За отчётную неделю сыграно 14 партий в 8 различных настолок, среди них была одна новинка — Escape: Zombie City:
Кодовые имена: Дуэт –
Пандемия. Неофициальная кампания –
Blue Moon –
Escape: Zombie City –
Quartermaster General: 2nd Edition –
Sprawlopolis –
The Game –
The Mind –
В далёком уже 2012 году довелось мне сыграть в Escape: Curse of the Temple. Прикольная командная игрушка, где надо бегать по полю, собирать какие-то артефакты и таскать их в стартовую локацию. Очень простая, но оригинальная. Всё происходит в реальном времени, игроки всё время бросают кубики, чтобы совершить любое действие, надо собрать на них нужную комбинацию. Игра длится буквально 15 минут, на старте запускается компакт-диск, и пока играет мелодия, надо выполнить задачу на игру и обыскать весь храм. Успели – молодцы, не успели – проиграли.
Игрушка запомнилась не только оригинальной (для того времени) механикой, но и приятным напряжением. Музыка периодически звучит тревожнее, поддерживая атмосферу спешки, и держит игроков в тонусе. Потом уже узнал, что на том же движке сделали игру про зомби, Escape: Zombie City. И вот, довелось в неё сыграть.
Сюжет игры типичен для настолок про зомби. Есть несколько человек, им нужно найти в городе какие-то предметы, а потом спастись на машине. В начале партии на столе есть небольшой участочек города, затем предстоит разведывать новые территории, обыскивать их, и иногда сражаться с зомби.
Всё это базируется на той же механике, что и в оригинальной Escape. Игра идёт в реальном времени, у каждого игрока есть по 5 кубиков, их надо всё время кидать и собирать комбинации, нужные для того или иного действия. Самих действий немного: разведать новый участок города, передвинуться, атаковать зомби, обыскать местность. Комбинации кубов можно условно поделить на 2 вида: простые и сложные. Первые состоят из 2 кубиков, вторые из 3.
Да, в игру ещё встроен приятный финт. На кубике может выпать грань со значением «паника». В этом случае такой кубик блокируется и становится недоступным для игрока. Заполучить его назад можно если выбросить на кубике значение «передохнул», но тут опять же есть нюанс, передохнуть можно только если рядом нет зомби. Из-за этого правила периодически возникает ситуация, когда кто-то из игроков попадает в затруднительное положение и может даже прибегнуть к помощи товарища (разрешается играть свои кубики со значением «передохнул» на другого игрока в той же локации).
И ещё одна классная мелочь. Периодически, а именно трижды за партию, в треке раздаётся специальный звук, призывающий игроков вернуться на стартовый участок. Типа в городе появляется орда зомби и от них надо спрятаться. Кто не успеет – навсегда теряет один из своих кубиков. Так что есть мощный стимул бежать спасаться, и, опять же, создаётся напряжение (в этот момент звучит особо тревожная музыка).
Партия в Escape: Zombie City длится минут 20. Из них минут 5 уходит на подготовку и 15 минут длится трек. Ну, можно даже закончить игру досрочно, если успеть уехать из города на машине.
В целом игрушка понравилась, но особых восторгов не вызвала. На то есть несколько причин. Во-первых, она довольно-таки проста. По ощущениям, возможно, даже слишком проста. Но это не 100%, возможно в последующем впечатления изменятся, тем более, что в правилах специально есть варианты настройки уровня сложности, а мы пока пробовали самый-самый лёгкий. Во-вторых, базовая механика – бесконечные броски кубиков – не так уж интересна. Возможно, опять же, 8 лет назад она воспринималась более свежо или даже инновационно, но сегодня ничего особенного в ней не вижу. В-третьих, местные зомби сделаны в виде картонных прямоугольников, которые втыкаются в цветные подставки. Ну, как-то уже привыкли к фигуркам. А тут их и не заменишь особо, т.к. прямо на картонке с изображением зомби ещё и указано какой комбинацией кубиков его можно убить. В-четвёртых, в игре нет вообще никакой прокачки, вот как ты начинаешь партию, так и закончишь. Герой не становится лучше, не приобретает новых умений, нет даже никакого оружия.
Из приятного: есть возможность кооперации, зомбей можно убивать сообща, плюс игроки могут спасать друг друга, если у кого-то заблокировались кубики. Реальное время остаётся свежим взглядом в настолках и вместе с саундтреком генерирует напряжение. Ну и за счёт доступных правил играть в Zombie City можно буквально с кем угодно.
Любопытно, что есть похожая по идее игрушка Zombie ’15, где тоже есть компакт-диск с 15-минутными треками, только там всё происходит не в реальном времени, а есть привычные ходы. Zombie ’15, конечно, больше похожа на игру про зомби, т.к. воспроизводит привычные жанровые ситуации, например, поиск предметов и схватки с живыми мертвецами, куда натуральнее и, вообще, вызывает именно то ощущение, что от неё и ожидаешь – это игра про выживание в городе, наполненном зомби.
Escape: Zombie City в этом плане более абстрактна. Она хоть и про зомби, но тут всё весьма условно. У игроков нет жизней, нельзя найти оружие, мертвецы на тебя не нападают и напрямую никак, вообще не мешают. Они просто бредут в центр поля к ключевой точке и надо их периодически бить, чтобы они не могли её занять (примерно как в «Андоре», где монстры штурмуют замок). И в целом для понимания Escape проще и, кажется, доступнее. Какая из ни лучше? Не знаю, это разные игры для разных аудиторий, но мне всё же пока нравится больше Zombie ’15. Именно из-за того, что там тематика куда более явно выражена.
В «Кодовые имена» в зелёной коробке продолжаем буксовать в прохождении кампании. Опять же, казалось бы, 8 ходов с 1 допустимой ошибкой – это не особо сложно. Но каждый раз почему-то количество ошибок превышает лимит, а это сразу существенно сокращает число ходов до конца игры, приходится загадывать больше слов, отсюда снова ошибки, и по нарастающей проигрываем. В общем, пока не получается пройти дальше.
В «Пандемии» уверенно двигаемся к финалу неофициальной кампании. На этот раз отыграли 13 и 14 сценарий (всего их 16). Как обычно, каждый новый эпизод вводит какое-то изменение правил. Так было и в этот раз. В 13 сценарии игрокам запрещается разговаривать и показывать друг другу карты. Считается, что коммуникации нарушены, обмениваться информацией можно только если вы пересечётесь в одном городе. В 14 сценарии твист несколько другой, тут нельзя заходить в города, где есть 3 кубика инфекции, сперва медик спецсвойством должен удалить 1 куб, стоя в соседнем городе.
Пожалуй, сценарий с запретом на переговоры – самый необычный. В нём теряется вся суть «Пандемии», её кооперативность. Каждый ход ты не можешь обсуждать действия, не можешь ничего планировать, и, что самое плохое, не можешь договариваться где и как обменяться картами, чтобы создать вакцину. Да, можно встретиться в каком-то городе и поговорить, но другой игрок должен догадаться, что вот именно сейчас есть смысл зайти в город, где стоит товарищ.
Короче, у нас получилось так, что каждый копит 5 карт на вакцину в одно лицо. И, счастью, так случилось, что не было дубликатов. По счастливой случайности цвета не пересекались, каждый собирал карты на уникальное лекарство. И только под конец встретились, переговорили, договорились как собираем финальную вакцину и где строим для неё лабораторию.
В 14 сценарии правило не так сильно влияет на игру, но ощущается мощноватым. Фактически, только один персонаж – медик – может что-то сделать с городами-тройками. А на старте их уже три штуки. К каждому надо подбежать, «съесть» один кубик из соседнего города, а потом либо зачистить его окончательно, либо мчаться к следующей «тройке», оставив задачу по зачистке другим игрокам.
Сперва казалось, это здорово усложнит игру, но на деле всё получилось неплохо. Разве что где-то в Африке у нас дважды бахнула вспышка инфекции, кажется, в Лагосе, но потом мы по событию скинули карту этого города из игры и забыли про него. В целом сценарий оказался несложным. Возникла даже мысль, что, может быть, стоит замешивать в колоду не 5 карт эпидемий, а 6. А то у нас бывало так, что в первый же ход вскрывается карта эпидемии, и всё равно побеждаем. Да что говорить, вся эта кампания, а это уже 14 сценариев – это серия из 14 побед. Ни разу не проиграли. Для «Пандемии», это, всё-таки, не характерно.
А саму кампанию рекомендую. Мы хоть и не дошли до конца, но с самого начала было понятно, что она хорошая. И с каждым новым сценарием эти ощущения только крепнут, перерастая в уверенность.
Сыграли разок в Blue Moon. Традиционно, колоды Vulca против Hoax. В напряжённой борьбе «огненная» колода побила земляную со счётом 1-0 в самом конце, когда закончились карты в колоде. Игрушка хорошая. Зря так редко в неё играем.
Очень хорошо в очередной раз зашла The Game. Крайне подходящая игра для новичков. Совсем несложная, максимально понятная и генерирующая эмоции буквально каждый ход.
Вместе с The Game раскладывали и Mind, она тоже хороша, но всё же The Game в долгосрочной перспективе куда более привлекательна.
Разок разложил в соло-режиме Sprawlopolis. Очень хорошая игрушка как филлер, если надо убить несколько минут и нет страха перед тем, чтобы обстоятельно поломать голову и подумать, как распланировать городок на этот раз.
На фото, кстати, провальная миссия. Надо было набрать 19 очков, и вроде бы всё было хорошо, но как-то совершенно забыл про третью специальную карточку, выпавшую перед началом игры, за каждый ряд и столбец, где нет 3 парков, полагается -1 очко, а где есть ровно 3 парка, +1 очко. На этом и погорел.
В «Генералов» отыграли две партии подряд. На этот раз без дополнения, и от игры остались очень хорошие впечатления. Бодрая, динамичная, достаточно вариативная. Нет, правильно, всё-таки, что мы в основном раскладываем именно базу.
Что касается самих партий, в первой на старте Германии пришла очень хорошая рука. Сразу «Мобилизация», «Блицкриг», «Стратегия наступления», карты атаки и строительства.
Неудивительно, что вскоре СССР пал, а Британия и США штурмовали вдвоём Европу, но не достигли особого успеха. Япония, тем временем, пользуясь тем, что на неё никто не обращал внимания, заняла всю Азию и добралась до Индии.
Получалось 8 очков в ход за Японию, столько же за Германию, да ещё что-то давала Италия. Союзники же на двоих, кажется, получали всего порядка 6: 4 за США и всего 2 за Британию (она кроме стартового сектора ни одной звезды занять не смогла). Так что примерно в районе 10 хода по разрыву на счётчике очков победила Ось.
Сразу после этого разложили вторую партию. Теперь получилось всё наоборот. Не самая удачная стартовая рука у Германии. Пришёл, правда, «Блицкриг», но после первой же активации британцы «съели» его «Энигмой». Других атакующих статусов у немцев не было, так что они завязли на подступах к Москве. У Японии в этот раз с картами всё было очень печально. Пожалуй, надо было разок не пожалеть и за сброс 4 карточек достать строительство, чтобы занять Китай. Однако этого сделано не было, и где-то до 5-6 хода Япония приносила лишь по 2 очка.
А потом, когда Китай удалось занять, поблизости уже были армии СССР и Британии, которые вдвоём постепенно забороли японцев и заняли Китай сами. А Япония снова стала приносить лишь по 2 очка. Даже ни одной карты статуса с дополнительными очками не пришло.
Короче говоря, ситуация сложилась зеркальная. У Союзников всё хорошо. Британия держала Австралию и Индию. СССР потерял Украину, зато захватил Китай, США подбирались к Европе. Германия же отбивалась от Америки и иногда атаковала СССР. Италия держала Европу, а Япония цеплялась за Китай. Постепенно Союзники отрывались на счётчике всё дальше и дальше и где-то на 15 ходу победили.
В третьей партии в самом начале США ударились в войну на Тихом океане. Выложили «Авианосцы», «Радары», «Морской десант» и «Превосходные верфи» и примерно к 5 ходу дошли до Филиппин. К сожалению потом вместо того, чтобы атаковать флот в японском море, что позволило бы перехватить инициативу и навсегда запереть Японию на стартовом острове, было сделано что-то другое, а ходом позднее сменой театра военных действий боевые единицы были переброшены в Европу.
Там до самого конца шла борьба за очки. Британия с Америкой периодически высаживались на побережье, но Германия их всеми правдами и неправдами опрокидывала обратно, в чём хорошо помогала Италия со своими бесконечными атаками по статусу «Бравада».
Ось вела по очкам почти всю партию. Ближе к концу игры Британия и США переключились на бомбометание. Немцы ощетинились «Реактивными истребителями», Италию разок прикрыли «Умелые пилоты», но всё равно за счёт бомбардировок суммарно Ось потеряла 28 очков. Этого, однако, оказалось недостаточно, и после 20-го хода по очкам Союзники проиграли.
генералы!