За отчётную неделю было сыграно всего 3 партии в 3 различные настолки. Новинок среди них не было, но зато я впервые лет за пять разложил Cold War: CIA vs. KGB. Повод был более чем достойный — выход локализованной версии этой игрушки:
A Few Acres of Snow –
Знаменитость –
Холодная война. КГБ против ЦРУ –
Партия в Знаменитость проходила очень классно, с огоньком. Напомню кратко суть: есть несколько колод карт, в каждой задаются условия вопроса. Например, в колоде букв есть карты с буквами. В колоде фактов — с фактами, в колоде профессий — карты с указанием рода занятий.
В ходе игры карты вскрываются, и игроки должны назвать знаменитость, отвечающую заданным условиям. Тем самым реализован уход от традиционной схемы викторин, где в комплект игры входят конкретные вопросы. Рано или поздно игроки их заучивают и отвечать становится неинтересно. В Знаменитости же вопросы генерируются с помощью комбинаций карт и их количество стремится к бесконечности.
Поскольку игра идёт в реальном времени, наблюдается отличная хаотическая атмосфера: кто-то один вскрывает карточки, а все остальные пытаются скорее высмотреть что же там написано и одновременно орут, выкрикивая имена и фамилии знаменитостей.
Ощущения немного сходны с Запретными словами, там тоже после каждого хода нужно придумывать слова, складывая их из условий, задаваемых карточками, из конкретных букв. Только в Запретных словах игроки хоть и постоянно думают, но говорят что-нибудь куда реже, чем в Знаменитости.
Знаменитость — это тот самый случай, когда неважно, победил ты или проиграл. Удовольствие от игрового процесса перевешивает все остальные ощущения, и самый цимес — тот самый момент, когда открывается новая карта и нужно максимально быстро и активно задействовать свою "соображалку", чтобы быстрее всех выдать вариант знаменитости. Честно говоря, я даже не ожидал, что это настолько круто. Рекоменую.
Холодная война. КГБ против ЦРУ известна мне с 2007 года. Тогда я перевёл с английского на русский Twilight Struggle, отличную масштабную, но несложную настолку о противостоянии СССР и США. А потом мне случайно попалась карточная игра на ту же тематику. И я перевёл и её. Это была Cold War: CIA vs. KGB, выпущенная издательством Fantasy Flight Games. Игрушка была дуэльная, неплохо себя зарекомендовала, но вскоре у меня появилось множество других настолок, и про Cold War мы как-то подзабыли.
Прошло семь лет. На дворе 2014-й год, настольные игры широко шагают по стране, и отечественное издательство Мир Хобби, фактически, российский аналог FFG, выпускает локализованную версию Cold War: CIA vs. KGB под названием Холодная война. КГБ против ЦРУ.
Игра, повторюсь, карточная. В небольшой узкой коробке прямоугольной формы, практически повторяющей формат англоязычного издания (так называемая Silver Line у Fantasy Flight Games) скрываются 59 карт, несколько картонных жетонов и буклетик правил. Они, кстати, занимают аж 14 небольших страниц и на первый взгляд могут испугать объёмом текста. На самом деле ничего сложного в Холодной войне нет, игра весьма и весьма доступная.
По сюжету агенты противоборствующих внешних разведок вступают друг с другом в противоборство на территории различных стран, привлекая на свою сторону местные силы в лице рабочих, военных, интеллигенции и дельцов. Задача — переманить на свою сторону необходимое количество групп влияния, не допустив при этом гражданских волнений и беспорядков.
По сути же перед нами навороченный и модифицированный вариант традиционной карточной игры "Двадцать одно", известной так же под названием "Очко". Основная идея Холодной войны проистекает напрямую оттуда — игроки добирают карты из колоды чтобы максимально близко подобраться к целевому значению и ни в коем случае его не превысить (в этом случае наступают гражданские волнения, за что "перебравшему" игроку полагается штраф).
Основное отличие от "Очка" — тут нужно набирать не двадцать одно, каждый ход на стол выкладывается карта какой-нибудь страны с ключевым значением, которое варьируется от 6 до 13. И это ещё не всё. Во-первых, имеется также ограничение на максимальное количество карт, которые может набрать игрок (оно также своё для каждой карты). Во-вторых, все карты имеют не только достоинство, но и особые свойства, которые можно и нужно применять, чтобы добиться победы.
В игре есть четыре масти или четыре цвета или четыре фракции. Зелёные карты (военные), жёлтые (экономические), синие (общественные) и фиолетовые (политические). За каждой группой закреплено какое-либо свойство. С помощью синих можно подсматривать карты в колоде, фиолетовыми можно отдавать свои карты противнику и забирать карты у него. Зелёными можно убивать как свои, так и чужие карты. Жёлтыми — повторно активировать использованные ранее карты и "поворачивать" ещё неиспользованные карты (после чего использовать их уже нельзя).
На свойствах карт и строится основной игровой процесс. В отличие от "двадцати одного" решения тут принимаются не просто на уровне "добирать" или "хватит". Тут можно избавляться от ненужных карт, подкидывать лишние противнику, воровать карты у него. Можно даже строить небольшие цепочки действий. Главное — максимально близко подобраться к ключевому значению и опеделить противника. За это полагается выигранная карта страны и сколько-то очков.
А ещё в игре присутствует блеф и двойное угадывание. Дело в том, что помимо "набора карт" в игре ещё присутствуют некие ставки. Их нужно делать в начале каждого хода, и тут есть довольно интересные варианты. Можно, например, попробовать выбить дубль и получить сразу две призовые карты за победу. А можно выбрать карту, которая оборачивает победу поражением — если противник наберёт больше вас, очки всё равно полагаюся вам. И это очень большое поле для mind games, когда ты пытаешься угадать что там выбрал соперник и как на самом деле надо действовать — набирать больше или меньше.
Как и во всякой другой карточной игре, в Холодной войне присутствует известная доля случайности и иногда победа или поражение могут определяться приходом карт в руку. Однако свойства фракций в большинстве случаев приносят победу не удачливому, а более умелому игроку, тому, кто сможет грамотнее распорядиться свойствами полученных карт и как можно сильнее насолить противнику.
Спустя год после издания она номинировалась на звание лучшей игры для двоих по версии Dice Tower Award и Intenational Gamers Award, но и в обоих случаях уступила другим настолкам. Тем не менее, в неё до сих пор интересно играть. Сам я, спустя почти семь лет, сажусь за неё с тем же удовольствием.
Если попробовать поискать у Холодной войны минусы, можно лишь придраться к ощутимому уровню абстракции. Сбор карт с цифрами, конечно, не сильно ассоциируется с борьбой разведок, хотя в каком-то плане нужную атмосферу задаёт оформление игры. Зато плюсы куда более весомые — есть и стратегические (выбор агента, те самые "ставки") и тактические решения (как применять имеющиеся карты). Интересный игровой процесс, динамичные партии и возможность догнать оторвавшегося соперника.
Миру Хобби — спасибо за локализацию хорошей игры, которая к тому же отлично проработана в деталях. Например, на картах стран локализованы в том числе фоновые изображения — все названия указаны на русском языке. Поиграйте в Холодную войну при случае. Это хорошая игра.
В Акры сыграли одну партию. Я был за французов и проиграл. По началу весьма успешно ушёл в военное развитие, правда, проиграл Порт-Ройаль, но зато потом успешно выбил оттуда англичан. Но у меня не было карты колонистов, поэтому занять порт самому не удалось. Англичане его вновь колонизировали, а я снова их там бил. И так — на протяжении всей партии.
Поняв, что с войной как-то не катит, я стал развивать города и ставить на поле диски. Противник ответил на это эффективным применением индейцев, от которых защищаться мне было достаточно тяжело. Рейды прям добивали и выбивали у меня диски и кубики. Чтобы хоть как-то этому противостоять, я пошёл в дальнейшую колонизацию и стал основывать поселения. В какой-то момент можно было свести игру к ничьей, но я понадеялся на победу и не стал заканчивать партию. Противник же провёл очередной успешный рейд, стащил у меня очередной кубик, и партия завершилась. Счёт точно не помню, но примерно 50-60 не в мою пользу.
Понятно, что я совершил ошибку. Надо было принимать контрмеры против индейцев. Или покупать их самому, или брать индейского лидера или просто запастись рейнджерами и фортификациями. Особенно правильно было бы построить фортификации на ключевых точках на карте. Я начал это делать, но не успел возвести укрепления во всех нужных местах.
Ещё в этой партии открыл для себя комбинацию с быстрой колонизацией в два хода. Смотрите, надо чтобы в резерве лежали поселенцы, а в руке был интендант. Мы основываем поселение в новой локации. В отбой кладётся карта этой локации. Теперь мы поднимаем её интендантом в руку, забираем в руку резерв и — вуаля — ставим на только что захваченную точку диск. Если же интенданта не использовать, это нужно ждать пока прокрутится вся колода, пока новая локация придёт тебе в руку естественным путём. Кстати, примерно такой же комбинацией можно не только колонизировать только что завоёванную зону, но и занять ещё какую-нибудь локацию, куда можно добраться только из только что захваченной.
В общем, партией доволен, хоть и проиграл. Хорошая игра A Few Acres of Snow. Обязательно будем играть в неё ещё!
Заинтересовала эта КГБшноЦРУшная тема, жалко что только на двоих она.
У нас всё было совсем не так: все сидят и в поте лица скрипят мозгами, пытаясь вспомнить хоть кого-нибудь.
Юра играет без колоды стран, в «простой» (но вполне официальный) вариант «Знаменитости». Он намного азартнее и быстрее. 🙂
@MisteriG
С такими майндгеймз она на бОльшее число игроков и не рассчитана. Но на двоих отлична!
Решительно не могу въехать в «Холодную войну».
Выбор агента совершенно оторван от «двадцатьодного» и по сути представляет собой отдельную, отнюдь не хитрую игру.
В «Блекджеке» умственной деятельности я тоже не обнаружил: применение способностей карт очевидно, они всегда играются по одной и той же схеме, ну и сам «push your luck»-механизм примитивный. И это при том, что оригинальный блекджек я люблю.
@Random Phobosis
применение карт не всегда однозначно, поскольку никогда не знаешь, что придет тебе следующим. Опять-таки, карты НЕ-стран со специальными абилками расширяют выбор действий
Холодная война — просто супер-игра!