За отчётную неделю сыграно 5 партий в 4 различные настолки, среди них была одна новинка — Путь лепестка:
Путь лепестка –
Уотергейт –
Эра. Средневековье –
Quartermaster General 2nd Edition –
К «Эре» была претензия, что на троих партии получаются слишком короткими. Только-только вошёл во вкус, и всё, финал. А на двоих получается в самый раз! Условие окончания игры остаётся тем же самым, надо, чтобы закончились 3 вида зданий в запасе. Но одно дело — 3 вида зданий на двоих, и совсем другое — на троих (кстати, странно, по логике для троих игроков надо бы лимит поднять).
В общем, это был первый раз, когда получилось построить отличный город, загородить его стенами со всех сторон, да ещё и исхитриться максимально выгодно воткнуть в середине госпиталь, чтобы жители сопредельных домиков не боялись болезней. Правда, кое-что сделать так и не удалось.
В этот раз игра заставила вспомнить о критических неудачах, когда ты бросаешь кубики, бросаешь, а они всё никак не ложатся нужными гранями вверх. Вот в этот раз возникла ситуация: надо бы построить собор, а для него требуется 6 товаров, это самый редкий ресурс, который накидывается на кубиках. И всё, вроде бы, хорошо. Вот уже собрал 4 товара. Вот куча кубов, на которых они могут выпасть. Вот церкви, позволяющие иногда делать дополнительные перебросы. И — никак не выпадает ничего.
С горя построил монастырь, которым можно поставить любой кубик нужной гранью вверх. И что вы думаете? Словно в насмешку в следующем ходу кубики ложатся множеством черепов вверх, что означает «потеряйте все свои товары до строительства». Короче говоря, несколько ходов подряд хотел построить собор, да так и не построил. Не набросал на кубиках нужных значений!
Впрочем, это не помешало победить. Всяких других построек было много, плюс почти все здания оказались внутри замкнутого периметра крепостных стен, так что отсутствие собора не стало помехой. Как и, в принципе, это невезение на кубах не помешало получить от игры удовольствие.
Вынес из этой партии урок — не стоит увлекаться крестьянами. А то понавтыкал жёлтеньких домиков. дающих жёлтые кубы, в надежде добывать много-много камня, чтобы строить стены. Построить-то их построил, только, вот побочный эффект. С одной стороны эти крестьяне постоянно просят кушать, и мало того, что приходится их тратить на добычу пшена, так ещё и максимальный запас этого пшена ограничен 10 единицами. Это значит, что если у вас будет больше 10 жителей, каждый ход кто-то гарантированно будет голодать. А это штрафные очки! С другой стороны, эти крестьяне часто косячат, ничего толком сделать не могут и выбрасывают черепа. А это всякие неприятные эффекты, которых хотелось бы избежать. Вон, серые и синие кубики дают черепа куда реже. Как и белые, которые предоставляют ещё и дополнительные броски. Короче говоря, попробую в следующий раз на крестьян так сильно не налегать.
Ещё раз — игрушка очень хорошая. На двоих идёт хорошо, позволяет вволю развернуться и дать выхлоп всей своей градостроительной замкостроительной фантазии. А если будем раскладывать на троих, пожалуй, попробуем сыграть до истощения не 3, а 4 видов построек. Чтобы тоже все успели построить всё, что хочется.
Опробовали тут новую игрушку «Путь лепестка». Это дуэль из цветных карточек с цифрами в лучших традициях известного немецкого игродела-математика Райнера Книциа. По сути игра похожа на его же «Баталию», немного напоминает Air & Land & Sea и отдалённо схожа с «Затерянными городами. В «Лепестке» есть 7 мастей, игроки разыгрывают карты по мастям, затем в конце проверяется, у кого в какой масти карт больше. Чтобы выиграть игру, нужно получить преимущество в любых 4 мастях. Или в 3 старших.
В принципе, ничего особо нового. Вон, в «Баталии» тоже надо разыгрывать карты по мастям и тоже требуется завоёвывать преимущество. Однако у «Лепестка» есть существенный нюанс – то, каким образом тут делаются ходы. Все привыкли к типичной схеме, когда в ход играешь одну карту, а затем добираешь карту. Это и в «Баталии», и в «Затерянных городах», и в куче других игр.
В «Лепестке» всё совсем не так. Просто так играть карты тут нельзя. У игрока есть 4 опции: выкинуть 2 карты из руки; сыграть одну карту втайне от соперника, сыграть 2 карты и 2 карты отдать сопернику, сыграть 2 карты и 1 карту отдать сопернику. Как видите, только один ход – сыграть 1 карту – это условно хороший ход. Все остальные почти всегда делают тебе больно.
Более того, каждый ход можно сделать один раз за раздачу. Для простоты игроку просто дают 4 разных жетона, вот их и надо разыграть. В любой удобной последовательности. То есть вы точно один раз просто сыграете карту, разок скинете 2 карты, разок сыграете 2 карты, отдав одну сопернику, и разок сыграете 2 карты, отдав сопернику также 2. В каком порядке вы сделаете эти 4 хода – это ваше дело.
Таким образом, за раздачу вы разыгрываете в свою пользу всего 5 карт, плюс ещё 3 карты получите от соперника. Итого 8. Вот этими 8 картами и придётся потрудиться захватить лидерство в большинстве мастей. Если же по итогам раздачи условие победы не выполнил никто, отыгрывается ещё одна раздача. Выигранные масти при этом остаются игроков. То есть кому-то победить уже может быть легче.
Ощущения от «Пути лепестка» пока не очень хорошие. Об игре было немало лестных отзывов, но все они сломались о личные впечатления. Как-то я оказался не готов к тому, что делать ходы можно исключительно квадратно-гнездовым методом. Вот эти вот формулы «что-то сыграй себе, что-то отдай противнику», путаюсь я в них. Не скажу, что это 100% плохо, но лично мне не нравится. Не знаю, может позже как-то получится проникнуться игрой, но пока – ставлю над ней большой знак вопроса. Вот надо ли играть в филлер, который изначально не зацепил?
В «Уотергейт» сыграли ещё разок, и вот уже четвёртый раз подряд я был за журналистов. Победить за них пока получилось всего раз. И то – буквально на последнем ходу, с огромным напряжением. По ощущениям за Никсона пока всё ощутимо проще. Набросал на старте несколько улик на поле лицом вверх, обрубив ряд направлений, а потом тягайся за красную фишку положения, да и всё.
Журналистам же куда тяжелее. Надо искать эти проклятые улики. Надо тянуть их куда надо. Надо успеть найти источник, до того, как его прикроет Никсон. Короче говоря, надо сделать много всего и на каждом этапе достаточно просто споткнуться (тем более, что соперник так и норовит тебе «помочь»). В общем, надо совершенствоваться. Искать какие-то хорошие ходы, или, может, даже стратегии, позволяющие держать оппонента в тонусе.
А то приходится воевать и за инициативу, и за положение, и за улики, и карт всё время не хватает. Ощущение дефицита, оно, конечно, классное, но результат пока плачевный. Хочется угнаться минимум за тремя зайцами сразу, хотя, как известно из пословицы, результат в такой ситуации немного предсказуем. Вот, он у меня и получается.
Ну и не оставляет мысль насчёт того, как далека от нас тема. Тут то ли кино надо посмотреть тематическое (советуют фильм «Вся президентская рать»), то ли нужен редизайн в современных реалиях с современными действующими лицами.
Довольно-таки равные, а, пожалуй, и самые интересные партии в «Генералах» получаются, когда на старте у Германии нет никакого приличного статуса, а у Британии не получается сразу возникнуть в Индии или Австралии. Тогда война выходит затяжной, долгой, вымученной, и непонятно, кто же выйдет победителем.
Так получилось в этот раз у нас. Начинаем игру, у Британии ничего толкового на руках нет. Единственный стартовый статус с очками за Россию, Украину и Казахстан сразу отправляется в сброс, это очень ситуационная карта, не вижу причин оставлять её на руках на старте. Первым ходом ставлю армию в Восточную Европу, следующие несколько ходов начинаем там бодаться с Советами за Украину. Британия тем временем обкладывается реакциями, выходит в Северное море и даже занимает север Африки. Япония захватывает Китай и движется в сторону Индии. Италия держит запад Европы, выходит в Средиземное море. Ну а США традиционно занимает вторую американскую звезду, а дальше в ход идут статусы. Двойное строительство армий. Двойное строительство кораблей. Усиленные бомбардировки. «Авианосцы» (возможность строить флот в атакованном морском секторе). Короче говоря, не позавидуешь Оси.
И, действительно. США выдвигаются в сторону Европы, да так успешно, что вскоре оказываются в Средиземном море. Италия под ударом. Хорошо, хоть, в Западной Европе есть и немцы, и итальянцы. Ход за ходом они топят американские и британские корабли, не давая тем продвинуться дальше. Казалось бы, в такой ситуации СССР должен заходить с тыла, но его задерживает Япония, добравшаяся аж до Ближнего востока. Америка ход за ходом отстраивает новые флоты, но в итоге они, всё-таки, заканчиваются! Быстрый рейд на Европу не удался. Отбились!
И не только отбились. Всё это время Япония исправно выдавала по 6 очков в ход, то есть Ось ещё и впереди. Можно чуть переходнуть. Немцы выкладывают свой (спойлер) единственный статус – «Воинская повинность», позволяющий строить армию за сброс 2 карт с руки. А США переключают внимание на Тихий океан, но вскоре снова перебрасывают корабли к берегам Европы. И начинают методично бомбить Берлин. Ход за ходом, пока не иссякает колода Германии. И потом ещё чуть-чуть, отнимая очки у Оси. Разрыв сокращается примерно до 10-12 позиций.
А потом США вновь отправляются на Тихий океан. При поддержке Советов Япония выбита из Китая. На Дальнем востоке высаживается американский корпус, он же заходит в Китай. Напоминаю, Америка ещё имеет авианосцы, то есть следующим ходом потенциально захватывает Японское море. Но – к счастью – Япония сносит советский танк, Америка тратит ход, чтобы скинуть на Берлин ещё одну бомбу, а следующим ходом японцы применяют атаку на море, плюс открывают реакцию с дополнительной атакой на мое и на суше и зачищают близлежащие сектора от американцев.
У США больше нет возможности строить флот. Они снова отправляются в Европу. Ход за ходом атакуют Берлин из Балтийского моря, но у Германии есть возможность отстраивать новую армию каждый ход. СССР же ковыряется в окрестностях Украины. Британия в вялотекущем режиме атакует Западную Европу, где вновь и вновь отстраивается Италия. Плюс Италия ещё успевает выложить пару статусов с очками. Разрыв вновь увеличивается.
И уже не сокращается. Вот он 20-й ход, Ось всё ещё уверенно лидирует. Победа. Если хода до 15-17 ещё была ситуация неопределённости, то теперь уже всё. Чуть раньше Британия, теоретически могла скинуть немецкий статус с бесконечным строительством. Или поддержать ту же Америку в наступлении на Японию. Или СССР мог доползти до Ближнего востока и оттуда выбить японцев из Индии. Но ничего этого не случилось. Ось смогла удержать лидерство и победить. Ни разу не уйдя в минус. Не имея ни одного хорошего статуса (ну, ладно, где-то на 15-м ходу немцы выложили «Блицкиг», но ни разу им не воспользовались). Хорошая партия, доволен.
При игре вдвоём на 1 здание каждого типа меньше. Возможно, поэтому при игре втроём тоже только 3 жетона отслеживания.
Что касается кормёжки — если судить по фото, то там надо кормить аж 15 кубиков (10 домов, 2 церкви и 3 башни). То есть каждый ход будет минимум 5 штрафных очков обязательно.
@Archy
Про уменьшенное количество зданий на двоих мы как-то упустили, спасибо за замечание.
Про 15 кубиков — всё верно. В последние ходы буквально понастроил, рассчитывал завершить партию собором, а получилось так, что и собора нет, и штрафы за прокорм.
«Немцы выкладывают свой (спойлер) единственный статус – «Воинская повинность», позволяющий строить армию за сброс 2 карт с руки.»
Сейчас как раз редактирую надписи под протекторы.
Оригинала 2-й редакции не видел, но в файлах, которые нашел в сети, значится:
«Conscription During your Play step, instead of playing a card from hand, discard the top 2 cards of your draw deck to build an Army.»
Здесь говорится о сбросе 2 карт из колоды, а не с руки. Где правда ?
@Ben80
Верно, там ошибка в переводе была у нас, поправили её уже.
Так получается даже круче, не надо тратить карты на руках.
@hk
Русский перевод увидел только недавно, до этого видел оригинальные тексты на английском. Тогда получается, что в русском переводе есть несколько ошибок. Плюс там терминология и географические названия отличны от русской локализации. Завтра закончу адаптацию перевода к терминологии и географическим названиям из русской локализации и выложу тут где-нибудь.
Кстати, заинтересовался Firestorm bombers. Оказывается, есть такое понятие, как «огненный смерч» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87
Это явление необязательно возникает при атомной бомбардировке. Суть явления в том, отдельные очаги горения соединяются в один обширный. Огненный смерч наблюдался, например, в Сталинграде и Дрездене.
Так что заголовок соответствующей карты я перевел как «Бомбардировщики: огненный смерч».
Или вот, например:
Whenever you may build an Army, you may instead recruit that Army in Australia.
Это отличается по смыслу от перевода, который я видел:
«Вы можете строить армии в Австралии.»
Предполагаю перевести так:
«Если вы создаете в каком-либо секторе суши армию, то вместо создания этой армии наймите армию в Австралии.»
То есть, видимо, тут можно даже использовать событие «Бирманская дорога и дорога Ледо»
В итоге перевел так:
«Используйте, когда вы создаете армию. Вместо создания этой армии наймите армию в Австралии.»
То есть если, например, какое-то время уничтожать флот Великобритании в Северном море, то она, скорее всего, не сможет построиться в Австралии.
Whenever you may build an Army, you may instead recruit that Army in Australia.
Вообще, если буквально понимать, то получается, что можно нанимать в Австралии, без применения карты «Создать армию» (достаточно просто иметь ее). Но, думаю, автор игры все-таки не это имел в виду.
—————————
Хотя… есть же еще «создание армии без создания» (например, прямо в Великобритании). В общем, запутался.
Посмотрел, что пишет Иан Броди здесь https://www.boardgamegeek.com/thread/2373210/australia-forms-directorate-manpower-or-lord-linli
Склоняюсь к тому, чтобы взять старый вариант из 1-ред., идеально озвученный в русской локализации (полагаю, сам Броди именно это и имел в виду изначально):
«Можете создавать армии в Австралии, даже если в соседних секторах нет ваших снабжаемых армий или флотов.»
@Ben80
Нужно отметить, что мы играем в неофициальный перевод собственного изготовления, который отличается от официальной локализации (там другая терминология и ошибок пока никто не находил).
Кроме того, официально на русском языке выпущена первая редакция «Генералов», а мы уже давно играем во вторую редакцию, где текст некоторых карт ещё и поменялся.
Тем же Firestorm Bombers называются в локализации «Огненные бомбардировщики». В нашем неофициальном переводе это «Атомная бомбардировка», это более простое название карты, которые все проще понимают (не нужно никому объяснять, что это за огненные штормы при бомбовых налётах), а ещё это просто круто звучит.
Кстати, во второй редакции все названия карт с бомбардировками изменены, хотя эта осталась похожей, Forestorm Bombing.
@Ben80
Насчёт «Австралии» — да, во второй редакции там появился термин recruit (точно также, как в нескольких других подобных статусах), но т.к. ни у Британии, ни у других стран нет никаких карт, срабатывающих в зависимости от того, каким образом в Австралии оказалась британская армия (через build или через recruit), я просто не стал переделывать перевод этого статуса. Опять же, т.к. с точки зрения игрового процесса изменений нет, это проще (не вижу причин объяснять игрокам, что текст карты поменялся, а по факту эффект остаётся тот же).
@Ben80
Ну по факту у нас именно так и есть, см. выше.
PS: с этим статусом, например, Британия может строиться в Австралии без карты Build Army, когда США разыгрывает «Арсенал демократии» (событие, позволяющее Британии построить армию и флот в любом порядке).
Я перевожу именно для 2-й редакции, уже закончил перевод.
Официальный русский перевод для 1-й редакции я, разумеется, давно видел, и говорю сейчас об ошибках в неофициальном русском переводе 2-й редакции (перевод датирован 09.10.2018, v1.1), их там несколько. Хотя и в официальном русском переводе 1-й редакции по крайней мере одна ошибка есть. Вот она:
Василевский принимает командование на Дальнем востоке
Наймите советскую армию на Дальнем Востоке и атакуйте Восточный Китай.
Этот перевод на самом деле соответствует 2-й редакции оригинальной (англ.) игры, а в 1-й ред. оригинальной игры (англ.) речь идет не об атаке Восточного Китая, а об уничтожении там армии.
Ну вот «Огненные бомбардировщики» — это переводом назвать очень трудно, поскольку таких объектов не существует и не существовало. Я бы сказал, так может выразиться разве что школьник-второгодник.
По поводу Австралии еще раз сошлюсь на автора игры:
https://www.boardgamegeek.com/thread/2373210/australia-forms-directorate-manpower-or-lord-linli
Он там просто пишет, что сформулировал едва ли не хуже, чем в 1-й редакции, хотя имел в виду то же самое. И при буквальном прочтении текста статуса оказывается, что Британия может построиться в Австралии с помощью карт «Свободная Франция» или «Бирманская дорога и дорога Ледо».
Поэтому я решил оставить текст данного статуса таким же, как в официальном русском переводе 1-й редакции (да, естественно, он позволяет строиться в Австралии через «Арсенал демократии»).
P.S. Насчет того, что не нужно никому объяснять, что за огненные смерчи возникают при бомбовых налётах. Я бы вот с удовольствием объяснил, в том числе и самому себе. Один из плюсов подобных настольных игр — образовательная составляющая, как мне кажется.
@Ben80
Если внимательно поискать в первой редакции вы можете обнаружить ещё одну ошибку в карте США Flexible Resources (Гибкая стратегия или Универсальные ресурсы, не помню как она называется официально). Но как и в случае с Василевским, это изменение выдвинуто самим автором и санкционировано им для русского издания для более лучшего баланса между Осью и Союзниками (который все равно не так близок к идеалу, как во второй редакции).
Да, действительно, спасибо за информацию. Возможно, изменение карты Flexible Resources — адаптация к правилу перераспределения ресурсов (поскольку это правило делает карту в ее старом варианте недостаточно интересной). А карту Великобритании Rationing, видимо, забыли адаптировать в русской локализации (либо я неправ насчет того, что адаптации к правилу перераспределения ресурсов там вообще имели место).
@Ben80
Карта «Нормирование» в британской колоде поменялась уже сильно после того, как российская версия ушла в печать. На тот момент все доступные правки в локализацию внесли, включая опциональное (но настоятельно рекомендуемое автором) правило перераспределения ресурсов.
А что касается Flexible Resources, с ней США в первой редакции способны на что угодно, хоть атомными бомбами каждый ход стрелять, хоть практически бесконечно строиться и атаковать, что негативно сказывалось на соотношении побед и поражений за разные стороны. Поэтому в целях правки баланса это была чуть ли не самая первая правка.