сразу, воткнув между разными стопками картонные разделители. Это не так удобно и не так красиво по сравнению с неоднократно упомянутым Доминионом.

Условие окончания партии тоже не сильно изменилось. Либо должны иссякнуть 4 стопки карт, либо кто-то из игроков выставит на поле все свои рельсы, либо будут построены все станции (они в отличие от рельсов на всех общие). Затем подсчитываются очки, они начисляются за жёлтые карты в колоде и за города со станциями, где присутствуют ваши рельсы.

Trains – явно неплохой гибрид ежа с ужом. Полное ощущение, что за одним и тем же столом одновременно разворачиваются две разных игр. Кто-то рубится в Доминион, а кто-то строит железные дороги. Какое из этих направлений перспективнее пока непонятно. Например, в нашей самой первой партии я вообще забыл о поле и просто закупал жёлтые карточки победных очков. Итог – твёрдое первое место с почти двукратным отрывом по очкам от двух соперников. С другой стороны, застраивать поле, наверное, всё-таки интереснее, чем играть в Доминион с теми же самыми картами, что в Доминионе, с тем лишь отличием, что на них добавлены изображения поездов.

У нас, кстати, за столом был один новичок, он раньше колодостроительных игр вообще не видел, так, ничего, вполне себе бодро освоился с «Поездами». В первых ходах, понятное дело, мы ему подсказывали как походить и что прикупить, а потом он уже сам нормально и осознанно развивался. И разбирался в картах даже несмотря на то, что на некоторых встречается текст на английском.

Пожалуй, у Trains есть только одно кардинальное отличие от Доминиона. В игру встроен стоп-кран, постоянно осложняющий жизнь. Повторюсь, тут можно добывать очки двумя способами: строить рельсы и покупать карты небоскрёбов. И тот и другой варианты приносят в колоду игрока мусор (аналог доминионских проклятий). С одной стороны это не очень приятно, поскольку, например, карты победных очков и так сами по себе замедляют колоду и мешают игроку, а тут тебе наряду с такой картой подсовывают ещё одну бестолковую. С другой стороны это такой механизм, останавливающий и ослабляющий игрока, который делает то, что нужно для победы. Игра подрезает крылья, чтобы ты не слишком вырвался вперёд.

С точки зрения геймдизайна решение спорное. Вон, недавно мы играли в колодостроительную Legendary, так там приобретённые карты победных очков вообще не попадают в колоду, а лежат рядом с игроком и учитываются в самом конце партии. Там, я понимаю, игра тебя не тормозит. В Trains же, наоборот, темп со временем замедляется естественным путём из-за постоянного пополнения колоды мусорными картами. К счастью, с этими бестолковыми карточками есть метод борьбы. Это и местный аналог часовни (Chapel), и просто спецдействие – можно пропустить свой ход и скинуть с руки в коробку с игрой все карты мусора.

Мои впечатления от Trains – умеренно хорошие. Игра годная, она работает, увлекает и затягивает. Она основана на модной ныне механики колодостроения, и эксплуатирует достаточно популярную тематику поездов. Пожалуй, недостаток у неё только один – после многих десятков партий в Доминион играть в то же самое, только про поезда, не очень хочется.

Все четыре раза в Ticket to Ride: Europe сыграны в рамках чемпионата на первом дне самарского этапа. Я уже писал как это было.

7 Wonders, Taluva, Ticket to Ride: Europe, Trains, Отчёты



Похожие записи
  • Прибыли «Взрывные котята»
  • Новинки от «Гаги»: Миры Ктулху, Среди знати и Tzolk’in
  • Посылка от «Геменота»: «Серый кардинал» и «Домик на дереве»
  • Завтра – турнир по «7 Чудес: Дуэль»
  • Прибыли «Кодовые имена: картинки»
    1. i112358
      11 Апр 2014 из 21:57 | #1

      Меня раздражает слово «походить». Есть, ведь, нормальное «сходить».


    2. Денис II
      11 Апр 2014 из 23:46 | #2

      @i112358

      Ну, если в сортир, тогда, безусловно, сходить. А в игре ход сделать – это походить. 😉


    3. Юлианна Lavgud
      14 Апр 2014 из 19:22 | #3

      Пасхалочку заметила

      И тебе, привет! Играть с айпэдом мне понравилось.


    1. Трекбеков пока нет.