Отчёт № 597. 29 июня — 4 августа 2019. Ганимед, London, ROTW и другие хорошие игры

За отчётную неделю сыграно 11 партий в 8 различных настолок, среди них была одна новинка – Экономикус. Карточная игра:

Blocus – 

Railways of the Great Britain – 

London – 

Quartermaster General: The Cold War – 

Ганимед – 

Кодовые имена – 

Мачи Коро – 

Экономикус. Карточная игра – 

Традиционный игровой вечер начинался не очень здорово. Запланированная партия в «Генералов» оказалась под угрозой, шесть человек что-то никак не набиралось. Встал вопрос, будет ли хотя бы пять игроков, а по факту собралось всего лишь трое. Поэтому разложили «Блокус». С небольшим костылём, игрушка рассчитана на четверых, поэтому если игроков трое, каждый по очереди делает ходы четвёртым цветом. Чтобы на поле присутствовал дополнительный игрок-болванчик, он же «бот». И – очень хорошо получилось. Интересно, напряжённо, годно. Партия понравилась.

Потом решили разложить неожиданное. Railways of the World. Игра, вообще, тяготеет к большому количеству игроков, но это не проблема. Есть специальное поле Мексики, изначально рассчитанное на 2-4 человек. Проблема в другом, непонятно куда это поле я задевал, так что пришлось играть на том, что есть, на поле Великобритании. Оно большое, просторное, официально до 5 игроков, а неофициально мы даже вшестером раскладывали, и было нормально.

Один нюанс, три игрока – это партия до 11 опустевших городов. Фактически, блиц-игра. Ведь есть за столом собрались только 2 или 3 человека, на старте в города насыпается меньше кубиков, чем обычно. Теоретически партию можно несколько продлить, вкладываясь в урбанизацию и добавляя новые кубики в опустевшие города, таким образом снова их «заселяя», но на практике это стоит $10 000 игровых денег, что для нас было крупной суммой. Урбанизацией за всю партию никто не воспользовался.

Все делали то, что обычно и происходит в ROTW: строили дороги и возили кубики, периодически разбавляя это улучшением паровозов. И партия на самом деле оказалась короткой. Успели построить буквально по 6-7 участков путей, вывезти немного кубиков, и всё, вот он, последний ход. Даже жалко, хотелось бы чуть дольше поиграть. Но хоть и быстро, всё равно понравилась партия. Вот недавно буквально раскладывали Railways на кэмпе, и что тогда, что в этот раз, ощущения очень хорошие. Может зря мы в неё играем так редко? Тем более, уже 5 лет ждёт своей очереди дополнение с картой Канады.

После ROTW на столе появилась ещё одна неожиданная коробочка – London. В неё мы как-то несколько месяцев назад попробовали сыграть в дуэльном режиме, впечатления были так себе. А теперь, на троих, оказалось лучше. Правда, из-за малого опыта знакомства с игрой все делали неоптимальные ходы, да и, вообще, прямо скажем, зачастую действовали наугад.

В «Лондон» встроена занятная механика. Игра заставляет тебя выкладывать карты на стол, а после активировать их чтобы получить всякие приятности и тут же грозит крупным штрафом: чем больше карт у тебя на столе и в руках, тем больше у тебя появляется «бедняков», которые отнимают очки в финале. Эта система подразумевает некие оптимизационные варианты действий, когда ты что-то делаешь с максимальной выгодой для себя и с минимальным притоком бедняков, но нащупать как именно это сделать пока не получается. Тем более, что помимо бедняков надо заботиться ещё и об источнике дохода и не забывать о победных очках. Ну и конкуренцию на поле никто не отменял, зазеваешься – и вот тебе уже не осталось регионов под застройку.

В общем, получилось как в басне про рака, лебедь и щуку. У меня, например, было всё более-менее хорошо с бедняками. Их было немного, а в финале получилось практически полностью от них избавиться. Вот только денег не было совсем, закончил партию по уши в кредитах. Да и на поле отставал, занимал самые невыгодные локации. Игрок номер два не испытывал проблем с финансами, зато чёрных кубов бедноты была целая гора. Игрок номер три выступил чуть успешнее меня на поле, но не преуспел ни в борьбе с бедностью, ни с заработками.

Финал получился для меня смазанным, из-за безденежья все заработанные очки потерялись на возврат кредитов. Третий игрок занял твёрдое второе место, а второй – победил с существенным отрывом. С деньгами и нищета оказалась не страшной. Вот неожиданно от игры тоже остались хорошие впечатления. Тут и элементы комбинаций на картах есть, и соперничество на поле просматривается. Не шедевр, но приятная настолка. Как-нибудь разложил бы её ещё.

Ну и закончили вечер «на отлично», партией в «Генералов» про Холодную войну. Мне вновь достались США, старт был традиционным. Америка и Советы закусились в Европе, а Индо-Китайский нейтральный блок пошёл в отрыв. Я старался действовать оптимально и тут же переключился на нейтралов, навалял им как мог. Китайцы очки потеряли, а вот СССР только нарастил. Теперь ситуация поменялась, красный жетон убежал на счётчике далеко вперёд. Пришлось уже нам с Китаем объединяться против Советского Союза.

А сделать это было нелегко. У русских постоянно оказывались какие-то полезные шпионажи, тогда как у меня с колодой была прям какая-то беда. До 10 хода в руку не пришло ни одного статуса. Это у Америки-то, которая от них и играет. Точнее, один пришёл: в начале хода можно выставить на поле флот за сброс двух карт. Я его даже разыграл от безысходности и пару раз сознательно применял, занял Средиземное море с последующим выставлением армий в Иран и на Ближний Восток, где появились жетоны снабжения. Потом ещё вывел флот в Персидский залив, откуда успешно наносил авиаудары по Индии, когда Китай вырывался вперёд по очкам.

Советы же продолжали убегать вперёд. Появились в Центральной Америке, в Африке. Заработали кучу дополнительных очков за шпионажи с условием «получите очки, если в таком-то регионе есть только ваша армия». В какой-то момент мы с Китаем шли на одном уровне, а СССР был впереди очков на 15. Возникла даже угроза досрочной победы Советов. Самое обидное, когда мне наконец-то пришло «НАТО», и я уже начал мысленно потирать руки, обдумывая как начну давить Красную Армию в Европе, этот статус мне тут же скинули шпионажем «Группа «Альфа».

Но даже и без «НАТО» кое-что сделать удалось. Китай немного поддержал атаку, уничтожив советские армии в Сибири и на Балканах. Я повоевал в Италии и в Германии. И даже «Перестройка», за которую в финальном ходу Советы сняли с поля 3 танка, получив по 2 очка за каждый, уже не позволила выиграть. За счёт «Космической гонки» и шпионажа на потепление международных отношений я заработал дополнительные очки и чуть-чуть, но опередил русских.

Очень хорошая партия, с «качелями», как я люблю, когда вперёд вырывается то одна сторона, то другая, а два других игрока в этот момент вынуждены прекратить свару и объединяться против лидера. Да и, вообще, весь вечер прям удался. Что «Блокус», что Railways, что «Лондон», что «Генералы», все партии понравились. Даже и не помню, когда вот такое ещё было, чтобы прям сыграть четыре хорошие партии в четыре хорошие игры подряд. Без провисаний, без даунтайма, без дурацких ходов и неумелых поражений (хотя в «Лондоне» и было что-то подобное) и, наоборот, с интересными действиями. Почаще бы так!

Ещё начитался тут новостей про Machi Koro Legacy и что-то зачесалось, захотелось разложить оригинальную игру. Давно не играли, а, может, зря? Залез даже на Board Game Geek, почитал, что сложился некий консенсус, рекомендуют использовать модифицированный вариант правила. Напомню, в базовой версии в начале игры все карточки зданий раскладываются на столе стопками на манер «Доминиона», покупай что хочешь. В дополнении «Мачи Коро Плюс» предлагается иной вариант, «торговый ряд» как в Acension / Star Realms, все здания замешиваются в одну колоду и из неё вскрывается десяток карт. Что-то купили – карта вскрывается на замену.

У этих вариантов есть свои недостатки. В первом все могут качать одну и ту же стратегию, что не очень интересно, т.к. многое ставится в зависимость от удачи при бросках кубиков. Во втором зачастую может получиться так, что на старте будут выходить дорогие или никому не интересные постройки, и в плане покупки совсем не будет выбора. Поэтому и родился некий компромиссный вариант под названием «5/5/2».

Выглядит это так, все постройки делятся на 3 колоды. В первую замешиваются карты, срабатывающие при выпадении на кубиках результатов 1-6, во вторую – 7-12, в третью отдельно откладываются фиолетовые карты. Затем из первых двух колод вскрывается по 5 карт, из последней – 2. Вот среди этих 12 карточек и можно выбирать, что купить. Подвариант: когда открываются карты, одинаковые постройки складываются стопками, т.е. на столе должно лежать 12 разных построек на выбор.

В общем, попробовали сыграть вот в этот «5/5/2», колоду брали только базовую. Ну, что сказать. Не впечатлён. Оно вроде бы не противно, не ужасно, но и не отлично. Ну, бросаешь кубик, получаешь доход. Потом можешь что-то купить. Потом снова бросаешь кубик. В активе у игры – она не затянута. Заскучать не успеваешь, вот уже кто-то выкупил всё необходимое и победил. Но и увлекать она – не увлекает. Как-то всё очень просто.

Не знаю, может попробовать ещё разок, только в колоды добавить карты из «Мачи Коро Плюс»? Глядишь, с ними поинтереснее будет?

А ещё мы снова сыграли в «Лондон». Считай, практически вторая партия подряд. В памяти ещё свежи предыдущие неудачи, поэтому сразу держу в голове: надо заботиться о деньгах. Ну и слишком много карт на стол не класть, чтобы беднота не росла как на дрожжах. И ещё: застраивать регионы на поле – это полезно. Надо стараться постепенно этим заниматься.

Так и повелось. На столе держу 3, во второй половине партии 4 карты. При каждой активации стараюсь выложить 1-2 «денежных» здания, приносящих монеты. Ну и слежу, чтобы в руке не было избытка карточек. Алгоритм такой: активировал стол, получил доход, застроил район. Причём, поначалу стоит брать те, что дают максимум очков, и минимум карт в руку.

Вообще, возможно, это должно быть очевидным, но понимание приходит не сразу – карты в руке это плохо. Чем их больше, тем больше приходит нищих. Поэтому и хорошо покупать районы с минимальным притоком карт. А ещё тут есть карты, за активацию которых надо платить сбросом карты с руки. Изначально я смотрел на них косо, чего это ещё вдруг, дополнительная оплата какая-то. А потом понял: это, наоборот, здорово. Это же возможность сжечь мусор из руки. Наоборот, надо хватать такие карточки, как только появится возможность!

В общем, в этот раз проблем с деньгами особых не было. Под конец игры даже черные кубики бедняков стали приходить реже. Можно сказать, партия прошла более успешно, чем предыдущая. И есть желание как-нибудь повторить. Всё же «Лондон» — хорошая игра. Пусть она уже даже доросла до второго издания, где убрали поле и переделали какие-то карты. А нам и первую всё ещё интересно раскладывать.

А ещё мы неожиданно достали с полки «Ганимед». Не играли уже полгода. Всё, что я помнил про него, там можно комбинировать действия, если собирать жетончики или карты одного цвета, и ещё в игре красивые миплы из прозрачного акрила, напоминающие желейные конфеты-тянучки.

Разложили, освежили в памяти правила. Что-то тут больно много всяких подробностей. Вроде ничего сложного. Например, взял карточку, если у тебя уже есть такой цвет, её эффект срабатывает несколько раз. Аналогично с жетонами действий. Или выполнил задание – тут же тянешь новое. А что такое шестерёнка? А что означают мелкие значки в углах карт миссий? Ощущение такое, что в этих мелочах теряешься. Так что полностью правила освежились в памяти только к концу первой партии. Впрочем, она была быстрой, и мы тут же захотели сыграть ещё. Чтобы уже целиком, изначально всё знать и действовать с чувством, с толком, с расстановкой.

Сыграли второй раз. Хм, а, ведь, неплохо! Тут прям комбы можно строить. Так-то евро-евром, создаёшь миплов, двигаешь их по треку, собираешь из них комбинации для выполнения заданий. Но вот за счёт комбинировать цветных карт и жетонов игра цепляет. Хочется провернуть что-нибудь этакое, выжать максимум из минимума действий. Обойти соперника на вираже!

Настолько понравилось, что тут же разложили и третью партию. И она оказалась не хуже второй. Единственный минус – самый первый ход получается немного «в молоко», когда ты ещё не понимаешь какие цвета тебе важны. Но зато потом прям развиваешься в заданном направлении, постоянно анализируя ситуацию на столе и выдумывая наиболее эффективные ходы.

В общем, игра прям хорошая. Даже немного обидно стало, что с первого взгляда её не распознал. Правда, есть оговорка. Вот мы играли во всякие «Лондоны», «Мачи Коро» и Railways of the World. Они все – игры семейные, несложные. «Ганимед» кажется такой же настолкой, но на деле это не так. Она очень абстрактна. Вот все эти разноцветные действия, разноцветные карты – это не про запуск космонавтов с Земли на Марс и с Марса на Ганимед, а именно что про сбор цветного чего-то там. Это я к чему, игроку со стороны, не очень опытному, освоить «Ганимед» будет тяжело. Потому что тема тут немного сбоку, на первом плане – механика, а она достаточно абстрактна. Поэтому нам, например, в компании опытных игроков, понравилось. Новички же наверняка будут испытывать с игрой затруднения. Ну а мы как-нибудь обязательно разложим ещё. Ради интереса надо будет попробовать максимальным составом, четырьмя опытными настольщиками.

А ещё мы освоили «Экономикус», которая «Карточная игра». Про неё уже подробно рассказал. Сыграли, распробовали и убрали. Слишком просто для нас.

Codenames, London, Machi Koro, Quartermaster General: Cold War, Railways of Great Britain, Railways of the World, Блокус, Ганимед, Отчёты, Экономикус. Карточная игра



Похожие записи
  • Отчёт № 509. 13-18 ноября 2017. Игрокон-2017
  • Отчёт за период с 24 декабря 2007 года по 8 января 2008 года
  • Отчёт № 652. 22-30 августа 2020. Настолкэмп-17
  • Twilight Struggle: работа над ошибками — 2
  • Отчёт № 749. 11-24 июля 2022. Настолкэмп-2022
    1. Аноним
      09 Авг 2019 из 14:28 | #1

      Мы с Дополнением Шарп только играем. Причем активно пользуем красные карты, грабящие соседей. И конфликтно и взаимодействия море.


    1. Трекбеков пока нет.