За отчётную неделю сыграно 2 партии в 2 различные игры, в том числе мы опробовали новую для меня гоночную игрушку:
Rallyman –
Знаменитость –
Вот мы и добрались до Rallyman, гоночной игры про ралли. Настольные гонки для меня не в новинку. Можно вспомнить прекрасные покатушки на собачьих упряжках в Snow Tails, красивую, но бестолковую Moto Grand Prix, изданную в России коннкую гонку Круг чемпионов и, конечно же, бесподобную Formula D, за которую можно усадить до 10 человек за раз. Именно на Formula D больше всего похожа Rallyman внешне. Те же маленькие машинки, трассы в клеточку. Даже тоже есть кубики. Но на этом сходство заканчивается. Rallyman — особая игра, не похожа на другие известные мне гонки.
Пока что мы сыграли всего одну партию на четверых человек. Скажу сразу — я не готов выносить вердикт, поэтому озвучиваю только первые впечатления, которые ещё могут измениться, потому как мы обязательно будем играть в Rallyman ещё. Итак, вот что это за настолка.
1. Базовая механика в игре — это видоизменённый "кинь-двинь". Тут нужно бросать кубики и двигать по трассе свою машинку. Только в кинь-двинь, обычно, нужно выкинуть на кубике как можно больше, чтобы уехать или уйти дальше. В Rallyman же машинка двигается всего на 1 клетку за каждый брошенный кубик.
2. На кубиках есть всего 2 символа: "успех" и "неудача". В свой ход можно бросить до 7 кубиков, но если получилось три "неудачи" — это плохо. Кубики обычно бросаются по очереди, поэтому если есть уже два плохих результата, возможно стоит воздержаться от риска и передать ход другому игроку.
3. Есть 5 кубиков передач, пронумерованных от 1 до 5 и ещё 2 белых кубика "газа". Бросать кубики можно в любой последовательности, но с условием — каждый следующий кубик должен идти на повышение или понижение передачи. Например, можно начать ход на 3-й скорости и бросить кубики так: 3-2-1. А можно и так: 3-4-5. Белые кубики можно бросать в любое время до, во время, или после бросков кубиков передач.
4. Цель игры — проехать трассу за минимальное время. Для каждого гонщика тикает свой, отдельный таймер, и из-за этого у игроков могут возникать сложности, так как если ты едешь первым, это не значит, что ты едешь быстрее. Обычно в гонках как, чем меньше ты сделал ходов, тем быстрее приехал. Здесь же количество ходов может быть любым. Можно прибыть к финишу после всех игроков, но при этом победить.
5. Затраченное на ход время определяется передачей, на которой ты закончил движение. Чем она выше, тем меньше времени ты потратил. Если на первой скорости ты получаешь 50 секунд, то на пятой — всего 10.
6. Так как упор делается именно на временные затраты, в свой ход не стоит стараться проехать как можно дальше. Вообще, ходов можно делать сколько угодно, их никто не считает. Главное — время. Например, если три хода подряд проезжать по 2 клеточки на 5 скорости, ты проедешь 6 клеток и потратишь 30 секунд. Те же 6 клеток можно проехать и за 1 ход, но закончить его на 1 скорости и потратить 50 секунд. Против 30 секунд 50 — это почти вдвое хуже.
7. Для прохождения поворотов есть особые правила — в них нужно притормаживать. На каждом повороте указана максимальная скорость, на которой его можно пройти. Не вписался — получаешь штраф по времени. Кстати, те самые "неудачи" на кубиках приводят тоже к временному штрафу.
8. Старт гонки происходит с задержкой. В первом ходу ходит только 1-й игрок. Во втором — сначала 1-й, потом 2-й. В третьем к ним добавляется 3-й. В конце 4-го хода в игру включается 4-й игрок (первый, обычно, к тому времени проходит уже примерно треть трассы). В конце финишируют обычно тоже с разрывом. Первый игрок может давно пересечь финишную черту, после чего ещё ходов пять будет играть последний игрок. Это непривычно и очень странно.
9. Взаимодействие игроков стремится к минимуму. Все едут сами по себе и только на фишине сравнивают кто сколько потратил времени. Теоретически могут быть обгоны, но из-за разрыва на старте шансов на это немного. Ну и на трассе место ограничено, на прямых участках на одной клетке могут стоять 2 машинки, в поворотах — только 1. А, ещё тут можно срезать повороты и в некоторых случаях на дорогу вылетает грязь, мешающая тем, кто едет позади.
10. Из-за низкого взаимодействия и сравнения итогов гонки только после её завершения, сама езда — не азартна. Вон, в Formula D и обгоны часты, и перестроения, и дорогу блокировать можно и даже таранить друг друга. В Rallyman ты едешь, едешь, едешь и снова едешь. Считаешь, считаешь, считаешь и снова считаешь клетки. И как-то так чувствуется, что другие игроки не особо и нужны. Можно было бы сыграть отдельно от них, а потом просто свериться, кто сколько времени потратил.
11. Правила игры написаны не очень понятно, хотя сама она — проста. Новичкам я рекомендую ознакомиться с памяткой с BGG, она очень помогает. По крайней мере мы только из неё уяснили, что ты едешь на 1 клеточку за каждый брошенный кубик. В правилах это, как-то, проглядели или не смогли понять.
12. В целом как сказал Михаил Парийчук после нашей первой партии, игра не "just for fun", а "just for win". Тут практически с первого хода надо считать, прикидывать, до какой скорости тебе нужно разгоняться и когда начать тормозить, чтобы вписаться в поворот. Ну, примерно такая же бухгалтерия, как в Formula D. В Rallyman пока подсчёты кажутся сложнее, но это скорее всего из-за того, что в Формулу мы уже играли тыщу раз и там всё понятно.
13. В игру просится трек времени. Знаете, примерно такой, как был в 80 дней вокруг света. Чтобы не в конце партии узнавать кто за сколько проехал трассу, а прямо по ходу партии представлять как ты едешь по сравнению с другими игроками. Кстати, на BGG файл для распечатки трека лежит с 2010 года, так что идея, явно, не только мне пришла.
14. По сравнению с моей самой любимой гоночной игрой — Formula D — Rallyman кажется более сухой, менее азартной, и я бы даже сказал скучной игрой. Гонка пока здесь не чувствуется, а на первый уровень выпячивается бухгалтерия. Знаете, ощущения напоминают Андор, где нужно не заниматься приключениями, а считать сколько ты можешь позволить себе убить монстров. Но, тем не менее, после первой партии у меня возникло желание поиграть ещё. А это неплохой признак.
Бестолковое видео, в котором можно посмотреть
на фрагмент игрового поля и оценить масштаб машинок
PS: А ещё я сыграл в Знаменитость с людьми, которые про настольные игры практически ничего не знали и в глаза их не видели. Игра пошла "на ура", хотя угадывали известных людей все с разной степенью успешности. И этой же компании я презентовал No Thanks! и Riff Raff. Обе игры оказались удачными, причём особенно новичкам полюбилась No Thanks!, были даже высказаны пожелания разжиться экземпляром или на худой конец сделать такую игру самостоятельно.
По Rallyman: В игре есть правило согласно которому на трассе можно установить контрольные точки на которых игроки подсчитывают время ДО окончания участка. Это позволяет скорректировать вождение и понять свою позицию в гонке. Из описания не очень понятно как вы играли- при 3 «неудачах» машина теряет управление, и может кроме штрафа получить серьезные повреждения. Играть надо минимум 3 спецучастка. Порядок старта привязан к реальности машины стартуют с промежутком в минуту, это и реализовано в игре.Иначе первый игрок запер бы остальных.В ралли действительно экипаж борется против времени, а не против друг друга, просто это совсем иные гонки, потому и так непривычно. :)Отличная игра! На мой взгляд, реальнее только симуляторы и сами ралли.
@darth730
Все, что вы сказали верно. Мы и так знали, что в ралли все едут с задержкой. Просто в игре это приводит к тому, что четвертый участник гонки должен ждать 1+2+3+3=9 ходов, чтобы только начать игру. На финише ситуация обратная — первый игрок может идти курить. Это реалистично, но неудобно именно в рамках настольной игры.
Более толковое видео: http://www.dailymotion.com/video/xi13kg_rallyman-le-jeu-de-societe_fun
@Мишаня Питерский
Согласен, игра скорее фанатская, чем фановая. Пробовали играть один за другим, но 1й игрок банально блокирует трассу. Тем не менее, игра мне нравится.