Отчёт № 331 (2/2). 2-8 июня 2014. Дополнение к Токайдо и Eminent Domain

А вот и обещанная вторая часть отчёта за прошлую неделю, посвящённая дополнению к Токайдо и хорошей колодостроительной игре Eminent Domain.

Токайдо с дополнением это всё та же самая Токайдо, только с новыми возможностями. Игроки всё так же бредут по полю от точки А в точку Б, останавливаясь по дороге в различных локациях. Только если в базовой игре каждой локации соответствовал один-единственный возможный вариант действия, то теперь их всегда два. Рассказывать о нововведениях подробно я не буду, вон, недавно только Дмитрий Шугаев всё максимально доступно разложил по полочкам. Я же остановлюсь исключительно на впечатлениях. 

Лично для меня на первый взгляд всё стало сложнее. Если раньше у игрока было 7 различных вариантов остановок, то теперь это число умножается на 2, потому как каждая точка на поле теперь позволяет совершить два альтернативных действия. Для игрока не очень опытного это сложновато. Сужу по себе, я, вон, в Токайдо нерегулярно играю и никак не могут запомнить все эти действия.

Ещё в игре стало больше денег. Многие новые действия требуют уплаты монет и, соответственно, появились новые варианты их добычи. Например, теперь пополнить свой золотой запас можно на двух разных точках, а не на одной, как это было в базе. Кроме того, теперь можно взять либо 3 гарантированные монеты, либо рискнуть и получить до 6 штук.

Игровой процесс при всём при этом существенных изменений не претерпел, продолжительность партии если увеличилась, то только чуть-чуть, за счёт того, что до игры нужно раскладывать больше компонентов. Сложность, как я уже сказал, возросла. Дополнение нельзя назвать плохим, но и рекомендовать его всем без исключения тоже нельзя. Но для ярых любителей Токайдо оно обязательно!

В последние несколько лет достаточно широкую популярность приобрёл жанр колодостроительных игр. Всё началось с Доминиона, благодаря которому обычные настольщики столкнулись с феноменом, уже давно известным любителям коллекционных карточных игр и, в первую очередь, Magic: The Gathering, – несколько человек могут играть в одну и ту же игру не одинаковыми, а различными колодами, причём, у каждого она будет уникальна. После того, как игра Дональда Ваккарино «взлетела», колодостроительные настолки стали сыпаться как из рога изобилия. В частности, в прошлом году эта тенденция дошла и до России и успешно развивается и сегодня, чему свидетельство – состоявшийся на днях релиз дополнения к отечественной колодостроительной игре World of Tanks: Rush

Среди разнообразия игр названного жанра особняком стоят последователи двух столпов – Доминиона и Ascension. Первая игра характеризуется заданным набором доступных в конкретной партии карт: эти карты выбираются заранее и в ходе игры их нужно покупать, собирая себе колоду. В Ascension реализован другой подход: колода доступных карт богата и многообразна, а сами эти карты «прокручиваются» на столе в ходе партии, сначала доступны одни карты, затем на смену им приходят другие и так далее. Например, к последователям Dominion можно отнести Trains, а к последователям Ascension Legendary, Lord of the Rings: The Deckbuiding Game и уже упомянутую отечественную разработку World of Tanks: Rush.

Названные игры весьма похожи на своих прародителей и хотя говорить о клонировании или тем паче о плагиате оснований нет, игровой процесс в них, всё-таки, схож. И поэтому лично я очень ценю колодостроительные, основанные на других принципах и предлагающие другие игровые ощущения, другие варианты действий и операций с картами. В качестве примера можно привести A Few Acres of Snow – дуэльную игру с ярко выраженным военным элементом от Мартина Уолласа, все действия в которой отыгрываются с помощью карт, и у игроков есть возможность формировать колоду прямо во время партии, адаптируя её к выбранной стратегии. Теперь я могу привести и ещё один пример оригинальной и хорошей колодостроительной игры, это Eminent Domain, выпущенная по меркам жанра достаточно давно, в 2010-м. Я же добрался до неё со значительным запозданием, лишь в середине 2014-го года.

Eminent Domain появилась благодаря успешной кампании на краундфандинговом сайте Kickstarter. Осенью 2010 года на этой площадке был запущен сбор средств. Для успеха нужно было набрать $20 000, а в результате было собрано почти в полтора раза больше – $48 378. Как результат мы имеем хорошую изданную игру, к которой, кстати, в этом году планируется дополнение, уже также собравшее на Kickstarter солидную сумму – при заявленном потолке в $25 000 получено $103 479. Впрочем, хватит сотрясать воздух пустыми похвалами, пора переходить к конкретике.

Eminent Doimain предлагает игрокам почувствовать себя в роли повелителя космической империи. В ходе игры нужно будет исследовать космос, натыкаться на планеты, колонизировать и завоёвывать их, производить на них полезные ресурсы и продавать их за победные очки, равно как развивать научные достижения. Все эти увлекательные мероприятия реализуются при помощи всего лишь колоды карт, да небольшого количества вспомогательных компонентов: россыпи жетонов победных очков, пластиковых космических кораблей и разноцветных дисков ресурсов. Забегая вперёд скажу, что на самом деле слова «повелитель космической империи» — это, возможно, слишком громкая характеристика для игрока в Eminent Domain. В ходе партии, вероятно, получится освоить 5-10 планет, развить какие-то технологии, но всё это без эпического размаха. Тем не менее, вне зависимости от масштабности игровых действий главное, что играть в Eminent Domain – интересно.

Что же такое изобрели разработчики? Чем игровой процесс в ED отличается от коллег по цеху? Всё достаточно просто. Обычно в колодостроительных играх ход устроен примерно одинаково: разыгрываем карты с руки и, если есть возможность, пополняем себе колоду и (или) добываем карты, приносящие победные очки. Например, в Dominion мы играем "действие", а потом совершаем "покупку". В Legendary нанимаем героев и бьём злодеев. В Eminent Domain подход несколько иной. В игре есть 5 базовых действий: поиск, мирная колонизация, вооруженная агрессия, производство/торговля и научные исследования. С помощью этих нехитрых приёмов и выполняется всё то, чем призывает заниматься игра: поиск новых планет, из покорение, последующее производство товаров и их обмен на победные очки. 

Ключевая особенность игры — структура хода игрока. Он состоит их двух частей: факультативной и обязательной. Первая, факультативная, это действие. В эту фазу мы — если есть желание — разыгрываем карту с руки, в этом случае срабатывает эффект, указанный на карте после слова "action". Отсюда, кстати, неологизм, отмеченный Максимом Трофименко и проявившийся и в нашей компании уже во второй партии: слово "какэкшн". Например, "какэкшн я играю колонизацию". 

Во вторую фазу игрок должен пополнить свою колоду одной из пятью базовых карт, лежащих на столе в стопках. Для этого нужно просто взять приглянувшуюся карту и положить её себе в отбой. Бесплатно, никакие ресурсы при этом не тратятся. Зато! Когда вы берёте себе карту таким образом, срабатывает эффект, указанный на ней после слова: "role". В этом случае считается, что игрок активировал такую-то роль. И эта роль срабатывает как на него, так и на остальных игроков — каждый из сидящих за столом может сыграть аналогичные карты и получить что-то полезное. А активный игрок получает дополнительный бонус за активацию роли. В принципе, ничего нового тут нет, это механика выбора ролей из Пуэрто-Рико, игры образца 2002 года. Только в колодостроительные игры её как-то никто раньше добавить не догадался, а она тут пришлась как нельзя кстати.

Сами роли несложные: исследование космоса позволяет получать новые карты планет, колонизация и агрессия — покорять их одним их двух доступных в игре способов (мирным и военным), производство и торговля — создавать на планетах ресурсы и обменивать их на очки. Особняком стоит наука, с помощью которой свою колоду можно пополнять специальными картами технологий. Их в игре несколько десятков и многие из них доступны для приобретения изначально. Тут в плане освоения небольшой минус, по идее нужно разбираться в свойствах этих карт, чтобы делать разумный выбор и покупать именно то, что нужно в текущей конкретной ситуации. Поэтому правила рекомендуют сыграть ознакомительную партию без технологий, чтобы осваиваться с ними когда уже будут понятны базовые принципы игры.

По смысловой нагрузке и производственным операциям Eminent Domain стоит недалеко от Race for the Galaxy. Только по сложности эти игры отличаются с моей точки зрения на порядок. RFTG сложно освоить, у неё есть определённый порог, нужно обязательно сыграть несколько партий, пока в голове всё не утрясётся и не сложится цельная картина игровой механики. В Eminent Domain уже к концу первой ознакомительной партии всё становится понятно. Она значительно проще, доступнее, хотя, весьма вероятно, куда менее вариабельна.

Тем не менее, моё первое впечатление — перед нами очень приятный, оригинальный и, что немаловажно, прекрасно работающий колодострой. Хорошая игра, которую не стыдно показывать и новичкам и опытным настольщикам. Тем более, она про космос!

Eminent Domain, Tokaido, Отчёты



Похожие записи
  • Описание бесплатной игры «Сталкер»
  • Мини-обзор игры «Путь» (The Way)
  • Обзор игры «Robobattle Pigs» (Боевые свиньи-роботы)
  • Обзор игры «Tannhaiser»
  • Переиздание настольной игры «Талисман»
    1. deezynah
      19 Июн 2014 из 8:17 | #1

      Бери Escalation к Eminent Domain. Отличное дополнение! Вариабельности будет хоть отбавляй. )


    2. Mazz_O
      19 Июн 2014 из 9:01 | #2

      @deezynah

      Поддерживаю. Однако обязан упомянуть: дополнение усложняет процесс и игра становится не такой уж дружелюбной к новичкам. Escalation хорошо вводить после того, когда база будет изучена вдоль и поперёк, что в принципе не так уж и долго.


      PS Вообще очень ждал вердикта игре от Юры и рад, что игра понравилась. У нас это семейный хит.


    3. Ruslan
      19 Июн 2014 из 11:10 | #3

      Про Eminent Domain: собрано все же почти в 2,5 раза больше, а не в 1,5. 🙂


    4. hk
      19 Июн 2014 из 23:55 | #4

      @deezynah


      Ну пока надо хотя бы с базой освоиться. А то я ещё ни разу победить не сумел, то на чуть-чуть отстаю, то совсем сливаюсь.


    1. Трекбеков пока нет.