За отчётную неделю сыграно 9 партий в 3 различные настолки, новинок среди них не было, но впервые за достаточно долгое время на столе появилась Cuba Libre, да как появилась — 5 партий за неделю:
Кодовые имена: Дуэт –
Cuba Libre –
Sprawlopolis –
Недавно наткнулся на специальный дуэльный сценарий для Cuba Libre. Захотелось попробовать, но найти желающих под такое дело непросто. Поэтому решил попробовать сыграть соло. Вариант, конечно тот ещё! Берём ассиметричную игру на 4 человек, выбрасываем оттуда две фракции и пытаемся воевать между собой оставшимися двумя. Впрочем, это даже хорошо. Ведь надо освежать в памяти вдвое меньше правил. Да и хаоса на столе будет не так много.
Дуэльный сценарий по сути действительно представляет собой обычную Cuba Libre, из которой убираются жёлтая и зелёная фракции (Революционный директорат и Синдикат). Их фишки в игре не участвуют, а из колоды выбрасываются карты с завязанными на них событиями. В игре остаются Правительство и Движение 26 июля. Колода, служащая игровым таймером, существенно худеет. Соответственно, уменьшается и время партии.
Цели у игровых фракций остаются прежними. Красное движение 26 июля пытается перетянуть на свою сторону общественное мнение, а Правительству нужно ровно противоположное – сохранить лояльность населения, и особенно в городах. По сути партия представляет собой некое перетягивание каната, когда то в одной, то в другой локации обе фракции пытаются склонить людей на свою сторону.
Главный вопрос, которым я задаюсь после каждого подхода к «Кубе» — понравилась ли мне партия? Хочется ли повторить? Насчёт понравилась – не уверен. И вот почему.
Во-первых, не радует стартовое положение на поле, когда есть сразу несколько «горячих точек» где идёт соприкосновение сторон конфликта. Условно, мне было бы приятнее, если бы тут был один фронт, который надо было двигать туда-сюда. Вместо этого на поле есть три ключевые точки – это города, которые постоянно подвергаются атакам революционеров. И получается, то у тебя тут вспыхивает, то там, только успевай реагировать.
Во-вторых, вновь обращают на себя внимание карты. Периодически из колоды вываливаются какие-то супер-сильные события, которые просто растаптывают в пыль эффект предыдущих нескольких ходов. Это довольно обидно, когда ты старался, старался, а потом одним движением руки все достижения аннулируются. Возможно это претензия новичка, и если хорошо знать колоду и примерно ожидать, что оттуда может прийти, будет не так больно, но пока что есть, то есть.
В-третьих, как-то по ощущениям партия не особо и наполнена событиями. Может показаться, что этот тезис противоречит двум предшествующим. Мол, как так-то? Если на поле аж несколько горячих точек, да ещё и приходят карты с мощными эффектами, что не так-то? Но на деле почему-то всё это оборачивается какой-то локальной мышиной вознёй, когда одна фракция набежала на другую, провела успешную атаку, а той вдруг пришло козырное событие с карты и уничтоженные фишки, ради уничтожения которых фракция-соперник сделала 2-3 хода, просто восстанавливаются на том же мест. И всё. И вот такая вот ситуация «уничтожил – восстановился» повторяется, повторяется и повторяется, из-за чего партия выглядит бедной на события и особо не запоминается. Ну, буксовало там, Правительство в горах, периодически сносило там базу революционеров, а они всё время отстраивали её заново. Ну, приходили революционеры в города, что-то там пытались намутить, но их оттуда постоянно выгоняли. И всё.
В-четвёртых, не покидает ощущение растерянности, когда подступаешься к игре, видишь все эти возможные действия (а у каждой стороны их по 7: 4 базовых плюс 3 особых), то немного даже теряешься, не понимаешь, что именно выгоднее делать, куда бежать, где бить соперника и что именно приблизит тебя к победе. Это тоже новичковая претензия. Наверное, если не делать перерывы между партиями в год-полтора, а отыграть пяток партий за какое-то небольшое время, в голове всё это устаканится и придёт понимание местных «производственных цепочек», а именно в каком порядке лучше играть доступные действия, чтобы добиваться максимально выгодных результатов.
На партию ушло полтора часа. Считаю, более чем достойный вариант, особенно учитывая, что сюда входило и чтение памяток по действиям, многочисленные обращения к правилам, короче, такие вещи, которых могло бы и не быть, если бы я был прямо очень хорошо знаком с игрой.
Самое парадоксальное, что даже после таких не очень радужных ощущений, плеваться от игры не хочется. Вот прямо готов сыграть ещё, пусть и в одно лицо, ещё разок разыграть конфликт Правительства и Движения 26 июля. Глядишь, если не за обе фракции, так хоть за одну из них придёт понимание, как именно нужно играть. Короче говоря, крест на Cuba Libre не ставлю. Более того, в обозримом будущем надо будет как-нибудь повторить…
…и повторить получилось буквально на следующий день! Всё то же самое, снова Правительство против Движения 26 июля, только правила уже получше знакомы, не надо так часто залезать в буклет (но сверяться с памяткой по действиям приходится постоянно, потому что запомнить все эти процедуры, изобилующие всякими нюансами, кажется, невозможно).
В этот раз я решил попробовать реализовать некую тактику за Правительство. Расчёт был такой. Изначально у повстанцев есть база в правом нижнем углу поля, рядом с одним из городов. В прошлой партии Правительство безуспешно пыталось снести эту базу, а в результате только теряло контроль над этим городом. Так что в этот раз решил поступить иначе, на начальном этапе не лезть к повстанцам в горы, а ликвидировать их у столицы, чтобы если и воевать – то только там, в правом нижнем углу, но нигде больше.
Дело пошло. Удалось ликвидировать стартовую фишку повстанцев, после чего как-то так вышло, что красным пришлось действительно оперировать только территорией с их базой и ближайшими локациями. Теоретически они могли бы возродиться с помощью каких-нибудь событий, но что-то ничего годного не приходило.
Дальше Правительство стало работать с населением на зачищенных территориях. Поднимать свой авторитет раздавая всякие подарки. И вот он результат – вблизи Гаваны все поддерживают действующую власть, на счётчике поддержка Правительства в кои-то веки не стремится ко дну, а даже переваливает за 20! А это очень важно, потому как при выпадении из колоды очередной карты пропаганды, при низкой поддержке Правительства все его действия дорожают. Играть становится всё сложнее и сложнее, скатываешься в штопор. Так что лучше заранее озаботиться поддержкой и не допускать её снижения.
Особенно важна в этом смысле гористая местность Лас-Виллас. Кажется, только в этот раз (а это где-то 10 партия в Cuba Libre) пришло понимание, что как раз там в первоочередном порядке нужно заручаться поддержкой населения. Населенность этой местности 2, при активной поддержке это +4 на счётчике. Считай, если удерживать Гавану, это уже +12, ещё Лас-Виллас даёт +4, это суммарно уже 16. Чтобы не проваливаться в раунд пропаганды нужна поддержка не ниже 19. То есть держим эти 2 территории, и ещё добираем понемногу где-нибудь ещё. Вполне разрешимая задача.
Ещё одно открытие этой партии, оказывается, спецдействия можно играть не только после основного действия. Можно и до. Иногда это бывает очень важно, если не критично. Правда, одновременно увеличивается когнитивная нагрузка, шестерёнкам в голове приходится крутиться шустрее, чтобы обсчитать все доступные варианты.
Возвращаясь к событиям партии – пока Правительство окучивало окрестности столицы, красные взяли Сантьяго-де-Куба, город справа внизу. Организовали прямо в нём две базы, перетянули на свою сторону население. Честно говоря, не знал даже как быть с этим. Для победы-то Правительству нужна поддержка во всех трёх городах, а тут один уплыл, из двух баз постоянно вылупляются всё новые и новые мятежники, справляться с ними не получается.
Помог случай. Как-то выпало событие, позволяющее сменить поддержку с оппозиции на правительство. Всего за одно действие, как по щелчку пальцев. А чуть позже выпало ещё одно прекрасное событие, позволяющее Правительству выполнить в городе два действия подряд: сперва вскрыть все фишки повстанцев, а потом их ликвидировать. К тому времени сил Правительства в Сантьяго-де-Куба оказалось достаточно, чтобы полностью зачистить город от повстанцев.
В этот момент грустно стало уже Движению 26 июля. Синие оккупировали кучу секторов, везде добились поддержки, а тут осталась только стартовая база. Попробовал сунуться в ничейные земли, особого прогресса не добился. А там и финальная карта пропаганды выпала. Конец игры. Условия победы не выполнил никто, но Правительство оказалось существенно ближе к выполнению своей задачи. Победа. Кажется, первый раз.
Правда, опять нельзя сказать, что победа получилась сознательная. Как максимум – 50/50 в плане принятых решений и удачи. Да, было верным ходом зачистить окрестности столицы, а потом предметно работать там с населением. Но вот полное истребление повстанцев в Сантьяго-де-Куба и перетаскивание на свою сторону жителей города – это чистое везение на картах, события на которых, повторюсь, периодически бывают ну очень мощными.
А так – вполне неплохо. Опять же, не скажу, что было просто супер, но неплохо. Вероятно, готов попробовать ещё разок.
…и снова попробовал! Третий день подряд разложил в соло-режиме этот дуэльный сценарий. Кажется, в голове действительно начинает что-то щёлкать, потому как в этот раз изначально уже наметился общий план на игру. Правительством намеревался завоевать внимание населения в Лас-Виллас и держать уровень поддержки не ниже 19, чтобы на этапе пропаганды действия Правительства не дорожали. За 26 июля планировал как можно раньше распространиться по всей территории, занять как можно больше локаций, а потом организовывать там террор, чтобы добиться поддержки оппозиции.
Правда, старт немного смазался. Первое же событие позволило Правительству ликвидировать единственную стартовую базу 26 июля, так что повстанцам пришлось начинать из невыгодного положения. Впрочем, это не помешало завербовать порядка 5 новых ячеек в первый же ход. Впоследствии они немного разбежались по полю, заняв в том числе экономические центры. Это было сделано сознательно, чтобы подорвать доходы Правительства. Ведь если промышленность занята повстанцами, в фазу пропаганды Правительство недополучает деньги и жить ему становится сложнее. Правда, тут Правительству снова повезло с событиями. Карта позволила просто увеличить поддержку США на 10, тем самым нивелировав захват экономических центров. Если они все потеряны, Правительство недополучает 8 ресурсов, а тут за счёт карточки +10. Так что удача опять повернулась к 26 июля не той стороной.
Само Правительство тем временем успешно добилось поставленных целей в Лас-Виллас. Поддержка населения перешагнула знаковое число 19, можно было смело дожидаться пропаганды. И, когда она случилась, Правительство чувствовало себя как нельзя лучше. Куча дополнительных ресурсов. Стоимость действий не упала. Развивайся вволю!
У 26 июля же дела шли не очень. Ресурсов крайне мало. Базы снесены. Повстанцев достаточно, но чтобы их задействовать, нужно платить. А нечем… Не самая приятная ситуация. Приходится пасовать, чтобы накопить хоть какие-то деньги. А Правительство, тем временем, делает что хочет. Вот введены войска в промышленные центры. Теперь повстанцы больше не могут саботировать их работу. Вот армия отправляется в отдалённые регионы, где народ поддерживает оппозицию и начинает охоту за повстанцами, чтобы их зачистить, а потом повлиять на умы населения.
Вот в какой-то момент в Сантьяго-де-Куба нанимаются солдаты и полицейские и начинают раздавать людям сгущёнку. Поддержка правительства взлетает до максимума, тем более, что в двух других городах она и так на высоте. И как раз вскрывается очередная карта пропаганды. А это означает победу. Досрочную победу Правительства, и первую его уверенную победу вообще за весь мой опыт знакомства с игрой.
Правда, тут опять, с картами везло. Если бы не удалось просто так снести стартовую базу повстанцев. Если бы не привалила помощь США по событию, возможно таких грандиозных результатов было бы не так-то просто добиться. Повстанцы же действовали тоже неплохо, но в какой-то момент что-то упустили. Вероятно, не стоило так резво делать акцент на экономические центры (или, по крайней мере, занимать не все, а хотя бы 1-2, чтобы сэкономить немного денег).
Вообще, с ситуацией дефицита ресурсов у 26 июля столкнулся впервые. Как-то раньше всегда они не испытывали нужды в деньгах. Всегда было почти максимум баз на поле, да и события постоянно приходили приятные. Короче говоря, нетипичная партия. Ну и за счёт того, что закончилась она всего лишь на второй карте пропаганды, реального времени на неё ушло от силы полчаса. Прямо Куба-блиц!
Что сказать… Пожалуй, повторю ещё!
Четвёртая партия. Что сказать, картина игры и разворачивающихся в ней событий вырисовывается всё яснее. Всё чаще ловлю себя на мысли, что вместо мыслей «а что тут делать» появляются вполне вменяемые идеи «вот тут надо вот так, а вот тут – вот так». И Правительство, и 26 июля уже хорошо знакомы, хотя памятки всё равно всё время под рукой. Сверяюсь с ними каждый ход, на память не полагаюсь, не удержать столько подробностей.
Начало этой партии было похоже на предыдущую. Правительство успешно задрало поддержку населения выше 19, что позволило бесстрашно подготовиться к первой пропаганде. Но и 26 июля не отставало. Начав с вербовки, оно не акцентировало внимание на промышленных центрах, а просто рассредоточило ячейки по полю и очень быстро охватило Кубу сетью баз. Это делалось в расчёте на то, что первая же пропаганда окупит затраты на базы.
С ресурсами у повстанцев в этот раз особых проблем не было. Старался не доводить их до нуля, периодически играл события, плюс где-то в середине партии пришло постоянное свойство, позволяющее разыгрывать похищения в «родном» регионе 26 июля Сьерра-Маэстре, подворовывая, таким образом, периодически ресурсы у Правительства.
В общем, разбежавшись по территориям, повстанцы очень резво стали использовать террор, а также агитацию в фазу пропаганды, чтобы склонить население на свою сторону. Это оказалось настолько успешно, что в какой-то момент жетон 26 июля на счётчике достиг чуть ли не 20 (при необходимых 16!). Правда, Правительство тут же отреагировало. В отдалённые районы выдвинулись войска, которые стали охотиться на повстанцев и проводить там зачистки, снижая уровень поддержки оппозиции.
На какое-то время образовалась патовая ситуация, когда на зачистки повстанцы отвечали террором, а отряды Правительства были невелики по количеству, не хватало солдат, чтобы выявить все ячейки и покончить с ними. И так постепенно мы и дожили до финальной пропаганды, после которой победить всё равно определяется, даже если никто не достиг нужных показателей.
С этим, кстати, в этот раз не получилось. Движению 26 июля удалось буквально на волосок спастись от неминуемого поражения, опустив уровень поддержки Правительства до 18 (для победы нужно 19). Но и Правительство не осталось в долгу, поддержка 26 июля тоже оказалась ниже необходимого уровня – на 15 (для победы надо 16). Выходит, ничья. Полез искать, что по этому поводу говорят правила, и, оказалось, что в случае ничьей побеждает Синдикат, потом Директорат, а потом 26 июля. Правительство может только победить, другого варианта для него нет.
А в этот раз победили красные. Даже немного удивительно, их позиции на поле были хотя и неплохи, но, казалось бы, уступают Правительству. Хотя с точки зрения бытовой логики всё правильно. Правительство со своими обширными ресурсами не только не смогло обеспечить себе необходимый уровень поддержки, но и всего лишь на чуть-чуть умерило оппозиционные настроения среди жителей.
Удивительно, но в этот раз даже не показалось, что события на картах были какие-то поломные. И в целом каждая сторона уверенно шла в сторону своих небольших локальных целей, и добилась примерно одинакового (ну, так уж вышло, что при ничьей побеждает 26 июля). Партия была интересной. Даже сказал бы, что понравилась. Пожалуй, буду играть ещё. Не знаю только, как так сделать, чтобы попробовать усадить за эту игру ещё кого-нибудь. Всё же столько информации… как это всё утрамбовать и вложить в голову другому человеку, чтобы не услышать после первой партии «да ну, неохота, неинтересно, давай во что-нибудь другое».
Ну что, кажется, это локальный рекорд. Пять (!) солольных (!) партий в Cuba Libre (!) в течение одной (!) недели. Никогда раньше такого не было, чтобы так много играть в одиночку. Да ещё и в такую большую и сложную игру. Впрочем, на пятый раз, конечно, получается всё лучше и лучше. Считай, опыт уже кое-какой наработан. Смотришь на поле, и уже не разбегаешься мыслями насчёт того «а что тут, вообще, делать». Действительно, намечается план, которого пытаешься придерживаться.
На пятой партии, кстати, выяснился нюанс. В этом сокращённом сценарии из колоды вскрывается не по две карты, а лишь одна. Знал бы это заранее, поди партии занимали бы не час, а даже чуть меньше. Ведь когда выходят два события, смотришь на оба, прикидываешь, может выгоднее на первом спасовать, чтобы «поймать» второе себе и не отдать противнику. А так, видишь карту – решай, играть событие или нет. Намного проще. Куда быстрее.
Выработался уже стандартный дебют за Правительство, когда в ожидании первой пропаганды главная задача – это поднять поддержку, чтобы не подорожали действия. У 26 июля тоже есть первичная задача – завербовать повстанцев и поставить на поле базы. Опять же, это ресурсная цель, чтобы получить как можно больше денег. Правда, всё время хочется параллельно ещё и просто завербовать повстанцев, а затем терроризировать население, перетягивая его на свою сторону, но по здравому размышлению пока отодвигаю эти действия на потом. Всё же быстро выиграть вряд ли получится, поэтому желательно заложить себе ресурсную базу.
Исходя из поставленных перед фракциями задач, условно делится игровое поле. Левая часть остаётся под контролем Правительства. Там ему очень важно заручиться поддержкой населения в провинции Лас-Виллас. Правая половина поля – это вотчина 26 июля. Тут оно выдаёт в горах Сьерра-Маэстра новых повстанцев. Оттуда они занимают ближайший промышленный центр, расползаются в Ориенте (провинция с населением 2, её выгодно перетягивать на свою сторону), оттуда же они атакуют город Сантьяго-де-Куба, с обороной которого у Правительства традиционно проблемы.
А дальше – дальше как оно получится. Кому придут события получше. Кому удастся быстрее подмять под себя население. Но в целом получается очень ровно, и Правительство и 26 июля шли нос к носу и подошли к победе одинаково хорошо. Победные цели выполнили обе фракции, но Правительство даже перевыполнило свою. Поэтому и победило.
В этой партии вновь столкнулся в нехваткой ресурсов у 26 июля. На каком-то этапе прямо нечем было платить за действия. Вынужден был организовывать похищение, и как назло на кубике выпадало то «1», то «2». Впрочем, с моей удачей на шестиграннике именно на это и стоило рассчитывать 🙂 У Правительства с ресурсами было получше. Несмотря на то, что разок на пропаганде стоимость действий увеличилась с 2 до 3, поддержка США была на достойном уровне, ресурсов хватало.
Главное, помню, когда играл в другой сокращённый сценарий, где присутствуют все фракции, у Правительства всегда было положение швах. А тут, прям, всё неплохо. Хотя, это, возможно потому, что на старте действия стоят 2, и, вообще, Правительство делает в игре каждый второй ход. Участников-то всего два: Правительство и 26 июля. С четырьмя фракциями ситуация иная, там ходит Правительство, а потом ход делают 3 другие фракции. И поэтому положение может ухудшаться быстрее, чем его получается выправлять. Короче говоря, интересно. Вот, думаю теперь, может как-нибудь попробовать сыграть соло не только на двоих, а с полным набором враждующих сторон…
Продолжаем проходить кампанию в «Кодовых именах» на двоих. В этот раз попробовали этап, где нужно угадать все слова за 9 ходов и без единой ошибки. Что такое 9 ходов? Всего в игре 15 слов, то есть нужно 6 раз загадать по 2 слова и 3 раза по 1 слову. И всё. Как раз, аккуратные подсказки (ошибаться-то нельзя!). Казалось бы, задача несложная. И начали хорошо, даже на 3 слова была подсказка. Но в эндшпиле что-то пошло не так. Сперва случайная ошибка, потом ещё одна, уже отчаянная. И всё, проиграли. Жалко-то как!
Тут же раскладываем вторую партию. Те же условия, просто перевернули карточки со словами на обратную сторону. И теперь ситуация уже сложнее. Задача та же, найти 6 пар и 3 слова одинарных. Но новые слова что-то не спариваются. Плюс на поле есть неудачные комбинации, когда одно из слов – зелёное, а другое, похожее, белое. Например, зелёное слово «кабель» и белое слово «шнур». Или зелёное слово «санитар» и белое слово «пациент». В общем, и в этот раз не осилили. Два поражения подряд. И даже думать не хочется как будет проходить города, где, например, 7 ходов и 0 подсказок или даже 6 ходов и 0 подсказок.
В Sprawlopolis отыграл две неудачные партии. Первую провалил, набрав обидные 9 очков при необходимых 10, вторая, вообще, никуда не годится. Там надо было набрать где-то около 40 очков, а получилось только около 25. Но игрушка, по-прежнему, неплохо себя показывает. Годится как семечки, заполнить собой несколько минут, когда руки чешутся во что-нибудь поиграть, но времени на что-то большое и долгое просто нет.
Юра, приятно было читать про Cuba Libre. Приятно, что ты нас радуешь непростыми играми и не зацикливаешься на простых или знакомых играх.
Большое спасибо за такой подробны и интересный отчет по Cuba Libre. Теперь из всей серии COIN больше к ней прицениваюсь 🙂
Юра, спасибо за отчет. Прямо-таки наглядная эволюция в понимании Cuba Libre. Не сомневаюсь, что следующий шаг — это соло игра за все четыре фракции, ведь соль COIN-серии именно в наличии четырех фракций, две из которых враги, а другие друзья-враги и действие каждого влияет на всех. Хотя, конечно, одному разбираться в столь сложных играх непросто. Но с каждым разом вместе с пониманием и интерес растет.
Согласен, спасибо за отличный подробный отчет по Cuba Libre
@NN
Пожалуй именно с неё и стоит начинать. Она и так-то достаточно сложна, вон, только специальный урезанный сценарий удалось освоить. Что говорить о более комплексных играх в серии?
@gazza
Вообще, насчёт игры за все 4 фракции пока не думал. Наверное надо ещё погонять этот специальный сценарий для двоих, а когда почувствую, что прям всё изучено, тогда можно пытаться освоить все 4 фракции.
Спасибо за Кубу! Тоже присматриваюсь к ней. Может Санта подарит?