За отчётную неделю сыграно 9 партий в 6 различных настолок, среди них была одна новинка – Deep Sea Adventure, плюс мы впервые сыграли в официальную русскую версию Codenames:
7 Wonders –
Codenames. Кодовые имена –
Deep Sea Adventure –
Quartermaster General –
Sid Meyer’s Civilization –
Порт-Ройал –
В Генерала на этот раз набралось всего 4 человека, так что одному пришлось рулить Германией и Италией, а второму – Британией и США. Партию мы слили, потому что я банально «зевнул» Британию. В один прекрасный момент сложилась ситуация, когда в Северном море немцы построили флот и атаковали Лондон, выбив оттуда мою армию.
В ответ я уничтожил немецкий танк в Западной Европе, будучи уверен, что немецкий флот остался без снабжения и Лондон в безопасности. Увы, я просмотрел флот в Средиземном море и армию в Северной Африке, через которые снабжение-таки поступало. В общем, Германия заняла столицу Британии и для команды Союзников это стало началом конца.
Мне вот тут показалось, что с дополнением Alternate Histories управлять Британией стало труднее. Раньше на мой взгляд это была самая простая страна. Я сажал новичков именно за Британию, зная, что она и воевать может успешно, и бомбить способна, и, в принципе, по территории может и в Европе драться, и в Индии объявиться, и Австралию занять с дальнейшим выходом на Японию.
Теперь же Британия получила в своё распоряжение ещё и французов, которыми мы толком играть пока ещё не научились. С Alternate Histories отыграно уже примерно десяток партий, и Франция проявила себя хоть как-то только в одной, максимум в двух. И то – только благодаря удачно пришедшим на старте картам, позволяющим удерживать Западную Европу несколько первых ходов, а не потерять ещё сразу же в начале игры. Всякие остальные французские возможности – появление в Африке, в районе Австралии – мы так и не использовали.
Ещё интересно было, что в этот раз с нами играл товарищ, который до этого видел Генерала только один раз, вместе со мной на прошлогоднем осеннем Игроконе. Тогда ему игра не понравилась. Я надеялся, что с новыми дополнениями он пересмотрит мнение, т.к. Alternate Histories даёт больше возможностей, плюс правило Reallocate Resources из Air Marshall (сброс карт с руки, чтобы найти в колоде нужную базовую карту) снижает зависимость от удачи. Ан, нет. Всё равно, говорит, "Генералы ваши построены на механике Take That!, а это дурной тон". Жалко конечно, но мы-то всё равно в них играть не перестанем 🙂
Ну и ещё была традиционная партия в Порт-Ройал. Мы обычно ею «закрываем» игротеку, потому что игрушка это несложная, и к нам за ней с удовольствием (более-менее) присоединяются девчонки.
* * *
И во второй раз в Генерала нас набралось только четверо, поэтому мне пришлось сесть за Германию с Италией, а товарищу отдать в управление Британию и Америку. Началось всё очень красиво. «Блицкриг» в первом ходу, потом занятие Западной Европы, строительство флота и вот уже Лондон оккупируют немецкие войска! Четвёртый ход, а Британия пала. У неё ещё остались войска в Австралии, но очков-то она больше не приносит!
Я выкладываю «Сухопутные крейсеры» и у противников округляются глаза. Теперь можно спокойно постепенно двигаться на юг. Но перед этим на столе появляются ещё «Пикирующие бомбардировщики» и «Стратегия наступления». Немцы, словно лавина, идут на восток и вскоре занимают Москву. Прощай, СССР!
Италия тем временем тоже не теряет времени зря. Африка, Бенгальский залив и вот уже фиолетовая армия занимает Индию. Япония выбивает китайские войска и занимает Китай. У Союзников остаются только «звёзды» на территории США, да занятая британской армией Австралия, которая всё равно не даёт очков своей команде. Вскоре мы празднуем победу. Такого молниеносного броска на запад, а потом на восток мы ещё не видели!
В 7 Wonders сыграли одну партию. Сконцентрировал свою стратегию на красных картах и в итоге прогадал. Пришлось построить много производственных знаний, играть денежные карты, чтобы накопить достаточно средств для оплаты лидеров, плюс я отдал соседу слева слишком много зелёных карточек. Как результат – лишь третье место в общем зачёте.
В три часа ночи с пятницы с субботы на воскресение мы вновь сели за Цивилизацию. На этот раз вчетвером. Традиционное объяснение правил, и вот мы уже играем. Мне выпали римляне. Вроде у них бонус к культуре, так что надо стараться завоёвывать красненькие деревни. Увы, в ближайших ко мне участках местности встречаются только зелёные хижины. В то же время китайцы и американцы двигаются по треку культуры достаточно быстро. Понимаю, что их не догнать. Надо придумывать что-то ещё.
По диагонали от меня сидят русские с их бонусом воровства технологий. Плюс они же прикупили чудо «Висячие сады Семирамиды», позволяющее бесплатно строить армию каждый ход (что очень здорово работает в паре с возможностью воровать технологии, прибегая своей армией в чужой город). Понимаю, что технологической победы мне тоже не видать. Тут русские явно опередят.
Остаётся либо война, либо экономика. Воевать я как-то не очень готов, поэтому решаю копить монеты. Тем более, что даже задел неплохой есть, изначальная технология «Свод законов» позволяет накопить 4 монеты за 4 победы. Присматриваюсь к другим «экономическим» технологиям. Беру «Гончарное дело» (можно заработать до 4 монет, обменивая 2 ресурса на монетку). Потом покупаю «Демократию» (1 раз в ход получите 1 монету за 6 торговли, максимум 4 монеты). Это уже неплохой задел.
Параллельно стараюсь качать войска, чтобы не стать жертвой атак. Перед той же «Демократией» прикупил пару пехотинцев, и вот у меня уже три юнита 2 уровня. Затем закупил лучников и приобрёл «Ковку металла». И вот у меня уже артиллерия 3 уровня, плюс «Ковка металла» приносит 1 монету. Пара стычек с соседями заканчиваются в мою пользу, и вроде в сторону моих городов больше ничьи флажки не идут. Тем временем я прикупаю ещё «Печатный станок» (можно получит 1 монету за 5 культуры) и «Услуги» (просто 1 монета). Вот и победа.
Остальным игрокам до неё было ещё не близко. Разве что русским оставалось 3-4 технологии, но это ещё 4-5 ходов в зависимости от притока науки. А китайцы с американцами как добежали резво до середины культурного трека, так, что-то, на нём и забуксовали.
В этот раз Цивилизация показалась более приятной, чем неделю назад, когда мы её разложили впервые после почти пятилетнего перерыва. Но всё равно, как-то нет, вот, желания, садиться за неё ещё прямо сейчас. Пока что на том уровне, на котором мы играем, всё выглядит как копание в собственном огороде. Каждый игрок занимает свой участок карты и что-то там делает, выстраивая свои города. Всё взаимодействие ограничивается парой-тройкой стычек с вражескими армиями и всё.
Но это неправильно. Насколько я понимаю, для победы в Цивилизации нужно, во-первых, определиться, к какому типу победы пойдёшь ты сам и, во-вторых, распознать, какие цели ставят перед собой противники. И, в-третьих, нужно уметь рушить планы оппонентов. Скажем, увидел ты, что кто-то идёт к технологической победе – атакуй его города, чтобы он собирал меньше торговли. Или блокируй научные здания. Или аннулируй эффекты чудес, изучая соответствующие технологии. Вот этого нам явно не хватает. И я пока не знаю, сможем ли мы научиться играть на подобном высоком уровне.
В Codenames (русскую, кстати, версию) отыграли 4 партии подряд. Нас было четверо, разделились «пара на пару», причём, двое товарищей видели эту игрушку впервые. Зашла она хорошо и несложно, и уже в первой партии нас спросили, «а сколько это стоит?». Сама игра прошла хорошо и весело. Поставили локальный рекорд, связав одной подсказкой аж три слова.
Deep Sea Adventure попробовали в первый раз. Это несложная игрушка о водолазах, которые опускаются на дно за сокровищами и должны успеть вернуться на поверхность до того, как закончится кислород, который общий для всех. Первую и пока единственную партию мы сыграли впопыхах и не совсем правильно, из-за чего про игру толком сказать ничего не могу. Простовата, но, если играть правильно (не забывать после каждого раунда удалять пустые клетки), возможно будет азартно и интересно.
>Пока что на том уровне, на котором мы играем, всё выглядит как копание в собственном огороде.
Так, в общем-то, и есть. Любая 4х-игра по определению — это и есть копание в своём огороде, по сути вся интерактивность сводится к налогу «на войну» (кто слил меньше бабла на войска и военные технологии, тот огрёб от соседей).
В соответствии с эрратой на карточке «обработка металла» не должно быть монетки, монетка на «железной дороге». Во втором дополнении есть замещающие карточки.
В базе баланс как камень-ножницы-бумага: война бьет монетки (потому что кроме демократии никакие монетные технологии не улучшают войска), экономическая победа быстрее культурной, зато культурист сильнее милитариста (культурные технологии улучшают войска плюс карты событий), а технологическая победа — самая медленная, это своего рода таймер.
Из какого дополнения город Sidon в 7 wonders?
@Random_Phobosis
Если эта любая игра — евростратегия, за интерактивностью надо обращаться к Twilight Imperium, Runewars и им подобным.
Вот конкретной в Цивилизации этот момент и не нравится.
Скажем, в Eclipse есть элемент PvE, можно сражаться с древними, есть страж галактического центра, во втором допе ещё аномалии появились, плюс ещё периодические схватки с соседями. В Цивилизации война какая-то куцая, или мы её не распробовали ещё.
Неофициальное дополнение 7 Wonders: Sailors.
http://www.boardgamer.ru/chudesnoe-morexodstvo-pervye-vpechatleniya-o-7-wonders-sailors