Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 403. 26 октября – 1 ноября 2015. Elder Sign, Samara, Бастион

151104_halloween_01

За отчётную неделю сыграно 8 партий в 7 разных настолок, новинок среди них не было, но я впервые попробовал режим "Орба" в Race for the Galaxy: Alien Artefacts:

7 Wonders: Sailors – 

Elder Sign – 

Race for the Galaxy: Alien Artefacts – 

Samara – 

Star Realms: Colony Wars – 

Бастион –  

Каркассон: Охотники и собиратели – 

151104_hunters_01

Мне никогда особо не нравился Каркассон. Идея выкладывания на стол квадратных жетонов по принципу домино почему-то изначально меня не привлекает. Я познакомился с ней 10 лет назад именно в Каркассоне, но с тех пор уяснил, механика tile placement (выкладывание тайлов) – это не моё. Исключением стала выпущенная в прошлом году игра Каркассон: Южные моря, она сумела заинтересовать меня двухэтапной системой начисления очков. В Южных морях за размещение фигурок на поле ты получаешь разнообразные фрукты, а наборы фруктов затем можно обменивать на очки. Вот такой вариант игры пришёлся мне по душе. А обычный Каркассон или его подвариация Охотники и собиратели – совсем не те настолки, за которые я сажусь с удовольствием.

151104_hunters_02

Тем более, что в Охотников и собирателей я играл всего раз, может быть, пять (хотя когда-то написал по ним обзор). И всегда с очень большим интервалом. И это несмотря на то, что впервые на русском игра выпущена ещё, по-моему, в 2006 году. Из-за редких игр я плохо помню правила, что сыграло значительную роль в нашей текущей игре. Во-первых, человечками в полях я планировал получать очки за леса, а в Охотниках и собирателей надо собирать зверей. Когда мне напомнили это правило, я отправил своего мипла охотиться на тигров, и уже потом понял, что тигры – это штрафные звери, и стремиться надо к оленям и мамонтам. В-третьих, только в середине игры я вспомнил, что тут кроме человечков-миплов есть ещё и хижины, которыми нужно добывать рыбу в реках.

В общем, партия была та ещё. Со стороны, наверняка, казалось, словно я совершаю какие-то абсурдные ходы, направленные на что угодно, только не на получение очков. Итог закономерный – последнее четвёртое место и никакого удовольствия от партии.

151104_star_realms_01

Зато после Охотников и собирателей душа отдохнула. Мы разложили Звёздные империи самым правильным набором, о котором я писал неделей ранее: база, Colony Wars и по одному набору дополнений Bases & Battleships и Fleets & Fortresses. Играли вчетвером, каждый сам за себя, в вариант "охотник", когда нужно бить соседа слева.

Начало партии у меня было прям отличное. Я набрал красных карт и первым очистил колоду от мусора. У соседа слева дела шли далеко не так хорошо, я его регулярно бил. У соседа справа тоже всё было не очень радужно. Помимо красных карт у меня были ещё и жёлтые, из-за которых ему регулярно приходилось сбрасывать 1-2 карточки и начинать ход то с тремя, то с четырьмя. А вот соперник напротив вполне мог со мной конкурировать. Там было очень много баз, в том числе сильных, дающих более десятка атаки в ход.

Так и получилось, что в финальном поединке пришлось сойтись нам. Первым пал мой сосед справа, следующим же ходом я добил соперника слева, мы остались один на один. Я не был уверен в победе. Всё-таки, баз у меня было не так много. Но козырь имелся,  это жёлтые карты, заставляющие врага скидывать уже по 2-3 карты в ход. Но как оказалось, даже жёлтые карты бессильны перед ситуацией, когда на столе много баз. Даже пара дополнительных кораблей даёт ощутимую мощь. Мне им противопоставить было нечего, куча недорогих жёлтньких, да много красных.

Мораль такова – коли начал чистить колоды красными картами, не надо останавливаться, выбросив все стартовые единички. Затем надо избавляться и от красных кораблей, потому что их 2-4 атаки и пара очков торговли могут помочь в начале-середине партии, но к эндшпилю уже превращаются в балласт и сдерживают потенциал колоды. В дальнейшем буду это обязательно учитывать.

Ну а сама игра по-прежнему шикарна. Очень нравится Star Realms с новыми кораблями и базами и без героев и событий. Осталось совсем чуть-чуть, и мы уже будем играть полным набором Colony Wars.

151104_rftg_aa_03

Не секрет, что Race for the Galaxy я понял не сразу. Сначала мне показалось, что это какая-то безумно бестолковая и неинтересная игра. В 2008 году, когда её впервые издали на русском, я даже влепил ей "Разочарование года". На то, чтобы проникнуться ею, освоить условные обозначения на картах и понять, насколько же она хороша, потребовалось пять лет. Зато теперь я знаю, что Race for the Galaxy – это такой конструктор, в котором каждая карта – это уникальная деталь. И совмещая их друг с другом можно каждый раз получать невиданные ранее механизмы по добыче победных очков. Ощущения схожи с впечатлениями от старенькой компьютерной игры The Incredible Machine. И теперь каждой партией в RFTG я наслаждаюсь, потому что в полной мере получаю удовольствие от конструирования движка.

Но пока я осваивал игру, к ней выходили дополнения. И не одно, это, ведь, только я за пять лет её распробовал, основная масса игроков сразу просекла фишку. Gathering Storm, Rebel vs. Imperium, Brink of War… А потом появилось Alien Artefacts. Каждое дополнение – это набор новых карточек, новые возможности и иногда новые механики. Но в Alien Artefacts появилось нечто кардинально новое. Орб. Головоломка-лабиринт, по которому нужно двигать человечков в поисках всяких интересных находок. Раньше я её никогда не пробовал, играя в усечённый вариант Alien Artefacts, только с новыми картами. А в этот раз использовали всё дополнение.

151104_rftg_aa_01

Тут помимо обычной игры появляется совершенно новое ответвление. Отдельная колода карт, из которых на столе формируется общий на всех лабиринт. По нему игроки двигают фигурки своих человечков, способные добывать жетоны находок. В лабиринте встречаются телепорты и лазерные барьеры, для прохождения которых нужно иметь определённый уровень натиска. И, собствено, сами находки, дающие всякие приятные бонусы: разовую скидку на строительство, разовая карта определённого цвета, которую можно продать или потребить, гены и другие спецсимволы. И, что самое приятное, помимо спецэффекта, каждая находка приносит ещё и 2 очка.

151104_rftg_aa_02

Добываются находки человечками, которых теперь нужно двигать в первую фазу, Explore. Все игроки в неё могут подвигать свои фигурки на 4 шага, а тот кто сыграл эту фазу получает дополнительную возможность: сыграть карту орба, то есть расширить лабиринт, подложив к нему новую карту, где, возможно, будет лежать новая находка. Карты подкладываются по приципу "каркассона", нужно чтобы крайние символы совпадали, если стенка — на неё кладешь стену, если проход — проход.

Идея "Каркассона" в Race for the Galaxy меня не привлекает сама по себе, потому как я, как отмечено выше, не люблю выкладывать тайлы. А тут, вообще, прям, игра в игре. Реально совершенно другое направление. Хорошо это или нет, наверное каждый определяет сам для себя. Лично мне, например, этот вариант дополнения не понравился сразу по нескольким причинам.

151104_rftg_aa_04

Это очень большое отступление от базового движка игры. Я понимаю, когда там, новые карты добавляются, возможность атаковать чужие миры, галактический престиж и всё такое… Но отдельное поле, по которому ходят отдельные фишки, которое формируется из отдельной колоды карт – на мой вкус это уж слишком. Это слишком далеко от моей любимой "галактики".

Переключение внимания на новое поле, прикидывание, куда пойти, как его можно расширить и, самое главное, как обогнать соперников на пути к находкам (у нас всё ещё гонка!) – это ещё и дополнительное время на партию. Я не смотрел на часы, но по ощущениям с "Орбом" игра длится раза в полтора дольше. Мне кажется, это того не стоит.

151104_rftg_aa_05

И ещё, теперь у тебя целых три руки. Если раньше была рука с картами действия и рука с игровыми картами, теперь добавляется ещё и рука лабиринта. Это не сказать чтобы, вот, прям, как-то здорово неудобно, но на мой личный вкус, уже перебор. В общем, пожалуй, останусь-ка я приверженцем классической RFTG. Не надо мне никаких режимов "Орба".

Глянул, кстати, на BGG, там есть небольшое голосование на тему, "Используете ли вы Орб". Проголосовало 100 человек, 35 ответили "никогда", ещё 30 – "очень редко".

151104_samara_01

А ещё мы снова сыграли в Самару, теперь уже по полным правилам, со свойствами зданий и с добавлением трёх артефактов: коня, меча и шапки профессора. Забегая вперёд – впечатления мои от игры сильно не изменились.

Артефакты и ключевые здания, конечно же, немного меняют рисунок партии. На поле, где раньше лежали всякие безликие постройки теперь появились "вкусные" места. Соответственно, появились и новые варианты выбора, что-то вроде "потратить больше времени чтобы забрать особое здание, или лучше сделать пару ходов и забрать себе что-то другое".

151104_samara_03

От зданий артефакты отличаются тем, что эффект здания действует разово (например, нужно потерять инструмент и вне очереди "родить" работника), а артефакт остаётся в игре постоянно и работает всё время. И закрепляется именно за тем работником, который его нашёл. Конь вдвое сокращает временные затраты на действия, меч заставляет игроков тратить чуть-чуть больше времени (больше никто не может встать на один месяц с тобой, все идут на следующий), шапка даёт возможность строить здания, имея нужно количество инструментов, на глядя на их цвет.

Но в целом игра всё та же: работники бегают по линии времени, берёт себе с поля инструменты, а после – здания. Как я и говорил, незамысловатое евро начального уровня. Да, тут есть оригинальная механика в виде ленты времени и правил добычи зданий и инструментов. Нет, она не настолько оригинальна, чтобы Самара сильно-сильно понравилась лично мне. Just another euro.

Поскольку уже после партии выяснилось, что мы вновь чуть-чуть заплутали в правилах и иногда разделяли "толстых" работников на отдельные фишки, возможно, по настоянию товарищей мы как-нибудь разложим Самару снова, чтобы, так сказать, хоть раз сыграть в неё по-правильному, но я не верю, что мои впечатления от игры могут измениться.

151104_7wonders_01

В 7 Wonders играл за Родос. Стратегию выбрал свою базовую трёхэлементную: ресурсы, синие здания, война. С ресурсами – получилось, с синими зданиями тоже вышло неплохо, а вот войной, хотя красные карты и строил, заработал не так уж много очков.

151104_7wonders_02

Из запомнившегося в партии: эпический сет из шести наборов "красная+оранжевая+жёлтая карты" в неофициальном оранжевом чуде.

151104_elder_sign_01

На Хэллоуин хотелось разложить что-то тематическое, жуткое или ужастиковое. Я даже собрал предварительно всё, что попалось под руку: Last Night on Earth, Зловещие зомбецы, Барабашка, Elder Sign. И только когда уже приехали в гости понял, что не взял Мёртвый сезон. Пришлось играть в то, что есть.

Наиболее реальным вариантом оказался Знак древних – несложная игрушка, подходящая практически для любой компании, и как раз про всяких Ктулху. По сути это тот же самый Ужас Аркхэма, где сыщики сражаются со всякими мифическими чудовищами, только безо всего лишнего: без огромного поля, без объёмных правил, без долгих ходов. Есть только несколько локаций, пара-тройка монстров и много-много кубиков, которые всё время нужно кидать, набрасывая необходимые комбинации.

151104_elder_sign_03

Новички быстро разобрались, что тут к чему, партия прошла очень хорошо. Особенно здорово, что у нас было несколько моментов, когда, казалось, по всем правилам то или иное задание должно провалиться, но в самый последний момент везло с кубиком и всё выполнялось. Мы накопили необходимое количество печатей и победили древнего!

Знак древних появляется у нас на столе не очень часто, но каждый раз оставляет приятные впечатления. И каждый раз я немного жалею, что у нас не локализованная версия. Были бы на картах тексты на русском, игры проходили бы ещё атмосфернее.

151104_bastion_02

А ещё мы снова играли в Бастион. Пробовали второй сценарий «Нашествие летунов», в котором в колоду замешиваются дополнительные летающие монстры, умеющие перекрывать источники маны. Первую партию мы проиграли во многом благодаря этим летучим гадам. Когда на поле нет ни одного места, где можно было бы набрать новых кубиков, это несколько тяжко.

Второй раз начали тот же сценарий, только теперь сконцентрировались. Старались выносить монстров по одному, причём, начиная с самых сильных. Мне кажется, это было правильное решение. Когда ты убиваешь врага силой 6 и получаешь файербол силой 2, на следующего такого же противника надо скопить только 4 кубика, добиваешь его магией и получаешь точно такое же заклинание в награду. Считай, переходящая скидка. Тактика оказалась удачной. Ближе к финалу пришлось немного поднапрячься, но мы это сделали! Вынесли всех монстров и победили!

151104_bastion_03

Единственное, мы, всё-таки, немного отступили от официальных правил и разрешили себе если герои стоят в одном секторе обмениваться 1 кубиком маны в ход и поддерживать друг друга заклинаниями в бою. Плюс ещё оставляли в углах поля друг другу кубики маны. По моему мнению эти правила идут игре на пользу. Появляется взаимодействие и элемент поддержки друг друга, да и просто, сложность уменьшается. Честно говоря, если бы играли как написано в правилах, когда в бою «каждый сам за себя», проиграли бы наверняка.

По итогам второй сессии в Бастион я остался доволен. Игра очень даже неплохая. Пожалуй, мне понравилось даже больше, чем в прошлый раз.

10 комментариев

  1. litvin

    Юра, что за пошлятина на фотке Самары? =) Ужас просто

  2. pilot63

    «Оранжевый» игрок в Чудесах — шикарно, я насчитал 90ПО. Чем всё это время занимались соседи?
    Только я не понял, как он, сыграв дипломатию, тем не менее, получил все бонусы по войне? Допустим, один токен за морское нападение, а второй? Или вы с Великими Проектами играли?

  3. azazel

    @litvin
    Куда смотрят защитники животных???? 🙂

    «…мы, всё-таки, немного отступили от официальных правил и… (использовали «хоумрулы» автора) ….По моему мнению эти правила идут игре на пользу.»

    Бальзам на душу автора 🙂

  4. gv.berezovskii

    @pilot63
    Я забыл приплыть к кому-нибудь и потерял еще 3 ПО во второю эпоху. У нас такие вещи не прощают :). Итак 97, а то была бы сотка. С одной стороны сидела Настя (Абсолютный чемпион нашей ячейки) с другой «твердый» середнячёк, я думаю везение и просо не оценили масштаб трагедии.

    П.С. Как же мне надоели 7W!!!

  5. pilot63

    @gv.berezovskii
    С дипломатией я разобрался, но всё равно вижу только 90ПО на фотке
    Война 18, Жёлтые 6, Деньги 2, Долги -1, Чудо 36, Чёрные 5, Лидеры 6, Оранжевые 18.
    Где ещё 7?

  6. Винсент

    «Знак древних появляется у нас на столе не очень часто, но каждый раз оставляет приятные впечатления. И каждый раз я немного жалею, что у нас не локализованная версия. Были бы на картах тексты на русском, игры проходили бы ещё атмосфернее.»
    Я в свое время купил локализацию — и теперь крайне об том жалею. И не планирую покупать локализаций впредь в принципе. Потому что к Знаку Древних вышло уже 2 дополнения, и ни одно из них даже не планируют локализовывать отечественные компании. А смешивать русскую и английскую версию… У меня такая фигня с Пандемией — смотрится похабно 🙁 Так что хай лучше новички английский подучат, не ленятся. 🙂

  7. gv.berezovskii

    @pilot63
    Лидеры — 12 по 2 за красную
    Оранжевые — 19 (по 1 за каждую из 7 + 4х3)

    @Винсент
    Согласен. У меня rftg на русском (база), немецком и английском ( допы 1,2,3) не очень гуд. Сейчас правда уже привыкли. Но больше всего бесит несовпадение шрифтов!!!

  8. hk

    litvin :

    Юра, что за пошлятина на фотке Самары? =) Ужас просто

    Пошлятина – она не на фотках, она в головах! 🙂

  9. hk

    azazel :

    @litvin
    Куда смотрят защитники животных???? :)

    «…мы, всё-таки, немного отступили от официальных правил и… (использовали «хоумрулы» автора) ….По моему мнению эти правила идут игре на пользу.»

    Бальзам на душу автора :)

    Наверняка в допах эти хоумрулы станут официальным вариантом 🙂
    А то, что они не вошли в базу, это стратегический маневр, как с Люркером во втором Старкрафте ))))))

  10. hk

    Винсент :

    «Знак древних появляется у нас на столе не очень часто, но каждый раз оставляет приятные впечатления. И каждый раз я немного жалею, что у нас не локализованная версия. Были бы на картах тексты на русском, игры проходили бы ещё атмосфернее.»
    Я в свое время купил локализацию — и теперь крайне об том жалею. И не планирую покупать локализаций впредь в принципе. Потому что к Знаку Древних вышло уже 2 дополнения, и ни одно из них даже не планируют локализовывать отечественные компании. А смешивать русскую и английскую версию… У меня такая фигня с Пандемией — смотрится похабно :( Так что хай лучше новички английский подучат, не ленятся. :)

    У меня самое первое русское издание Пандемии отлично сочетается с первой редакцией английского On the Brink. Никаких сложностей. И со Знаком древних я бы русскую версию предпочёл. Вы не из Самары? Может, махнёмся? 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑