За отчётную неделю сыграно 20 партий в 7 различных настолок, среди них было четыре новинки — «Криминалист. Убийство в Гонконге», «Пандемия. Наследие: Второй сезон», «Пиратские карты» и «Одним словом. Огненная»:
Eclipse –
Suburbia –
Undaunted: Normandy –
Криминалист: Убийство в Гонгонге –
Пандемия. Наследие: Второй сезон –
Пиратские карты –
Одним словом: Огненная –
Новогодние праздники в плане настольных игр прошли просто отлично. Вроде бы успели сделать всё, что положено, справить Новый год, побывать в гостях у друзей и родственников, поздравить всех, да ещё и поиграть в настолочки.
Всё началось с Undaunted: Normandy. Эту настолочку попробовал ещё на «Игроконе», но тогда это была мимолётная ознакомительная партия, а сейчас появилась возможность освоить её в полноценном режиме. И, вот результат, 7 партий. Большинство, правда, в самый первый, ознакомительный сценарий, потому что показывал игру аж четырём товарищам, но успели и продвинуться немного дальше.
Подробнее об игре ещё напишу, а пока ещё подтверждаю, это смесь A Few Acres of Snow с Memoir ’44, позволяющая разыграть небольшое боевое столкновение в формате «отряд на отряд» где-то за час. Построена игра на колодостроительном движке, при этом тут есть поле и двигающиеся по нему жетоны отрядов, ну а боёвка – это кубики. И, если колодостроительная часть более-менее традиционна и предсказуема, кубики – это кубики. И этим всё сказано. Они могут внезапно вывернуть любую партию как в плюс, так и в минус.
Отмечу ещё компоненты. На фоне современных настолок с «Кикстартера» «Нормадия» откровенно проигрывает. Никаких тебе миниатюр, никаких шикарностей, всё просто, экономно и сугубо функционально. Колода карт. Картонные фрагменты местности. Картонные диски отрядов и картонные же маркеры. Пластиковые тут только кубики. И всё. И, тем не менее, в очередной раз подтверждая тезис о том, что компоненты в игре не главное, игрушка демонстрирует динамичный и увлекательный игровой процесс. По крайней мере как минимум попробовать все 12 сценариев базовой коробки интересно хотя бы для того, чтобы пощупать все виды отрядов и узнать, какие боевые задачи ставят перед игроками создатели игры.
Что понравилось, игра демонстрирует различные возможности и различные тактики. Скажем, по тому же первому сценарию у каждой стороны есть как минимум по паре вариантов путей к победе. Однажды немцы даже продемонстрировали своеобразный «Блицкриг», добежав до ключевых точек буквально за пару ходов и заняв их до того, как американцы успели среагировать.
В общем, семь партий позади. Впереди, уверен, их будет ещё немало.
Ещё одна отличная новинка – второй сезон «Пандемии. Наследие». Наконец-то до него дошли руки, отыграли одну партию. Вообще-то, памятуя наш опыт с первым сезоном, хотелось бы играть сразу по паре партий. Чтобы в первой «въехать» в правила, а во второй уже с полным пониманием пользоваться всеми возможностями, ничего не упуская. Но обстоятельства сложились так, что времени было только на одну игру.
И тут подсобили правила. Ко второму сезону игра не подпускает просто так. Сперва надо хотя бы раз отыграть ознакомительную сессию, чтобы понять что тут, вообще, происходит, и как поменялась «Пандемия. Наследие» ко второму сезону. Причём, подход «знаю я эту «Пандемию», играл», не срабатывает. Механики и действия игроков существенно меняются и требуют вникнуть в детали.
Изменения при этом нельзя называть революционными, скорее они эволюционные. Основной игровой процесс не поменялся. Всё также надо совершить до 4 действий в свой ход, потом вытянуть карту из колоды игроков и колоды болезней. Главное отличие – раньше в городах появлялись кубики болезней и их надо было оттуда удалять, а теперь в городах есть кубики снабжения, они оттуда пропадают и их надо туда подносить. И болезни при этом тоже остались, точнее, всего одна, неизлечимая (по крайней мере, пока) чума.
С ознакомительной партией мы справились успешно. Игрушка очень понравилась, подробности напишу на днях. Тот случай, когда скорее хочется продолжить, очень интересно «а что там будет дальше».
На компанейских посиделках опробовали игрушку «Криминалист. Убийство в Гонконге». Перед нами «Мистериум» здорового человека. Напомню, в «Мистериуме» есть ведущий, который играет роль призрака и с помощью карточек a-la Dixit объясняет игрокам кто его убил, где и чем. Только в нашей компании она совершенно не зашла, потому что как-то карточки со всякими абстракциями не способствуют объяснению картины убийства, и самое частое желание ведущего было «Можно мне взять ещё карт?».
В «Криминалисте» тоже есть ведущий. Игроки же должны угадать орудие убийства и главную улику, выискивая их среди карточек, разложенных на столе. В начале партии все засыпают прям как в «Мафии», после чего просыпается убийца и показывает ведущему одно из орудий убийства, и одну из улик. Затем все просыпаются, и ведущий пытается объяснить ключевую пару с помощью карточек с текстом, обозначающих обстоятельства преступления. Причём, по ходу игры можно будет выдавать дополнительную информацию.
Игра прям воодушевляет своей механикой, именно тем, что она очень сходна с «Мафией», но при этом в ней не надо тыкать наугад, а требуется именно догадаться, что произошло, как произошло убийство. Тут есть нюанс, важна роль криминалиста-ведущего, насколько он сумеет обставить загаданные улики имеющимися объяснениями и донести до игроков свои указания. При этом в нашей первой и пока единственной партии сделать это не получилось, не смог я придумать как объяснить, что орудие убийства – бешеная собака, а главная улика – маска для лица. Главное, с собакой ещё куда ни шло, но придумать и объяснить версию, как убийца натравил бешеную собаку на жертву, оставив при этом в качестве улики маску для лица – не смог. По крайней мере теми карточками, что были в наличии.
Тем не менее, ощущения от игры понравились. Хочется повторить. Вот, соберёмся как-нибудь на «Генералов» и, заодно, ещё разок погоняем «Криминалиста».
А ещё у нас тут всплыла «Сабурбия». Эту настолку мы пробовали года 3-4 назад, тогда она выступала в паре с «Замками безумного короля Людвига». Похожие игры на градостроительство с похожими механиками покупки новых тайлов каждый ход. Только «Замки» казались более вариабельными за счёт всяких интересных эффектов комнат, но и более длительными из-за дополнительной фазы хода, когда один игрок должен был назначать цены на аукционе на новые фрагменты замка.
«Сабурбия» же тогда показалась неплохой игрой, а сейчас прям, раскрылась. Очень классный движок, евро с минимумом даунтайма и с хорошо ощутимой темой. Мы строим город, пристраивая квартал за кварталом с понятной логикой. Коммерческие здания хороши когда кучкуются, а рядом со свалкой или заводом особо никто не хочет жить. Ход игрока – это выбрать новый тайл, заплатить за него, тут же пересчитать показатели своего города (их всего два, минимум прям), получить доход и победные очки и всё.
Партии получаются быстрые, а за счёт кучи личных и общих заданий и случайной подборки тайлов на каждую игру – ещё и разнообразные. Отличный представитель семейства евро, которое вовсем не «очередное» и совсем не «унылое». Хотя при желании можно попенять игре на суховатость и несколько странное оформление.
Ещё из новинок были «Пиратские карты» и «Одним словом. Огненная». Первая – это вариация на тему «Уно» от Дональда Ваккарино, отличающаяся нестандартным форматом карт (узкие и высокие), хорошим оформлением и сделавшим шаг в сторону от обычной «уновской» механики. А именно – тут есть карточки с дополнительными правилами, которые постепенно вводятся в игру. Это прикольно, но не настолько, чтобы появилось желание в это играть.
«Одним словом. Огненная» — переработанная версия игры «Одним словом» от издательства «Экономикус». Тут есть карточки, на каждой – список слов. Их нужно загадывать, объединяя одним словом несколько (примерно как в «Кодовых именах»). Базовая версия игры не очень понравилась, потому что случайные слова объединять в пары сложновато. В «Огненной» версии разработчики поправили этот момент и предложили дополнительный вариант правил, в котором игроки сами могут выбирать какие слова загадывать. Вроде стало лучше, чем было. Подробности будут в отдельной публикации.
Eclipse… Давным-давно, когда ещё не было «Генералов», отчёты критиковали за то, что в них постоянно были рассказы о партиях в Eclipse. С тех пор минуло лет, наверное 5, или 4. Мы уже не собираемся на такие долгие партии каждую неделю. Да и сейчас, в новогодние каникулы, это, честно говоря, сложновато. Но – сыграли! Смогли!
Шесть человек, полный состав. Правда, большинство, считай, новички, но это дело наживное. Начальные ходы, как обычно, это исследование космоса, составление карты галактики. Этап, на котором заранее закладывается возможность победы или поражения, если ты открылся врагам со всех сторон или, наоборот, огородился одной кишкой, да ещё и настроил в горлышке оборонительных сооружений.
Интересный факт, двойная броня на старте не вышла. Ни одной технологии. И щиты =1 – тоже. Только, кажется, на втором ходу появилась единственная плазменная пушка. Так что на старте особых военных технологий не было, да и воевать особо никто не порывался, среди новичков такое, вообще, редкость. Тут нужен некоторый опыт, чтобы ты чувствовал, когда есть возможность ударить, да чтобы наверняка, но теми небольшими силами, которые есть здесь и сейчас. А не копиться до постройки супер-корабля и только потом идти на соперника.
Сознательно выбросили всяких дисбалансных инопланетян. Это жёлтые, которые дружат с чужими, синие научники с двойным исследованием, а также красных с их уменьшенным количеством дисков. Новичкам раздали типичных пришельцев, одному опытному игроку достались Орионцы, мне – зелёные растения.
Ну и, вот, исследуем там. Каждый ковыряется в своём уголке, постепенно обмениваемся послами, а потом – хоба! – гексы кончились. Поле сформировано. Пора качаться и сражаться. И тут Орион берёт центр. Двумя, кажется, дредноутами. Прям чуть-чуть опередил. Я тоже успел свои построить, не успел только двинуть их туда. В общем, ситуация. У чёрных пара-тройка систем, да ещё и хороших, 2-3 планеты, кажется. А в стартовом секторе, вообще, 4, там орбиталка появилась. И в такой ситуации ещё и взять центр – это означает одно. Резкий рывок по науке. И это где-то на четвёртом ходу. Прям, не могу, аж подпрыгиваю, понимаю, что если не нападать, это серьёзная заявка на победу. Ситуация непростая. Новички опасаются идти в атаку, в своих силах не уверены, да и мотивации нет у них никакой, вроде и так всё хорошо, а то, что уже потенциальный победитель нарисовался – так это далёкие перспективы, кто его знает, что там будет к 9-му ходу.
В общем, через ход принимаю решение пойти в атаку. Силы точно не равны, но до конца игры ещё есть время. Отстроюсь как-нибудь, восстановлюсь, но хотя бы не в одни ворота будем играть, сохранится интрига! Короче говоря, атакую! Наступление немного поддерживает один из новичков, у которого корабль выплёвывает чёрная дыра в один из секторов держателя центра. Остальные игроки, увы, не атакуют, как я на то надеялся. Точнее, соседи справа наступают. Но – на меня. Итоги хода плачевны. Флот полностью потерян, у противника центр сохранился, да ещё и я две системы потерял. Но не всё так плохо, у претендента на победу выскочивший из чёрной дыры соперник отнял хороший сектор, подорвал-таки экономику.
Ну и , тут немного всё завертелось. Потихоньку начались нападения, все стали друг друга по чуть-чуть подъедать. Главное, что интересно, двойной брони так ни у кого и не было. А у меня так даже и плазменной пушки не завелось. Пришлось сразу брать орудие из антиматерии.
В следующем ходу центр снова переходит из рук в руки. Изначально он был у чёрного игрока, после его захватил жёлтый. Мне удалось отбить одну из двух потерянных систем, а розовый сцепился в это время с белым. Чёрному оставалось копить силы, синий тоже пока агрессии не высказывал, дрался с чужими у себя глубоко в тылу. А ход спустя на центр снова нападают мои войска. Небольшими силами, но захватывают его. А это, уже, кажется, 8-й ход. Почти финал. Задача – не потерять добытое.
Складывается интересная политическая ситуация. Белого почти забили, он ни на что не претендует, удержать бы свои системы, и то хорошо. Розовый активно воюет с белым, у него всё хорошо, но можно ожидать атаки и на зелёные системы. Рой истребителей в гексе I круга выглядит угрожающе. Синий и жёлый при этом потенциально имеют самую мощную экономику и флот, но, как мне кажется, в силу фактора новичка, не готовы к мощной атаке. Чёрный побит, зелёный думает только о том, как удержать свои сектора практически без войск.
Начало девятого хода – ничего не делаю, скупаю дешёвые технологии, чтобы прокачать максимум очков за науку и пропустить вперёд соперников, посмотреть, что они будут делать, а потом среагировать. Близится момент истины, синий и жёлый должны-таки пойти в атаку. И у каждого есть варианты. Жёлтый может атаковать зелёного в центре, или чёрного рядом. По очкам почти одинаково. Синий тоже может навалять зелёному, либо ударить по жёлтому. Наконец, чёрный тоже может вдарить по зелёному или жёлтому. Вопрос, кто нападёт первым, а дальше, скорее всего, будет каскадная редакция.
И тут случается чудо! Невероятным образом получается уговорить синего атаковать своего союзника жёлтого. Показываю на систему с двумя звёздными базами без мощного оружия. Стрельни – они рассыпятся. И синий атакует. Получает штраф за предательство, теряет посла, считай, по очкам выходит минус, да и ход зря пропал. Пожалуй, неоптимальное действие, надо было бить зелёных в тылы. Но факт свершился. Жёлтый не атакует чёрного. Тот уводит самые мощные корабли через гиперпереход на базу аномалий. Розовый максимально давит белого, а зелёный просто пасует, денег уже нет.
Финальные битвы разрешаются ожидаемо. Синий побеждает жёлтого с его слабыми базами. Розовый додавливает белого. Чёрный разбивается об аномалии. Жёлтый остаётся с мощными кораблями при своих, а зелёный так никого и не атаковал. Считаем очки, синий 31, желтый 28, чёрный 31, белый 21, розовый 36, зелёный 36. При равенстве по очкам побеждает тот, у кого больше ресурсов. По экономике сильнее розовый. Он и становится победителем. Но зато у меня центр галактики!
Что тут сказать… Партия получилась интересной. Хорошо, что было много атак, пусть порой неправильных или самоубийственных, зато рисунок получился интересный. Могу сказать, что за Планту было интересно попробовать, но играя за них точно надо строить гексы таким образом, чтобы максимально огородиться от врагов. Корабли у зелёных слабоватые, воевать тяжело ими, так что не надо особо рассчитывать на то, что получится сделать несколько проходов к противникам, а потом все их удержать.
Ну и надо сказать, что партия на шестерых заняла 7 часов. Это, безусловно, много. Чудовищно много. Тем более, что что не говори, были и паузы, и даунтайм. Но при этом игра всё равно хорошая. И пусть не каждую неделю, но периодически к ней неплохо бы возвращаться. Потому что если собираться уже сыгранной компанией игроков, которые знают правила, имеют за плечами кое-какой опыт и умеют играть, получается: а) быстрее, б) интереснее. По-моему, в лучшие времена партию вшестером отыгрывали часов за 5!
Короче говоря, Eclipse удалась!
Наконец-то отчёт об «Эклипс» в эфире!
«Синий тоже может навалять зелёному, либо ударить по синему» очепятались
Да уж. Эклипс всегда номер 1, к тому же скоро выйдет вторая редакция.
Так обрадовался когда снова об эклиптику читал! Как мини сериал читаешь отчёт об этой игре! Хорошо написано!
@ivan111
Есть надежда, что в через недельку повторим, так что, вероятно, это не последний отчёт по Eclipse.
@Алексей
Спасибо, поправил.
Эклипс топчик. Со всеми допами играете? Интересуют расы с мутацией и временным передвижением. Насколько играбельны?
@Сергей Григораш
Допы берём все. Конкретно в этот раз играли без навороченных рас (большая пауза была, чтобы совсем в дебри правил не залезать). А так — нормальные расы. Те, что берут кредиты из будущего, прикольные. Трансформеры с их звёздами смерти тоже огонь. Зеленые кажутся чуть похуже, там Эволюция на рандом завязана, как пойдёт: попрёт — не попрёт.