За отчётную неделю сыграно 7 партий в 6 различных настолок, среди них было две новинки — Маракайбо и Сквайр:
Каверна. Пещера на пещеру –
Маракайбо –
Сквайр –
Талува –
Хадара –
The Game –
Приступил тут к знакомству с «Маракайбо». Игра большая, компонентов в коробке с горкой, правила на 24 листах большого формата убористым текстом. Осваивать такую на ходу с товарищами – это напрасная трата времени. Поэтому дай, думаю, погоняю сам с собой. Чтобы хотя бы основы понять. В игре, кстати, есть специальный соло-режим, где нужно соперничать с искусственным интеллектом. Для этого есть даже специальная колода карт, которая играет за бота. Но я это всё отмёл в сторону, чтобы уменьшить объём правил для изучения. Тут бы с базовыми разобраться, а уж потом ковыряться, как работает эта «автома». Поэтому разложил игру на двоих, сам собой за двоих и играл.
«Маракайбо» — это приключения в Карибском море в XVII веке. В то время там происходило много всего интересного. Купеческие корабли сновали из порта в порт, перевозя ценные грузы. Пираты пытались их грабить. А тем временем Испания, Англия и Франция воевали за территории. Да ещё и осваивали неведомые земли. Вот примерно это всё и ждёт нас в игре.
Механически это происходит на большом игровом поле с изображением Карибского бассейна. На нём обозначены локации, соединённые между собой стрелочками. По этим стрелочкам в процессе игры нам предстоит двигать свои корабли, путешествуя из точки А в точку Б, попутно выполняя всякие действия.
Стоит сказать, что несмотря на первое впечатление, игра оказалась довольно-таки простой. Базовые правила очень доступны и наглядны. В свой ход можно двинуть свой кораблик вперёд (ходит он строго по стрелочкам в одну сторону, назад возвращаться нельзя, изредка встречаются развилки и можно выбрать куда плыть). Затем кораблик останавливается и нужно выполнить действие локации, где он встал. Вот и всё.
А дальше гора нюансов. Локации бывают большие и маленькие (города и деревни). Самое интересное поначалу происходит в городах, но по ходу игры можно будет сделать так, что всякие полезные штуки будут появляться и в деревнях.
В городе можно прокачивать персональный планшет, открывающий дополнительные действия, возможности и банально приносящий деньги и победные очки, а также выполнять спецдействия, коих в игре более десятка. Поначалу глаза разбегаются, но довольно быстро всё усваивается, тем более, текста нет, всё изложено понятными символами.
Также в городе можно двигать фишку исследователя, которая бежит по отдельному треку и тоже приносит всякие бонусы. Ещё можно сражаться, хотя это громко сказано. Война очень абстрактна. Мы либо получаем славу у одной из трёх стран, прокачиваясь по её треку, либо ещё и выставляем на поле кубик этой страны (типа она захватила локацию). Это нам выгодно, т.к. в финале чем сильнее мы прокачаны в стране, и чем больше она заняла территорий, тем больше мы получим за неё победных очков. Ну и ещё куча мелочей.
В деревне выбор не столь велик. Там можно найти немного денег, либо сыграть карту с руки, оплатив её теми самыми деньгами. Карты приносят очки в финале, плюс дают всякие полезности. Либо мгновенные эффекты (очки, деньги и прочее), либо постоянные, срабатывающие при определённых условиях.
Ну а дальше всё как в самых навороченных евро. Можно качать свой планшет корабля. Можно обложится картами помощников. Можно исследовать территории фишкой исследователя. Можно выполнять задания в городах. Можно качать войну за выбранную страну (или даже за все три сразу). Короче говоря, что бы ты не делал, будешь получать очки. И после первой партии для меня это кажется главным минусом игры, к которому мы вернёмся чуть позже.
Вот я только что играл в Merchants & Marauders, другую игру примерно про то же место, то же время и те же события. Там очень много случайностей, сильно больше, чем мне бы хотелось бы. Но зато можно было реально почувствовать себя пиратом, торговцем, искателем приключений. Там можно было возить грузы, воевать, выполнять задания. И всё это на кубиках, колоде карт, и прочих вещах, не поддающихся контролю игрока. Да, если не везёт, ты ничего не можешь сделать. Но зато прямо ощущаешь себя пиратом. Пусть и невезучим.
В «Маракайбо» после партии ощущения как-то не прощупываются. Не знаю, кем тут игрок должен себя ощущать. Я – не ощутил никем. Какой-то абстрактный кораблик, нарезает круги, периодически делает остановки то там, то там… Условный искатель приключений? Сомнительно как-то. Трек дохода, трек дохода по очкам. Шкала исследователя. Трек военной силы. Эх, абстракт на абстракте сидит и абстрактом погоняет. Не ощущаю я за всем этим пиратской романтики! Скорее, перед нами симулятор бухгалтера, завёрнутый в обёртку с фотографией Карибского моря.
Ну а теперь про очки. Это личная придирка, но евро если и цепляют чем-то, то это кризисностью. Чтобы ресурсы были в дефиците, чтобы к победе надо было прогрызаться зубами. Чтобы требоваться превозмогать и стараться, что есть сил. Вот тут пока такого ощущения нет от слова «совсем». Почти всегда есть какие-то опции. То корабль улучшить, то исследователя двинуть, то войну отыграть. И за всё – очки, очки, очки. Наверное, где-то чуть больше, где-то меньше и пока это не ощущается, но вот это изобилие – оно чувствуется. Не хотелось бы, но оно, вроде бы, есть.
Но пока это первые впечатления. Мы ещё попробуем соревновательный режим. Может против живого человека игра пойдёт как-то жёстче. Плюс обязательно попробуем местную кампанию с элементами наследия. Вдруг от неё впечатления будут совсем другими!
Чем заняться долгими практически зимними уже вечерами? Конечно же продолжить серию соло-партий! Cuba Libre, к сожалению, у товарища. В Merchants & Marauders что-то наигрался, не охота больше. В «Макарайбо» два раза подряд сам с собой, кажется, перебор. А тут подвернулась под руку «Хадара». Как раз вспомнил, что недавно попадались на глаза соло-правила. Словом, все звёзды сошлись.
Открывал правила для одного игрока с небольшой опаской. Вдруг там, как, например, в 7 Wonders: Duel нужны какие-нибудь дополнительные компоненты? Карточки, там, напечатать, или ещё что. К счастью, ничего подобного не потребовалось. «Хадара» играется соло без каких-либо дополнительных штук. И, вообще, правила крайне просты и практически не отличаются от обычного варианта. На старте надо положить на стол 2 планшета. За один будешь играть сам, второй – это болванчик, действующий автоматически. Затем раскладываем карты первой эпохи: для первой половины эпохи готовится 5 цветных стопок, по 2 карты в каждой, для второй половины эпохи готовится ещё одна большая стопка, где замешиваются тоже по 2 карты каждого цвета.
Ход выглядит почти как в обычной игре. Выбираешь любую стопку, берёшь из неё обе карты, одну покупаешь или скидываешь за деньги, вторую отдаёшь болванчику. Ему платить ни за что не надо, денег у него нет в принципе, все карты строятся у него автоматически. Просто кладёшь её и передвигаешь положенные счётчики вперёд на нужное количество делений. Всё. В конце половины эпохи получаешь деньги как обычно, затем оба игрока захватывают колонии (если у болванчика хватает военной силы, он всегда автоматически переворачивает колонию, словно разорил ещё за дополнительную плату). Потом ещё статуи. Если у болванчика достаточно культуры, нужно вскрыть его случайный жетон и положить его в соответствующую ячейку. То есть по развитию синего счётчика он всегда качает случайный цвет.
Потом вторая половина эпохи. Из единственной колоды берёшь 2 карты, опять, одну покупаешь или скидываешь, другую болванчику. Кстати, т.к. у него нет денег, некоторые, например, фиолетовые карты у него не работают, а просто приносят очки в конце игры и всё. В конце второй половины эпохи всё то же самое. Деньги (болванчик их никогда не получает). Война (болванчик автоматически захватывает колонию и разоряет). Культура (если хватает синего счётчика, болванчик качает случайный цвет). Проверка продовольствия для болванчика не выполняется, он может иметь любое количество карт при любом значении зелёного счётчика. Для игрока же «виноград» работает как обычно. Перебрал карт – скидываешь лишние.
И так три эпохи. Затем считаем очки по обычным правилам. По умолчанию у болванчика нет никаких медалей, но в соло-правилах есть настраиваемые уровни сложности (десяток, а то и больше), отличающиеся как раз тем, что болванчик на старте получает какие-то медальки. Вот и все соло-правила.
Надо сказать, что ощущения от игры остались не очень. Наверное это общий настрой, в евро играть самому с собой совсем не фонтан. Ладно, хоть, ещё с живым человеком, там может проснуться соревновательность. А так – сидишь в тишине, карты туда, сюда, монетки получаешь, отдаёшь… Скучновато. Хотя сами правила – очень хороши. Простые. Не требуют дополнительных компонентов. Не сильно отличаются от обычной игры. Рекомендую. Если нравится «Хадара», в неё вполне реально играть одному. Хотя, с другими людьми, конечно, веселее и интереснее.
В The Game отыграли две партии подряд. В первую еле-еле победили, остались с 8 картами на руках. Тут же разложили ещё, но развить успех не вышло. Проиграли, даже не добравшись до конца колоды. Вот, казалось бы, есть ощущение, что коллективный пасьянс. Не ты играешь в игру, а игра играет тобой. Но зато – завлекательно. Процесс цепляет и не отпускает. Хочется повторять снова и снова. Очень хорошая игра. Нравится!
В «Сквайра» сыграли одну партию на троих. Осваивали игру с нуля, на ходу. До начала партии пришлось немного потрудиться, собирая из картона всякие штуки. Фишки игроков, жетоны, и, особенно, целую грандиозную конструкцию, представляющую тут табло рынка с текущими ценами. Такая интересная штука, куда «заряжаются» деревянные разноцветные бочонки, отмечающие колебания стоимости разных предметов в разных локациях.
Но что-то мы отвлеклись. Игра предлагает нам почувствовать себя в роли ценителей искусства, скупающих то тут, то там всякие любопытные вещицы. Причём, делать это можно либо на территории Великобритании, либо по всему миру (поле двухстороннее). Кстати, внезапно герои игры – животные. Орёл, там, барсук, лис. Забегая вперёд скажу, что это просто притянуто за уши. Никакого значения наличие антропоморфных живых существ не несёт. Более того, тут и скупщиком предметов искусства себя особо не чувствуешь. Мы просто мечемся по локациям и добываем там цветные жетончики.
Самая интересная штука в игре – это что мы делаем с этими жетончиками дальше. У каждого игрока есть свой планшет с таблицей 3 х 4 слота, куда мы размещаем приобретённые ценности. Тут фишка в том, что некоторые клетки дают разовый бонус, а если собрать ряд или столбец, получим ещё и постоянный полезный эффект.
Ещё в игре есть пресловутый рынок. Каждый ход когда мы что-то покупаем, учитываются два фактора. Что именно мы берём и где мы это берём. В специальной конструкции рынка есть два столбца с ценниками от 4 до 1, где отмечаются цены на конкретные вещи и цены в таких-то регионах. Скажем, хочется кому-то купить красную вещь в жёлтом регионе. Смотрим на цифру у красной фишки в ряду «что» и на цифру у жёлтой фишке в ряду «где». Складываем – вот вам и текущая цена. Причём, после покупки эти показатели растут. Если следующий игрок будет снова брать красную вещь в жёлтом регионе, ему придётся платить больше.
В общем, в целом тут всё неплохо. Качество компонентов на высоте. В части содержания в игру заложено ряд интересных идей, и она работает. Вот только энтузиазма не вызывает. Решения кажутся слишком очевидными и их не так много. Бегать по полю не особо интересно, почти всегда можно найти что-то подходящее. Чуть веселее раскладывать покупки на своём планшете, но, учитывая, что их всего 12 на игру, там тоже выбор не велик.
Предположу, что детям такая игра может и зайти. Взрослым же и опытным игрокам надо что-то более сочное.
В «Талуву» быстренько разложили дуэльную партию, хотя по факту игра шла не как дуэль. Просто каждый ковырялся в своей половине острова. Друг другу не мешали, вообще, практически никак не соприкасались. Просто играли кто быстрее выставит домики. К концу партии подошли с минимальным разрывом. Сперва выполнил условие победы белый игрок, следующим ходом выставил бы все домики красный.
В «Каверну» (которая «Пещера на пещеру») попробовал соло-режим. Он практически не отливается от полноценного варианта. Исключения минимальны – игра становится на 1 раунд короче и выбрасывается один тайлик действия. И ещё если в свой ход выкапываешь ровно одну клетку пещеры, из отдельной стопки открывается дополнительная доступная для постройки новая комната. И всё. Всё остальное как прежде, крутись как хочешь, добывай ресурсы, строй, главное, набери нужное количество очков. Для одного игрока победа засчитывается если получилось набрать 50 очков. Если вдруг набрал 60 – это, вообще, прекрасно. У меня в первой пробной соло-партии вышло 49. Чуть-чуть не дотянул.
Впечатления от соло-режима хорошие. По ощущениям игра ничем не отличается от варианта на двоих, только нужно на неё вдвое меньше времени. Всего 40 минут. Даже, кажется, чуть полегче, потому что всегда доступны все действия. Не нужно думать о том, что сейчас ты выберешь что-то, а потом что-то возьмёт противник и, возможно, в текущем ходу не получится вскопать пещеру или построить новые помещения. Однако несмотря на то, что доступны все действия, нагрузка на мозги ничуть не снижается. Приходится каждый ход всё так же скрипеть шестерёнками в голове, прикидывая, а что же делать теперь. Ресурсов всегда, кажется, не хватает, за каждую копейку приходится бороться. Короче говоря, градус напряжения не снижается.
Но, честно говоря, партия против живого человека, всё же кажется интереснее. Ровно из-за того, что там ты чувствуешь обратную связь. Можно посмотреть, что там в чужой пещере. Можно и нужно прикидывать, какие действия нужны сопернику и периодически их подрезать. Да и просто, банально отмечать какие-то успешные или, наоборот, неудачные ходы. Вот этого всего не хватает. Хотя, возможно, исключительно в соревновательных целях как-нибудь ещё разложу её сам с собой. Всё-таки надо же хотя бы 50 очков набрать!
про «Сквайр».
Детям игра зашла, было интересно копить и собирать. Но зашла она не так, как должна была бы. Тоесть, игра на сбор сетов — да, атмосферная игра с коллекционированием бесценных экспонатов — нет. В обзоре всё уже описал.
Мы поиграли на более лёгкой карте, а вот карту мира ещё не опробовали. Как там с конкуренцией? Много ли пришлось именно перепродавать экспонаты в партии?
@Mazz_O
На большой карте особой конкуренции не увидели.
Вообще, вопрос. Поле как бы есть, но оно как-то спорно ощущается. Кажется, что почти всегда можно пойти куда угодно и взять предмет любого цвета. Отсюда вопрос — а оно нужно, такое поле?
@hk
Нужно для атмосферы поиска, а также для стимулирования трат билетов. В принципе, можно не тратиться на билеты вовсе, и хапать всё в шаговой доступности. Но если у тебя нет хотя бы одного лишнего билета, это сильно сужает возможности по видам и ценам.
По крайней мере, мне так показалось. =)