За отчётную неделю сыграно 8 партий в 5 разных настолок, в том числе впервые опробовали 7 Wonders: Duel и Пандемию: Наследие (про неё рассказываю без спойлеров):
7 Wonders –
7 Wonders: Duel –
Quartermaster General –
Пандемия –
Пандемия: Наследие –
В Quartermaster General партия впервые закончилась сильно досрочной победой союзников. Нам везло с самого начала. Мне в стартовую руку пришли карты Индии и Австралии, позволяющие строить там войска. Я, конечно же, их сразу же разыграл, быстро воткнул и там, и там по танку и стал тащить по 6 победных очков за ход. Так как в остальной части соблюдался более-менее паритет (Германия, СССР, США и Япония набирали по 4 очка в ход), а вот Италия – проседала (2 очка в ход), наша команда стала вырываться вперёд.
Ситуацию для Оси немного выправили карты статуса Японии, позволяющие приносить в ход по 5 очков, но в целом положение изменилось не сильно. Страны Оси каждый ход проседали всё сильнее и никакого серьёзного перелома не наблюдалось. На Восточном фронте Германия с Италией вдвоём не смогли серьёзно прижать Советский Союз, так что где-то на 12-м ходу Союзники вырвались вперёд на 30 очков, одержав уверенную победу. Партия мне понравилась, будем обязательно играть ещё. Тем более, что и все остальные участники остались довольны.
В 7 Wonders партия была для меня типичной. В начале достались пирамиды, а это моя типичная стратегия: ресурсы, война и синие карты с очками. Так всё и получилось. Сначала построил много коричневых и серых карт, затем ушёл в войну и начал скупать то, что приносит очки. И всё бы было хорошо, только в третьей эпохе просмотрел один момент: соседи и справа, и слева, неожиданно ушли в дипломатию и отстранились от ведения боевых действий. И мало того, что мне пришлось биться с удалённым городом справа, который был самым развитым в военном плане за всем столом, так ещё и слева оказались неожиданно построенные три красные "тройки", которые принесли мне вместо ожидаемых 5 очков за военную победу -1 за поражение.
В итоговом зачёте я показал себя хорошо, но проиграл 1 очко самому воинственному городу. А это значит только одно – надо внимательнее следить за тем, что происходит за столом, особое внимание обращать на военное развитие соперников и ни в коем случае не отдавать военную победу. Надо было самому строить больше красных карт, тем более, что у меня и лидер был, который очки за них приносит. Можно было победить, сами виноват, что упустил такую возможность.
Партия в Пандемию состоялась очень поздно, примерно в третьем часу ночи. Все уже были уставшие и из-за этого с самого начала дела пошли наперекосяк. Вначале, разложив игру на пятерых, мы ошибочно сдали всем только по одной карте (положено по 2). Затем, через несколько ходов люди за столом начали просто вырубаться и число спасителей человечества сократилось сначала до четырёх, а потом и до трёх. Мы просто убрали лишние фишки с поля, раздали карты выбывших игроков оставшимся, но партию это всё равно не спасло.
Вместо обычных карт эпидемии мы взяли карты вирулентного штамма из первого дополнения и жёлтая болезнь у нас быстро обросла признаками, здорово усложняющими жизнь. Особенно тяжко было создать вакцину, на это требовалось аж 6 карт, вместо обычных пяти. Сделать это мы так и не смогли. Как не успели и с фиолетовой болезнью. Карты в колоде закончились, мы проиграли и разошлись спать.
Пандемия. Наследие – это вторая на моей памяти попытка сделать из настольной игры потребляемый продукт. Обычно-то как, ты покупаешь игру и можешь раскладывать её сколько угодно, каждый раз формируя новую игровую ситуацию исходя из какого-то типичного старта.
Скажем, в Колонизаторах всегда нужно строить дороги, города и поселения на одном и том же острове, но его участки всегда раскладываются немного иначе. В Каркассоне благодаря случайному приходу тайлов в игру каждый раз формируется немного другая местность. В обычной Пандемии благодаря случайному выходу карт заражений из колоды всегда "болеют" разные города и с разной интенсивностью. В каком-нибудь Memoir '44, так, вообще, каждая партия – это новый отдельный сценарий, число которых стремится к бесконечности.
Но есть и другие игры. Так называемые игры на прохождение, ощущения от которых сходны с ощущениями от компьютерных или видео игр. Это, например, Андор, где есть конечное число сценариев, и проходить их в первый раз куда интереснее, чем во второй и последующие. Когда ты играешь впервые, для тебя всё в новинку, присутствуют неожиданные повороты сюжета и прочие неизведанные вкусности. Сюда же относится и первая игра "с развитием", Risk Legacy, где, вообще, после нескольких партий появляются новые возможности, новые свойства и даже новые правила. Это уже не просто отдельные сценарии, но целая "кампания", по завершении которой игру можно смело отложить на полку. Таких же новых и целых впечатлений от неё уже не будет.
А теперь в полку подобных настолок пополнение, Пандемия: Наследие предлагает побороться с вирусами, только не так как в обычной Пандемии, а по системе сценариев, где от партии к партии игроки будут развиваться, получать новые задания и возможности, а на игровом поле появятся "метки", некие следы от проделанной работы.
В игре есть 12 сценариев, на каждый из которых отводится 2 попытки прохождения. Таким образом, Пандемия: Наследие — это минимум 12 и максимум 24 партии, по завершении которых игру можно смело забросить на полку и ждать выхода второго сезона (да-да, на коробке с Пандемией: Наследие присутствует надпись "сезон 1", так что стоит ожидать продолжения). Кто-то может сказать, мол, 12-24 партии – это немного, при цене-то 3000 рублей за игру. Но это как посчитать. В деньгах это получается от 125 до 250 рублей за одну партию. Если скидываться на коробку вчетвером, получается, каждый заплатит всего 750 рублей или 40-60 рублей за игру. По мне – так вполне приемлемая стоимость, особенно если учесть, что от этой Пандемии: гарантированы уникальные ощущения за счёт системы наследия.
Но мы отвлеклись, вернёмся назад к игре. Всё начинается с привычной ситуации: заражены 9 городов, на поле есть до 4-х специалистов, готовых выйти на борьбу с инфекциями, задача — найти 4 лекарства. А дальше может произойти всё, что угодно. Рассказывать о подробностях я не буду, чтобы не испортить никому впечатления. Скажу только, что мы успели отыграть два сценария, так называемые "январь" и "февраль" и успели увидеть как в игру вводятся как кое-какие фишки, знакомые нам по дополнениям к базовой Пандемии, так и совершенно новые элементы, впервые внедрённые именно в Наследии.
И, надо сказать, именно в Пандемии система наследия работает очень здорово. По крайней мере даже за три партии мы увидели куда больше всякого интересного, чем за 4 или 5 (не помню точно, сколько мы там отыграли) сессий в Risk Legacy. Мы очень довольны, я очень жду когда мы соберёмся в следующий раз, чтобы продолжить борьбу за выживание человечества.
Кстати, по традиции играя в первый раз, мы умудрились допустить несколько ошибок (к счастью, не серьёзных) и очень веселились, обнаружив в правилах раздел, рассчитанный специально на таких как мы.
Про 7 Wonders: Duel у меня на сайте уже было немало публикаций. Игру все хвалили, рассказывали о её сходствах и отличиях по сравнению с базой. Кто-то называл её просто хорошей настолкой, а кто-то – лучшей игрой прошедшего Эссена. Я пока ещё сыграли недостаточное количество партий, чтобы присоединиться к последним, но уже точно нахожусь в числе тех, кто считает дуэльные "Чудеса" отличной игрушкой.
Вот, знаете, летом мы с Галей нередко раскладывали Поселенцев. И так как обычно бывает, начинаешь партию нищебродом. Ничего нет, валяется в лучшем случае палка, камень, да бродят несколько человек. И вот, ты начинаешь добывать ресурсы, рушить карты, что-то строить и за пять ходов резко поднимаешься из грязи в князи. Вот только что был босяком и уже купаешься в ресурсах, не зная куда их девать и рассчитывая действия в последнем, пятом ходу так, чтобы одновременно потратить и все карты, и все ресурсы и заработать на этом как можно больше очков.
А ещё из-за достаточно большого количества возможностей в Поселенцах получается так, что каждый ковыряется в собственном огороде. Нет, иногда можно порушить чужое здание, а ещё, бывает, прикрываешь себе что-нибудь щитом, но в целом взаимодействие стремится к нулю, разве что редкий "обмен любезностями" встречается.
В 7 Wonders: Duel всё совсем не так. По итогам двух партий судить о каких-то общих тенденциях в игре, наверное рано, но я всё же отмечу, что пока что ощущаю жесткий дефицит ресурсов. Что в первой эпохе, что во второй, что в третьей, мне почти всегда чего-то не хватает. Обычно это один из базовых ресурсов (камни или дрова) и "папирус" из продвинутых ресурсов. И монеты тоже в дефиците, часто приходится за них карты скидывать.
Возможно многие со мной не согласятся, но выбирая из вариантов "бедно, а потом богато" (Поселенцы) и "бедно сначала, и потом тоже бедно" (7 Wonders: Duel), лично я предпочту второй. Объяснение тут простое, изобилие – это неинтересно. Когда у тебя куча всего ты просто перегоняешь все доступные ресурсы в очки. Когда у тебя постоянно чего-то не хватает, ты вынужден выжимать максимум из имеющейся ограниченности, думать, прикидывать как получить наилучиший результат. Вот поэтому мне интереснее ситуация "бедности", с которой я сталкивают в дуэльных "Чудесах".
А ещё тут куда явнее, чем в тех же Поселенцах ощущается противостояние. Самое главное – это возможность военной победы, когда противник строит достаточное количество красных карт, рушит твой город и сразу же выигрыват. Только из-за этого ты вынужден иногда строить или жечь военные карты, лишь бы они не достались оппоненту. Примерно такая же ситуация с наукой. В "Дуэли" есть возможность выиграть по науке, собрав комбинацию зелёных карт, так что научные карты приходится иногда тоже уводить у противника из под носа.
И тут мы переходим к самой интересной находке разработчиков — системе розыгрыша карт. Если в оригинальных "Чудесах" балом правил драфт, система, при которой каждый ход надо было отбирать себе одну карту и передавать остальные соседу, теперь все карты лежат на столе, часть в открытую, часть в закрытую, плюс единовременно доступно очень мало карт, а остальные открываются по мере того, как другие карты со стола снимаются. Таким образом заранее можно примерно прикинуть что нужно брать, а что нельзя, чтобы отждать те или иные карты себе и не дать те или иные карты оппоненту. Система очень классная, работает не хуже драфта в базе.
Изменённые правила торговли, по которым цена покупки ресурсов зависит от того, сколько их построил соперник тоже работает очень хорошо и даёт возможность вести войну ещё и экономикой. Интересны и изменения в науке, позволяющие получать разнообразные бонусы за строительство зелёных карт. А ведь тут есть ещё и чудеса, которые дают самые разные свойства и разываются перед началом партии методом того же драфта. Правда именно про чудеса сказать пока особо нечего, мы играем рекомендованным стартовым набором, самостоятельно выбирать ещё не пробовали.
По сравнению с Поселенцами у 7 Wonders: Duel есть только один жирный минус. У меня ещё ни разу не получилось обыграть Галю. Казалось бы, имея порядка сотни партий в обычные 7 Wonders на протяжении последних пяти лет, я должен легко выигрывать (тем более, что в обычные 7 Wonders зачастую так и выходит). Ан, нет! Почему-то не получается 🙁
Но в целом игрой очень доволен. Правила достаточно просты. Текста нет. Раскладывается быстро. Играется динамично и оперативно. Соревновательность ощущается на всём протяжении партии, от старта до финиша. Явный дефицит ресурсов стимулирует работу серого вещества. Хорошая игра, очень даже. Будем обязательно играть ещё, и не раз.
не смогу больше читать отчет, если в них будет про пандемию:наследие. Не люблю спойлеры, а моя коробочка все не идет из штатов.
Юрий, хотел бы попросить Вас в будущем опубликовать статью о «Пандемии: Наследие» со всеми подробностями (естественно с приметкой «осторожно спойлеры»:)
Игру я точно не буду покупать (не найду желающих скинуться), но вот почитать статью со всеми деталями наверняка хотели бы многие любители настольных игр. Тем более, если ее напишите Вы 😉
https://vk.com/d13games
serfalinskiy, В нашей группе есть несколько отчетов по пандемии наследие со спойлерами.
С Юрой в слоге не сравниваюсь, но так сказать на безрыбье…
И фото со спойлерами с игры, также имеются. Я предупредил.))
А где там спойлеры? В том, что «появляются новые фишки»?
@serfalinskiy
Не вопрос, будет вам статья со спойлерами.
@hickname
Я промотал текст не читая. А что нужно читать, чтобы узнать есть там спойлеры или нет?
Я опытный спойлерофоб. За спиной «Аватар» и «Звездные войны»!
Первый абзац нужно читать:
В новых чудесах такая раздача карт — это тоже драфт по сути. Для драфта же не обязательно, чтобы карты ходили из руки в руку между разными игроками, они могут и на столе лежать. Суть в том, что вы выбираете одну карту из доступных и играете ее или откладываете себе в колоду, чтобы сыграть позднее.